Амортизационная группа: грузовой автомобиль

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Амортизационная группа: грузовой автомобиль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.

Амортизационные группы

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.10.4 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Четвертая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
153410020 Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) 310.29.10.4 Средства автотранспортные грузовые

Коэффициент амортизации автомобиля

Теперь разберемся, как рассчитывается амортизация автомобиля. Чтобы сделать расчет, первым делом определите срок полезного использования основного средства. Для этого используйте таблицы с амортизационными группами.

Срок амортизации — это и есть срок полезного использования, т.е. отрезок времени, когда машина приносит пользу компании. Именно в этот период вы будете начислять амортизацию. Срок определите на дату ввода в эксплуатацию.

Для подтверждения даты ввода в эксплуатацию основного средства, составьте такой акт. В частности, это необходимо для своевременного начисления налога на имущество, вычета НДС со стоимости приобретения объекта, начала амортизации. А также для подтверждения первоначальной стоимости, срока полезного использования, амортизационной группы и т. д., которые установлены для объекта.

Налогоплательщики имеют право применять к основной норме амортизации специальные коэффициенты — повышающие или понижающие (ст. 259.3 НК РФ).

В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.

Выбираем способ амортизации

Амортизационные группы основных средств (2019) определяйте по Классификации. И только если в ней не нашли свое основное средство, смотрите в ОКОФ. В нем определите, какому коду соответствует имущество. Он состоит из девяти цифр. Нужную амортизационную группу в Классификации вы найдете по первым шести цифрам кода.

Подгруппировки

Группировка 310.29.10.5 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.

  1. 310.29.10.51 — Автокраны
  2. 310.29.10.52 — Средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями
  3. 310.29.10.59 — Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки
  4. 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие

Амортизационные группы

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Четвертая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно автокатафалки
Пятая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно автомобили-тягачи седельные

Амортизационная группа легкового автомобиля

Согласно Классификации легковые автомобили отнесены к третьей амортизационной группе (код 15 3410010). Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно. Большинство легковых автомобилей относятся именно к этой группе. Исключение составляют:

— автомобили легковые малого класса для инвалидов (код по Классификации 15 3410114). Они включены в четвертую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, то есть от 61 до 84 месяцев включительно;

— автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3, 5 л) и высшего класса (коды по Классификации 15 3410130 — 15 3410141). Они отнесены к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно, то есть от 85 до 120 месяцев включительно.

Классификация основных средств, включаемых в аморти­за­цион­ные группы

(утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 ян­варя 2002г. №1 (в редакции постановлений Правительства РФ от 09. 07. 2003г. №415, от 08. 08. 2003г. №476))

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону доб. 504 (консультация бесплатно)

Номер амортизационной группы для грузовиков и автобусов

Наибольшую сложность вызывает определение амортизационной группы для автобусов, чья длинна не укладывается в «прокрустово ложе габаритных размеров. Например, если автобус имеет длину от 7, 5 и до 8м. или от 12 до 16 м. , то споров о том, к какой амортизационной группе они должен относиться, избежать вряд ли получится. Ведь автобусы этой длины не отнесены ни к одному классу, ни в Отраслевой нормали, ни в ОКОНФ.

Кроме автобусов 4 (среднего) и 5 (большого) класса к 4 амортизационной группе относятся прочие автобусы, к которым отнесены санитарные автобусы и автобусы с электродвигателем. Таким образом, если в графе 3 «Наименование (тип ТС) ПТС предназначение автобуса указано как санитарный, или графа 12 «Тип двигателя содержит указание на оснащение его электродвигателем, то его необходимо амортизировать от 5 до 7 лет. Если автобус полностью самортизирован на момент его приобретения, то срок полезного использования нужно определять с учетом требований безопасности и других факторов (см. абз.

2 п. 7 ст. 258 НК РФ, Письма Минфина РФ от 09. 02. 2011 N 03-03-06/2/29, от 05. 07. 2010 N 03-03-06/1/448). Поскольку бухгалтер не обладает специальными знаниями и навыками для оценки состояния автомобиля, в течение которого его использование может считаться безопасным, то для того, чтобы определить СПИ на автобус, бывший в эксплуатации, я порекомендовала бы обратиться к техническим специалистам. Средние и большие автобусы занимают место в 4 амортизационной группе.

Они амортизируются свыше 5 и до 7 лет. Согласно Отраслевой нормали, если автобус имеет габариты от 8, 5 до 10м, то он относится к 4 (среднему) классу, а автобус размерами от 11 до 12 м — к 5 (большому) классу. В тоже время ОКОНХ предписывает относить к средним автобусам те, чья длина от 8, 5 до 9 м, а к большим, если их размеры от 10, 5 до 12 м.

Читайте также:  Как получить земельный участок почти бесплатно. Четыре реальных способа

Срок амортизации легкового автомобиля

Чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, заглянем в Классификацию. Легковые автомобили относятся к трем амортизационным группам. К какой группе причислить машину, зависит от ее типа. Для удобства мы составили таблицу — выберите вид автомобиля и сразу определите, к какой группе отнести автомобиль. А затем посмотрите, какой установить срок полезного использования.

Большинство легковых автомобилей относятся к третьей группе. Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно.

Вид автомобиля

ОКОФ ОК 013-2014

Амортизационная группа

Срок полезного использования

Легковой с бензиновым двигателем объемом до 3,5 л включительно

Третья

Свыше 3 лет до 5 лет включительно

Легковой с бензиновым двигателем объемом свыше 3,5 л

Пятая

Свыше 7 лет до 10 лет включительно

Легковой с дизельным двигателем

К Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

— Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.41.111)

— Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.42.111)

К Четвертой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

— Средства автотранспортные грузовые (автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)) (Код ОКОФ 310.29.10.4).

К Пятой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

— Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.112)

— Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.113)

— Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.112)

— Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.113)

— Средства автотранспортные специального назначения (автомобили-тягачи седельные) (код ОКОФ 310.29.10.5)

— Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами (автогидроподъемники) (код ОКОФ 310.29.10.59.270)

— Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки (мусоровозы) (код ОКОФ 310.29.10.59.390)

Амортизационная группа автомобиль легковой

В категорию «В», помимо легковых автомобилей, входят также небольшие автобусы и грузовички. Так что если ваши «Газель», «Соболь-Баргузин» или другое похожее авто предназначены для перевозки грузов и это указано в ПТС, а вторая цифра марки ТС не «1» и не «2», то безопаснее признать автомобиль грузовым. И место ему в 4-й амортизационной группе, а не в 3-й.

Если же вторая цифра — «2», то перед нами автобус (3-я амортизационная группа). А вторая цифра «7» в марке автомобиля означает, что это грузовой фургон и его надо относить к 4-й амортизационной группе. Амортизационную группу автомобиля для целей налогообложения не всегда легко определить однозначно. Меж тем допущенная при этом оплошность грозит неправильной амортизацией.

Как следствие — ошибки в расчете налога на прибыль. К тому же неправильное определение типа транспортного средства может привести к ошибке в расчете транспортного налога. Поэтому уделим этому вопросу особое внимание.

О машинах для инвалидов и спецтехнике говорить в статье не будем. Если в строке 4, к примеру, указан тип «С», в строке 3 написано «Грузовой», а вторая цифра номера марки машины в строке 2 — это «3», то сомнений нет: перед нами грузовая машина (Отраслевая нормаль ОН 025 270-66; Приложение N 3 к Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Минтранса России от 14. 03. 2008 N АМ-23-р). Если организация купила импортную машину, то цифрового обозначения ее марки в строке 2 может и не быть.

К примеру, просто написано «Mercedes-Benz Actros». Тогда надо смотреть на строки 3 и 4. Примечание
Кстати, иногда в строке 3 ПТС сотрудники автоинспекции пишут разные наименования для одного и того же транспортного средства. К примеру, в ПТС на «Соболь-Баргузин» встречаются такие варианты: «грузо-пассажирская», «специализированное пассажирское ТС 6 мест», «универсал» и т. д. Что окончательно может запутать бухгалтера. В этом случае единственно верный ориентир — вторая цифра в модели ТС.

Амортизационная группа: автомобиль легковой

В указанном Классификаторе предусмотрено 10 категорий. У каждой из этих категорий есть установленный срок полезного использования (СПИ). Например:

  • В первой группе находятся все активы, с СПИ от 1 до 2 лет.
  • Во второй, от 2 до 3 лет.
  • Последняя группа имеет максимально возможный срок использования — до 30 лет.

Получается, более длительный срок эксплуатации устанавливается для долговечного имущества.

Рассмотрим легковые транспортные средства, опираясь на данные классификатора. Получается, что для этого актива подходят сразу три группы: 3, 4 и 5.

Зная технические параметры автомобиля, можно определить точную группу ТС. При этом учитывают его тип (вид), объем двигателя. Аналогичные правила действуют и для грузового транспорта.

В 2021 году нужно применять Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), который принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12.12.14 № 2021-ст. Этот классификатор используется с 2021 года.

Ранее, вплоть до конца 2021 года, действовал другой норматив — ОКОФ ОК 013-94. Для перехода от старого ОКОФ к новому разработаны специальные ключи (утв. приказом Росстандарта от 21.04.16 № 458).

Таких ключей два: прямой и обратный.

Прямой ключ представляет собой таблицу, где в двух левых колонках указаны наименование позиции и соответствующий старый код ОКОФ, а в двух правых — аналогичное наименование и новый код ОКОФ (см. табл. 1).

Таблица 1

Прямой переходный ключ для объекта «калькулятор»
Общероссийский классификатор основных фондов ОКОФ ОК 013-94Общероссийский классификатор основных фондов ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008)

Код Наименование позиции Код Наименование позиции
14 3010020 Машины счетные, аппараты кассовые и билетные, аналогичное оборудование, включающее в себя счетные устройства, математические приборы и инструменты 330.28.23.1 Машины пишущие, устройства для обработки текста, калькуляторы и счетные машины

Обратный ключ — это тоже таблица, в которой наименование позиции и код по новому ОКОФ находятся слева, а аналогичное наименование и код по старому ОКОФ справа (см. табл. 2).

Читайте также:  Как перевести ребенка в другую школу в середине года

Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.

Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.

Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.

Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.

Читать также

20.11.2019

Амортизационная группа автомобиля в 2020 году

Предприятие купило ВАЗ 2172 (Приора). В Классификаторе находим, что легковушки включены в 3, 4, 5 категории, в которых срок полезного использования автомобиля варьируется от 36 до 120 месяцев. Но в четвертой специализированные модели для инвалидов, а в пятой указан объем двигателя 3,5 л и высший класс. Отечественные авто предназначены для средних слоев населения и суммарная вместимость цилиндров Приоры по техническому паспорту составляет 1,6 л.

Шасси310.29.10.5Средства автотранспортные специального назначения153410200Автомобили грузовые прочие153410201Автомобили грузовые электромобили153410210Автомобили-тягачи седельные153410211Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т153410212Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т153410213Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т153410214Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т153410215Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т153410216Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т153410040Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040153410340Автомобили-фургоны со специализированными кузовами153410341Автомобили-фургоны для перевозки промтоваров153410342Автомобили-фургоны для перевозки скоропортящихся продуктов (авторефрижераторы, изотермические)153410344Автомобили-фургоны

15 3410114 Автомобили легковые малого класса для инвалидов 15 3410020 Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) 15 3410191 15 3410195–15 3410197 15 3410211–15 3410216 15 3410270–15 3410283 Автобусы средние и большие длиной до 12 метров включительно 15 3410300–15 3410302 Автобусы прочие 15 3410361 Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, топлива и масел, химических веществ 15 3410380–15 3410449 Автомобили специализированные для лесозаготовок, специализированные прочие, специальные прочие 14 3410040 Пятая амортизационная группа – автомобили со сроком полезного использования свыше 7 до 10 лет включительно 14 3410330–14 3410335 14 3410391 14 3410421 Машины пожарные (автомобили), мусоровозы, автогидроподъемники 15 3410130–15

К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль?

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства

Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.

Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.

Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.

От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.

Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

№п/п
Амортизационная группа
СПИ, лет
Вид транспорта
1
2
от двух до трех
Грузопассажирские подъемники с платформами
2
3
от трех до пяти
  1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров;
  2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров;
  3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн;
  4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
3
4
от пяти до семи
  1. Автомобили, используемые инвалидами;
  2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров;
  3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту;
  4. Троллейбусы;
  5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
  6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
  7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
  8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
4
5
от семи до девяти
  1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров;
  2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
  3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн;
  4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
  5. Прицепы и полуприцепы.

Являются ли водительские права документом, удостоверяющим личность, читайте .

Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.

Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.

Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.

Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать. Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации. Платформа ОФД 📌 Реклама ОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Читайте также:  Выделение долей детям при использовании материнского капитала

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 Реклама Семинар: осваиваем нововведения в бухгалтерском учете. Самые главные и важные изменения в бухучете в 2020 году. Уникальная информация. Узнать больше

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию Заметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)).

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно Однако, на наш взгляд, это неверно. Во-первых, на регистрацию автомобиля отводится пять дней с момента покупки или же время, в течение которого действует знак «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). Его выдают на срок от пяти до 20 дней в случае, когда машину необходимо перегнать к месту регистрации. То есть, по меньшей мере, в течение первых пяти дней после приобретения компания с полным правом может эксплуатировать автомобиль. Во-вторых, даже если компания и нарушит сроки, то использование незарегистрированного транспортного средства будет исключительно административным нарушением. Никаких налоговых последствий у него быть не должно. Ну а в-третьих, пригодность автомобиля к использованию, по нашему мнению, определяется его техническими данными, а не фактом постановки на учет в ГИБДД. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-1969/07-1099А, где судьи указали, что «ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства». Пример 1

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *