Отчёты и платежи в январе 2023 года: шпаргалка с новыми сроками

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчёты и платежи в январе 2023 года: шпаргалка с новыми сроками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Компании и ИП должны заплатить налоги и страховые взносы в бюджет — за декабрь и четвертый квартал 2022 года. Также в январе нужно внести первый аванс по налогу на прибыль и НДФЛ, удержанный в период с 1 по 22 января.

Льготы для физических лиц

Граждане, зарегистрированные в Москве, также имеют право на получение льготных условий оплаты транспортного налога, при условии принадлежности к следующим группам:

  • Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы;
  • ветеранам;
  • инвалидам I, II групп инвалидности;
  • бывшим несовершеннолетним узникам фашистского режима;
  • опекунам в многодетных семьях или семьях с ребенком инвалидом (льготой может воспользоваться один родитель);
  • граждане, чье здоровье пострадало в результате воздействия радиации при аварии в Чернобыле, на ПО «Маяк», а также во время испытаний ядерного оружия в Семипалатинске.

Региональные платежные особенности

Дополнительные сроки уплаты транспортного налога для юридических лиц появляются внутри каждого отчетного года, если региональные власти своими НПА предусмотрели обязательные авансовые платежи по этому налогу.

Далеко не все регионы настаивают на уплате ежеквартальных авансов по транспортному налогу, но в любом случае игнорирование этого требования чревато материальными потерями в виде пеней за несвоевременное поступление обязательных налоговых сумм в бюджет.

Пример

Специалист по бухучету Потапов Р. М. последние три года ведет налоговый и бухгалтерский учет в ООО «Бригантина» (Свердловская область). С января 2022 года он добавил к своим обязанностям удаленный учет в ООО «Фортуна» (Московская область). Обе компании используют транспорт в своей деятельности.

Исполняя обязанность по уплате транспортного налога за 2021 год, Потапов Р. М. в феврале оформил платежные поручения от имени каждой из компаний. Затем с головой погрузился в годовую отчетность.

По поводу авансовых платежей он не беспокоился ─ в Свердловской области региональное законодательство платить авансы по транспорту не требует (п. 1 ст. 3 Закона Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ).

Что касается авансов по транспорту ООО «Фортуна», осуществлявшей деятельность в Московской области, то этот вопрос он из виду упустил, вовремя не заглянув в закон МО от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ. Эта невнимательность обернулась для ООО «Фортуна» дополнительными издержками ─ компании пришлось заплатить пени за несвоевременную уплату «транспортных» авансов, т. к. обязанность по их уплате предусмотрена в. п. 1 ст. 2 указанного закона.

Отметим, что в законах субъектов РФ может быть прописано только требование об уплате «транспортных» авансов, но устанавливать свои сроки их перечисления региональные власти не вправе.

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.

Транспортный налог – что это такое

Транспортный налог уплачивается почти за любое транспортное средство. В большинстве случаев юридические лица платят налог за автомобили. Однако есть и те компании, на которые зарегистрированы самолеты, вертолеты, морской или речной транспорт.

Уклонение от поставки на учет транспорта в госорганах не спасет от уплаты налога: ведь по закону незарегистрированное транспортное средство не может выполнять свою функцию (что для организаций контролируется серьезнее). Да и, кроме этого, при заключении договора купли-продажи право собственности переходит на покупателя. Никто не захочет платить налог за проданный транспорт – поэтому информация о продаже все равно попадет в ФНС или другие ответственные органы.

Прекратить оплачивать налог на транспорт можно лишь в случае снятия транспорта с регистрационного учета или его гибели. причем это можно сделать только по заявлению в ФНС. В 2021 году юридические лица обязаны сами сообщать в налоговую об имеющемся у них налогооблагаемом транспорте.

Отмена налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам

С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.

Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
  • при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Подача заявлений о налоговых льготах по транспортному и земельному налогам

В связи с отменой налоговых деклараций для организаций – плательщиков транспортного и земельного налогов был введен заявительный порядок предоставления льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). То есть, чтобы рассчитывать на применение полагающихся льгот, организация должна направить в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).

Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.

Непредставление заявления само по себе не лишает организацию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет иметься в наличии информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учетом этих льгот. Но если налогоплательщик сам не заявит о налоговых льготах, то не исключено, что расчет налогов к уплате будет произведен налоговиками неверно и сообщение о начисленных суммах налогов поступит налогоплательщику с завышенными показателями. Поэтому всем организациям в течение I квартала 2021 года рекомендуется направить в ИФНС заявление об имеющихся льготах по транспортному и земельному налогам за 2020 год (информационное сообщение ФНС от 14.01.2021).

Плательщиками транспортного налога являются:

1) организации;

2) физические лица;

3) индивидуальные предприниматели (далее – ИП).

Не являются плательщиками налога:

1) республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы;

2) суды;

3) органы прокуратуры;

4) местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица);

5) государственные учреждения, созданные местными исполнительными и распорядительными органами для обеспечения деятельности бюджетных организаций;

6) организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;

7) войска и воинские формирования.

Порядок исчисления налога

Годовая сумма транспортного налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 307-7 НК).

При возникновении (наличии) в течение налогового периода объекта налогообложения транспортный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:

  • произведена государственная регистрация транспортного средства;

  • истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.

Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.

Плательщики-организации за I–III кварталы текущего налогового периода исчисляют и уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:

  • на 1 января текущего года – за I квартал;
  • на 1 апреля текущего года – за II квартал;
  • на 1 июля текущего года – за III квартал.

Ответственность за неуплату налога

В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей начисляются пени в порядке, установленном ст. 55 НК (ст. 307-8 НК).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК).

Как рассчитать транспортный налог юридическим лицам?

Налоговая ставка рассчитывается с учетом нескольких обязательных параметров:

  • мощность двигателя в л. с.;
  • тяга реактивного двигателя или валовой вместимости ТС.

Ставки по транспортным налогам могут быть увеличены по решению региона, но не более чем в 10 раз. Помимо этого, разрешено установление дифференцированных ставок в отношении каждой категории ТС, а также с учетом года выпуска авто и его экологического класса.

Для вычисления точной суммы организации потребуется знать 3 величины:

  1. ставку налога;
  2. налоговую базу (мощность);
  3. время владения транспортом.

При расчёте необходимо учитывать, входят ли какие-либо имеющиеся в наличии авто, в группу ТС с повышающим коэффициентом. Перечень автомобилей, входящих в эту категорию, каждый год определяют Минпромторг и налоговая инспекция. Цена одного из таких ТС — более 3 миллионов рублей.

Налоговая база и ее единица измерения зависят от типа автомобиля:

  • лошадиные силы — ТС с двигателем;
  • паспортная тяга — для воздушных судов с реактивным двигателем;
  • валовая вместимость — для водных несамоходных судов;
  • единица ТС — для остальных.

Региональная налоговая ставка на определённый автомобиль в рублях умножается на мощность в лошадиных силах (дополнительно умножается на повышающий коэффициент авто) и получается общая сумма транспортного налога.

Порядок расчёта и уплаты транспортного налога

С 1 января 2021 года ФНС России от ГИБДД или Гостехнадзора получает информацию о всех транспортных средствах зарегистрированных юридическими лицами На основании полученных данных налоговики формируют сообщения (уведомление) об исчисленном транспортном налоге и отправляют налогоплательщикам одним из 4 способов:

  • по электронным каналам связи — через оператора ЭДО;
  • через личный кабинет на сайте ФНС;
  • по почте на адрес компании;
  • передают лично руководителю под подпись.

При этом сроки, в течение которых ИФНС должна это сделать, зависят от ситуации:

  • от 10 дней со дня формирования уведомления, но не позже 6 месяцев со дня истечения срока его уплаты (1 марта следующего года) — когда налог считают по отчётному году;
  • до 2 месяцев со дня получения данных — если необходимо пересчитать налог за предыдущие годы;
  • до 1 месяца со дня получения информации из ЕГРЮЛ — если организация находится в стадии ликвидации.

Как рассчитать транспортный налог для юридических лиц

Порядок исчисления транспортного налога для юридических лиц регламентируется ст. 363 НК РФ. В отличие от физлиц, у которых нет необходимости рассчитывать размер транспортного налога самостоятельность, на организации такая обязанность возложена. Расчет транспортного налога для юридических лиц в 2023 году производится для каждого ТС путём отнесения его к соответствующей категории и умножения значения ставки на величину налоговой базы.

Еще одно отличие порядка исчисления налога для физ- и юрлиц заключается в том, что размер налога для юрлиц определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Физлица оплачивают транспортный налог единовременным платежом.

При расчёте налога для легковых автомобилей применяются повышающие коэффициент Кп (ч. 2 ст. 362 НК РФ):

  • 1,1 при стоимости машины от 3 млн до 5 млн руб и возрасте до 3 лет;
  • 2,0 при стоимости машины от 5 млн до 10 млн руб и возрасте до 5 лет;
  • 3,0 при стоимости машины от 10 млн до 15 млн руб и возрасте до 10 лет;
  • 3,0 при стоимости машины от 15 млн руб и возрасте до 20 лет.

В общем случае формула расчета транспортного налога для одного ТС выглядит следующим образом:

Сн = Нс х Нб х Кв х Кп – Нл – Ап, где

  • Сн – сумма налога к уплате;
  • Нс – налоговая ставка;
  • Нб – налоговая база, выраженная в л.с. или других единицах измерения;
  • Кв – коэффициент владения (рассчитывается по числу месяцев, в течение которых ТС находилось во владении юрлица в налоговом периоде);
  • Кп – повышающий коэффициент;
  • Нл – размер налоговых льгот;
  • Ап – сумма авансовых платежей.

Кому нужно платить налог на роскошь

В случае дорогих моделей автомобилей полученная сумма транспортного налога умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.

1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);

2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;

3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.

Чем дороже автомобиль — тем дольше платить налог. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.

К примеру, если автомобиль с мотором мощностью 250 л.с. стоит от 5 до 10 млн рублей, и он зарегистрирован в Москве, повышенный налог на роскошь на него составит: 250*150*2 = 75 тыс. руб. И платить эту сумму придется в течение пяти лет с момента выпуска машины.

Транспортный налог в 2021 году для юридических лиц

Ставки транспортного налога для юридических лиц устанавливают региональные власти (ст. 361 НК РФ). В Налоговом кодексе приведены основные значения по группам налогооблагаемых объектов. Власти субъектов РФ корректируют эти значения.

Действующие ставки согласно ст. 361 НК РФ:

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка, руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

3,5

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

7,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

15

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

1

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

2

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

5

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

10

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

4

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

6,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

8,5

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

2,5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

2,5

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

5

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

10

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

20

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

20

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

40

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

25

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

50

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности)

20

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

20

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200

Новый порядок расчета

После внесения изменений в законодательство юридические лица и ИП сами считают и перечисляют налог в бюджет. В свою очередь Федеральная налоговая служба будет проверять, правильно ли организация рассчитала сумму. Вся информация о собственниках и периодах пользования транспортным средством собирается в ГИБДД. Затем данные передаются в налоговую. На основании этих данных налоговая производит проверку.

Налоговая база транспортного налога в 2021 году

По данным Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой определяется:

  • мощность двигателя транспорта в лошадиных силах – если у него имеется двигатель;
  • тяга реактивного двигателя в килограммах силы – у воздушного транспорта;
  • валовая вместимость – для водных несамоходных транспортных средств;
  • единица транспортного средства – в других случаях.

Налоговая база транспортного налога определяется отдельно по каждому транспортному средству. Помимо этого, кроме данного показателя, необходимо помнить о ставке платежа, возможных льготах и повышающих коэффициентах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *