Образец приказа об организации воинского учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец приказа об организации воинского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 22.11.2021 года № 700 утверждена новая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета. Изменился сам порядок проведения проверок работодателей на предмет ведения воинского учета. Теперь проверяется не только факт ведения воинского учета, полнота и достоверность сведений, содержащихся в Карточках гражданина, но и соблюдение организацией необходимости обеспечения исполнения работниками их собственной обязанностей по воинскому учету.

Как вести воинский учёт: алгоритм

  1. Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
  2. Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
  3. Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
  4. Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
  5. Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
    • мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
    • военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
  6. Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.

    Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.

  7. Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
  8. В организации должны иметься:

  • приказ о воинском учёте;
  • план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
  • картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
  • журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
  • расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
  • переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
  • списки граждан, пребывающих в запасе;
  • справочная информация;
  • прочие документы.

Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.

Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.

  • Поставьте организацию на учёт. Это можно сделать в территориальной комиссии по бронированию граждан в запасе. Обычно такие комиссии располагаются при городских администрациях и районных управах. Для регистрации потребуется заполнить карточку организации по форме 18.
  • Оформите информационный стенд по воинскому учёту. Специальных правил по его оформлению нет, организация оформить его на своё усмотрение. Нужно разместить всю необходимую информацию для военнообязанных работников: нормативные документы, правила оформления документов воинского учёта, контакты ответственного специалиста.
  • Что необходимо сделать организациям

    Если в компании до сегодняшнего дня не налажено ведение воинского учета работников, следует это сделать. Положительным моментом является то, что если организация никогда не вела воинский учет, но с определенной даты начала: оформила необходимые документы и стала подавать соответствующие сведения – само по себе не ведение воинского учета до этой даты не является основанием для привлечения организации к административной ответственности.

    Читайте также:  Как получить 4 млн. от государства на покупку квартиры

    С проверкой ведения воинского учета прийти в любую организацию, даже если она никогда не заявляла о себе в военкомате. И если организация заявила о себе – это вовсе не значит, что к ней непременно придет такая проверка. На работников, подлежащих воинскому учету необходимо оформить карточки гражданина, подлежащего воинскому призыву, по форме № 10, провести сверку документов воинского учета.

    Граждане, подлежащие воинскому учету

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):

    • мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
    • военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
    • успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
    • освобожденных от призыва в ряды ВС;
    • лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
    • граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
    • после прохождения альтернативной гражданской службы;
    • лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).

    Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях теперь осуществляется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации, а именно по форме 10 (приложение 22 к Инструкции).

    Карточки заполняются на основании таких документов, как:

    1) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для призывников;

    2) военный билет офицера запаса (военный билет; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета; справка взамен военного билета) – для военнообязанных.

    При этом у гражданина уточняются сведения об образовании, о месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания (на срок более 3 месяцев), семейном положении, а также другие необходимые для заполнения карточки сведения.

    Карточки формируются и ведутся в электронном и бумажном виде. Внесение каких‑либо изменений в базу данных электронных карт, а также распечатка их допускаются только работником, осуществляющим ведение воинского учета в организации.

    Карточка заполняется чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета четким, разборчивым почерком без помарок и неустановленных сокращений или заполняется в электронном виде и распечатывается с применением оргтехники. Записи о семейном положении, адресе места жительства (места пребывания), в том числе фактического, номере телефона производятся карандашом.

    Две строки реквизита «Сверка с документами воинского учета» предназначены для отметок о датах сверок карточки с данными воинского учета гражданина.

    Две строки реквизита «Сверка с военным комиссариатом» предназначены для отметок о датах сверок карточки с учетными карточками военного комиссариата и (или) органа местного само­управления.

    Проставляются дата тремя парами цифр, разделенных точками, в последовательности: число, месяц, год и подпись работника организации, например: «11.05.17 Иванова». Записи в строках производятся последовательно сверху вниз простым карандашом.

    Нормативно-правовое регулирование воинского учета

    Направление работы по воинскому учету ведется в соответствии с нормативно правовыми актами:

    • Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719;
    • инструкция, утвержденная Приказом министра обороны РФ от 22 ноября 2021 года № 700;
    • методические рекомендации, утвержденные Генштабом ВС РФ 11 июля 2017 года;

    а также в соответствии с федеральными законами:

    • № 61 от 31 мая 1996 года «Об обороне»;
    • № 31 от 26 февраля 1997 года «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
    • № 53 от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».

    Ответственность за нарушение правил – штрафы в 2023 году

    Ведение воинского учета – обязанность каждой организации, за несоблюдение этого требования наступает административная ответственность в виде штрафов.

    Нарушениями считаются:

    • Непредставление сведений о потенциальных призывниках в установленные сроки;
    • Неоказание содействия в явке сотрудника по повестке в военкомат;
    • Намеренное либо непреднамеренное скрытие информации об актуальных данных, в особенности, переезде работника, снятии с места регистрации.

    Нарушения работодателей зачастую связаны с незначительными штрафными санкциями. Единственной нормой является ст. 21.4 коап РФ. За непредставление сведений о принятии на работу, увольнение призывника, военнообязанных лиц в запасе на руководство организации налагается штраф 300-1000 руб. По этой причине организации не ведут военный учет либо делают это частично.

    Однако, если военкомат направит запрос в организацию о предоставлении актуальных сведений, требование относительно ведения военного учета, все это будет проигнорировано, руководство облагается штрафами уже значительными.

    • 2000 – 4000 руб. На специалиста, за неправильное, неполноценное ведение учета;
    • 3000 – 5000 руб. На компанию и по 300-500 руб. На должностных лиц – руководство;
    • 10 000 – 20 000 руб. На организацию, по 1000-2000 руб. На должностных лиц за невыполнение предписаний военного комиссариата, отсутствие воинского учета на предприятии.

    За непредставление актуальной информации, не направление учащихся 10-11 классов, достигших 17 лет в военкомат, облагаются штрафом учебные заведения. Размер взыскания 300 – 1000 руб.

    Ответственность за нарушения

    За нарушения в сфере обеспечения в компании военного учёта предусмотрена специальная административная ответственность — её устанавливает глава 21 КоАП, которой предусмотрено три вида правонарушений в этой области:

    1. Не информирование военкомата о гражданах, подлежащих первичному учёту, влечёт за собой штрафные санкции в размере от трехсот до одной тысячи рублей.
    2. Не извещение сотрудников о приглашении их в военкомат наказывается штрафом от пятисот до одной тысячи рублей.
    3. Не информирование военкомата об переменах в учётных данных граждан наказывается штрафом от трехсот до одной тысячи рублей.
    4. Не доведение информации о принятии и завершении трудовых правоотношений с военнообязанными влечёт за собой штрафные санкции от трехсот до одной тысячи рублей.
    Читайте также:  Замена водительского удостоверения в 2022 году: инструкция

    Ведение учёта военнообязанных в компании — ответственная задача, игнорировать которую нельзя ни при каких обстоятельствах. Поэтому назначение ответственного лица — одна из первоочередных задач руководителя ещё при создании субъекта хозяйствования. Правила ведения учёта подробно регламентированы сразу несколькими нормативными актами, что значительно облегчает процесс. Однако по любому сомнительному вопросу лучше всего обращаться непосредственно к курирующему организацию сотруднику военкомата — это гарантирует в дальнейшем отсутствие проблем при проверке.

    Работа, проводимая по воинскому учёту в компаниях, подлежит инспектированию. В КоАП предусмотрены админнаказания за нарушения проведения регистрационных мероприятий по ВУ и регламентных обязанностей компетентного сотрудника.

    Применяемые санкции собраны в таблице:

    Вид нарушения Сумма, руб.
    Не произведено оповещение сотрудника о вызове его в военкомат 500-1000
    Сведения, поданные в военкомат, не соответствуют действительности 300-1000

    Степень выполнения возложенных обязанностей проверяется руководством. Для чего назначается внутренняя проверка. Деятельность рассматривается согласно нормативам, и найденные огрехи протоколируются. Ответственный устраняет найденные нарушения, чем позволяет администрации не попасть под штраф.

    Документы необходимы для воинского учета сотрудников

    Общий порядок организации и ведения воинского учета определен Методическими рекомендациями Генштаба ВС РФ, утвержденными 11.07.2017 (далее – Рекомендации Генштаба).

    Исходный документ компании по учету военнообязанных сотрудников — приказ об организации воинского учета. Им руководитель назначает работников, ответственных за ведение этого вида учета.

    Число специалистов, которые занимаются воинским учетом, зависит от численности сотрудников (п. 12 постановления № 719). Например, малые и средние компании, где на воинском учете состоит менее 500 человек, могут поручить его ведение одному сотруднику, который выполняет эти обязанности по совместительству. Чаще всего в малом и среднем бизнесе этот участок работы ведет главбух или специалист по кадрам.

    Также приказ должен содержать сведения о лицах, замещающих уполномоченного сотрудника на период его отсутствия и порядок передачи им всех учетных документов.

    В рамках воинского учета организация должна вести следующие документы:

    • план работ по воинскому учету и бронированию военнообязанных в запасе;
    • журнал проверок данных воинского учета;
    • расписки сотрудников, подлежащих воинскому учету, о приеме у них соответствующих документов;
    • иные документы и справочную информацию по вопросам воинского учета.

    Воинский учет сотрудников организация ведет на основании их личных документов — паспорта, военного билета, приписного свидетельства призывника. Основные данные уполномоченные специалисты вносят в личную карточку по форме Т-2. Порядок ее заполнения подробно описан в приложении № 7 к Рекомендациям Генштаба.

    Какую отчетность по воинскому учету сотрудников должны сдавать работодатели

    Организация обязана подавать в военкомат следующие сведения о военнообязанных сотрудниках:

    • уведомление о приеме на работу или увольнении (приложение № 9 к Рекомендациям Генштаба);
    • уведомление об отсутствии у принятого на работу сотрудника документов, необходимых для воинского учета, если такой факт установлен;
    • иные сведения по запросу военного ведомства.

    На предоставление перечисленных сведений дается срок 14 дней с даты приема на работу, увольнения или получения запроса. Помимо этого, организация должна ежегодно в срок до 1 ноября предоставлять списки работников, которые будут поставлены на воинский учет в будущем году.

    Периодическая отчетность по воинскому учету включает 2 основных документа:

    • карточку учета организации (форма № 18);
    • отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6).

    Карточку по форме № 18 в первый раз компания подает в 14-дневный срок с даты регистрации, далее — один раз в 2 года до 31 декабря текущего года по состоянию на 1 января следующего года.

    Сроки сдачи формы № 6 — те же, что и для формы № 18. Ее нужно заполнять в трех экземплярах, два из которых пойдут в военкомат и комиссию по бронированию, а третий — останется в организации.

    Образцы отчетов и указания по их заполнению изложены в письмах Минкультуры:

    1. Для формы № 18 — письмо от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА.
    2. Для формы № 6 — письмо от 03.11.2003 № 125-01-16/24.

    Несмотря на то, что указанные письма формально относятся только к организациям из сферы культуры, их могут использовать и компании из других отраслей. Порядок воинского учета сотрудников не зависит от отраслевой принадлежности. Также организация может обратиться за дополнительными разъяснениями в свой военкомат.

    При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса, соискатель обязан предъявить военный билет, временное удостоверение или справку взамен него. На практике кандидаты иногда уклоняются от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель вправе отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере до момента предоставления всех документов. Работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

    Читайте также:  Какой штраф за езду с просроченными правами в 2023 году?

    Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

    В любом случае отсутствие военного билета надо зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.

    Если военный билет имеется, ответственное лицо снимает копию или сканирует его (заменяющий документ) полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

    Подробнее: Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета

    ВАЖНО!

    С 19.10.2019 обязательному контролю подлежит наличие и подлинность персональных электронных карт, если в документах указано, что они выданы.

    При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна. Помните про необходимость выдачи сведений по форме, утв. постановлением правительства от 06.02.2020 № 103, если работник подлежит учету. Такой бланк с заполненными данными выдают для предоставления в военкомат (работник несет его лично). И не важно, зарегистрировался гражданин по месту проживания (пребывания) или нет.

    Кто из сотрудников подлежит воинскому учёту

    Правильность проведения ВУ состоит в первоначальном принятии на учёт всех военнообязанных работников компании. К ним относятся:

    • Лица призывного возраста, но не служившие в ВС.
    • Особы с полученным военным билетом.

    Не подлежат учёту и не относятся к военнообязанным следующие сотрудники:

    • женщины (кроме лиц с военно-учетной специальностью);
    • освобожденные по ФЗ №53 от исполнения воинской обязанности лица;
    • проходящие военную (альтернативную) гражданскую службу;
    • постоянно живущие за пределами РФ;
    • имеющие воинские звания офицеров сотрудники службы внешней разведки России и ФСБ России в запасе.

    Определить, кто из работников подлежит для регистрации как военнообязанный, можно по спецотметке на 13-й странице гражданского документа. Сделать это необходимо при первичном приеме документов при трудоустройстве.

    Ответственный за ведение воинского учета

    Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, — это комплекс осуществляемых руководителями, другими должностными лицами мероприятий по учету граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части (п. 17 Рекомендаций).

    Повторим, что ответственность за ведение воинского учета в организации несет ее руководитель. Конечно, эту обязанность он может делегировать работникам. Чтобы понять, нужен ли человек, который будет заниматься только ведением воинского учета, или достаточно расширить круг обязанностей кадровика, обратимся к Положению и Рекомендациям.

    На основании п. 9 Рекомендаций все организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, предоставлять отчетность по бронированию. А пунктом 12 Положения определено, что число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм:

    — один работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

    — один освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан;

    — два освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан;

    — один освобожденный работник на каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете.

    Если требуется двое и более работников, осуществляющих воинский учет, Положение рекомендует объединять их в отдельное подразделение — военно-учетный стол.

    Численность работников, находящихся в организации на воинском учете, определяется по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Таким образом, на 31 декабря необходимо сверить количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, не забывая про женщин, имеющих военно-учетные специальности.

    Обратите внимание! Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

    Чтобы определить, кто будет заниматься воинским учетом, необходимо издать приказ по форме, приведенной в приложении 4 к Рекомендациям. Отметим, что проект этого приказа в обязательном порядке согласовывается с военным комиссаром муниципального образования либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет (на территориях, где нет военных комиссариатов) (п. 22 Рекомендаций). Приведем пример такого приказа.

    Государственное учреждение здравоохранения «Городская больница N 3»

    (ГУЗ «ГБ N 3»)

    «13» августа 2012 г. Г. Саранск


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *