Налоговый комитет подготовил обзор изменений в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый комитет подготовил обзор изменений в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Работа над документом началась еще в 2018 году. Сроки подготовки проекта смещались, но закончить до конца года не успели. Тогда решили ограничиться поправками в действующий кодекс, и параллельно продолжили разработку новой редакции.

Номер документа: ЗРУ-136
Дата принятия: 25.12.2007
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01.01.2008
Органы эмитенты: Парламент

Изменения для физических лиц-резидентов

В п.1 ст. 320 НК внесено изменение, исключающее ссылку на п.2 ст. 320 НК и п. 2 ст. 320 НК, предусматривающий ставку ИПН по доходам физлиц в качестве дивидендов в 5%. Такие изменения предусмотрены с целью применения к доходу в качестве дивидендов ставки ИПН в 10% и уравнивания ставки ИПН по любым типам доходов (зарплата, предпринимательская деятельность, имущественный доход и пр.).

Читайте статью как увеличить порог по доходу до 288 млн. тенге и не платить НДС.

Изменен и дополнен подпункт 7 п. 1 ст. 341 НК, вступающие в силу 01. 01. 2023 г.

Предусмотрено использование корректировки доходов в качестве дивидендов, полученных непосредственно по ценным бумагам, находящихся на момент начисления дивидендов в списке официальных фондовых бирж, включая МФЦА, действующих на территории Казахстана, при условии, что торги велись на бирже в полном соответствии с установленными критериями Правительства РК.

Изменен и дополнен подпункт 8 п. 1 ст. 341 НК, вступающий в действие 01. 01. 2023 г.

Данными поправками предусмотрено освобождение от обложения дивидендов, полученных от юридических лиц-резидентов за календарный год и не превышающих 30 тысяч МРП (что в 2023 году составит 95400000 тенге). Свыше данной суммы дивиденды облагаются налогом в установленном порядке. Норма распространяется на все субъекты бизнеса, независимо от категории (малое, среднее, крупное или микропредпринимательство). Кроме этого, упрощен порядок использования корректировки методом исключения определенных условий для ее применения (срок владения, конкретная принадлежность к недропользованию и пр.).

В Налоговый кодекс внесены изменения

Базовые ставки налога на земли несельскохозяйственного назначения для юридических лиц индексируются в среднем в 1,07 раза (7%).

Продолжится поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой, путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,25 до 0,3.

Ставки земельного налога для физических лиц индексируются в среднем в 1,07 раза (7%).

В законопроекте сохраняется налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.

  • Инвесторы получат отсрочку по уплате налогов при приобретении недвижимости
  • Хорошие новости для бизнеса по налогу на прибыль
  • В НК внесли нормы об уплате налогов в рассрочку без залога
  • Введены новые госпошлины за лицензирование отдельных видов деятельности
  • Снижена административная и налоговая нагрузка
  • На отдельных территориях Узбекистана вводится особый порядок налогообложения
  • О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения 1805
  • Возможности для женщин в современном Узбекистане 1620
  • Лидеры Узбекистана и Турции обсудили пути расширения многопланового партнерства 1442
  • Президент Узбекистана выступил с важными инициативами по расширению многогранного сотрудничества тюркоязычных государств 1329
  • О награждении группы работников сферы здравоохранения в связи с Днем медицинских работников 1311
  • Условия и быт изменили жизнь 1236
Номер документа: ЗРУ-136
Дата принятия: 25/12/2007
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/2008
Органы эмитенты: Парламент

В Налоговый кодекс Узбекистана внесли ряд изменений

По итогам дискуссий депутаты Законодательной палаты приняли законопроект на заседании 9 декабря, а уже 14 декабря его одобрили сенаторы.

Опубликованный в газете «Народное слово» Закон от 30.12.2019 г. № ЗРУ–599 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» подвел черту.

С 1 января 2020 года начнет действовать новая, третья по счету в истории современного Узбекистана редакция Налогового кодекса (первая: 1998–2007 гг.; вторая: 2008–2019 гг., ред.).

Как отмечает Norma.uz, при этом некоторые нормы нового НК вводятся в действие с оговорками:

во-первых, льготы по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренные:

  • старой редакцией Налогового кодекса, – действуют до 1 апреля 2020 года;
  • актами налогового законодательства, в том числе решениями Президента и Кабинета Министров, принятыми до 1 января 2020 года, – действуют до истечения срока их действия.

Поскольку взамен ЕСП, ЕНП и фиксированного налога вводится социальный налог, налог с оборота и НДФЛ в фиксированном размере, на их плательщиков соответственно распространяются ранее предоставленные законодательством льготы и особенности исчисления;

во-вторых, возмещение суммы НДС, образовавшейся в результате превышения суммы налога, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, осуществляется с 1 июля 2020 года;

в-третьих, применяются следующие правила действия закона во времени:

  • предусмотренные новым НК особенности налогообложения деятельности в рамках соглашения о разделе продукции применяются к соглашениям, заключаемым после 1 января 2020 года;
  • оборот по реализации товаров (услуг), приобретаемых юридическими лицами за счет займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Узбекистана, в рамках проектов, одобренных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями до 1 июля 2020 года, не облагается НДС и акцизным налогом;
  • в период до 1 января 2022 года налоговые органы должны уведомлять бизнес-омбудсмана о назначении налогового аудита;
  • налогоплательщик вправе переносить убыток, образовавшийся до 1 января 2020 года, на будущее в течение не более 5 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Совокупная сумма переносимого убытка, учитываемая в каждом последующем налоговом периоде, не может превышать 50% налоговой базы текущего налогового периода;
  • разделы, посвященные налоговому контролю за трансфертным ценообразованием, условиям и общим правилам налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, а также глава о консолидированной группе налогоплательщиков вводятся в действие с 1 января 2022 года;
  • до 1 января 2023 года контролирующим лицом иностранной компании признается юридическое или физическое лицо, доля участия которого в иностранной компании составляет более 50%, а после указанной даты – более 25%.

С 2022 года введут специальный налоговый режим с использованием мобильного приложения

Пожалуй, это самое главное изменение.

Налогоплательщик вправе перейти на СНР с использованием специального мобильного приложения со следующих налоговых режимов:

  • общеустановленный порядок налогообложения,
  • специальный налоговый режим на основе патента,
  • специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств.

Чтобы перейти на этот режим, налогоплательщик должен соответствовать определённым условиям.

Узнать подробно:

Новый 1% налоговый режим: СНР с использованием специального мобильного приложения

По вводимым нормам у индивидуальных предпринимателей на «упрощёнке» будет возможность использовать специальное мобильное приложение, чтобы рассчитать ИПН и социальные платежи, уплатить их и сдать упрощенную декларацию.

Будут блокировать счета за долги по налогам более 6 МРП

Норма начнёт действовать с 1 июля 2021 года. Раньше в НК РК не был указан нижний предел для приостановки операций по счетам.

А с 1 января 2022 года банки смогут возобновлять расходные операции по банковскому счёту в тот же день, когда задолженность была погашена, не дожидаясь отзыва распоряжения о приостановлении расходных операций (РПРО).

Фискальный чек должен содержать идентификационный номер покупателя по сделке свыше 1000 МРП

Изменение приняты, чтобы появилась возможно подтвердить расходы по приобретённым товарам, работам или услугам не только с помощью ЭСФ, но и с помощью чека ККМ, содержащего реквизиты покупателя. Изменение начнёт действовать с 1 января 2022 года.

Расходы работодателя, связанные с обследованием по КВИ, не должны рассматриваться в качестве доходов работников

Вводится в действие с 1 июля 2021 года.

Изменения в нормы по ЭСФ

Они приняты в следующих целях:

  • исключить выписку ЭСФ при реализации товаров конечному потребителю, если ему предоставлен чек онлайн-ККМ;
  • предоставить право не выписывать счет-фактуру при реализации конечному потребителю;
  • закрепить за покупателями — субъектами бизнеса право требовать счёт-фактуру при необходимости, даже когда реализацией занимаются субъекты микробизнеса, которые освобождены от выписки счетов-фактур.

Изменения вводятся в действие с 1 января 2022 года.

Изменения в статью 411 НК РК в части дополнительного зачета по НДС

Приняты для создания новых производств, а также увеличения инвестиций в обрабатывающую промышленность.

Вступают в действие с 1 июля 2021 года.

Освобождение от КПН с 2022 года

Принято для субъектов малого бизнеса, работающих в общеустановленном режиме налогообложения. Действует, если КПН направлен на реинвестирование в новые основные фонды. Мера позволит увеличить инвестиции в основной капитал.

Налогообложение цифрового майнинга введут в Казахстане

Принято в следующих целях:

  • для государственного регулирования майнинга и стимулирования в Казахстане на законодательном уровне отрасли по добыче криптовалют;
  • чтобы увеличить поступление в бюджет денежных средств от майнинга;
  • чтобы сократить бесконтрольное потребление электроэнергии майнинговыми фермами.

Вводится в действие с 1 января 2022 года.

Отсрочка по ИПН и СН в период с 1 апреля до 1 июля 2021 года

Принято в части выполнения поручения Президента РК.

Другие изменения:

  • Новости
  • Экономика
  • Политика
  • Центральная Азия
  • Общество
  • Технологии
  • Культура
  • Аналитика
  • Тренды
  • Рынки
  • Интервью
  • Бизнес
  • Журнал
  • Мнения
  • Мультимедиа
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика

31/12/2019 19:04

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан сообщают, что с 1 января 2020 года вводится в действие Налоговый кодекс Республики Узбекистан (в новой редакции).

В связи с этим Налоговый комитет Узбекистана сообщает об основных изменениях, произошедших в порядке налогообложения юридических и физических лиц.

Электронная версия Налогового кодекса Республики Узбекистан размещена на сайтах Министерства финансов (www.mf.uz) и Государственного налогового комитета (www.soliq.uz).

В связи с принятием Налогового кодекса (в новой редакции) будут разработаны новые формы налоговой отчетности. После проведения правовой экспертизы и государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан формы налоговой отчетности будут доведены до всех налогоплательщиков.

Ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами, минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду, фиксированные суммы налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей, предельные ставки местных сборов, ставки сборов за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Республики Узбекистан автотранспортных средств, уплачиваемых владельцами (пользователями) автотранспортных средств при их регистрации в органах внутренних дел, и сборов за въезд на территорию и транзит по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств утверждены Законом Республики Узбекистан

от 9 декабря 2019 года № ЗРУ-589 «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».

Налоговая отчетность по земельному налогу, в части земель несельскохозяйственного назначения за 2020 год, представляется в налоговые органы по месту нахождения земельного участка по формам, действовавшим в 2019 году.

Справка о предполагаемой сумме налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами за 2020 год представляется по форме, действовавшей в 2019 году.

За 2019 год расчеты по налогам представляются в соответствии с порядком и по формам, действовавшим в 2019 году в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Узбекистан в новой редакции.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Взамен единого социального платежа вводится социальный налог, единого налогового платежа ─ налог с оборота, фиксированного налога – налог на доходы физических лиц в фиксированном размере, с распространением на их плательщиков ранее предоставленных законодательством льгот и особенностей исчисления.
  2. Льготы по налогам и другим обязательным платежам,

а также пониженные ставки по налогам, предоставленные:

Налоговым кодексом Республики Узбекистан, утвержденным Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2007 года № ЗРУ-136, действуют

до 1 апреля 2020 года;

решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, действуют до истечения срока их действия.

  1. Выведены из состава Налогового кодекса разделы государственная пошлина, сборы за право продажи отдельных видов товаров (алкогольная продукция), которые будут предусмотрены в отдельном Законе Республики Узбекистан «О государственной пошлине».
  2. Бонусы для недропользователей (подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения), которые являются специальными платежами разового характера, переносятся из Налогового кодекса в Закон Республики Узбекистан «О недрах».
  3. До 1 апреля 2020 года налогоплательщики обязаны разработать учетную политику в целях налогообложения на 2020 год. Учетная политика в целях налогообложения определяется налогоплательщиком самостоятельно в произвольной форме и утверждается приказом руководителя.
  4. Отменены специальные налоговые режимы для:

Налоги в Узбекистане в 2021 году: что изменилось

Сохраняется порядок исчисления и уплаты социального налога, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году для юридических лиц, в размере 12%, а для бюджетных организаций — 25%.

Для следующей категории физических лиц предусмотрены:

1) уплата налога в сумме не менее 1 размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа производится:

а) на добровольной основе:

  • самозанятыми гражданами;
  • гражданами Узбекистана, работающими за границей по найму на основе трудового договора, а также гражданами, работающими в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Узбекистана.

б) в обязательном порядке:

  • учениками школы «Уста — шогирд» — в период их работы до достижения 25 лет;
  • дехканскими хозяйствами, а также физическими лицами, занятыми в дехканском хозяйстве, на приусадебном земельном участке площадью не менее 4 соток или занимающимися выращиванием крупного рогатого скота либо домашней птицы не менее 50 голов на данной площади. При этом глава дехканского хозяйства уплачивает налог в обязательном порядке, а другие члены и указанные физические лица — на добровольной основе;

2) срок уплаты налога для данной категории физических лиц устанавливается до 1 декабря отчетного года. При этом размер налога исчисляется исходя из размера базовой расчетной величины, установленной на день уплаты.

Для остальных физических лиц сохраняется порядок исчисления и уплаты налога, действовавший в 2020 году.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

  • стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынки и торговые комплексы.

Налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, снижается с 25% до 13%.

Для остальных категорий налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

Налоговый кодекс – 2021: обзор изменений

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Налоговая ставка сохраняется в размере 15 процентов.

Расширяется круг предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет:

стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;

рынков и торговых комплексов.

Налоговые ставки такие же как в 2020г

Отменяется с 1 января 2021 года для всех хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, проведение ежегодной обязательной переоценки основных фондов. Начиная с 1 января 2021 года при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается.

Налоговая ставка в размере 12 процентов.

Для налогоплательщиков, уплачивающих налог в фиксированных размерах, предусматривается следующее:

налоговые ставки для данной категории налогоплательщиков устанавливаются Налоговым кодексом. При этом сохраняется размер налоговых ставок, действовавших в 2020 году;

доходы физических лиц от сдачи имущества в аренду облагаются налогом по налоговой ставке в размере 12 процентов.

сохраняется за Кенгашами народных депутатов районов и городов право устанавливать понижающие или повышающие коэффициенты от 0,7 до 1,3 к суммам налога в фиксированных размерах для индивидуальных предпринимателей в зависимости от специфики места осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, а также сезонности осуществляемых видов деятельности.

Налог с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами — индивидуальными предпринимателями — у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.

Налоговые ставки, действовавшие в 2020 году для юридических лиц в размере 12 процентов и для бюджетных организаций — 25 процентов сохраняются.

Для следующей категории физических лиц предусмотрены:

1) уплата налога в сумме не менее одного размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа производится:

а) на добровольной основе:

самозанятыми гражданами;

гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей по найму на основе трудового договора, а также гражданами Республики Узбекистан, работающими в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Республики Узбекистан;

б) в обязательном порядке:

учениками школы «Уста — шогирд» — в период их работы до достижения двадцати пяти лет;

дехканскими хозяйствами, а также физическими лицами, занятыми в дехканском хозяйстве, на приусадебном земельном участке площадью не менее 4 соток или занимающимися выращиванием крупного рогатого скота либо домашней птицы не менее 50 голов на данной площади. При этом глава дехканского хозяйства уплачивает налог в обязательном порядке, а другие члены и указанные физические лица — на добровольной основе;

2) срок уплаты налога для данной категории физических лиц устанавливается до 1 декабря отчетного года. При этом размер налога исчисляется исходя из размера базовой расчетной величины, установленной на день уплаты.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;

рынки и торговые комплексы.

Снижается налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, с 25 до 13 процентов.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2 процентов.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой, путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части четвертой статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2 до 0,4 процента. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физических лиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в 2018 году.

При этом в 2021 году для физических лиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30 процентов.

Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.

При этом Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Корпоративный подоходный налог (КПН)

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 225. Совокупный годовой доход

2. В целях налогообложения в качестве дохода не рассматриваются:

Статья 225. Совокупный годовой доход

2. В целях налогообложения в качестве дохода не рассматриваются:

«26-1) увеличение стоимостного баланса групп (подгрупп) амортизируемых активов, образовавшееся вследствие применения условного коэффициента недропользователем по контракту на разведку и добычу или добычу углеводородов по сложным проектам (за исключением газовых проектов на суше) в соответствии с пунктом 6 статьи 258 и (или) пунктом 2-1 статьи 268 настоящего Кодекса;»;

«28-1) стоимость имущества, стоимость капитального ремонта, реконструкции объектов государственной собственности, полученных безвозмездно в рамках благотворительной помощи юридическим лицом со стопроцентным участием государства в уставном капитале от некоммерческой организации, созданной в форме фонда в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;

Не рассматривается в качестве дохода в целях СГД:

  • увеличение стоимостного баланса групп (подгрупп) амортизируемых активов, образовавшееся вследствие применения условного коэффициента недропользователем по контракту на разведку и добычу или добычу углеводородов по сложным проектам;
  • стоимость имущества, стоимость капитального ремонта, реконструкции объектов государственной собственности, полученных безвозмездно в рамках благотворительной помощи юридическим лицом со стопроцентным участием государства в уставном капитале от некоммерческой организации

Статья 243. Вычеты по отдельным видам расходов

12. Вычету подлежат расходы налогоплательщика по отчислениям, уплаченным в фонд социального медицинского страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании:

1) в отчетном налоговом периоде – в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду;

2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, – в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период.

Статья 243. Вычеты по отдельным видам расходов

12. Вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным отчислениям в фонд социального медицинского страхования в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан.

С 01.01.2023 года

Отнесение отчислений на вычеты по КПН исходя из исчисленной суммы (без учета факта уплаты, по аналогии как СО).

Статья 244. Вычет сумм компенсаций при служебных командировках

1. Вычету подлежат следующие расходы по компенсациям при служебных командировках:

1) расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на проезд и за бронь. В случае оформления проезда электронным билетом или электронным проездным документом документами, подтверждающими расходы на проезд и за бронь, являются:

электронный билет, электронный проездной документ;

документ, подтверждающий факт оплаты стоимости электронного билета, электронного проездного документа;

документ, подтверждающий факт проезда (в том числе посадочный талон), выданный перевозчиком или лицом, у которого приобретен электронный билет или электронный проездной документ, на бумажном носителе или в электронном виде.

К расходам, предусмотренным настоящим подпунктом, не относятся расходы по проезду в пределах одного населенного пункта;

Статья 244. Вычет сумм компенсаций при служебных командировках

1. Вычету подлежат следующие расходы по компенсациям при служебных командировках:

1) расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на проезд и за бронь. В случае оформления проезда электронным билетом или электронным проездным документом документами, подтверждающими расходы на проезд и за бронь, являются:

электронный билет, электронный проездной документ;

документ, подтверждающий факт оплаты стоимости электронного билета, электронного проездного документа;

исключен

К расходам, предусмотренным настоящим подпунктом, не относятся расходы по проезду в пределах одного населенного пункта;

Для подтверждения командировочных расходов по проезду, больше не требуется документ, подтверждающий факт проезда (например, посадочный талон).

Специальные Налоговые режимы (СНР)

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 686-1. Специальное мобильное приложение

2. В специальном мобильном приложении в качестве документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, и покупателем (клиентом), получателем работ, услуг, формируется чек специального мобильного приложения.

3. Чек специального мобильного приложения содержит следующую информацию:

5) дату и время совершения оплаты выполненные работы, оказанные услуги;

6) стоимость выполненных работ, оказанных услуг (за единицу измерения);

7) наименование выполненных работ, оказанных услуг;

8) объем выполненных работ, оказанных услуг (в единицах их измерения);

9) общую стоимость выполненных работ, оказанных услуг;

10) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке специального мобильного приложения.

Отсутствует.

4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, вправе уполномочить банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, оператора электронных площадок при использовании их мобильного приложения формировать чеки специального мобильного приложения.

8. Специальное мобильное приложение может быть использовано индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, для исполнения налоговых обязательств по расчету индивидуального подоходного налога и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации.

Статья 686-1. Специальное мобильное приложение

2. В специальном мобильном приложении в качестве документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения или на основе упрощенной декларации, не являющимся плательщиком НДС, и покупателем (клиентом), получателем работ, услуг, формируется чек специального мобильного приложения.

3. Чек специального мобильного приложения содержит следующую информацию:

5) дату и время совершения оплаты за реализуемую категорию товара, выполненные работы, оказанные услуги;

6) стоимость реализуемой категории товара, выполненных работ, оказанных услуг (за единицу измерения);

7) наименование реализуемой категории товара, выполненных работ, оказанных услуг;

8) объем реализуемых категорий товаров, выполненных работ, оказанных услуг (в единицах их измерения);

9) общую стоимость реализуемых категорий товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

10) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке специального мобильного приложения.

Для целей настоящего пункта под категорией товара понимается группа товаров, объединённых по функциональному назначению.

4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения или на основе упрощенной декларации, вправе уполномочить банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, оператора электронных площадок при использовании их мобильного приложения формировать чеки специального мобильного приложения.

8. Специальное мобильное приложение может быть использовано индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации для формирования и выдачи чека специального мобильного приложения, для исполнения налоговых обязательств по расчету индивидуального подоходного налога и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации.

С 01.01.2023 года

Положения по чеку специального мобильного приложения «распространены» и на индивидуальных предпринимателей, который работают на упрощенной декларации и не являются плательщиками НДС.

В чеке специального мобильного приложения отражаются также сведения по категории товаров (раньше только по работам и услугам). Под категорией товаров понимается группа товаров, объединённых по функциональному назначению.

Статья 683. Условия применения специального налогового режима

2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

3) не осуществляющие следующие виды деятельности:

производство подакцизных товаров;

хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;

проведение лотерей;

недропользование;

сбор и прием стеклопосуды;

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

консультационные и (или) маркетинговые услуги;

деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

деятельность в области права, юстиции и правосудия;

аренда и эксплуатация торгового рынка;

сдача в аренду и управление собственной недвижимостью, используемой (подлежащей использованию) в предпринимательской деятельности (за исключением жилищ);

сдача в субаренду торговых объектов (торговых рынков) и управление такими арендуемыми объектами;

деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего здания, в которых оказываются такие услуги;

деятельность в рамках финансового лизинга.

Статья 683. Условия применения специального налогового режима

2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

3) не осуществляющие следующие виды деятельности:

производство подакцизных товаров;

хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;

проведение лотерей;

недропользование;

(до 2026 года – в редакции «недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство)»)

сбор и прием стеклопосуды;

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

консультационные и (или) маркетинговые услуги;

деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

деятельность в области права, юстиции и правосудия;

аренда и эксплуатация торгового рынка;

сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания;

исключен

деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги;

деятельность в рамках финансового лизинга.

Корректируется перечень видов деятельности, которые вправе применять СНР с 2023 года (изменения вносятся в редакцию, которая должна вступить с 2023 года). В общем случае «аренда» остается на СНР.

Подоходный налог – 2022: изучаем изменения

2) доходы в размере стоимости выданных (компенсированных) дезинфицирующих средств, выданного (компенсированного) в соответствии с законодательством лечебно-профилактического питания, молока или равноценных пищевых продуктов, выданной спортивной формы, униформы, фирменной одежды независимо от того, выдана она на возвратной или безвозвратной основе (подп. 2.4 ст. 196 НК).

Ранее стоимость проведения медосмотров не признавалась объектом налогообложения только в отношении обязательных или внеочередных медицинских осмотров работников, проведение которых регулируется Постановлением Минздрава N 74. Оплата стоимости профилактических прививок (вакцинации), в том числе от COVID-19 и сезонного гриппа, не признавалась доходом физлица, поскольку относилась к расходам организации на мероприятия по охране труда в соответствии со ст. 55 ТК и Законом N 356-З, и поэтому не подлежала налогообложению (подп. 2.6 ст. 13, п. 1 ст. 196 НК-2022);

4. С 2023 года налоговые агенты будут обязаны представлять в электронном виде сведения о доходах физических лиц, включая сведения о льготах и суммах подоходного налога (за исключением доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), и сведений, относящихся к государственным секретам или банковской тайне). Порядок и сроки представления таких сведений установит Совмин, форму — МНС (п. 4 ст. 7 Закона N 141-З).

Эти доходы будут облагаться подоходным налогом, если при камеральной проверке соответствия расходов и доходов они указаны плательщиком в качестве источника в пояснениях об источниках доходов и превысили 200 базовых величин в год. С суммы превышения уплачивается подоходный налог в размере 10%. При этом налоговые вычеты и освобождение по ч. 1 п. 23 ст. 208 НК не применяются (ч. 8 — 11 п. 19, ч. 2 — 5 п. 20 ст. 208 НК).

Ранее стоимость указанного питания освобождалась от налогообложения в соответствии с абз. 1 ч. 1 п. 4 ст. 208 НК-2022 как компенсационная выплата, производимая в соответствии со ст. 225 ТК в порядке, установленном Постановлением Совмина N 491 и Постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава N 51/41. Стоимость дезинфицирующих средств не являлась объектом налогообложения в соответствии с подп. 2.9 Указа N 143;

Для предприятий с государственной долей, добывающих эти ресурсы, а также в рамках соглашений о разделе продукции (СРП, если иной порядок не предусмотрен соглашениями и договорами, вступившими в силу до 1 сентября 2022 года) президент Узбекистана может устанавливать повышенные ставки налога за пользование недрами.

В октябре Мирзиеев подписал указ, обязывающий правительство разработать проект закона о снижении с 1 января 2022 года ставок налога за пользование недрами. Закон был принят законодательной (нижней) палатой, одобрен сенатом в декабре и вступает в силу с 1 января 2022 года.

В информационной службе сената РИА Новости пояснили, что меры принимаются в целях «стимулирования притока иностранных инвестиций в промышленное освоение месторождений полезных ископаемых с помощью современных методов и технологий, а также дальнейшего совершенствования порядка налогообложения недропользователей».

В соответствии с поправками в налоговый кодекс введен новый раздел «Специальный рентный налог на добычу полезных ископаемых». Налогоплательщиками этого налога признаются «юридические лица, добывающие драгоценные, цветные и (или)радиоактивные металлы, редкие и редкоземельные элементы и (или) извлекающие их из техногенных минеральных образований, а также добывающие углеводородное сырье», — говорится в тексте документа. От уплаты рентного налога освобождаются компании, осуществляющие добычу в рамках СРП.

ТАШКЕНТ, 30 дек — РИА Новости/Прайм. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев подписал закон о поправках в налоговый кодекс страны, которые предусматривают с 1 января 2022 года снижение налогов за пользование недрами при добыче нефти, газа, золота и цветных металлов, а также введение нового налога на рентный доход для добывающих предприятий, документ обнародован в четверг.

Беларусь / Налоговый кодекс 2021: основные изменения

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части 4 статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2% до 0,4%. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физлиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в 2018 году.

При этом в 2021 году для физлиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.

Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.

При этом Жокаргы Кенесу Каракалпакстана и кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физлиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе. Подробнее.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения, в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.

При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета).

Читайте также:  Какие изменения ждут пенсионеров в 2023 году

Данная категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозугодий, с установлением ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.

Исчисление налога по землям сельскохозназначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.

К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.

Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов страны.

Конкретный размер налоговых ставок за земли несельскохозяйственного назначения определяется в следующем порядке:

  • Жокаргы Кенес Каракалпакстана и кенгаши народных депутатов областей устанавливают налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основании базовых налоговых ставок, установленных в Налоговом кодексе, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2;
  • кенгаши районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3 к налоговым ставкам, установленным Жокаргы Кенесом и кенгашами областей, а для Ташкента — к базовым налоговым ставкам, установленным в Налоговом кодексе, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.

При этом кенгаши районов и городов имеют право устанавливать повышенные до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в пользовании физических лиц площадью более 1 га, расположенных в туристских зонах.

Налоговые ставки на 2021 год кенгаши районов и городов представляют до 31 декабря 2020 года в налоговые органы по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения.

Налоговые органы по месту нахождения земельного участка в течение 5 дней обязаны довести до сведения налогоплательщиков эти налоговые ставки для исчисления земельного налога с юридических лиц за земли несельскохозяйственного назначения.

При этом, юридические лица налоговую отчетность по землям несельскохозяйственного назначения за 2021 год представляют в налоговые органы до 10 января 2021 года.

В 2021 году сумма налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем на 30%.

В Налоговый кодекс переносятся также отдельные нормы, связанные с применением налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,1 до 0,25. Понижающий коэффициент к ставкам земельного налога был введен с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Исключается из объекта налогообложения земельным налогом с юрлиц земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации.

Отменяется налоговая льгота для юридических лиц в части земель, занятых:

  • санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах;
  • местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.

При этом Жокаргы Кенесу и кенгашам областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Расширяется налоговая льгота по внедрению водосберегающих технологий за счет включения в нее других видов водосберегающих технологий. До 1 января 2021 года налоговой льготой могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые использовали систему капельного орошения.

С 1 января 2021 года от уплаты налога освобождаются также земли, на которых внедрены другие виды водосберегающих технологий орошения (дождевальное, дискретное и другое (включая капельное), — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена водосберегающая технология орошения. Данная льгота предоставляется на основании заключения уполномоченного органа в области водопользования и водопотребления.

В случае, если система водосберегающих технологий орошения будет не пригодна к использованию или демонтирована в течение пяти лет с начала месяца, в котором она была внедрена, действие налоговой льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога за весь период применения налоговой льготы.

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

  • Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 2018 года № ЗРУ-508.
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 декабря 2018 года № ПП–4086.

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Налоговый кодекс – 2021: обзор изменений

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

В Налоговый кодекс внесли поправки

Налоговая ставка сохраняется в размере 15 процентов.

Расширяется круг предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет:

стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;

рынков и торговых комплексов.

Налоговые ставки такие же как в 2020г

Отменяется с 1 января 2021 года для всех хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, проведение ежегодной обязательной переоценки основных фондов. Начиная с 1 января 2021 года при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается.

Налоговая ставка в размере 12 процентов.

Для налогоплательщиков, уплачивающих налог в фиксированных размерах, предусматривается следующее:

налоговые ставки для данной категории налогоплательщиков устанавливаются Налоговым кодексом. При этом сохраняется размер налоговых ставок, действовавших в 2020 году;

доходы физических лиц от сдачи имущества в аренду облагаются налогом по налоговой ставке в размере 12 процентов.

сохраняется за Кенгашами народных депутатов районов и городов право устанавливать понижающие или повышающие коэффициенты от 0,7 до 1,3 к суммам налога в фиксированных размерах для индивидуальных предпринимателей в зависимости от специфики места осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, а также сезонности осуществляемых видов деятельности.

Налог с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами — индивидуальными предпринимателями — у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.

Налоговые ставки, действовавшие в 2020 году для юридических лиц в размере 12 процентов и для бюджетных организаций — 25 процентов сохраняются.

Для следующей категории физических лиц предусмотрены:

1) уплата налога в сумме не менее одного размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа производится:

а) на добровольной основе:

самозанятыми гражданами;

гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей по найму на основе трудового договора, а также гражданами Республики Узбекистан, работающими в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Республики Узбекистан;

б) в обязательном порядке:

учениками школы «Уста — шогирд» — в период их работы до достижения двадцати пяти лет;

дехканскими хозяйствами, а также физическими лицами, занятыми в дехканском хозяйстве, на приусадебном земельном участке площадью не менее 4 соток или занимающимися выращиванием крупного рогатого скота либо домашней птицы не менее 50 голов на данной площади. При этом глава дехканского хозяйства уплачивает налог в обязательном порядке, а другие члены и указанные физические лица — на добровольной основе;

2) срок уплаты налога для данной категории физических лиц устанавливается до 1 декабря отчетного года. При этом размер налога исчисляется исходя из размера базовой расчетной величины, установленной на день уплаты.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;

рынки и торговые комплексы.

Снижается налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, с 25 до 13 процентов.

Белорусские депутаты во втором чтении 20 декабря приняли законопроект «Об изменении законов по вопросам налогообложения». Теперь белорусов ждут изменения в налогообложении.

Принятый законопроект предполагает изменение Налогового кодекса Беларуси. В документе прописали целый ряд новшеств:

  • отмена административной ответственности за неформирование чека с помощью приложения «Налог на профессиональный доход»;
  • определение полномочий президента по признанию задолженности по налогом безнадежной;
  • освобождение от уплаты подоходного налога с материальной помощи, подарков, призов от профсоюзных организаций, если их сумма не превышает более 1,2 тысячи рублей в год;
  • отмена налогообложения на доходы в виде подарков, призов и других, полученных в натуральной форме по решениям вышестоящих профсоюзных органов и объединений профсоюзов;
  • обязанность субъектов хозяйствования с 1 апреля 2024 года передавать сведения о всех выплаченных ими доходах гражданам, в том числе от трудовой деятельности, аренды, приобретения имущества, дивидендах и т.д.;
  • увеличение ставок налога на прибыль на юридических лиц на 2%;
  • повышение подоходного налога для индивидуальных предпринимателей на 4%;
  • увеличение подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах;
  • индексация ставок земельного и экологического налогов;
  • планирование цифровизации уплаты земельного налога.

Так, с 2023 года пользоваться этой системой не вправе индивидуальные предприниматели и нотариусы. Основной запрет на УСН для ИП, оказывающих услуги, был введен с 2022 года, но для некоторых категорий предпринимателей делалось исключение. Так, остаться на «упрощенке» могли ИП, работающие в сфере здравоохранения, общепита, туризма, программирования. Но с 2023 года запрет на применение УСН распространяется на всех предпринимателей.

Что касается организаций, то работать по упрощенной системе налогообложения смогут только те из них, которые удовлетворяют требованиям, перечисленным в п. 1 ст. 324 новой редакции НК РБ. Но есть ряд ограничений, при которых применение УСН для организаций запрещено. К ним относятся:

  • Наличие хотя бы одного филиала, зарегистрированного в налоговом органе.
  • Доверительное управление имуществом.
  • Получение денежных средств (наличных или безналичных), не включаемых в валовую выручку и не относящихся к доходам (выручке), перечисленным в 4 ст. 174 и п. 2 ст. 328 НК-2023. Это касается в том числе средств, полученных по договорам гражданско-правового характера, а также принятых в виде оплаты (возмещения) расходов, упомянутых в ч. 2 подп. 5.3 ст. 328 НК-2023. Обойти этот запрет можно, если в учетной политике будет указано, что данные средства признаются внереализационными доходами и будут облагаться налогом как валовая выручка.

Также с 2023 года нельзя применять принципы «по начислению» и «по оплате» для расчета выручки при УСН. Теперь она будет отражаться только по кассовому принципу. Это значит, что размер выручки определяется по мере поступления оплаты за товары, услуги, работы (включая предоплату).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *