Вычет ндс у заказчика транспортных услуг по договору транспортной экспедиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вычет ндс у заказчика транспортных услуг по договору транспортной экспедиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Договор транспортной экспедиции служит для исполнения экспедитором своих обязанностей по обеспечению перевозки грузов и заключается, как правило, для оказания комплекса услуг в отношении перевозимого груза. При этом экспедитор может заключать договор перевозки грузов от своего имени или от имени клиента. Это обстоятельство, а также указание в ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), определяющей данную разновидность договора, на возможность осуществления экспедитором расходов за счет другой стороны, позволило многим специалистам в области налогообложения сделать вывод о посредническом характере договора транспортной экспедиции. Некоторые специалисты относят данный договор к смешанным договорам, содержащим элементы посреднического договора (комиссия, поручение, агентирование) в зависимости от модели договора и договора оказания услуг. Специалисты налоговых и финансовых органов также делают вывод о посреднической природе отношений, возникающих из договора транспортной экспедиции.

Услуги сторонних организаций по перевозке грузов оформляются договором транспортной экспедиции. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. При этом существуют две различные позиции от том, к какой категории относится договор транспортной экспедиции. От выбора категории зависит ведение бухгалтерского и налогового учета у экспедитора

29.05.2015Автор: Дарья Батова, эксперт по финансовому законодательству

Нормативное регулирование отношений, возникающих при заключении договора транспортной экспедиции, осуществляется Гражданским кодексом (гл. 41 ГК РФ), Федеральным законом (Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — Закон № 87-ФЗ)) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (утв. пост. Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила)).

По договору транспортной экспедиции одна сторона, которой является экспедитор, обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента, являющегося грузоотправителем или грузополучателем) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Основными условиями договора транспортной экспедиции является перевозка груза. При этом экспедитор может сам перевозить товары, но чаще всего для этих целей он привлекает стороннюю организацию.

Услуги, оказываемые экспедитором, можно разделить на основные и дополнительные.

Основные услуги по договору транспортной экспедиции непосредственно связаны с перевозкой груза. К ним относятся:

  • организации перевозки грузов соответствующим видом транспорта и по выбранному маршруту;
  • заключение договоров перевозки от имени клиента или экспедитора;
  • обеспечение отправки и получения груза и т.д.

В качестве дополнительных услуг договором может быть предусмотрено осуществление следующих операций, непосредственно связанных с доставкой грузов (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • получение необходимых для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза и его получение в пункте назначения.

Двойственная правовая природа договора транспортной экспедиции

Существуют две различные позиции от том, к какой категории относится договор транспортной экспедиции.

Анализируя нормы гражданского законодательства, можно прийти к выводу, что договор транспортной экспедиции является посредническим договором. Доказательством данной точки зрения являются обязанности экспедитора заключить договор перевозки груза от имени клиента или от своего имени, а также обязанности выполнить или организовать выполнение экспедиторских услуг (ст. 801 ГК РФ).

В судебной же практике также нет единого мнения по поводу природы договора транспортной экспедиции. Одни суды считают, что договор на транспортно-экспедиционное обслуживание не является посредническим и признается самостоятельным видом гражданско-правового договора (пост. Восемнадцатого ААС от 04.02.2013 № 18АП-13552/12, Десятого ААС от 03.08.2011 № 10АП-5481/11, от 30.11.2010 № 10АП-6721/10, ФАС МО от 27.11.2008 № КГ-А40/10970-08, от 15.02.2008 № КА-А41/262-08, от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07, Президиума ВАС РФ от 26.01.99 № 5056/98). Другие же придерживаются прямо противоположной точки зрения, утверждая, что договор транспортной экспедиции является, по сути, посредническим договором (пост. Девятого ААС от 24.12.2010 № 09АП-30921/2010).

В то же время чиновники, разъясняя порядок составления счетов-фактур при оказании транспортно-экспедиционных услуг, упоминают, что договор транспортной экспедиции, являясь самостоятельным видом договора, содержит элементы условия, аналогичные посредническому договору (письма Минфина России от 29.12.2012 № 03-07-15/161, от 01.11.2012 № 03-07-09/148, от 21.09.2012 № 03-07-09/132, от 17.11.2011 № 03-07-11/316).

Таким образом, считаем, что договор транспортной экспедиции — это особый вид гражданско-правового договора, который может содержать признаки посреднического договора или договора о возмездном оказании услуг.

Договор транспортной экспедиции и сопутствующие документы

Договор транспортной экспедиции обязательно должен быть заключен в письменной форме. Также при необходимости клиент должен выдать экспедитору доверенность на осуществление определенных действий.

Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы (п. 7 Правил). Порядок их составления и формы утверждены Минтрансом России (приказ Минтранса России от 11.02.2008 № 23).

К экспедиторским документам относятся:

1. поручение экспедитору, которое определяет перечень и условия оказания услуг экспедитором клиенту в рамках договора;

2. экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором груза для перевозки последнего от клиента либо от другого грузоотправителя;

3. складская расписка, которая подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

    Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору (п. 8 Правил). При этом в поручении должны быть указаны достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме и т.п.

    После того как экспедитор рассмотрит поручение, он направляет его обратно клиенту с отметкой о согласовании либо отказе в согласовании услуг. Лишь только после согласования сторонами указанного поручения оно подлежит исполнению.

    При приеме груза экспедитор предоставляет клиенту экспедиторскую расписку. Расписка является доказательством получения груза и наделяет экспедитора правом владения грузом до момента его передачи клиенту или иному грузополучателю по окончании перевозки.

    Рассмотрим порядок ведения бухгалтерского и налогового учета у экспедитора. Предположим, что в соответствии с заключенным договором транспортная организация самостоятельно осуществляет перевозку груза. Услуги по перевозке груза являются услугами по обычному виду деятельности.

    Налоговый учет транспортной экспедиции

    При получении груза от клиента у экспедитора не возникает налогооблагаемого дохода. Передача груза клиентом экспедитору также не является объектом налогообложения по НДС.

    Бухгалтерский учет транспортной экспедиции

    Определим, что при передаче груза право собственности на полученный груз к экспедитору не переходит.

    Груз, полученный от клиента, организация-экспедитор должна учитывать на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» по стоимости, установленной договором транспортной экспедиции (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). При получении груза от клиента в учете экспедитора делается следующая проводка:

    Дебет 002

    — груз, полученный от клиента, принят к учету.

    При передаче груза по транспортной накладной конечному грузополучателю стоимость груза списывается. При этом в учете делается запись:

    Кредит 002

    — груз сдан грузополучателю.

    Отнесение договора транспортной экспедиции к посредническому или договору об оказании услуг оказывает непосредственное влияние на порядок ведения бухгалтерского и налогового учета у экспедитора.

    Посреднический договор

    При таком виде договора экспедитор привлекает сторонние организации для непосредственной перевозки груза. В данном случае экспедитор предъявляет клиенту разными суммами свое вознаграждение и расходы, связанные с организацией перевозки.

    Налог на прибыль. Поступления от юридических и физических лиц по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала или агента не признаются доходами организации (п. 3 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

    Кроме того, расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, не учитываются при исчислении налога на прибыль (п. 9 ст. 270 НК РФ).

    В связи с этим если договор транспортной экспедиции носит характер посреднического договора, то только вознаграждение экспедитора включается в налоговую базу по налогу на прибыль.

    Что касается расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента при исполнении договора, в том числе в виде сумм, уплачиваемых сторонним организациям, то они подлежат возмещению клиентом и не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций (пп. 2, 3 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, письма Минфина России от 24.05.2012 № 03-03-06/1/270, от 30.01.2012 № 03-11-06/2/13, от 14.06.2011 № 03-07-08/185, от 01.12.2009 № 03-11-06/2/252, от 30.03.2005 № 03-04-11/69).

    НДС. Организации при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения при исполнении договора (п. 1 ст. 156 НК РФ).

    Несмотря на то что договор транспортной экспедиции не перечислен в указанной статье, чиновники сочли возможным применение положений статьи 156 Налогового кодекса к договору экспедиции. Свой вывод они основывают на сходстве перечисленных выше договоров (письма Минфина России от 14.06.2011 № 03-07-08/185, от 30.03.2005 № 03-04-11/69, от 21.06.2004 № 03-03-11/103).

    После оказания услуг, предусмотренных договором (день передачи груза грузополучателю), экспедитор на сумму вознаграждения должен исчислить НДС и в течение пяти календарных дней выставить клиенту счет-фактуру (подп. 1 п. 1 ст. 167, п. 3 ст. 168 НК РФ).

    Вместе с тем суммы, уплаченные экспедитором другим организациям для перевозки груза, не включаются в налоговую базу по НДС. Соответственно, оснований применения налогового вычета по данным суммам также не имеется.

    Обратите внимание: если договором транспортной экспедиции предусмотрен авансовый порядок расчетов, то на суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящего оказания услуг в рамках договора, необходимо начислить НДС в части платежей, соответствующих размеру вознаграждения (письмо Минфина России от 21.06.2004 № 03-03-11/103). Аналогичная позиция представлена и в судебной практике (пост. ФАС СКО от 05.02.2013 № Ф08-8177/12, от 18.10.2010 по делу № А32-43596/2009-46/716, Пятнадцатого ААС от 21.10.2011 № 15АП-7867/11).

    Читайте также:  Сохранится ли обязанность представлять сведения по форме СЗВ-М в 2023 году?

    Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете организации-экспедитора при осуществлении расчетов с клиентом и сторонними организациями (перевозчиками) делаются следующие записи:

    Дебет 51 Кредит 62 (76, субсчет «Расчеты с клиентом»)

    — получено вознаграждение от клиента;

    Дебет 62 субсчет «НДС с авансов» Кредит 68 субсчет «НДС»

    — начислен НДС с аванса;

    Дебет 62 (76, субсчет «Расчеты с клиентом») Кредит 90-1

    — отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;

    Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «НДС»

    — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;

    Дебет 90-2 Кредит 20

    — списана себестоимость оказанных услуг;

    Дебет 62 (76, субсчет «Расчеты с клиентом») Кредит 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком»

    — сторонней транспортной компанией оказаны услуги по перевозке груза;

    Дебет 51 Кредит 62 (76, субсчет «Расчеты с клиентом»)

    — экспедитору компенсируются расходы по перевозке;

    Дебет 76 Кредит 51

    — оплачены услуги организации-перевозчика.

    Документы. В случае если договором транспортной экспедиции предусмотрено вознаграждение экспедитору, а также обязанность клиента возместить расходы, связанные с оплатой услуг сторонних организаций, то экспедитору необходимо составить отчет и представить его клиенту. К такому выводу пришли налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 05.04.2005 № 20-12/22797).

    В качестве документов, которые подтверждают уплату соответствующих сумм, могут выступать:

    • отчет экспедитора — суммы вознаграждения;
    • складские документы, транспортные накладные, акты выполненных работ — суммы оплаты услуг сторонних организаций по перемещению груза.

    К отчету также прилагаются оправдательные документы, которые служат первичными учетными документами для ведения бухгалтерского учета (товарно-транспортные документы, копии договоров с третьими лицами, копии платежных документов, счет-фактура экспедитора на сумму своего вознаграждения и на сумму возмещаемых расходов).

    ПРИМЕР

    ООО «Экспедитор» заключило договор транспортной экспедиции с ООО «Клиент» на организацию перевозки товаров на сумму 500 000 руб. Условиями договора установлено право экспедитора привлекать сторонние компании к организации перевозки груза. Вознаграждение компании по договору транспортной экспедиции составляет 29 500 руб. По договору предусмотрено перечисление вознаграждения авансом. ООО «Экспедитор» заключило от своего имени договор с ООО «Перевозчик» на железнодорожную перевозку груза. Стоимость услуг транспортной компании равна 88 500 руб. Собственные расходы экспедитора, связанные с оказанием услуг по договору, составили 12 000 руб.

    В бухгалтерском учете ООО «Экспедитор» делаются записи:

    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы»

    — 29 500 руб. — получено вознаграждение в виде аванса;

    ДЕБЕТ62 субсчет «НДС с авансов» КРЕДИТ 68 субсчет «НДС»

    — 4500 руб. (29 500 руб. : 118% х 18%) — начислен НДС с аванса;

    ДЕБЕТ 002

    — 500 000 руб. — груз, полученный от клиента, принят к учету;

    ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с клиентом» КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком»

    — 88 500 руб. — стоимость услуг ООО «Перевозчик» списана за счет клиента;

    ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с клиентом» КРЕДИТ 90-1

    — 29 500 руб. — отражена выручка в виде вознаграждения;

    ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «НДС»

    — 4500 руб. — начислен НДС с выручки;

    Кредит 002

    — 500 000 руб. — списан груз, переданный грузополучателю;

    ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69, 70

    — 12 000 руб. — учтены затраты, связанные с оказанием услуг по договору;

    ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20

    — 12 000 руб. — списана себестоимость транспортно-экспедиционных услуг;

    ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы» КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты с клиентом»

    — 29 500 руб. — сумма аванса зачтена в счет экспедиторского вознаграждения;

    ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС» КРЕДИТ 62 субсчет «НДС с авансов»

    — 4500 руб. — принят к вычету НДС, исчисленный с аванса;

    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты с клиентом»

    — 88 500 руб. — получены от клиента средства для оплаты услуг перевозчика;

    ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком» КРЕДИТ 51

    — 88 500 руб. — оплачены услуги ООО «Перевозчик».

    Прибыль, полученная по договору транспортной экспедиции, отражается следующим образом:

    ДЕБЕТ 90-9 Кредит 99

    — 13 000 руб. (29 500 — 4500 — 12 000) — отражен финансовый результат.

    Договор на оказание услуг

    Как отмечалось выше, экспедитор может самостоятельно выполнять обязанности перевозчика. В этом случае договор транспортной экспедиции несет в себе признаки договора возмездного оказания услуг. Такой вид договора применяется к транспортной экспедиции и в том случае, если экспедитор все-таки привлекает третьих лиц к перевозке, но не хочет, чтобы клиент знал об этом.

    Налоговый учет. Если транспортно-экспедиционные услуги оказываются по схеме договора возмездного оказания услуг, то цена такого договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. При таком виде договора расходы экспедитора по организации перевозки груза учитываются при налогообложении прибыли в общеустановленном порядке (ст. 249 НК РФ). В случае если экспедитор привлекает к перевозке сторонних лиц, то выплаты перевозчику, не компенсируемые клиентом, могут учитываться в расходах экспедитора для целей налогообложения прибыли (письма Минфина России от 14.06.2011 № 03-07-08/185, от 16.02.2009 № 03-03-06/1/65).

    Налоговой базой по НДС является общая стоимость предоставленных услуг (ст. 154 НК РФ).

    Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете организации при отражении упомянутой операции осуществляются следующие записи:

    ДЕБЕТ 002

    — груз, полученный от клиента, принят к учету;

    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

    — поступили денежные средства по договору транспортной экспедиции;

    ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

    — отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;

    ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»

    — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;

    ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02, 10, 69, 70

    — учтены затраты, связанные с оказанием услуг по договору;

    ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20

    — списана себестоимость оказанных услуг;

    КРЕДИТ 002

    — списан груз, переданный грузополучателю.

    Документы. В случае если экспедитор самостоятельно оказывает услуги по перевозке груза, то все произведенные расходы должны быть документально подтверждены. Таким образом, экспедитор предъявляет клиенту следующие документы:

    1) товарно-транспортные документы:

    • товарно-транспортная накладная (утв. пост. Правительства РФ от 15.04.2011 № 272),
    • путевой лист (формы 4С, 4П) (утв. пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78);

    НДС. Льготы для транспортных компаний

    Для компании-производителя важно не просто произвести качественную продукцию, нужно в срок доставить товар до заказчика.

    Доставка груза может производиться транспортом самого производителя или с привлечением посредника в качестве перевозчика.

    По различным причинам не все производители желают организовывать свой личный автопарк, тем не менее товар требуется доставить заказчику, иногда даже за пределы РФ.

    Поэтому производитель товара заключает договор с транспортно-экспедиционной компанией, силами и транспортом которой товар будет доставлен до покупателя.

    Учитывая востребованность услуг по доставке и растущий с каждым годом спрос на транспортные услуги, количество компаний, желающих их предоставить, тоже увеличивается.

    Налоговые агенты по НДС

    В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается в том числе реализация услуг. При этом согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

    Согласно п. 1 и 2 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

    Таким образом, деятельность экспедитора в целях обложения НДС классифицируется в качестве услуги, реализация которой на территории РФ признается объектом обложения НДС. Место и момент фактической реализации услуг экспедитора определяются в соответствии с частью второй НК РФ.

    Обратимся к подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ. Согласно данной норме в целях главы 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке товаров от места прибытия на территорию РФ до места убытия с территории РФ, и услуг, указанных в подп. 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ), оказываются (выполняются) иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, в случае, если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица).

    Таким образом, если экспедитором является иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органов в качестве налогоплательщика, то местом реализации услуг такого экспедитора будет признаваться территория РФ, только если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ. Местом реализации экспедиторских услуг, непосредственно связанных с перевозкой товаров, оказываемых иностранными организациями между пунктами отправления и назначения, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой — за пределами территории Российской Федерации, территория РФ не признается (см. также письма Минфина России от 03.12.2012 № 03-07-08/335, от 13.08.2013 № 03-07-08/32779).

    Договор об оказании услуг или посреднический договор

    Предоставлять помощь по транспортировке определенной продукции может сама транспортно-экспедиционная компания. Бывают ситуации, когда для перевозки продукции требуется особая техника, большая по грузоподъемности или имеющая свойство поддерживать определенную температуру в салоне. Не все экспедиторские предприятия имеют такую. Возникает необходимость привлечения третьих лиц.

    В подобных ситуациях договор носит посреднический характер. Экспедитор заключает соглашение с транспортной компанией от имени заказчика или своего. Договор при этом носит расширенный характер, включает следующие пункты:

    • порядок оплаты услуг экспедитора по подбору дополнительной организации;
    • порядок возмещения расходов, понесенных перевозчиком по пути следования. К ним можно отнести оплату государственных пошлин, штрафов, различных комиссий.

    Второй вариант развития событий — договор на оказание экспедиторской помощи не является посредническим. При этом весь спектр услуг предоставляется транспортной компанией или третьими лицами, сотрудничающими с экспедиторами.

    Читайте также:  Расторжение брака и взыскание алиментов - исковое заявление

    Договор об оказании экспедиторской помощи является особым видом с юридической точки зрения, может иметь как посреднический, так и обычный вид. Важно — грамотно прописать каждый пункт, четко закрепить обязанности за каждой стороной.

    Транспортная экспедиция: особенности учета и составления счетов-фактур

    Перевозка грузов — сложный с юридической точки зрения процесс, имеющий большое количество тонкостей. Для получения разрешения на транспортировку продукции экспедитор:

    • определяет налоговую основу по НДС в размере суммы, взимаемой с клиента за перевозку;
    • производит заключение договора на оказание транспортно-экспедиторских услуг;
    • прописывает в соглашении пункты о возмещении расходов клиентом экспедитору.

    При оказании экспедиторской помощи используются счета-фактуры. Они выписываются в течение пяти рабочих дней с момента оказания транспортной услуги. Счет отображает:

    • стоимость работ, произведенных экспедитором без дополнительных услуг;
    • полную стоимость произведенных работ, включая дополнительную помощь, деятельность третьих лиц, привлеченных к транспортировке. Это может быть подъемно-погрузочная техника, особые виды транспорта.

    Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Один предназначен клиенту, другой — для регистрации. Они фиксируются в журналах «Выставленные фактуры» и «Полученные счета-фактуры». Каждому счету присваивается индивидуальный порядковый номер, фиксируется дата выдачи.

    Чтобы клиент мог осуществить вычеты по НДС, требуется прикрепить к экземпляру счета-фактуры копии всех чеков, накладных, полученных от третьих лиц, производящих транспортировку продукции.

    НДС на транспортные услуги: при международных перевозках

    При некоторых обстоятельствах перевозка грузов облагается НДС по ставке 0%. Происходит это при оказании транспортных услуг международного характера.

    Под международной перевозкой подразумеваются отправления грузов речным, морским, железнодорожным транспортом, авиаперевозки и автомобильные маршруты. При этом пункты отправления или доставки располагаются за пределами территории страны.

    Ставка НДС 0% затрагивает следующие услуги, сопровождающие транспортировку грузов:

    • оформление документов;
    • погрузочно-разгрузочные работы;
    • услуги по страхованию, оформлению в таможенных органах;
    • прочие услуги.

    Ниже в таблице отражены ставки НДС на транспортные услуги при перевозке по территории РФ и международных перевозках.

    Характер услуг Ставка НДС Виды услуг
    Перевозка по РФ 18% или освобождение от обязанностей плательщика НДС Доставка грузов, погрузочно-разгрузочные работы, страхование, финансовые услуги, сопровождение
    Международные перевозки с пересечением границ 0% Доставка товара, погрузка, таможенное оформление, оплата пошлин.

    Применение ставки 10% по транспортным услугам

    Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

    Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

    • «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?»;
    • «Новый перечень медтоваров для ставки НДС 10%».

    Освобождение от начисления НДС

    Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

    В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

    Согласно подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС, при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур.

    При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет экспедитора или универсальный передаточный документ), а также при условии, что услуги экспедитора приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету.

    В отношении вычета НДС по расходам, возмещаемым клиентом экспедитору на основании договора транспортной экспедиции, в котором установлен перечень возмещаемых клиентом расходов и определена сумма вознаграждения экспедитора, отметим следующее.

    Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам по НДС подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.

    Минфин России в письме 29.12.2012 № 03-07-15/161 указал, что в целях осуществления клиентом вычетов по налогу на добавленную стоимость к первому экземпляру счета-фактуры, выставляемого экспедитором клиенту, следует приложить копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.

    Таким образом, если затраты экспедитора возмещаются и учитываются в документах отдельно от вознаграждения экспедитора, то НДС, выделенный в стоимости услуг третьих лиц, заказчик (клиент) имеет право принять к вычету на основании надлежаще оформленных счетов-фактур (к которому прилагаются копии счетов-фактур от привлеченных экспедитором организаций) и первичных документов (отчета экспедитора с приложением копий документов, подтверждающих понесенные экспедитором расходы — актов об оказании услуг, транспортных накладных и т.п.).

    Транспортная экспедиция с точки зрения контролирующих органов и судов

    Договоры транспортной экспедиции, по которым экспедитор только доставляет груз или только находит непосредственных перевозчиков, заключают редко. Гораздо чаще экспедитор оказывает заказчику дополнительные услуги, например производит погрузку, оформляет документы и т.п. И как раз в этом случае налоговики начинают трактовать такой договор так, как им удобно.

    Международная экспедиция для экспедитора до и после 2011 г.

    Так, при международных перевозках налоговики часто называли договор транспортной экспедиции посредническим. И на этом основании отказывали в применении ставки 0% (Пункт 1 ст. 156 НК РФ; Письма Минфина России от 12.05.2011 N 03-07-08/147, от 18.03.2011 N 03-07-08/74, от 18.03.2009 N 03-07-08/58; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139247).
    С этого года в НК РФ прямо указано, что услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по ставке 0% (Подпункт 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
    Однако не все услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, облагаются по ставке 0%. Перечень этих услуг дан в НК РФ, и он закрытый. И только по ним экспедитор может применять ставку 0%. Кроме того, не забудьте собрать необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки (Статья 165 НК РФ).
    Но учтите: контролирующие органы настаивают на том, что по нулевой ставке облагаются только услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции. И формально для этого есть повод, это следует из самой нормы НК РФ. Если экспедитор произвел погрузочно-разгрузочные работы по отдельному договору, то по ним нельзя применить ставку 0% (Письма Минфина России от 29.07.2011 N 03-07-08/244, от 13.05.2011 N 03-07-08/148). Иную точку зрения вам придется отстаивать в суде.
    Что касается транспортно-экспедиторских услуг, которые вы оказывали до 01.01.2011, то здесь возможны проблемы. В ранее действовавшей редакции ст. 164 НК РФ прямого указания на то, что такие услуги облагаются НДС по ставке 0%, не было. Сам же договор международной экспедиции, как мы уже сказали, налоговики рассматривали как посреднический.
    Но суды обычно поддерживали экспедиторов, указывая на то, что договор транспортной экспедиции — это самостоятельный вид договора и экспедиторские услуги, оказываемые в отношении экспортируемых товаров, облагаются НДС по ставке 0%, даже если они оказаны до 01.01.2011 (Постановления ФАС МО от 15.02.2008 N КА-А41/262-08, от 22.01.2008 N КА-А41/14327-07; Решение АС г. Москвы от 04.05.2008 по делу N А40-53580/07-104-296).

    «Внутренняя» экспедиция для экспедитора

    Когда речь идет о внутренних перевозках, контролеры, наоборот, утверждают, что экспедитор посредником быть не может. И настаивают на включении в налоговую базу по НДС всех денег, полученных от заказчиков, в том числе подлежащих перечислению третьим лицам — непосредственным исполнителям услуг, а не только части, составляющей вознаграждение экспедитора (Пункт 1 ст. 156 НК РФ).
    Поэтому для того, чтобы не спорить с налоговиками по поводу налоговой базы по НДС, вместо договора транспортной экспедиции лучше заключить посреднический договор, если вы:
    — оказываете экспедиторские услуги на территории РФ;
    — все услуги для ваших заказчиков непосредственно выполняют третьи лица (вы сами ничего не перевозите, не грузите).
    Тогда исчислять НДС, и без споров, вы будете только со своего вознаграждения. А счета-фактуры на стоимость перевозки и других сопутствующих услуг, полученные от непосредственных исполнителей, вы будете перевыставлять своим заказчикам (Пункты 3, 11, 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/85@).
    Если же часть услуг вы оказываете сами, а для каких-то привлекаете третьих лиц — заключите отдельные договоры:
    — транспортной экспедиции — на услуги, оказываемые вами;
    — посреднический — на услуги, оказываемые третьими лицами.
    Так вы избежите ненужных споров с контролирующими органами.
    Если на все услуги уже заключен договор транспортной экспедиции, то в случае спора вам надо будет доказать, что по всем или каким-то отдельным услугам, оказываемым в рамках договора, вы выступаете как посредник, то есть:
    — сами услуги не оказываете, а только находите лиц, которые это сделают, и получаете за это вознаграждение (оно должно быть указано в договоре);
    — все затраты по этим услугам несет заказчик.
    В этом случае в суде у вас есть шанс доказать, что вы должны исчислять НДС лишь с вознаграждения (Постановления ФАС СЗО от 22.10.2009 по делу N А56-55513/2008; ФАС ЦО от 03.09.2009 по делу N А54-1111/2008С18; Девятнадцатого ААС от 19.10.2010 по делу N А36-2127/2010; Двадцатого ААС от 26.03.2010 по делу N А54-3115/2009С4).

    Читайте также:  Какие изменения ждут ульяновцев с 1 января

    Экспедиция для заказчика

    Если вы заказываете международную перевозку, облагаемую НДС по ставке 0%, то заявлять к вычету вам нечего, в выставленном счете-фактуре налог будет равен нулю.
    По «внутренней» же экспедиции вы получите от экспедитора:
    (или) единый счет-фактуру на всю стоимость оказанных услуг (Статьи 168, 169 НК РФ);
    (или) перевыставленные счета-фактуры третьих лиц и счет-фактуру экспедитора на сумму его вознаграждения (Пункт 1 ст. 156, ст. 169 НК РФ; п. п. 3, 11, 24 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/85@).
    С тем, что экспедитор вправе перевыставлять счета-фактуры по услугам, которые непосредственно оказаны третьим лицам, не спорит и Минфин (Письма Минфина России от 14.11.2006 N 03-04-09/20, от 30.03.2005 N 03-04-11/69).

    Чтобы было меньше споров по транспортно-экспедиторским услугам, четче формулируйте условия договора. Тогда, даже если спор дойдет до суда, договор будет отличным доказательством вашей правоты. Ведь не стоит забывать, что дело не в названии договора, а в его сути.

    Источник: «Главная книга» № 21 от 21.10.2011 г.

    Транспортная экспедиция и посредничество — в чем разница

    Прежде всего определим, что представляет собой договор транспортной экспедиции и чем он отличается от других договоров.

    По договору экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Причем он вовсе не обязан перевозить груз лично, а может лишь организовать перевозку. То есть экспедитор не обязательно должен быть и перевозчиком, он может нанять для перевозки третье лицо, действуя как от своего имени, так и от имени заказчик а п. 1 ст. 801 ГК РФ .

    Однако не надо путать договор транспортной экспедиции с посредническим (договором поручения, комиссии или агентским договором ) п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ . Ведь посредник, как правило, лишь берется найти для доверителя покупателя или продавца товаров и заключает с ним сделки, но сам услуги доверителю оказывает крайне редко.

    В то же время нельзя приравнять договор транспортной экспедиции и к договору перевозки. Ведь предмет договора перевозки — исключительно доставка груз а п. 1 ст. 785 ГК РФ . А транспортная экспедиция подразумевает оказание услуг, связанных с перевозкой груза. А это не только доставка груза, но и другие услуги, необходимые для его доставк и п. 1 ст. 801 ГК РФ , в частности:

    • оформление документов на груз;
    • прохождение таможенных процедур;
    • уплата таможенных пошлин и сборов;
    • упаковка груза;
    • погрузка и разгрузка;
    • проверка количества и состояния товара после погрузки-разгрузки;
    • хранение товаров;
    • получение груза.

    Именно поэтому транспортная экспедиция — самостоятельный вид договора, несмотря на его схожесть с другими. Он регулируется отдельной главой ГК Р Ф гл. 41 ГК РФ . Дополнительно транспортно-экспедиционная деятельность регулируется отдельным Законо м Федеральный закон от 30.06.2003 «О транспортно-экспедиционной деятельности» , предусматривающим, в частности, специальные документы, которые должен составлять экспедито р п. 2 ст. 2, п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 :

    • поручение экспедитору — «дополняет» договор, содержит условия выполнения услуг экспедитором;
    • экспедиторская расписка — составляется при получении груза, подтверждает, что груз экспедитором получен для перевозки;
    • складская расписка — составляется при получении груза на ответственное хранение.

    Таким образом, договор транспортной экспедиции нельзя приравнять к какому-нибудь договору, он уникален.

    Экспедиторское вознаграждение при международной перевозке ндс

    Финансисты постоянно обращают внимание налогоплательщиков на необходимость использования приведенных разъяснений высшего арбитра при применении норм пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (см. Письма от 15.07.2015 N 03-07-08/40497, от 29.06.2015 N 03-07-08/37366, от 23.06.2015 N 03-07-08/36143, от 03.06.2015 N N 03-07-08/31993, 03-07-08/32160, от 19.12.2014 N 03-07-08/65899). Понятно, что не дремлют и арбитры. Поэтому в судебной практике появились их выводы о том, что экспедитору необязательно быть организатором международной перевозки, а привлечение к исполнению обстоятельств по экспортным контрактам третьих лиц не может стать препятствием для применения ставки НДС в размере 0%. Главное, чтобы оказание услуги было связано с международной перевозкой.

    Образец договора транспортной экспедиции, заключаемый между юридическими лицами

    0. В случае нарушения Экспедитором срока исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Договором, и если Экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине Клиента, Экспедитор выплачивает Клиенту неустойку в размере % от стоимости услуг Экспедитора за каждый день просрочки. Размер неустойки не может превышать стоимость услуг Экспедитора по данной перевозке. 6. 2. Клиент осуществляет авансовый платеж в начале работы по Договору.

    При дальнейшем регулярном сотрудничестве и соблюдений условий Договора Клиент производит оплату по счетам (счетам-фактурам) в течение пяти банковских дней после получения счета (счета-фактуры). В случае нарушения условий настоящего Договора и (или) возникновения задолженности Клиента перед Экспедитором, Экспедитор выставляет Клиенту счет на авансовый платеж и имеет право приостановить выполнение своих обязанностей по настоящему Договору до погашения Клиентом своей задолженности. 6. 4. В случае отказа Клиента от перевозки, Экспедитор считает оплаченную Клиентом сумму авансом для оплаты последующих перевозок, либо возвращает ее в течение банковских дней с момента получения заявления об отказе от перевозки за вычетом фактически понесенных им расходов по осуществлению данной перевозки. Если Клиентом аванс ранее не перечислялся, то Экспедитор выставляет Клиенту счет на оплату фактически понесенных расходов.

    3. 4. Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения, понесенных им в интересах Клиента расходов или до предоставления Клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения расходов. В этом случае Клиент так же оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

    За возникшую порчу груза вследствие его удержания Экспедитором в случаях, предусмотренным настоящим пунктом, ответственность несет Клиент.

    Транспортная экспедиция. Документальное оформление, бухучет и налогообложение

    В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

    Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Об этом сказано в пункте 1 статьи 802 Гражданского кодекса РФ.

    Экспедиторскими документами являются:

    – поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

    – экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

    – складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

    Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

    Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

    Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. (Из Письма от 4 октября 2011 года № 16-15/095705@

    Таким образом, в рамках оказания услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов на перевозку грузов оформляются:

    – договор транспортной экспедиции;

    – акт сдачи-приемки оказанных услуг;

    – экспедиторские документы;

    – доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом);

    – перевозочные документы.

    Особенности договора транспортной экспедиции

    Напомним, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
    Иными словами, экспедитор за вознаграждение и за счет другой стороны выполняет лично или организует выполнение третьими лицами определенных работ (услуг) (ст. 805 ГК РФ).

    Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом. Для этого экспедитор заключает от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечивает отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

    Договор транспортной экспедиции может предусматривать и дополнительные услуги, необходимые для доставки груза, например такие как:

    • получение документов, необходимых для экспорта или импорта;
    • выполнение таможенных и иных формальностей;
    • проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
    • уплата пошлин, сборов и других расходов за клиента;
    • хранение груза, его получение в пункте назначения;
    • иные операции и услуги.

    Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности регулируется Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.

    Следовательно, договор транспортной экспедиции не является договором на перевозку груза. Непосредственно перевозкой груза занимается специализированная транспортная организация, которая владеет собственными транспортными средствами (автомобилями, самолетами, морскими судами, железнодорожными составами).

    В то же время специализированная транспортная компания может выступать одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика. В этом случае договор, заключенный между транспортной компанией и клиентом, будет являться смешанным. Отношения с клиентом будут регулироваться не только положениями гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *