Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин дал инструкции по бухучету «коронавирусных» расходов и субсидий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В бухучете коммерческих организаций правила отражения информации о поступлении и расходовании госпомощи регламентированы ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Для этого предусмотрен сч. 86 «Целевое финансирование», на котором отражаются средства, направляемые в качестве целевого финансирования на покрытие расходов.
Когда средства поступают в компанию, они относятся на прочие доходы и увеличивают финансовый результат. Затраты, которые будут компенсироваться за счет этих средств, отражаются в бухучете обычным способом.
Что касается налогового учета, то государственную субсидию на профилактические меры по коронавирусу не нужно учитывать в доходах при расчете налога на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ). Кроме того, затраты за счет этой субсидии не нужно принимать в расчет при расчете налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).
Важно! Данные особенности по расчету налога на прибыль при получении субсидии распространяются на правоотношения, появившиеся с начала 2020 г.
По субсидиям, потраченным на ТМЦ, основные средства и нематериальные активы, НДС принимается к вычету в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 г. № 121-ФЗ).
Если налогоплательщик применяет УСН, то на основании пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ он не вправе при расчете налога учитывать полученную субсидию или произведенные расходы на профилактические меры по коронавирусу.
Пример учета субсидии для малого бизнеса: бухпроводки
Компании на УСН начислена субсидия за апрель 2020 в сумме 339 640 руб. (28 сотрудников по данным СЗВ-М за март х 12 130 руб.)
25 мая эти средства поступили на счет. Руководством фирмы принято решение компенсировать за счет субсидии уже произведенные расходы:
- по зарплате за апрель в сумме 200 000 руб.;
- по аренде за апрель – 85 000 руб.;
- по налогу при УСН в сумме 36 000 руб.
Оставшуюся сумму решено потратить на покупку ТМЦ – 18 640 руб.
В учете фирмы бухгалтер сформировал записи по субсидиям для малого бизнеса проводками:
Операции |
Д/т |
К/т |
Сумма |
Поступила субсидия на р/счет |
51 |
86 |
339 640 |
Списание субсидии на возмещение расходов: |
|||
-по оплате аренды |
86 |
91/1 |
85 000 |
— по выплате зарплаты |
86 |
91/1 |
200 000 |
— по уплате налога УСН |
86 |
91/1 |
36 000 |
Приобретение ТМЦ за счет субсидии: — ТМЦ поступили от поставщика |
10 |
60 |
18 640 |
— плата поставщику за ТМЦ |
60 |
51 |
18 640 |
— списана субсидия |
86 |
91/1 |
18 640 |
Нюансы налогового учета субсидии
Как можно увидеть из приведенных примеров, налоговые требования об исключении субсидии из расходов, уменьшающих налоговую базу на ОСН и УСН, урегулируются правильным составлением бухгалтерских проводок.
В Примере 1 это: Дт 86 Кт 44 – 121 300.
В Примере 2: Дт 86 Кт 26 – 60 650.
И в том, и в другом случае отраженное в бухучете использование субсидии уменьшает то, что далее пойдет в расчет налоговой базы по прибыли или доходно-расходной УСН.
Саму же субсидию при получении в облагаемую налогом базу не включают:
- у юрлиц на ОСН (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- у ИП и организаций на УСН (подп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
- для ИП на ОСН (подп. 82 ст. 217 НК РФ).
Поэтому при зачислении на счет бюджетных средств никакие записи в налоговом учете делать не нужно.
Если субсидия израсходована на покупку или создание внеоборотных активов, ее нужно учесть на счете 86. В момент ввода объекта в эксплуатацию бюджетные деньги надо отразить по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Далее, по мере начисления амортизации, — списывать на финансовые результаты, используя счет 91.
Обязанностью работодателя, установленной ТК, является, среди прочего, обеспечение безопасных условий труда. С учетом этого и требований ПБУ 10/99 «Расходы организации» в качестве расходов по обычным видам деятельности надо учитывать оплату следующих услуг, направленных на защиту от инфекции:
- тестирование работников на коронавирус и иммунитет к нему;
- дезинфекция рабочих помещений;
- связь с дистанционными работниками;
- доставка работников до места работы и обратно в период режима повышенной готовности.
Если все это производится полностью или частично собственными силами (без привлечения сторонних лиц), указанные затраты также включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.
В составе прочих расходов (отличных от расходов по обычным видам деятельности) учитываются:
- зарплата за время нерабочих дней с 30 марта по 8 мая;
- оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с пандемией;
- штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения во время режима повышенной готовности;
- расходы по несостоявшимся служебным командировкам (невозмещенная оплата проезда, бронирования гостиницы, услуг и другое);
- расходы на благотворительность в связи с пандемией (перечисление денег пострадавшим лицам; приобретение для медучреждений специализированного оборудования; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет, другое).
Для обобщения информации о прочих расходах, связанных с распространением коронавируса, используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».
На субсидию вправе рассчитывать субъекты СМП и социально ориентированные НКО, которые осуществляют деятельность в отраслях, пострадавших от пандемии в 2020 г. и требующих осуществления профилактических мер.
Такая господдержка выдается единовременно и на безвозвратной основе. Юридические лица и ИП вправе использовать государственную субсидию для любых расходов, осуществляемых при проведении профилактических мер по коронавирусу.
Налог с полученных субсидий платить не нужно.
В Налоговый кодекс внесли дополнения, согласно которым «коронавирусные» субсидии не считаются доходом для налога на прибыль (НДФЛ для ИП), УСН и ЕСХН (п. 82 ст. и пп. 60 п. 1 ст. НК РФ).
НДС при получении «коронавирусной» субсидии начислять также не нужно. Его платят только с тех видов государственной помощи, которые связаны с реализацией товаров или услуг по сниженным ценам (п. 1 ст.162 НК РФ). А в данном случае такой связи нет, поэтому нет и необходимости начислять НДС.
При использовании ЕНВД или патентной системы суммы поступлений, в том числе и субсидии, в принципе не влияют на облагаемую базу.
Расходы, которые оплачены за счет государственной помощи, нельзя учесть для уменьшения облагаемой базы (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).
Правда, здесь можно прибегнуть к хитрости. Субсидию можно потратить не только на зарплату, но и на другие цели (п. 1 Правил, утвержденных постановлением № 576). Поэтому бизнесмен может направить полученные от государства деньги на оплату тех затрат, которые и так не уменьшают облагаемую базу. Например — заплатить за счет субсидии сам налог на прибыль или упрощенный налог.
Чтобы подтвердить, что субсидия использована для финансирования необлагаемых затрат, можно издать соответствующий приказ. Но как к подобным действиям налогоплательщика в дальнейшем отнесутся проверяющие — пока неясно.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
- Регламентирующий документ
- Кому дают
- Сколько удастся получить
- Как получить
- На какие цели выделяется субсидия
- Как отразить в бухучете и бухгалтерской отчетности
- Как субсидия облагается налогами
Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».
Организации и ИП из пострадавших отраслей бизнеса, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства, вправе принять к вычету входной НДС по расходам за счет федеральной субсидии в связи с коронавирусом. Специальные правила, которые запрещают принять к вычету входной НДС, а ранее принятый к вычету налог обязывают восстановить, не применяйте. В Законе № 121-ФЗ прямо прописали, что в этом случае не действуют нормы, установленные пунктом 2.1 и подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК (п. 1 ст. 2 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).
В целях обоснования правомерности принятия НДС к вычету организуйте обособленный учет расходов, понесенных за счет такой субсидии. Раздельный учет необходим также для проверки целевого расходования бюджетных средств. Так поступайте, несмотря на то, что Законом № 121-ФЗ это не предусмотрено.
С входным НДС, по затратам за счет региональной субсидии в связи с коронавирусом поступайте в общем порядке, как и при любой другой госпомощи.
Единым налогом при УСН не облагают федеральные субсидии в связи с коронавирусом организациям и предпринимателям из пострадавших отраслей бизнеса, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства. Полученную субсидию не включайте в состав налогооблагаемых доходов (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 60 п. 1 ст. 251 НК).
Новое правило касается организаций и ИП, которые платят налог с доходов, а также организаций и ИП, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы. Новые нормы вступили в силу 22 апреля 2020 года и распространяются на правоотношения с 1 января 2020 года (п. 1 и 2 ст. 3 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).
Организации и ИП, которые платят налог с доходов, уменьшенных на расходы, не вправе учитывать затраты, оплаченные за счет таких субсидий, в составе расходов при расчете единого налога (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252, п. 48.26 ст. 270 НК).
Региональные субсидии в связи с коронавирусом учитывайте при расчете единого налога в общем порядке, как госпомощь.
Бухучёт кредита на возобновление деятельности
Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).
В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:
Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.
Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:
Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.
После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:
- Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
- Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.
Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).
Кто составляет пояснения к отчету о финансовых результатах за 2020 год
Составлять Пояснения должны все организации, которые ведут бухучет. Исключение – организации, которые вправе применять упрощенные формы учета и отчетности. Например, это малые предприятия, которые не подлежат обязательному аудиту, а также большинство некоммерческих организаций (п. 6 приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н, ч. 4 и 5 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Это общие правила. Но есть ситуации, когда и малые предприятия должны составлять пояснения – подробнее смотрите в Системе Главбух.
Отчет о финансовых результатах входит в состав годовой отчетности (ч. 1 ст. 14 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В нем приводят данные о доходах, расходах, финансовых результатах деятельности организации нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Как заполнить отчет о финансовых результатах — читайте в рекомендации.
Бухучёт кредита на возобновление деятельности
Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).
В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:
Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.
Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:
Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.
После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:
- Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
- Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.
Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).
Требования к учреждению-получателю
Согласно пп. «е» п. 4 Общих требований на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение либо принять решение о предоставлении субсидии, у учреждения должны отсутствовать:
- неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;
- просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).
Пример покупки лизингового имущества.
- Дт 76 Кт 86 — подписаны документы;
- 51 76 — получены денежные средства;
- 86 98 — отражение доходов будущих периодов;
- 20 02 — амортизация;
- 98 91 — часть субсидии учтена как внереализационный доход на амортизацию.
ООО “Апельсин” получило дотации на 1 млн рублей. Через год в результате проверки был выявлен нецелевой расход средств, и принято решение их вернуть.
Проводки будут следующими:
- Дебет 86 Кредит 76 – 1 млн рублей — выставлена сумма к возврату;
- 98.2 91.1. – 180 тыс. руб. — незаконно начисленный износ;
- 91.1 86 – 180 тыс руб. — ликвидировано начисление амортизации;
- 98.2 86 – 820 тыс руб. — восстановлен остаток субсидии;
- 86 51 – 1 млн рублей — возврат фактически осуществлен.
Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований[1]. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах.
Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.
С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2021 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне.
Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.
Наше государство раздает деньги малому и среднему бизнесу. Не всем, конечно, а только пострадавшим отраслям. И денег не сказать, чтобы много — всего по 12130 рублей на работника в апреле-мае. Но хоть что-то.
Субсидии за апрель уже начали поступать организациям и ИП. И тут же появилось много вопросов о том, как учитывать эти доходы и расходы, произведенные за счет субсидии. Самые частые вопросы собраны в этой статье.