Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сделки с земельными участками: виды и особенности.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сделка — это действия, в результате которых у ее сторон — юридических или физических лиц — возникают, изменяются и/или прекращаются определенные права и обязанности (ст. 153 ГК РФ). К сделкам с землей применяются общие нормы гражданского законодательства, действующие в отношении всех видов договоров.
Правовое регулирование сделок с землей
В частности, изучив гл. 9 ГК РФ, можно сделать вывод, что соглашение признается заключенным в том случае, если:
- оно соответствует требованиям действующего законодательства;
- стороны являются дееспособными;
- в нем прописаны все существенные условия;
- соблюдена установленная законодателем форма.
При этом правовое регулирование сделок с земельными участками имеет свою специфику, которая зависит от того, какие именно манипуляции выполняются с землей.
На практике существует несколько видов сделок с земельными участками:
- Купля-продажа.
- Мена.
- Ипотека/залог.
- Аренда.
- Дарение.
- Рента.
- Доверительное управление.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Существует особый порядок сделок, проводимых с земельными участками, принадлежащих государству. С 1 марта 2015 года действуют нормы главы V.1 Земельного кодекса, согласно которым предоставление таких земель (продажа, аренда, безвозмездное пользование) проводится на основании аукциона.
В то же время существует достаточно обширный перечень оснований, согласно которым не проводятся торги при предоставлении государственных земельных участков:
- гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
- гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства;
- организациям для комплексного освоения территорий, размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и других государственных и общественно полезных целей;
- собственникам объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке.
За полным списком лиц, которым государственные земли предоставляются без аукциона, обращайтесь к статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса.
Срок аренды государственных земельных участков зависит от того, для каких целей используется территория (статья 39.8 Земельного кодекса). Так, граждане могут арендовать земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства на 20 лет; собственники зданий и сооружения, расположенных на земельном участке, вправе получить аренду на срок до 49 лет.
Преимущественного права заключения договора аренды государственной земли на новый срок арендатор, без проведения торгов, не имеет. Из этого правила есть исключение: если земельный участок был предоставлен в аренду без проведения торгов или договор аренды был заключен на аукционе, по которому землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Кроме того, статья 39.5 Земельного кодекса утвердила категории лиц, которые имеют право бесплатно получить в собственность государственные или муниципальные земельные участки:
- граждане, имеющие трех и более детей (если такая возможность установлена региональным законом);
- граждане, получившие земельный участок в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства (по истечении пяти лет со дня предоставления участка);
- лица, которые заключили договор о развитии застроенной территории;
- религиозные организации, имеющие в собственности объекты религиозного или благотворительного назначения, расположенные на этом участке.
Виды сделок с земельными участками
Владение разными земельными территориями предусматривает возможность их реализации, обмена и других манипуляций. Потенциальные покупатели могут стремиться к приобретению частной территории для возведения жилого комплекса или офисного здания. Цели могут быть разными, но всегда в законодательном порядке должны проводиться сделки с земельными участками.
- Купля продажа земли в собственность покупателя;
- Аренда и права на использования земельным участком;
- Установление земельного сервитута;
- Обмен между собственниками земли своим имуществом;
- Сделки с земельными долями;
- Иные правовые сделки земельного участка.
Сделки с долями земельных участков
С долями земельных участков можно совершить определенные сделки и действия, а именно, продать свою долю, выделить долю в земельном участке, завещать свою земельную долю, отказаться от доли в земельном участке и др.
При этом законами могут устанавливаться особенности совершения сделок в отношении долей земельных участков.
Например, если лицу принадлежит доля на участок из земель сельхозназначения и участников долевой собственности больше пяти, то продать долю можно только участнику долевой собственности.
В иных случаях, прежде чем продать долю какому-то третьему лицу, собственник должен уведомить других долевых собственников не менее чем за месяц о продаже своей доли. Месячный срок может не соблюдаться, если участники долевой собственности письменно откажутся от преимущественного права покупки продаваемой лицом земельной доли.
Особенности сделок с землей сельхозназначения
Главной особенностью таких сделок является наличие у субъекта РФ (или у муниципалитета, если это установлено законом субъекта РФ) права преимущественной покупки такой земли по цене продажи. То есть продавец вправе продать иному лицу такой земельный участок только после получения отказа уполномоченного органа от покупки или неполучения согласия на покупку в течение 30 дней с даты получения сообщения. При этом продать земельный участок продавец вправе в течение 1 года и по цене не ниже указанной в извещении цены.
При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам.
Следующее требование заключается в обязательной регистрации сделки с землей. Об этом говорится в статьях 131, 551 и 609 Гражданского кодекса, а также в законе о гос. регистрации прав на недвижимость и соответствующих сделок № 122-ФЗ. Если недвижимость не оформлена должным образом, то под вопрос ставится сама возможность реализации сделки, к примеру, путем купли-продажи. Регистрирующим органом проверяется история приобретения участка. Нарушение установленной процедуры может привести к тому, что государственная регистрация сделок с землей будет приостановлена, а в ряде случаев станет причиной отказа в переходе права собственности.
С 2005 года в закон № 122-ФЗ были внесены изменения. Регистрирующий орган стал гарантом того, что за частными лицами признаются те или иные участки земли, находящиеся в собственности. Поэтому данная государственная инстанция вправе запросить у заявителя дополнительные документы или подтверждения, касающиеся законности прав на недвижимость. Оспорить государственную регистрацию можно через суд.
Какие должны быть документы на участок
При проведении сделки важно убедиться, что у продавца есть в наличии необходимые документы для продажи участка, дающая ему право продавать участок. При этом необходимо не только наличие документов, которые дали ему право собственности на участок, но и проведение регистрации в Едином реестре прав собственности на объекты недвижимости.
Документы для договора купли продажи земельного участка включают в себя:
- Правоустанавливающие документы, которые обосновывают наличия права на собственность на земельный участок. В зависимости от конкретной ситуации это может быть договор купли-продажи, договор, по которому земля была подарена, завещание или другие.
- Выписка из Единого государственного реестра, которая является основным документом, подтверждающим право собственности. В нём, в частности, будет содержаться информация о том, есть ли обременения на эту недвижимость.
- Кадастровый паспорт на участок.
- Если на участке имеются строения, на них должна быть предоставлена техническая документация.
- Необходимо предоставить межевой план на продаваемый участок земли.
- Акт, в котором зафиксированы границы продаваемой земли.
Договор купли-продажи земельного участка
Купля-продажа земельных участков регулируется ст. ст. 450 — 490 ГК РФ, а также ст. 37 Земельного кодекса РФ.
По договору купли-продажи земельного участка продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, а покупатель обязуется принять земельный участок и уплатить за него определенную денежную сумму.
Стороны договора не вправе изменять целевое назначение земельного участка, являющегося предметом договора. Также не подлежат самовольному изменению такие условия использования земельного участка, как охранные зоны и обременения участка.
Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях и ограничениях в использовании земельного участка.
Договор купли-продажи земельного участка признается недействительным, если в договоре устанавливается право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию, ограничивается дальнейшее распоряжение землей, ограничивается ответственность продавца в случае, если третьи лица предъявят права на земельный участок.
Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации (об обременениях земельного участка и ограничениях на его использование в соответствии с регламентом использования; о разрешении на застройку данного участка; об использовании соседних участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование земли; иной информации, могущей оказать существенное влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка), требования о предоставлении которой установлены федеральным законом, вправе требовать уменьшения покупной цены либо расторжения договора и возмещения причиненных ему убытков.
Существенным условием договора купли-продажи земельного участка является цена за участок (п. 1 ст. 555 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
- земельных участков, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;
- земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, — органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.
Цена земельных участков не может быть меньше их кадастровой стоимости.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В случае если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, с учетом долей в праве собственности на здание.
В случае если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. В случае если правообладатели помещений в этом здании не могут быть сособственниками или арендаторами в этом здании, например казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения, данные субъекты приобретают право ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, производится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
- отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
- отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота.
Договор залога (ипотеки) земельных участков
По договору о залоге (ипотеке) земельного участка одна сторона — залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного земельного участка другой стороны — залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
Договор ипотеки должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения земельного участка. К договору об ипотеке земельного участка прилагается кадастровый паспорт земельного участка. В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. Предмет ипотеки определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения, целевого назначения, кадастрового номера и иных данных, достаточных для его идентификации.
По договору об ипотеке могут быть заложены земельные участки постольку, поскольку соответствующие земли на основании федерального закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 62 Закона об ипотеке). Перечень изъятых и ограниченных в обороте земельных участков указан в ст. 27 ЗК РФ. Поэтому предметом договора об ипотеке обычно являются земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц и предоставленные для садоводства, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, земельные участки личного подсобного и фермерского хозяйства, земельные участки, занятые зданиями, строениями или сооружениями и т.д. Ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится здание или сооружение, либо его части, функционально обеспечивающей данный объект.
Если земельный участок передан по договору аренды гражданину или юридическому лицу, арендатор земельного участка вправе отдать арендные права этого участка в залог в пределах срока договора аренды данного участка с согласия собственника земельного участка. Залог прав аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, арендатором такого земельного участка допускается в пределах срока договора аренды с согласия собственника земельного участка. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более пяти лет залог права аренды допускается без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. При общей долевой или совместной собственности на указанные земельные участки ипотека может быть установлена только на принадлежащий гражданину или юридическому лицу земельный участок, выделенный в натуре из земель, находящихся в общей долевой или совместной собственности.
Определенные особенности предусмотрены для ипотеки земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В данном случае предметом залога могут быть земельные участки, если они предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства и передаются в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Решения об ипотеке таких земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, принимаются органами местного самоуправления, а об ипотеке участков, государственная собственность на которые не разграничена, — органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, наделенными полномочиями на распоряжение указанными земельными участками в соответствии с законодательством РФ.
В остальных случаях по договору об ипотеке не могут быть заложены земельные участки любой категории земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, не допускается ипотека части земельного участка, площадь которой меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения.
Примечательно, что ранее (до 10 февраля 2004 г.) не допускалась ипотека сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств. В настоящий момент в соответствии со ст. 7 Закона об обороте земель залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Законом об ипотеке, который никаких ограничений по этому вопросу не содержит.
Особенности обращения взыскания на заложенные земельные участки и их реализации указаны в ст. 68 Закона об ипотеке. На земельный участок, приобретенный при продаже на публичных торгах, аукционе или по конкурсу, распространяются требования о разрешенном использовании. Лицо, которое приобрело земельный участок при продаже на публичных торгах, аукционе или по конкурсу, вправе менять назначение участка лишь в случаях, предусмотренных земельным законодательством РФ, или в установленном этим законодательством порядке. Продажа и приобретение на публичных торгах, аукционе или по конкурсу заложенных земельных участков осуществляются с соблюдением установленных федеральными законами ограничений в отношении круга лиц, которые могут приобретать такие участки.
Не допускается обращение взыскания на заложенный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Это требование действует до 1 ноября года, в котором предусмотрено исполнение обеспечиваемого ипотекой обязательства или его части, если договором не предусмотрена иная дата.
Обращение залогодержателем взыскания на заложенный земельный участок и его реализация являются основанием для прекращения права пользования им залогодателя и любых иных лиц, владеющих таким земельным участком.
Внесение земельных участков в уставный капитал организации
Внесение земельных участков в уставный капитал организации является действием по формированию уставного капитала юридического лица, т.е., по сути, сделкой с земельным участком не является. Государственной регистрации подлежит не само внесение земельного участка или земельной доли, а переход права, произошедший в итоге внесения. С момента государственной регистрации прекращается право собственности лица, которое внесло в уставный капитал свой земельный участок или земельную долю. Соответственно, возникает право собственности юридического лица на соответствующее имущество.
Как любое имущество, земельный участок может быть внесен в уставный капитал организации различной организационно-правовой формы. Особенности внесения земельных участков в уставный капитал установлены ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
Условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в уставный (складочный) капитал, местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в уставный (складочный) капитал, определяются решением общего собрания участников долевой собственности.
Сделки с земельными участками (условия, виды).
Как уже говорилось выше, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть переоформлены гражданами — субъектами данных прав либо на право собственности, либо на право аренды. Выбор права в данном случае принадлежит именно гражданину, а не публичному органу, уполномоченному на принятие решения о предоставлении соответствующего участка.
Принятие Закона о «дачной амнистии» (Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества») было вызвано тем, что значительная часть объектов недвижимости (в том числе земельных участков), используемых гражданами для удовлетворения жилищных и бытовых нужд, не прошла процедуру государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов либо их несоответствия требованиям действующего законодательства.
В правоустанавливающих документах на земельные участки, выданных в период до введения в действие ЗК РФ, часто не был указан конкретный титул (вид права на землю). В соответствии с законодательством, действовавшим до принятия в силу Закона о «дачной амнистии», если в правоустанавливающем документе не был указан вид права, регистрация права собственности была невозможна.
Невозможность регистрации прав на земельные участки также была связана с расхождением сведений о границах и площади земельного участка в правоустанавливающих документах и в документах государственного органа по государственному кадастровому учету. Такая ситуация возникла в связи с тем, что до введения ЗК РФ решения о предоставлении земельных участков принимались без проведения работ по межеванию и последующего кадастрового учета земельного участка.
Сложившаяся ситуация негативно сказывалась на развитии рынка недвижимости (в том числе ипотеки), упорядочении земельных правоотношений. В частности, граждане не имели возможности совершать сделки с такими объектами (в том числе передавать по наследству); указанные объекты было сложно учитывать для целей налогообложения.
До принятия Закона о «дачной амнистии» в отношении государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, действовал разрешительный порядок. Земельное законодательство предусматривало, что государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанные участки должно было предшествовать принятие решения уполномоченного публичного органа о предоставлении земельного участка в собственность.
Закон о «дачной амнистии» установил три процедуры оформления земельных участков в собственность в упрощенном порядке.
1 процедура — заявительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы на землю, то есть:
- либо документ о том, что земельный участок принадлежит заявителю на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- либо документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права («неопределенное» право).
Наличие перечисленных документов автоматически наделяет граждан правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. С момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
2 процедура — разрешительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы, подтверждающие членство в садоводческом, огородническом, дачном объединении, но не имеющих документов на земельный участок, который расположен на территории данного объединения. Если раньше признание права собственности гражданина на указанный земельный участок было возможно только в судебном порядке, то со вступлением в силу Закона о «дачной амнистии» такие граждане имеют право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный им в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Владение разными земельными территориями предусматривает возможность их реализации, обмена и других манипуляций. Потенциальные покупатели могут стремиться к приобретению частной территории для возведения жилого комплекса или офисного здания. Цели могут быть разными, но всегда в законодательном порядке должны проводиться сделки с земельными участками.
- Купля продажа земли в собственность покупателя;
- Аренда и права на использования земельным участком;
- Установление земельного сервитута;
- Обмен между собственниками земли своим имуществом;
- Сделки с земельными долями;
- Иные правовые сделки земельного участка.
Сделка с земельным участком будет зарегистрирована Росреестром в срок от 3-х до 15-ти рабочих дней. Конкретное количество дней регистрации зависит от того, с постановкой на кадастровый учет производиться регистрация или нет, как поданы документы и т.д. Закон о госрегистрации недвижимости указывает на следующие сроки регистрации:
- в течение 7 рабочих дней, если заявление на госрегистрацию принято регистрирующим органом
- в течение 9 рабочих дней, если заявление подано в МФЦ
- в течение 5 рабочих дней осуществят гос. кадастровый учет, если кадастровый учет осуществляется с внесением сведений на основании карты-плана территории – 15 рабочих дней
- в течение 7 рабочих дней осуществят гос. кадастровый учет, если заявление подано через МФЦ
- в течение 10 рабочих дней, если заявление о гос. кадастровом учете и госрегистрации прав подано в орган регистрации
- в течение 12 рабочих дней при подаче заявления на гос. кадастровый учет и госрегистрацию через МФЦ
С долями земельных участков можно совершить определенные сделки и действия, а именно, продать свою долю, выделить долю в земельном участке, завещать свою земельную долю, отказаться от доли в земельном участке и др.
При этом законами могут устанавливаться особенности совершения сделок в отношении долей земельных участков.
Например, если лицу принадлежит доля на участок из земель сельхозназначения и участников долевой собственности больше пяти, то продать долю можно только участнику долевой собственности.
Сделки с земельными участками (условия, виды)
По договору купли — продажи земельного участка одна сторона (продавец) обязуется передать земельный участок в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять его и уплатить за него определенную цену.
В земельном законодательстве закреплены следующие особенности совершения сделки купли — продажи земельного участка:
-
важной особенностью сделки купли — продажи земельного участка является то положение Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым объектом купли — продажи может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет:
-
в результате кадастрового учета земельный участок будет сформирован, то есть из довольно абстрактного понятия «земли» превратится в конкретный индивидуально определенный объект — земельный участок;
-
-
земельный участок как объект купли — продажи должен соответствовать требованиям по его размеру:
-
в большинстве случаев законодательством устанавливаются требования к размеру земельного участка;
-
если земельный участок меньше определённого минимального размера или больше определённого максимального, он не может выступать объектом купли — продажи и иных сделок.
-
-
оборот земель сельскохозяйственного назначения подчинен особым правилам, установленным Федеральным законом от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:
-
данный нормативный правовой акт устанавливает ряд особенностей купли — продажи земель этих категорий;
-
запрет приобретения таких земельных участков иностранцами в собственность;
-
запрет приобретения таких земельных участков гражданам и юридическим лицам на праве собственности — только аренда;
-
требования к размеру земельных участков сельскохозяйственного назначения (минимальные и максимальные) и другие.
-
-
существует ряд особенностей купли — продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности:
-
в самом общем виде купля — продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по результатам торгов,
-
либо в заявительном порядке, в случаях, установленных земельным законодательством.
-
По договору дарения:
-
одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) земельный участок в собственность,
-
а одаряемый обязуется принять этот земельный участок в дар.
Особенности заключения такого договора дарения земельного участка также вытекают из природоохранных норм земельного законодательства:
-
это и требования о кадастровом учете, и
-
требования к минимальным и максимальным размерам земельных участков и др.
Сделка дарения земельного участка может заключаться:
-
лишь на вторичном земельном рынке
-
и, как правило, лишь между гражданами;
-
на первичном земельном рынке заключение договора дарения земельного участка невозможно.
Так, нельзя рассматривать как дарение решение органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка в собственность на безвозмездной основе:
- несмотря на одни и те же последствия данных актов, их природа различна, следовательно, их нельзя отождествлять.
На дарение земельных участков распространяются также запреты, установленные ст. 575 Гражданского кодекса РФ:
-
запрещено дарение от имени малолетних,
-
между коммерческими организациями и др.
Земельный участок является недвижимым имуществом, следовательно, его залог регулируется Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. от 31.12.2017).
В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона:
-
по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона — залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой,
-
имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству
-
из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны – залогодателя
-
преимущественно перед другими кредиторами залогодателя.
Глава XI «Особенности ипотеки земельных участков» указанного Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» регулирует особенности ипотеки земельных участков:
-
так, если земельный участок передан по договору аренды гражданину или юридическому лицу,
-
арендатор земельного участка вправе отдать арендные права земельного участка в залог в пределах срока договора аренды земельного участка с согласия собственника земельного участка.
Залог прав аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности:
-
арендатором такого земельного участка допускается в пределах срока договора аренды с согласия собственника земельного участка;
-
при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем 5 лет залог права аренды допускается без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.
Если договором об ипотеке не предусмотрено иное:
- при ипотеке земельного участка право залога распространяется также на находящиеся или строящиеся на земельном участке здание или сооружение залогодателя.
Не допускается:
- ипотека земельного участка, площадь которого меньше минимального размера, установленного нормативными правовыми актами.
Указанным Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» установлен также ряд других особенностей.
По договору мены каждая из сторон договора обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой:
-
так земельный участок может меняться на другой земельный участок или на иное имущество;
-
главное отличие договора мены от договора купли — продажи заключается в том, что земельный участок передается в обмен на иную вещь, а не на деньги;
-
в остальном, эти два вида обязательств схожи.
В рамках законодательных изменений земельного законодательства стал активно развиваться институт мены земельных участков.
Так, в Земельном кодексе РФ появилась специальная глава V.2. «Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности»:
- которая конкретизирует положения, связанные с процессом совершения данной сделки мены земельного участка.
В ст. 39.21 «Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности» Земельного кодекса РФ установлено:
-
что обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:
-
земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
-
земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен для размещения общественно значимых объектов.
-
Наследование — это односторонняя сделка. Правовое регулирование наследования земельных участков осуществляется ч. 3 Гражданского кодекса РФ.
В РФ наследство, в том числе земельных участков, может открываться:
- как по завещанию,
- так и по закону.
Приоритет отдается завещанию как документу наиболее очевидным образом излагающему волю умершего.
Наследники по закону вступают в наследство, если не имеется наследников по завещанию:
-
наследниками по закону могут быть граждане и государство,
-
например, вымороченное имущество переходит к собственности РФ.
Вымороченное имущество — имущество, которое осталось после умершего лица и на которое никто не заявляет или не может заявить притязаний ни по завещанию, ни по праву наследования по закону.
Круг наследников земельного участка по завещанию значительно шире:
- ими могут быть граждане,
- юридические лица,
- государство и муниципальные образования.
Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.
Выделяют следующие методы правового регулирования:
1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;
2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.
Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.
Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.
Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).
Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.
Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).