Пенсионный возраст в Беларуси увеличат с 1 января 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст в Беларуси увеличат с 1 января 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Когда белорусы будут выходить на пенсию в зависимости от даты рождения

дата рождения время выхода на пенсию пенсионный возраст, лет
мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
с 1 января по 30 июня 1957 года с 1 января по 30 июня 1962 года

с 1 июля по 31 декабря 2017 года

60, 6 55, 6
с 1 июля по 31 декабря 1957 года с 1 июля по 31 декабря 1962 года

с 1 июля по 31 декабря 2018 года

61 56
с 1 января по 30 июня 1958 года с 1 января по 30 июня 1963 года

с 1 июля по 31 декабря 2019 года

61,5 56,6
с 1 июля по 31 декабря 1958 года с 1 июля по 31 декабря 1963 года

с 1 июля по 31 декабря 2020 года

62 57
с 1 января по 30 июня 1959 года с 1 января по 30 июня 1964 года

с 1 июля по 31 декабря 2021 года

62, 6 57, 6
с 1 июля по 31 декабря 1959 года и младше с 1 июля по 31 декабря 1964 года и младше

с 1 июля 2022 года

63 58

Размер пенсионных выплат в Беларуси

Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:

Вид пенсии Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб.
Социальная пенсия по старости 25 от прожиточного минимума
По инвалидности I, II группы 100
По инвалидности III группы 50
Матерям-героиням 100
По потере кормильца 100
Детям-сиротам 200
По выслуге лет 100

Кому положена трудовая пенсия

В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:

  • достичь установленного законодательством возраста;
  • иметь трудовой стаж — женщинам 20, мужчинам 25 лет;
  • выработать определенный законом страховой стаж.

Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.

Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.

Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:

  • армейская служба;
  • уход за лицами, которые в нем нуждаются: престарелый человек старше 80 лет, инвалид, ребенок-инвалид;
  • обучение в ССУЗах и ВУЗах на дневной форме;
  • декретный отпуск;
  • получение пособия по безработице.

Можно будет делить отчисления на дополнительную пенсию с нанимателем

С 1 октября 2022 года работники смогут отчислять до 10% заработка на формирование накопительной пенсии. Это было и раньше, но популярностью такой вариант не пользовался: на пенсии копили не более 5% работников. Сейчас такое решение останется добровольным, но с оговоркой: в этом случае работодатель должен будет также переводить деньги на пенсионный счёт работника. Нагрузка для нанимателя не должна увеличиться: дополнительные проценты будут высчитывать из обязательных страховых взносов за работника (они составляют 28%).

Читайте также:  Что делать, если твой начальник самодур

Ограничений для механизма всего три:

  • до пенсии по возрасту вам должно оставаться не менее трёх лет;
  • переводить можно не более 10% от заработка;
  • работодатель в любом случае переводит не более 3% от зарплаты работника.

Величину платежей выбирает будущий пенсионер. Если эта сумма в общей сложности составит до 6% заработка, то работник и наниматель платят одинаково. Всё, что выше, платит сам работник. То есть если работник решил платить 4%, тогда наниматель платит 3%. Если работник платит 2%, то наниматель тоже платит 2%. Максимальная выплата будет такой: 10% от зарплаты — с работника, 3% — с нанимателя. Итого 13% от заработка.

По достижении пенсионного возраста застрахованное лицо получает вдобавок к основной пенсии ещё и дополнительную, однако не постоянно, а в течение 5 или 10 лет (на выбор).

В следующем году возрастом выхода на пенсию будут 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Соответственно, пенсионного возраста достигнут женщины 1965 года рождения и мужчины 1960 года рождения.

Общеустановленный пенсионный возраст в Беларуси на протяжении 2017–2021 гг. постепенно повышался (ежегодно на 6 месяцев), отталкиваясь от установленных на момент начала реформы пенсионных пределов в размере 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Трудовая пенсия по возрасту на общих основаниях назначается при достижении общеустановленного пенсионного возраста и при условии наличия общего стажа работы у мужчин – не менее 25 лет, у женщин – не менее 20 лет.

Трудовым законодательством пре­дусмотрены некоторые гарантии для работников предпенсионного возраста. Это сотрудники, которым до пенсии осталось 2 года, т.е. женщины в возрасте 56 лет и мужчины в возрасте 61 года.

Например, исходя из ст. 261-5 ТК наниматель с согласия работника обязан продлить контракт либо заключить новый с работником, добросовестно работающим и не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет, – не менее чем до достижения указанного возраста.

Особенности пенсионной системы в Беларуси

В отличие от граждан России, пенсионные отчисления белорусов не разделены на страховые и накопительные. Каждый работающий в Белоруссии ежемесячно делает взносы в ФСЗН. Из этих средств государство выплачивает пенсии, пособия и иные социальные выплаты нетрудоспособным лицам.

До 1 января 2017 года пенсионерами считались мужчины, достигшие 60 лет, женщины – 55 лет. Они получали право на трудовую пенсию. Для ее оформления необходимо «наработать» определенное количество лет стажа с обязательными отчислениями. В случае недостаточного периода работы человек получает социальную выплату, равную половине прожиточного минимума.

Такая система существовала в Белоруссии со времен Советского Союза. Однако современный уровень жизни, улучшение качества медицины, увеличение продолжительности жизни уже не позволяют относить нынешних мужчин и женщин, достигших 60 и 55 лет соответственно, к пожилым и не способным продолжать трудовую деятельность. Кроме того, при падающем уровне рождаемости появляется риск дефицита трудоспособного населения.

Число пенсионеров растет, государству необходимо принимать меры по их обеспечению. Следуя международной практике, правительство Белоруссии выбрало наиболее демократичный и гуманный вариант – повысить пенсионный возраст. Программа предусматривает ежегодное увеличение возраста выхода на заслуженный отдых на 6 месяцев до 2022 года.

Полугодовые увеличения относятся не только к возрасту. В таком же порядке повышается минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии. В 2017 году он составлял 15 лет.

В связи с пенсионной реформой по увеличению пенсионного возраста порядок назначения и выплаты пенсии в Белоруссии уже в 2018 году кардинально изменился. И теперь ежегодно он претерпевает установленные законом корректировки.

Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе

Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Год Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
2017 55,5 60,5
2018 56 61
2019 56,5 61,5
2020 57 62
2021 57,5 62,5
2022 58 63

Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году составляет 61,5 года у сильной половины, 56,5 — у слабой.

Читайте также:  «Попалась фальшивка!»: как проверить подлинность денег, если вы не банкир

К 2022 году пенсионный возраст для мужчин и женщин Белоруссии увеличится до 63 и 58 лет соответственно. Отдельные возрастные ограничения устанавливаются для тех, кто не отработал минимальный стаж, они смогут получить социальную пенсию в 65 лет — мужчины и в 60 лет — женщины.

В апреле 2021 года Президент Беларуси подписал Указ, на основании которого возраст пенсионеров будет расти каждый год, начиная с 2021 по 2022 год, на 6 месяцев. Данные изменения коснутся в первую очередь женщин, родившихся в период 1962–1964 года рождения и мужчин – с 1957 до 1959.

Кроме того, на основании иного Указа, стаж будет увеличиваться пропорционально возрасту, то есть на 6 месяцев. В настоящий момент для получения пенсионных выплат достаточно было иметь 15 лет стажа, а к 2025 году он вырастет до 20 лет.

Основная цель данного законопроекта – решение проблем демографической ситуации в стране, где в настоящее время наблюдается стремительное увеличение граждан пенсионного возраста.

Для сравнения рекомендуем: пенсионный возраст в Украине или пенсионный возраст в США.

В 2017–2019 годах количество новых пенсионеров в 1,5% раза больше работающего населения страны.

Важно знать! Пенсионная реформа на Украине

Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Читайте также:  Что делать, если избил муж, куда обращаться?

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке» Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

В апреле 2021 года Президент Беларуси подписал Указ, на основании которого возраст пенсионеров будет расти каждый год, начиная с 2021 по 2022 год, на 6 месяцев. Данные изменения коснутся в первую очередь женщин, родившихся в период 1962–1964 года рождения и мужчин – с 1957 до 1959.

Кроме того, на основании иного Указа, стаж будет увеличиваться пропорционально возрасту, то есть на 6 месяцев. В настоящий момент для получения пенсионных выплат достаточно было иметь 15 лет стажа, а к 2025 году он вырастет до 20 лет.

Основная цель данного законопроекта – решение проблем демографической ситуации в стране, где в настоящее время наблюдается стремительное увеличение граждан пенсионного возраста.

Для сравнения рекомендуем: пенсионный возраст в Украине или пенсионный возраст в США.

В 2017–2019 годах количество новых пенсионеров в 1,5% раза больше работающего населения страны.

Важно знать! Транспортный налог для пенсионеров

Как восприняли перемены в обществе

Большинство белорусов это нововведение не одобряют, но и не протестуют против него. Такую реакцию населения социолог Елена Артеменко объясняет, в частности, тем, что после череды экономических кризисов, начиная с 2008 года, у белорусов снижались ожидания от государства и его социальной направленности, а все негативные тенденции в экономике списывались на кризис в мировой экономике или в РФ.

Со ссылкой на данные НИСЭПИ (опрос прошел в июне 2016-го, уже после подписания указа о повышении пенсионного возраста), Артеменко отмечает, что только 19 процентов опрошенных поддержали увеличение пенсионного возраста, а 70 процентов отнеслись к этому негативно.

Конечно, люди всегда недовольны, когда государство урезает социальные гарантии, отмечает в интервью DW Екатерина Борнукова, академический директор Центра экономических исследований BEROC: «Многие чувствуют себя обманутыми, особенно люди предпенсионного возраста — государство всю жизнь обещало им одно, а дает другое. Говорят и о том, что некоторые мужчины не доживают до пенсии».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *