СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.)- В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.

Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.

На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступлением средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функциями функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ» осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Служба проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «О Федеральной службе страхового надзора» осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др. Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

Виды, формы и методы финансового контроля внутри организации

Управленцы в коммерческих и других структурах (например, государственных) рано или поздно приходят к выводу, что в организации нужно создать специальное подразделение, которое будет заниматься только финансовым контролем.

Внутренний финансовый контроль – это один из способов сделать менеджмент более эффективным. Контролирующее подразделение в организационном и функциональном плане самостоятельно, не связано с прочими отделами и подчиняется главе компании. Оно необходимо для проведения регулярных и независимых проверок и оценки текущей финансово-экономической деятельности фирмы.

Особенности внутреннего контроля:

  • он организуется на предприятии или в пределах его управленческой структуры работниками самой компании;
  • для его создания необходимо решение руководства или управляющего органа;
  • все собираемые им сведения передаются только топ-менеджерам предприятия;
  • это подразделение содержится за счет бюджета фирмы.

Финансовым контролем в организациях обычно занимаются экономические подразделения: финансовый отдел или отдел финансового менеджмента, бухгалтерия. Они мониторят всю хозяйственную деятельность компании, ее региональных отделений и дочерних фирм.

Финансовый контроль в организации выполняет следующие функции:

  • Отслеживание процесса движения к целям, определяемым плановыми показателями и нормативами.
  • Вычисление степени отклонения реальных результатов деятельности от намеченных.
  • Диагностика состояния фирмы или организации по финансовым показателям (в первую очередь, по динамике ее денежного роста).
  • Оперативное принятие решений, направленных на упорядочение деятельности в рамках актуальных планов и целей.
  • При необходимости – пересмотр поставленных задач и финансовых нормативов с учетом рыночной конъюнктуры, изменений во внешней среде и сложившейся на предприятии ситуации.

Таким образом, финансовый контроль в компании выполняет не только свою прямую функцию (надзор за финансовыми операциями и хозяйственной деятельностью), но и ряд других, не менее важных. Он является действенным средством сбора данных, координирования действий управленцев и выработки комплекса мер, которое объединяет финансовый анализ, составление планов и контроль их практической реализации.

Контроль финансовой деятельности может принимать разные формы (то есть выражаться в различных мерах и комплексах мероприятий). Основные формы финансового контроля описаны ниже.

Читайте также:  Амортизационная группа: грузовой автомобиль

Предварительный контроль предшествует проведению хозяйственных операций того или иного вида: разработке, рассмотрению и утверждению бюджета, финансового плана компании, предварительных смет по доходам и расходам, законопроектов, договоров, учредительной документации и т. д. Он необходим для того, чтобы обнаружить потенциальные проблемы и ошибки еще на стадии замысла и прогноза (например, уязвимость действующих законов, риски перерасхода средств или их нецелевой траты), а также найти новые возможности и источники ресурсов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль ведется параллельно с совершением экономических операций и реализацией планов. Его назначение – быстро обнаружить и предотвратить убытки и растрату денег, нарушения законов, а также принять необходимые решения. Этот вид финансового контроля использует визуальный осмотр и анализ различных типов документации предприятия: первичной, бухгалтерской, инвентаризационной.

Последующий контроль оценивает итоги поступления денежных средств и распоряжения ими. Проверяется полноценность их комплектования, правомерность совершаемых сделок и операций, рациональность использования ресурсов (финансовых, человеческих, материальных), соответствие текущих показателей плановым. Последующий финансовый контроль в учреждениях, финансируемых из государственного бюджета, уделяет особое внимание сметам. Он распространяется на все аспекты хозяйственной деятельности организации.

Формальный (документальный) вид контроля имеет дело исключительно с первичными документами, регистрами бухгалтерского учета, нормативами, технологической, проектной и конструкторской документацией, бухгалтерскими, статистическими и оперативно-техническими отчетами.

Фактический финансовый контроль, наоборот, строится на сведениях, собираемых при помощи осмотров и проверок: пересчета, лабораторного анализа, взвешивания и т. п. Поэтому он не является самодостаточным видом контроля деятельности фирмы, а всегда используется в комплексе с формальным, ведь хозяйственная активность любого предприятия – это непрерывный и разносторонний процесс. Если возникают сомнения в полноте и достоверности документов, они подвергаются особым видам фактического контроля.

Методов и способов финансового контроля существует несколько:

Проверка – изучение документации предприятия (отчетной, расходной) по интересующим аспектам финансово-экономической деятельности. По итогам проверки составляют план исправления ошибок, устранения найденных недочетов.

Обследование отличает более широкий, чем при проверке, охват экономических показателей подконтрольного учреждения или коммерческой фирмы. Без него невозможно дать общую оценку финансовому состоянию компании, перспективам бизнеса.

При анализе финансовой деятельности исследуется вся финансово-бухгалтерская отчетность (как годовая, так и периодическая). Этот метод контроля является инструментом для оценки итогов коммерческой работы, состояния активов и того, насколько оптимально они используются.

Наблюдение (мониторинг) – это непрекращающийся процесс анализа эффективности финансовой деятельности, который позволяет обнаружить различия между запланированными и фактическими финансовыми показателями, чтобы затем ликвидировать их и привести деятельность в соответствие с планом. Наблюдение проходит на нескольких уровнях:

  • Исследование текущей работы компании.
  • Отбор приоритетных финансовых показателей, указывающих на стабильность или, наоборот, опасность банкротства, и их отслеживание.
  • Постановка задач, связанных с контролем, сотрудникам компании, наделение их полномочиями.
  • Планирование финансовой отчетности и назначение сроков ее сдачи.
  • Корректировка, создание параметров текущей хозяйственной деятельности, по которым оценивается ее состояние при несовпадении с планами. Определение амплитуды допустимых отклонений от планов.
  • Выяснение причин расхождения между реальной деятельностью и планами, бюджетами.
  • Оценка достижимости принятых планов и нормативов, соответствия текущих задач состоянию компании и ее положению на рынке.

Организация финансового контроля всех видов осуществляется в шесть этапов

Этап 1. Выбираем объект, нуждающийся в финансовом контроле того или иного вида. Для компаний, чья деятельность строго ориентирована на те или иные цели, нельзя разработать алгоритм любого вида финансового контроля, пока не найден данный объект. В качестве него выступают управленческие решения, касающиеся ключевых аспектов экономической деятельности предприятия.

Этап 2. Определяем вид и область финансового контроля. Он зависит от структуры хозяйственной деятельности и бывает стратегическим, текущим или оперативным. Вид финансового контроля будет влиять на частоту проведения контрольных мероприятий.

Этап 3. Расставляем приоритеты подконтрольным параметрам так, чтобы они образовали иерархию. Как показатели, так и все виды финансового контроля ранжируются по степени значимости. Приоритеты первого уровня – основные параметры, учитываемые данным видом контроля. За ними идут приоритеты второго уровня для величин, находящихся в факторной связи с приоритетами первого уровня; аналогичным образом достраивается остальная иерархия приоритетов.

Этап 4. Разрабатываем систему количественных параметров, по которым будет осуществляться финансовый контроль. Нужно выделить подконтрольные финансовые показатели и составить их список. Количественные нормы желательно устанавливать в двух видах значений: абсолютных и относительных.

Относительные показатели финансовой деятельности бывают как стабильными, так и переменными (последние, например, применяются для контроля гибких бюджетов и для корректировки стандартов в условиях меняющейся скорости, величины учетной ставки и уровня инфляции). За стандарты можно принять целевые стратегические нормативы – государственные или внутрикорпоративные нормы, целевые стратегические данные, фактические показатели актуальных бюджетов и планов и т. д.

Этап 5. Планируем мониторинг подконтрольных параметров. Мониторинг, система отслеживания – это основа финансового контроля любого вида, самый динамичный элемент системы. Сформировавшийся на предприятии комплекс мероприятий по постоянному отслеживанию показателей финансовой деятельности, поиску несовпадений между фактическими результатами и планом и выяснение причин этих расхождений называется системой финансового мониторинга.

Этап 6. Строим теоретические модели, продумываем методы нормализации ситуации (доведения фактических показателей до плановых).

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации, заключается в контроле финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти.

Такой контроль осуществляется при принятии тех или иных законов, касающихся вопросов финансовой деятельности, при рассмотрении и утверждении проектов бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

Финансовый контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной думы, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.

Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от аппарата Президента РФ, ни от Правительства РФ. В настоящее время основная часть его функций передана комитетам Государственной думы по бюджету и налогам, финансам и банкам, соответствующие подкомитеты которых проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по бюджету делает заключение по проекту федерального бюджета. Остальные подкомитеты занимаются оценкой законопроектов по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Счетная палата РФ. Ей принадлежит особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти.

Ее деятельность определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Счетная палата РФ является не зависящим от Правительства РФ, постоянно действующим органом государственного финансового контроля, наделенным широкими полномочиями и подотчетным Федеральному собранию РФ.

Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных денежных средств.

Все юридические лица подлежат контролю, который осуществляется в части получения, перечисления или использования ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использования федеральной собственности, а также применения налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

1) организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;

2) подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;

3) оценка эффективности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;

4) выявление обоснованности статей федерального бюджета и внебюджетных фондов;

5) финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов, касающихся федерального бюджета;

6) контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;

7) регулярное представление Совету федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

8) контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации федеральной собственности, продажи ее и управления ею.

В обязанности Счетной палаты также входит контроль состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ и деятельности Центрального банка по обслуживанию государственного долга; эффективности использования внешних кредитов и займов, которые были получены Правительством РФ, а также контроль за предоставлением Россией займов и безвозмездных перечислений иностранным государствам и международным организациям.

Читайте также:  ​Как получить субсидии на жилье?

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, – тематические проверки и ревизии. При выявлении фактов грубых нарушений законов и финансовой дисциплины, причиняющих государству ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений.

Счетной палаты ей предоставлено право давать предписания, обязательные к исполнению. В случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной думой может приостановить финансовые и расчетные операции по счетам юридического лица. Это может быть обжаловано в судебном порядке.

Законодательно определено, что деятельность Счетной палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ с помощью издания указов, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ и т. д.

Некоторые функции финансового контроля возложены на Главное контрольное управление Президента РФ, которое было создано Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. Оно является структурным подразделением Администрации Президента РФ и подчиняется непосредственно ему, взаимодействуя со всеми органами государственной исполнительной власти.

К его функциям относятся:

1) контроль деятельности органов контроля при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

2) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.

Контрольное управление обладает правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий документы, материалы и иную информацию, необходимую для проведения проверок.

Оно также может привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и выносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Они направляют предписания об устранении нарушений, которые рассматриваются в течение десяти дней. Но им не дано право применять какие-либо санкции самостоятельно.

Органы исполнительной власти осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также контролируют деятельность подведомственных им структур.

Финансовый контроль Правительства РФ. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров – Правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.

Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

Правительством РФ утверждены Положение «О Министерстве финансов РФ» (Постановление от 6 марта 1998 г.), Положение «О Казначействе» (Постановление от 27 августа 1993 г.).

При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. для координации контроля над государственными средствами. В Совет входит председатель Центрального банка, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов.

В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет Совет министр финансов.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ. Оно разрабатывает и проводит финансовую политику страны, а также контролирует ее осуществление органами исполнительной власти. Все структурные подразделения Министерства финансов в той или иной форме контролируют финансовые отношения.

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; проводит валютный контроль; контроль направления и использования государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения обнаруженных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций, которые осуществляют незаконное расходование средств и не предоставляют соответствующую отчетность, а также взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Страхование ответственности в нашей стране ранее не проводилось, хотя в других странах оно широко развито. Только в 1990-х гг. были введены два вида страхования, относящиеся к данной отрасли и подотрасли – страхованию задолженности. Это добровольное страхование риска непогашения кредита и добровольное страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов.

Условия страхования риска непогашения кредитов состоят в том, что на страхование принимается риск непогашения заемщиками полученных в банке кредитов и процентов по этим кредитам.

Договор страхования заключается с банком и может охватывать ответственность как отдельных, так и всех заемщиков ссуд, которые выдал банк.

Договор предусматривает возмещение от 50 до 90 % суммы непогашенного в установленный срок заемщиком кредита и процента по этому кредиту.

Конкретный процент погашения определяется в договоре страхования.

Срок страхования соответствует сроку, на который выдан кредит. При страховании риска непогашения всех выданных банком кредитов договор заключается на 1 год.

При страховании дебиторской задолженности банку тарифные ставки страховых платежей в зависимости от срока страхования составляют от 1 до 2,2 % от суммы задолженности, при страховании отдельных ссуд – от 1,8 до 3,5 %.

По страхованию ответственности заемщиков за непогашение кредитов государственная страховая организация заключает договоры с предприятиями, организациями, получившими кредит в банке.

В случае непогашения полученного предприятием кредита банк получает возмещение в размере от 50 до 90 % суммы указанного кредита и процентов по нему.

Остальные условия аналогичны договору страхования риска непогашения кредита.

Во многих странах проводится обязательное страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта. Объектом страхования является гражданская ответственность владельца транспортного средства за возможное нанесение вреда другим лицам при совершении дорожно-транспортного происшествия.

Нанесенный материальный ущерб и другие затраты, связанные с нанесением увечья пострадавшим гражданам, подлежат возмещению страховой организацией.

По данному страхованию оплачивается материальный ущерб, связанный с восстановлением пострадавших транспортных средств и другого имущества, производится оплата расходов на лечение пострадавших граждан, протезирование, усиленное питание, переквалификацию, возмещение потери семейного дохода в связи с увечьем или смертью пострадавших, включая выплату пожизненной пенсии детям или другими родственникам.

Страховой фонд по данному виду страхования формируется за счет обязательных страховых платежей всеми владельцами транспортных средств данной страны.

Выплаченное страховое возмещение может быть впоследствии взыскано с лиц, виновных в совершении транспортной аварии.

Данное страхование позволяет обеспечивать возмещение последствий нанесения вреда даже в тех случаях, когда виновное лицо не имеет реальных материальных возможностей для этого. Кроме того, за счет средств соответствующего страхового фонда становится возможным финансирование предупредительных мероприятий по уменьшению числа и последствий дорожно-транспортных происшествий.

Во многих странах проводится страхование гражданской ответственности на случай нанесения вреда другим лицам в процессе хозяйственной деятельности, а также на случай загрязнения окружающей среды.

Альтернативные страховые общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные) начинают проводить виды страхования, относящиеся к особой отрасли – страхованию предпринимательских рисков.

Поскольку главным стимулом предпринимательской деятельности служит стремление к получению прибыли (дохода), то объектом данного страхования является риск возможности неполучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности или даже образования убытков.

Здесь возможны такие виды страхования, как страхование на случай неоплаты по счетам поставщика продукции, страхование на случай снижения уровня рентабельности, страхование на случай непредвиденных убытков, страхование от простоев оборудования, перерывов в торговле, страхование упущенной выгоды по неудавшимся сделкам и др.

Устойчивость страхования предпринимательских рисков зависит от уровня рыночных отношений, деловых связей между юридическими лицами.

Принципы организации финансового контроля

Принципами организации финансового контроля являются:

  1. независимость;
  2. законность;
  3. объективность;
  4. ответственность;
  5. компетентность;
  6. гласность;
  7. результативность контроля;
  8. разграничение функций и полномочий;
  9. системность;
  10. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  11. неподкупность субъектов контроля;
  12. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
  13. превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;
  14. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
  15. согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Завершаем рассматривать виды, формы и методы финансового контроля. К последним относятся проверки, ревизии, надзор, обследования, наблюдения, анализ деятельности. Подробнее рассмотрим их.

Проверки. Касаются первичной документации, бухгалтерской отчетности, регистров бухучета. Проверки позволяют проводить статистические наблюдения, выявлять отдельные вопросы финансовой и хоздеятельности, намечать способы устранения недостатков.

Подразделяются на:

  1. Выездные (документальные) – непосредственно в организациях при должностных лицах.
  2. Камеральные – в месте нахождения контрольного органа на основе предоставленных документов, имеющейся информации.
Читайте также:  Выделение долей детям при использовании материнского капитала

Обследование. Это личное знакомство контролеров на месте с отдельными аспектами деятельности организации. Включает в себя следующие инструменты:

  • анкетирование;
  • контрольные замеры;
  • инспекция на месте;
  • опросы.

Надзор. Производится контролирующей структурой за деятельностью субъектов, которые получили лицензию на определенный вид работ, услуг. Цель – контроль за соблюдением нормативов, правил. Их нарушение ведет к отзыву лицензии.

Экономический анализ. Это детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности. Проводится для оценки хоздеятельности, финансового состояния.

Наблюдение (или мониторинг). Это систематически совершаемые контрольные действия. Цель – определение текущих изменений в деятельности объекта.

Ревизия. Это самый главный, всеохватывающий и глубокий метод финансового контроля. Он помогает убедиться в эффективности, обоснованности и целесообразности использования денежных средств, финансовой дисциплине, правильности ведения отчетности. Цель – выявление и предотвращение нарушений.

Внутри себя ревизии подразделяются на несколько групп:

  1. Комбинированные, сплошные и выборочные.
  2. Фактические и документальные.
  3. Частичные и полные.
  4. Внезапные и плановые.
  5. Тематические и комплексные.

Финансовый
контроль
— это регламентированная нормами права деятельность
государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по
проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и
полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств,
правильности и эффективности их использования.

По
субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть
государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский
контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Финансовый
контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой
и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и
расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных
ценностей и денежных средств.

Обследование как метод финансового контроля

Еще одним методом проведения финансового контроля является обследование. Оно как самостоятельный метод имеет единственную цель — установить степень целесообразности инициирования собственно проверки (обычной или ревизии). В рамках обследования не только изучаются документы, но и применяются иные способы сбора информации, например:

  • опрос;
  • анкетирование;
  • интервьюирование.

И это далеко не исчерпывающий спектр инструментов, характеризующих обследование, — на практике их может быть намного больше.

В свою очередь, проверка и ревизия как обособленные методы финансового контроля имеют, как правило, не слишком много общего с указанным инструментарием. Но при ревизии такие методы, как опрос и интервьюирование (причем подчас даже более детальные, чем при обследовании), вполне практикуются.

Все указанные действия могут производиться в плановом или внеплановом порядке. При этом обследование может быть:

  1. Камеральным, когда проверяющее лицо:
      запрашивает у проверяемого документы (которые отправляются или привозятся);
  2. обращается к опрашиваемому, анкетируемому или интервьюируемому представителю контролируемого объекта дистанционно (например, по телефону или через интернет).
  3. Выездным, когда проверяющий лично приезжает на территорию объекта, чтобы:
      более детально изучить документацию;
  4. поговорить с представителями проверяемого лица (или лично посмотреть, как идут дела на его территории в целом).

Санкционирование — еще один классифицированный в БК РФ метод государственного финансового контроля — является очень специфичным.

Вневедомственный финансовый контроль

Одним из видов государственного финансового надзора является вневедомственный или внешний контроль. Особенность данного подвида государственного надзора заключается в организации контрольно-ревизионных мероприятий специальными финансово-кредитными организациями, которые не связаны с их ведомственной принадлежностью.

Примером внешнего общегосударственного контроля могут быть камеральные проверки Налоговой инспекции по своевременной уплате налоговых обязательств и предоставления отчетности.

Внешний госконтроль имеет систематический, повседневный и регулярный характер, то есть осуществляется постоянно, независимо от ведомственной принадлежности, объемов и методов ведения учета, организационно-правовой формы, статуса и прочих факторов.

Виды и формы финансового контроля

Ее причинами являются необходимость изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды; факты несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок. Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Это правило не распространяется на дополнительные проверки, инициированные органами уголовного преследования по возбужденному уголовному делу либо осуществляемые по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов в отношении находящихся в их производстве дел (материалов).

Выделяют также другие методы финансового контроля.

Анализ представляет собой детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности. Он проводится на базе текущей и годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Обследование , которое заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, наблюдения и т. д.

Что такое финансовый контроль

Прежде чем говорить о методах финансового контроля, рассмотрим, что он собой представляет. Несмотря на то, что в нормативных актах понятие «финансовый контроль» используется довольно активно (например, десятки раз — в положениях Бюджетного кодекса России, в нормативных актах ЕАЭС), официального его определения законодатель не дает.

В экономической литературе и некоторых судебных актах, например в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 № 11АП-6684/2017 по делу № А55-11638/2015, встречается определение, в соответствии с которым под финансовым контролем следует понимать совокупность действий и операций, связанных с проверкой финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, с использованием специфических форм и методов организации контроля.

В свою очередь, в нормативных актах можно найти описание и форм, и методов финансового контроля. Так, в ст. 45 положения о бюджете ЕАЭС (решение Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 № 78) указано, что финансовый контроль по своей форме может быть:

  • предварительным;
  • текущим;
  • последующим.

Таким образом, форма финансового контроля — это его разновидность в привязке к тому или иному этапу ведения финансово-хозяйственной деятельности. Если эта операция еще предстоит (как вариант, должна быть одобрена), проводится предварительный контроль, если она осуществляется — текущий, если завершена — последующий.

Основные методы финконтроля

Выделяют пять основных групп:

  1. Ревизия, как основной метод финансового контроля, подразумевает осуществление контрольных мероприятий на месте с детальным изучением регистров учета и отчетности, фактического наличия денежных средств, своевременности и правильности отражения операций, целевого использования средств.
  2. Метод документального контроля — это подробное изучение первичной документации, журналов и регистров учета, статистической, налоговой и бухгалтерской отчетности, а также прочей документации. Позволяет определить правильность ведения бухучета и достоверность составления отчетности.
  3. Метод фактического контроля основан на сопоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрационной документации, с фактическими показателями (ревизия кассы, ревизия основных средств и материальных ценностей, прочее). Позволяет выявить расхождения между данными бухучета и фактическими показателями хозяйственной деятельности экономического субъекта.
  4. Расчетно-аналитический основан на определении причинно-следственных взаимосвязей между событиями (явлениями) и плановыми, учетными и отчетными показателями деятельности. Позволяет определить правильность применения расчетных методов путем проведения анализа и сравнения действий экономического субъекта в рамках финансово-экономических отношений.
  5. Информативный метод — это способ получения информации из дополнительных источников, которые позволяют более точно классифицировать размер нарушения, наличие умысла, а также выявить иные обстоятельства правонарушения. Примерами являются объяснительные письменные разъяснения сотрудников или ответственных должностных лиц, а также свидетелей, соответствующие справки и выписки.

Для чего нужен финансовый контроль?

Организация финансового контроля необходима предприятиям и организациям с целью обеспечения эффективного задействования ими денежного ресурса, предоставляемого в качестве ассигнований (если речь идет о бюджетных структурах) или же извлекаемого в процессе коммерческой деятельности. Также в ряде случаев данного рода активности используются с целью оценки уровня платежной и налоговой дисциплины субъектов хозяйственной деятельности. Есть различные методы финансового контроля. Российские эксперты выделяют следующий перечень основных:

— мониторинг;

— обследование;

— проверка;

— экспертиза;

— ревизия;

— анализ;

Рассмотрим сущность каждого из них более подробно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *