Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую информацию должны раскрывать ПАО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство не обязывает ЗАО, не участвующие в торгах, раскрывать информацию ежеквартальной отчетности, публиковать сообщения о важных фактах, как публичные АО. Но при этом некоторые правила касаются и их.
Ответственность за нарушение закона
Нарушение процедуры раскрытия информации публичными компаниями влечет административную ответственность.
Основной объем штрафов накладывается по статье 15.19.2 КоАП РФ за нарушения, связанные с порядком и срокам раскрытия информации. В основном, надзорный орган проверяет факт и сроки собственно раскрытия информации, нежели чем её полноту и достоверность.
К примеру, за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо раскрытие информации, вводящей в заблуждение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Банк России планирует запустить системы автоматизированного контроля раскрытия информации (АКРИ)
Работа АКРИ построена на анализе поступающих от информационных агентств (аккредитованных Банком России на раскрытие информации на фондовом рынке — ИФ) сведений о раскрытии информации
В связи с появлением автоматизированной системы проверки раскрытия информации Банку России в короткие сроки будет доступна информация обо всех эмитентах, нарушивших какой-либо пункт Положения о раскрытии информации.
Например, до 30 июня каждого года акционерное общество обязано провести годовое общее собрание акционеров. Значит к указанной дате на странице раскрытия акционерные общества, имеющие более 50 акционеров или обладающие признаками публичности должны разместить годовую бухгалтерскую отчётность (в 2019 году до 03 апреля 2019 года) с аудиторским заключением, годовой отчёт и необходимые к данным документам сообщения.
В результате автоматизированной проверки, например, на 2 июля, будет сформирован список эмитентов, которую в полном объёме не выполнили данную обязанность.
Десятилетний опыт наших специалистов поможет избежать вопросов Банка России и налогового органа по выполнению Вашим Обществом данных обязанностей по раскрытию информации.
Непубличное акционерное общество (НПАО)
В вышеперечисленных нормативных актах приводится достаточно обширный перечень данных, подлежащих раскрытию. Наиболее полный список сведений, подлежащих публикации акционерными обществами, содержится в ст. 30 Закона № 39-ФЗ. Условно данные, подлежащие раскрытию можно поделить на группы: регулярные сведения и ситуативная информация.
Это информация, которую все публичные АО и непубличные АО с численностью более 50 участников обязаны периодически раскрывать перед другими субъектами. Периодичность размещения такой информации устанавливается законодательством и подзаконными нормативными актами. К регулярным сведениям относятся:
- Годовая отчетность АО.
- Годовая бухгалтерская отчетность.
- Ежеквартальные отчеты.
- Консолидированная финансовая отчетность.
Эта размещается для всеобщего доступа в связи с наступлением какого-либо значимого события — изменения устава АО, изменения стоимости или котировок акций, выявления ошибок в бухгалтерской отчетности. Полный список сведений, подлежащих раскрытию, содержится в п. 14 ст. 30 Закона № 39-ФЗ, имеет он более 50 пунктов. Основные из них:
- Сведения о фактах, влияющих на цену акций.
- Сведения об изменении адреса сайта АО.
- Данные о выпуске дополнительных акций.
- Проспект выпущенных акциях.
- Устав.
- Внутренние документы, принимаемые в связи с выпуском ценных бумаг.
- Список аффилированных субъектов АО.
- Данные о проведении собрания держателей акций.
- Информация о планируемых изменениях в организационно-правовой форме АО.
Обязанность по раскрытию указанных сведений возлагается на общество со дня, когда оно получило статус публичного.
Более подробно перечень подлежащей раскрытию информации, способы ее раскрытия, а также сроки вы можете найти ниже:
В соответствии с Положением ЦБР способами раскрытия сведений является их публикация на собственном сайте в Интернете или в лентах новостей на специальных ресурсах. При размещении данных АО должно обеспечить к ним беспрепятственный доступ любого желающего.
Кроме того, по обращению заинтересованных лиц, общества могут как непосредственно предоставить всю запрашиваемую информацию, так и просто выслать ссылки на страницы, где находятся интересующие их данные.
Доступ на сайты с информацией должен быть свободным и не иметь обязательной регистрации, чтобы каждый желающий смог ознакомиться с нужными сведениями.
ВАЖНО: Запрещена сложная система паролей, регистраций и получения доступа на ресурсы с общедоступными данными. Вся размещенная информация обязательно удостоверяется усиленной электронной подписью.
Интернет-ресурсы, где АО должны раскрывать информацию:
- Информационное агентство «АК&М».
- Агентство АЗИПИ-Информ.
- Служба «Интерфакс».
- Агентство «ПРАЙМ».
- АО «Скрин».
Данные субъекты размещают информацию на основании соглашений с ФСФР.
Согласно Закону о конкуренции, аффилированные лица могут быть у:
1. Предприятия:
— один из владельцев данного юридического лица;
— член какого-либо органа управления (например, совета директоров);
— лица, имеющие в своем распоряжении не менее 20% от всего количества решающих акций;
— организация, в которой рассматриваемый субъект получает право распоряжаться количеством голосов, превышающим 20% от общего;
— сторона, осуществляющая полномочия единоличного органа.
2. Физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность:
— граждане, которые относятся к той же самой группе, что и данный субъект;
— организация, в которой рассматриваемый предприниматель вправе распоряжаться 20% и более от всего количества голосов, выраженных решающими акциями, вкладами, долями в уставном капитале.
3. Предпринимателей-участников финансово-промышленных групп:
— члены наблюдательных органов либо советов директоров;
— коллегиальные управленческие структуры;
— субъекты, которые осуществляют полномочия единоличных подразделений группы.
Аффилированное лицо юридического лица
Аффилированными лицами юр. лица могут быть:
Член наблюдательного совета или совета директоров, член коллегиального исполнительного органа
— физическое лица или юридическое лица, имеющие право распоряжаться более 20% от общего числа голосов, доводящихся на голосующие акции или же составляющие уставный капитал вклад от доли юридического лица
— юридическое лицо, если оно является участником ФПГ (финансово-промышленной группы).
«Процедура аффиляции» — процесс вхождения одной компании в структуру другой без изменения собственника.
В этом случае, его аффилированным лицом также могут быть члены советов директоров, члены коллегиальных органов управления ФПГ и лица-участники ФПГ, имеющие полномочия исполнительных органов
Аффилированное лицо физического лица
Аффилированным лицами физ. лица, ведущего предпринимательскую деятельность, могут быть:
Лица, которые принадлежат к той же группе лиц, что и данное физическое лицо
— юридическое лицо, где физ. лицо имеет право распоряжаться 20% от общего количества голосов, доводящихся на голосующие акции или же составляющие уставный капитал вклад от доли юридического лица.
Акционерные общества регулярно предоставляют сведения о своих аффилированных лицах в Федеральную комиссию по ценным бумагам. Также, любое акционерное общество обязано готовить списки своих аффилированных лиц к ежегодной публикации в СМИ. Помимо этого, в списках должны указываться типы и количество принадлежащих аффилированным лицам акций.
Закона N 208-ФЗ и раздела VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (далее — Положение N 11-46/пз-н), сохраняется и после вступления в силу изменений в ГК РФ*(2). Однако после 1 сентября 2014 года он указывает на необходимость раскрытия информации в соответствии с нормами ст. 92 Закона N 208-ФЗ и разделом VIII Положения N 11-46/пз-н только публичными акционерными обществами, одновременно говоря о том, что требования к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию акционерными обществами, которые привели устав в соответствие с ГК РФ и не являются публичными, а также к порядку и срокам раскрытия такой информации будут установлены законодательством Российской Федерации при его приведении в соответствие с ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.
Признаки аффилированного лица
- Имеет право голоса на собраниях акционеров ОАО или участников ООО.
- Владеет пакетом акций, позволяющим влиять на решения собрания акционеров, или долей в уставном капитале. К примеру, ПАО «Газпром» владеет 100% акций ООО «Газпром трансгаз Уфа» и в соответствии с этим осуществляет прямой контроль, являясь для своей уфимской «дочки» аффилированным лицом.
- Имеет родственные связи с руководителями/членами совета директоров/владельцами организации. Давид Трактовенко владеет холдингом «Банкирский дом «Санкт-Петербург», а его сын Вячеслав является председателем совета директоров сети кафетериев «Микс» и сети фитнес-клубов «Фитнес-формула». Первый по отношению ко второму – аффилированное лицо.
- Вправе отменять или приостанавливать действие решений исполнительных органов компании (если аффилированным лицом является член правления).
Аффилированность — суть и применение
Подробное представление об аффилированности дает ст. 4 закона «О конкуренции…» от 22.03.1991 № 948-1, не только излагающая суть этого понятия, но и приводящая перечень лиц, считающихся аффилированными для юрлиц и ИП.
Аффилированностью этот закон называет способность юр- и физлиц оказывать влияние на деятельность (принятие решений, результаты работы) юрлиц и ИП. ГК РФ (ст. 53.2) увязывает такое влияние с наступлением правовых последствий и отождествляет аффилированность с определением «связанность».
Для юрлица аффилированными окажутся:
- физлица, входящие в коллегиальные органы управления им или руководящие единолично (в т. ч. это относится к коллегиальным и единоличным руководителям органов управления финансово-промышленной группы, если юрлицо является участником такой группы);
- лица (как юридические, так и физические), владеющие больше чем 20%-ной долей в его уставном капитале;
- юрлица или физлица, образующие общую с ним группу.
Для ИП аффилированность возникает в отношении:
- юрлиц, в которых он владеет больше чем 20%-ной долей в уставном капитале;
- юрлиц или физлиц, образующих общую с ним группу.
Общей группа считается (ст. 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ) при наличии:
- у физлица или юрлица — больше чем 50%-ной доли в уставном капитале организации;
- у юрлица:
- единоличного исполнительного органа, представленного как физлиц, так и юрлицом;
- лиц (физических либо юридических), имеющих право на выдачу указаний, обязательных для исполнения им (включая рекомендации по назначению единоличного или коллегиального исполнительного органа);
- у двух юрлиц — руководства, больше чем наполовину состоящего из одних и тех же лиц;
- у физлица — супруга (супруги) и близких родственников (в т. ч. на правах усыновления);
- у лиц (физических либо юридических), уже входящих в определенную группу, — других лиц (физических либо юридических), отношения с которыми отвечают признакам вхождения в группу;
- у одного из лиц (физических либо юридических), образующих группу, — больше чем 50%-ной доли в уставном капитале организации.
Используется понятие аффилированности в самых различных правовых областях, например, таких как законодательство:
- о налогах (п. 2 ст. 269 НК РФ);
- банкротстве;
- эмиссии ценных бумаг;
- АО и ООО;
- труде (в части увольнения руководителей ФГУП);
- связи.
О том, какие основания для увольнения руководителя юрлица содержатся в ТК РФ, читайте в материале «Ст. 81 ТК РФ: вопросы и ответы».
Аффилированные и взаимозависимые лица: отличия
Как видно из представленного выше материала, аффилированные лица — это взаимозависимые лица по своей правовой сути, с той основной разницей, что первый термин используется в гражданском законодательстве, а второй — в налоговом, хотя, по сути, их можно назвать тождественными.
Судебная практика подтверждает данное умозаключение, при этом понятия аффилированности и взаимозависимости разделяются судом именно в целях конкретизации обоснования выводов в рамках налоговых и гражданских требований.
Например, суд указал, что налоговым органом была доказана именно аффилированность лиц, а доказательств того, что данные аффилированные лица — это взаимозависимые лица в понимании НК РФ, представлено не было (см. решение АС Кемеровской обл. от 16.06.2017 по делу № А27-5674/2016). Таким образом, суд установил наличие возможности влияния одного из лиц на других участников сделки, однако такие связи не соответствовали критериям взаимозависимости именно для целей НК РФ.
Что такое группа аффилированных лиц
Любое юридическое лицо имеет свою группу аффилированных лиц, куда входят все близкие родственники (родители, супруг, братья, сестры, дети, внуки). Признаки наличия аффилированного лица в составе группы:
- имеется пакет акций, состоящий более чем из половины доступных бумаг;
- имеется свод полномочий главной компании, регулирующий принятие и отмену решений;
- физическое лицо имеет прямое влияние на определение кандидатов в состав наблюдательного совета;
- физическое лицо руководитель, организация управляется единоличным исполнительным органом;
- наблюдательный совет и совет директоров – это одни и те же люди;
- рекомендация или наставление стали причиной определения должности в фирме.
Обязанность и ответственность аффилированных лиц
Взаимозависимые юридические и физические лица имеют определенные права и ограничения. Они обязаны проводить сделки по определенному регламенту, информируя коммерческие компании об их аффилированности. Это добавляет проверок после начисления и выплаты налогов после получения прибыли.
Ответственность аффилированных лиц может быть:
- Правовой за несоблюдение требований к проведению сделки;
- Административной за несвоевременное или неполное предоставление информации, списка взаимозависимых лиц;
- Налоговой за искусственное занижение или завышение цен.
Новый порядок раскрытия информации об аффилированных лицах акционерного общества
Одним из важнейших условий нормального функционирования фондового рынка любой страны является полное и своевременное раскрытие информации его участниками.В статье 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г.
N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон «О рынке ценных бумаг») под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.
Раскрытие информации на рынке ценных бумаг необходимо для того, чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, а не на догадках и слухах.
Полное раскрытие информации жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций, поскольку такое раскрытие выступает одним из средств защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги.
Раскрывать информацию на фондовом рынке обязаны различные его участники.
Однако, бесспорно, наибольший объем информации на рынке ценных бумаг обязаны раскрывать открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившие публичное размещение ценных бумаг (далее — акционерные общества).
Это объясняется тем, что именно эта группа эмитентов ценных бумаг вправе выпускать акции, которые являются самым массовым публичным инструментом, обращающимся на фондовом рынке, доступным для неограниченного круга инвесторов.
В основе нормативной правовой базы, регламентирующей процедуру раскрытия информации акционерными обществами, лежат Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон «Об акционерных обществах»), а также Закон «О рынке ценных бумаг».
Детально раскрытие информации эмитентами ценных бумаг, в том числе акционерными обществами, регламентирует Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг (далее — Положение о раскрытии информации), утв. приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н.
В соответствии с указанными законодательными и нормативными правовыми актами акционерные общества обязаны раскрывать информацию в различных формах, в том числе в форме текста списка аффилированных лиц акционерного общества.
В рамках данной статьи авторами будут рассмотрены понятие аффилированного лица, виды аффилированных лиц, а также порядок раскрытия информации об аффилированных лицах акционерного общества с учетом изменений, внесенных в Положение о раскрытии информации приказом ФСФР России N 09-14/пз-н, вступившим в силу с 5 июля 2009 г.
Понятие «аффилированное лицо»
Определение понятия «аффилированное лицо» в Законе «Об акционерных обществах» не представлено. При этом в п. 1 ст. 93 Закона «Об акционерных обществах» установлено, что лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Сегодня определение понятия «аффилированное лицо» содержится только в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон N 948-1).
В соответствии со ст. 4 Закона N 948-1 аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Виды аффилированных лиц
Анализ норм Закона N 948-1 позволяет выделить следующие основания отнесения лиц к аффилированным лицам акционерного общества:1. Лицо является членом совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления.
Аффилированный родственник в законе
НОВЫЙ ПРОЕКТ ДОЛЖЕН ПОМЕШАТЬ ПИЛИТЬ БЮДЖЕТ
Комитет Госдумы по вопросам собственности рассмотрит законопроект «Об аффилированных лицах». Он был внесен в Госдуму еще в 1999 году, принят в первом чтении, но в последующем завис в думской базе.
Причина рекордно долгого прохождения законопроекта – он бьет по интересам чиновников и их родственников, безнаказанно распиливающих госсредства, а также защищает права акционеров.
Но в нынешнем созыве Госдумы законопроект имеет шансы быть наконец принятым, заверил московского собкора «БИЗНЕС Online» один из его авторов – депутат-эсер Михаил Емельянов.
ТЕРМИН РАЗОШЕЛСЯ НА 33 ЗАКОНА
Необходимость принятия закона «Об аффилированных лицах» вызвана отсутствием внятного определения данного понятия, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
При этом сам термин «аффилированные лица», по подсчетам минэкономразвития РФ, в том или ином виде используется в 33 действующих законах.
В частности, в законе «Об акционерных обществах», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «О рынке ценных бумаг», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Но в законах, регламентирующих защиту конкуренции, используется термин «группа лиц». Попытка привязать понятие аффилированных лиц к антимонопольному законодательству привела к тому, что налоговое законодательство использует иной вариант термина аффилированности — «взаимозависимые лица».
Кроме того, в настоящее время в законодательстве РФ не решена проблема раскрытия информации об аффилированных лицах и ответственности за ее нераскрытие, уточняют авторы законопроекта (Николай Арефьев, Адриан Пузановский, Николай Савельев, Валерий Сергиенко, Михаил Емельянов и другие депутаты).
«Аффилированные лица — физические и (или) юридические лица, находящиеся в определенной настоящей статьей взаимосвязи с иным лицом», говорится в законопроекте. Формулировка не выглядит исчерпывающей. Зато содержит 24 признака аффлированности физических и юридических лиц.
АФФИЛИРОВАННОЕ ПО СЕМЕЙНОМУ КОДЕКСУ ЛИЦО
Основной признак аффилированности – наличие у компании 20% и более голосующих акций или 20% и более уставного капитала в дочерней компании. Аналогичное требование распространяется на «физическое лицо и (или) его супруга, родителей и иных лиц, которые в соответствии с Семейным законодательством РФ являются близкими родственниками».
Согласно законопроекту, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести учет аффилированных лиц в порядке. Особенности учета аффилированных лиц, являющихся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, регулирующим рынок ценных бумаг.
Какие документы может раскрыть АО?
Перечень сведений, доступ к которым вправе получить заявитель, указан в ст. 91 ФЗ № 208. Конкретный объем информации зависит от размера доли акционера в АО.
Так, независимо от размера доли акционер может запросить:
- договор о создании АО (если участников АО несколько) либо решение об учреждении АО (если он один);
- документ, подтверждающий, что АО зарегистрировано;
- решения об эмиссии ценных бумаг;
- внутреннюю документацию АО, которая регулирует его деятельность;
- положения о филиалах и представительствах;
- годовую отчетность;
- аудиторские заключения об отчетности;
- отчеты оценщиков;
- протоколы общих собраний;
- перечни лиц, связанных с АО;
- заключения ревизоров;
- отчеты эмитента;
- уведомления об акционерных соглашениях;
- судебные решения, касающиеся АО.
Если же доля акционера составляет более 1% акций, он вправе также запросить:
- сведения о крупных сделках АО;
- протоколы заседаний совета директоров АО;
- отчеты об оценке имущества, которое являлось предметом крупных сделок;
- иные документы, которые АО хранит в силу п. 1 ст. 89 ФЗ № 208, например документы об уплате налогов.
Третья категория акционеров, владеющая более 25% акций, обладает еще большими возможностями и вправе требовать предоставления им дополнительно:
- протоколов заседаний правления АО;
- документов бухучета.
ВАЖНО! В уставе конкретного АО может быть указан и меньший процент акций для доступа к упомянутым выше документам.
Раскрытие информации об аффилированных лицах открытого акционерного общества
«Новая бухгалтерия», N 1(7), 2003Акционерные общества обязаны раскрывать сведения о своих аффилированных лицах. Данное требование обусловлено положениями Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
(далее — Закон «О конкуренции»), Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».Понятие аффилированных лиц было впервые введено Законом «О конкуренции».Согласно ст.4 Закона «О конкуренции» аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.Чтобы лицо было признано аффилированным, необходимо соблюдение ряда условий, установленных Законом «О конкуренции».