Что такое экологический аудит предприятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое экологический аудит предприятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Экоаудит – это мероприятия комплексного типа, и главная задача заключается в том, чтобы помочь предприятию качественно определить все нарушения экологических норм, а также найти эффективные способы их устранения.

Цели и задачи проведения экологического аудита

Среди ключевых задач экологического аудита предприятия в экологическом аспекте можно выделить следующие:

  • проверка деятельности объекта и формирование детального плана, как устранить нарушения и привести к действующим нормам;

  • оказание помощи для внедрения современных методик для оптимизации деятельности организации;

  • обозначение ключевых направлений, которые требуют решения проблем и улучшения;

  • создание полноценной и эффективной экологической стратегии для дальнейшей хозяйственной деятельности;

  • внедрение улучшенной системы управления природными ресурсами и поиск новых решений.

Перечисленные выше пункты являются основополагающими, однако в ходе аудита специалистами будут учитываться особенности каждого субъекта деятельности, а также запросы заказчика. Он предполагает индивидуальный подход в определении промежуточных целей и задач для эффективного и правильного проведения всех проверочных процедур.

Процесс экологического аудирования условно разделяется на три стадии:

  • собрать все данные, провести их тщательный анализ и исследовать, чтобы получить полную картину о работе предприятия и переходе на следующий этап;

  • сопоставление всех данных с нормативными требованиями, чтобы проанализировать их соответствие;

  • разработка экспертных рекомендаций, чтобы улучшить показатели работы предприятия и устранить имеющиеся нарушения.

Главная цель экологического аудита заключается в том, чтобы провести полностью независимую экспертную оценку и проверить документацию субъекта хозяйствования, насколько его деятельность соответствует действующим требованиям и нормам окружающей среды и природопользования, а в случае нарушений дать рекомендации по их устранению.

На основании данных аудирования предприятия получают профессиональную помощь в аспектах экологической политики, чтобы усовершенствовать свою деятельность, предотвратить все нарушения и соблюдать законодательство с целью минимизации вреда окружающей среде.

Функции экологического аудита заключаются в следующем:

  • оценить экологическую безопасность работы субъекта хозяйствования;

  • оценить, насколько работа предприятия соответствует всем нормам охраны окружающей среды;

  • предоставить консультации по экологической деятельности;

  • оценить актуальные экологические риски;

  • выявить степень нанесенного экологического ущерба;

  • составить план рекомендаций по мероприятия охраны окружающей среды;

  • провести другие важные действия по аудированию в аспекте улучшения экологической деятельности на предприятии.

Что подразумевается и кто проводит экологический аудит?

Экологический аудит — это финансовый контроль и независимая оценка деятельности предприятия, которые проводятся в несколько этапов:

  • анализ обстановки на предприятии в настоящий момент;
  • оценка соответствия его деятельности природоохранным требованиям;
  • рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Экологический аудит в РФ может осуществляться юридическими и физическими лицами, обладающими лицензией на данный вид деятельности.

У нашей компании есть все необходимые разрешительные документы для предоставления данного вида услуг, оказываемых в строгом соответствии с установленным порядком экологического аудита:

  • бесплатные консультации;
  • экологический аудит «под ключ»;
  • гарантированные сроки исполнения.

Оставьте заявку, и наши специалисты оперативно свяжутся с вами, чтобы ответить на ваши вопросы.

Значение экологического аудита

Сегодня уже не только международные, но и многие российские банки приступают к рассмотрению инвестиционных вопросов только после проведения экологического аудита. Прямая взаимосвязь финансовых и экологических рисков повышает значимость данного вида аудита для банковских институтов.

Инвестор, не соблюдающий экологические требования, в любой момент может быть привлечен к гражданской ответственности, что увеличивает репутационные риски банковских структур. Поэтому положительное заключение экологического аудита, являющееся одним из главных условий получения инвестиций, играет важную роль, как для банков, так и для предприятий.

К тому же, некоторые наиболее авторитетные банки, включая Всемирный банк реконструкции и развития, обладают правом законодательного установления требований и регламентов в сфере экологического аудита.

Наша компания готова профессионально решить любые задачи, выдвигаемые заказчиком. Результат экологического аудита, базирующегося на правильной системе, позволит минимизировать отрицательное влияние деятельности вашего предприятия на биосферу и станет надежной защитой от штрафных санкций.

Кто может проводить экологический аудит?

В самом определении исследования важно подчеркнуть следующие моменты:

  1. Экоаудит подразумевает комплексное исследование, то есть проверку всех возможных аспектов на соответствие федеральному и региональному законодательству, а также другим действующим нормам.
  2. После проведения исследования заказчику даются рекомендации по исправлению обнаруженных недостатков и/или профилактике их появления. Советы могут предполагать, например, установку более современного оборудования, изменение состава сырья или выбор других технологических процессов.

В законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указаны следующие требования при проведении аудита:

  1. Объективность. Это требование предполагает независимость аудиторов от заказчика исследования. Это значит, что проверку не могут проводить родственники сотрудников или учредителей компании. Важно и то, что гонорар экспертов также не должен зависеть от результатов аудита.
  2. Компетентность. Аудит могут проводить только специалисты, квалификация которых подтверждена сертификатами, документами об обучении и так далее. Если исследование выполняет компания, желательно, чтобы она являлась членом какой-либо аудиторской ассоциации.
  3. Конфиденциальность. Это требование предполагает, что аудиторам запрещено разглашать любую информацию, защищаемую законом. В случае необходимости заключается NDA – соглашение о неразглашении.

Важно!
Согласно закону, аудиторы несут ответственность за нарушения в ходе аудита, за предоставление заведомо ложной информации, за разглашение конфиденциальных данных и так далее.

С учетом всех этих факторов можно сделать следующие выводы:

  1. Внутренний аудит не может гарантировать полной объективности и независимости, так как выполняется силами сотрудников предприятия. Кроме того, штатный эксперт предприятия должен постоянно проходить программы повышения квалификации, иначе его возможности по подготовке рекомендаций будут ограничены.
  2. Те же недостатки относятся и к проведению исследования по инициативе второй стороны силами ее специалистов.
  3. Заказ аудита у специализированной компании, располагающей штатом сотрудников с необходимой квалификацией, представляется наиболее рациональным вариантом. В этом случае вам гарантирована объективность исследования и компетентность экспертов. При этом важно отметить, что проведение комплексного исследования возможно только при условии содействия управляющего состава предприятия.
Читайте также:  Правила получения гражданства России жителями Украины в 2022 году

Проблемы развития экологического аудита в России и пути их решения

Проведенный анализ правового регулирования экологического аудита показал, оно [правовое регулирование] является фрагментарным и несистематизированным. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» дается только понятие экологического аудита, однако правовые инструментарии, необходимые для его осуществления, до настоящего времени практически отсутствуют.

Уже несколько лет идет работа над законопроектом «Об экологическом аудите». В 2003 г. Министерство природных ресурсов РФ подготовило концепцию законопроекта «Об экологическом аудите». Согласно концепции целью разработки и принятия законопроекта «Об экологическом аудите» является создание действенного инструмента по проведению независимого анализа, оценки информации о существующей экологической ситуации и фактических результатах любой реализованной деятельности, а также подготовка квалифицированных рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и повышению качества управления в области окружающей среды. На заседании Государственного Совета 4 июня 2003 г. во вступительном слове Президент РФ В.В. Путин указал о необходимости законодательного регулирования экологического аудита . 18 октября 2004 г. в Государственной Думе РФ по инициативе Комитета Государственной Думы по экологии состоялись парламентские слушания на тему «О законодательном обеспечении экологического аудита в Российской Федерации». По итогам слушаний были составлены рекомендации, в которых, в частности, отмечалось, что необходимо разработать и принять Федеральный закон «Об экологическом аудите». В рекомендациях нашли отражение основные вопросы экологического аудита: целесообразность установления в законе области применения экологического аудита; случаев проведения добровольного и обязательного экологического аудита; порядка его проведения и финансирования; юридического статуса заключения экологического аудита; системы взаимодействия аудиторских компаний с государственными органами контроля и надзора; ответственности аудиторов и аудиторских компаний за результаты их деятельности при предъявлении к ним претензий, признанных в установленном порядке обоснованными. Однако на сегодняшний момент ситуация так и не изменилась, законопроекты не приняты, что подтверждает общую тенденцию угасания законодательства в области охраны окружающей среды, о которой пишут ученые .

Много вопросов относительно экологического аудита возникает не только в связи с отсутствием специального законодательства, но и в связи с неразработанностью теоретических предпосылок исследуемого института. Прежде всего, необходимо определить соотношение общего (финансового) аудита и экологического аудита.

Ответ на данный вопрос имеет принципиальное значение, так как от этого зависит сфера действия Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности), а также стандартов аудиторской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ. При проведении процедур экологического аудита на практике используются общие принципы аудита, закрепленные в этом законе. Остается открытым вопрос, должны ли распространяться нормы указанного закона на экологический аудит.

Закон об аудиторской деятельности ограничивает сферу аудита выражением мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. О специальных видах аудита (экологическом, банковском, страховых организаций и пр.) не упоминается.

Поэтому многие специалисты не учитывают данный закон в качестве правовой базы для экологического аудита. Также приводится тот довод, что действие Федерального закона «О техническом регулировании» (пункт 3 статьи 1) не распространяется на положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, то есть подтверждается незыблемость статьи 9 Закона об аудиторской деятельности, что еще раз свидетельствует о невозможности его распространения на экологический аудит201. В то же время предлагается внести поправки в Закон об аудиторской деятельности, подчеркивая «целесообразность закрепления фактического существующего положения с экологическим аудитом» .

Крассов О.И. разделяет понятия «экологический аудит» и «аудит, связанный с охраной окружающей среды», указывая на то, что по действующему законодательству сущность аудита заключается исключительно в независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Закон об аудиторской деятельности распространяется на отношения, связанные с осуществлением аудита в сфере охраны окружающей среды, только в части составления финансовой (бухгалтерской) отчетности о плате за негативное воздействие на окружающую среду, анализа финансово-хозяйственной деятельности по обеспечению охраны окружающей среды, правового консультирования при разрешении споров в области охраны окружающей среды и т.п. Поэтому, когда речь идет об аудите, осуществляемом на основании законодательства об аудиторской деятельности, скорее всего, можно говорить не об экологическом аудите, а об аудите, связанном с охраной окружающей среды203.

Бабина Ю.В. указывает на то, что на экологический аудит могут быть распространены в качестве некой методологической основы нормы Закона об аудиторской деятельности, но этот закон направлен на правовую регламентацию общего аудита. Поэтому основной нормативной базой для установления процедур планирования, организации проведения и завершения экологического аудита является только ГОСТ Р ИСО 19011-2003, введенный в действие постановлением Госстандарта России от 29 декабря 03 № 432-СТ204.

Имеется и противоположная точка зрения, согласно которой Закон об аудиторской деятельности распространяет свое действие и на экологический аудит, так как без анализа хозяйственных операций (деятельности) аудируемых лиц невозможно выразить объективное мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации .

Основные направления проведения экологического аудита как вида экологической деятельности

 ------------------------------------------------------------------------¬
--+ Направления проведения экологического аудита как вида экологической ¦
¦ ¦ деятельности ¦
¦ L------------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
+-----+Экологический аудит на соответствие деятельности производственных, ¦
¦ ¦хозяйственных и иных объектов природоохранному законодательству ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦Экологический аудит при продлении разрешительной экологической ¦
+-----+документации (предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ - ¦
¦ ¦ПДС; предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ - ПДВ) ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦Экологический аудит при проведении экологической сертификации в ¦
+-----+соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 14000, ¦
¦ ¦ГОСТ Р ИСО 19011-2012 ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
+-----+Экологический аудит при экологическом страховании ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
+-----+Экологический аудит при приватизации, смене прав собственности ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
L-----+Экологический аудит при инвестировании ¦
L--------------------------------------------------------------------

Экологический аудит как вид экономической деятельности. В настоящее время правовые основы регулирования аудиторской деятельности определены Федеральным законом N 307-ФЗ, в соответствии с п. 3 ст. 1 которого «аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности».

Экологический аудит как вид экономической деятельности относится к аудиторской деятельности и рассматривается как одно из направлений специального аудита. Специальный аудит представляет собой проверку не всей финансовой отчетности для выражения мнения о степени ее достоверности, а какого-либо отдельного вопроса, какой-то узкой темы в целях выдачи экспертного заключения пользователям по конкретному заданию . Целью экологического аудита является проверка экологических аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных процедур и правил, а также эффективности порядка и методов функционирования хозяйственной системы.

Читайте также:  Договор социального найма: как получить квартиру от государства

Аудит: теория и практика: Учебник / Под ред. В.С. Карагода. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 68.

Можно дать следующее определение: экологический аудит как вид экономической деятельности — независимая проверка экологических аспектов деятельности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности отражения в финансовой отчетности экологических вопросов, соблюдения определенных процедур и правил, а также эффективности порядка и методов функционирования хозяйственной системы в области экологии.

Экологический аудит проводится в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ФПСАД) и ФСАД (так называются стандарты, выпущенные после вступления в силу Федерального закона N 307-ФЗ), а также в соответствии со стандартами саморегулируемой аудиторской организации, членом которой является аудиторская организация, и Кодексом этики аудиторов.

Введение в постоянную практику природоохранной деятельности экологического аудита будет способствовать решению комплекса проблем, связанных с охраной окружающей среды хозяйствующими субъектами. Расширение области использования экологического аудита будет стимулировать природоохранную деятельность на уровне хозяйствующих субъектов, способствовать созданию методологической базы для оценки степени экологической опасности предприятий и производств, величины возможных ущербов и т.д. без надлежащей постановке деятельности в области экологического аудита будет сдерживаться работа по экологической сертификации, создания экономико-правового механизма экологического страхования.

Внедрение в практику деятельности хозяйствующих субъектов принципов и методов экологического аудита обеспечит эффективное функционирование систем управления окружающей средой. Экологический аудит должен быть включен в процесс принятия управленческих решений, в разрабатываемые документы и использоваться при экологическом страховании, экологической сертификации субъектов хозяйствования и природных объектов.

Виды экологического аудита

Проверка деятельности предприятия может быть принудительной и добровольной. В первом случае аудиторы направляются по указанию государственных контролирующих органов. При добровольной проверке владельцы предприятия самостоятельно приглашают специалистов для проведения анализа.

В первую очередь разница в исходе проверки – при добровольном аудите можно своевременно выявить недочеты и нарушения, устранив их. А при государственной инициативе большинство несоответствий приведут к штрафам и другим санкциям вплоть до временного закрытия фирмы. Так что мы рекомендуем заказывать услугу самостоятельно – это выгодно и для бюджета, и для репутации. К тому же, собственник имеет возможность самостоятельно определить основные цели проверки.

Также можно разделить экоаудит на такие типы:

  • определение уровня соответствия актуальным природоохранным требованиям;
  • аргументация использования компанией определенных нормативно-правовых документов в направлении экобезопасности;
  • анализ объемов парниковых газов, разработка мероприятий по их снижению;
  • оценка возможных последствий при возникновении техногенных сбоев;
  • определение целесообразности использования окружающей среды и ее ресурсов;
  • анализ энергопотребления, предложение методов экономии;
  • оценка опасности промышленных отходов предприятия и уровня ущерба от них;
  • определение экологических проблем, предложение путей их устранения.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

  1. обязательного экологического аудита;
  2. добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  1. приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
  2. проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
  3. кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
  4. оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  5. принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  6. выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  7. в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.
Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.
Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.
Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом:

  • технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;
  • экологического паспорта предприятия;
  • разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение.
Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью.
Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.

Какие цели и задачи экологического аудита можно выделить

Эффективность и полезность экоменеджмента и системного аудита очевидна, поскольку эта процедура позволяет:
— Рационально распределить материальные издержки организаций на основании определенных экологических факторов;
— Предотвратить вероятность финансовых потерь, связанных с нерациональным использованием ресурсов природы и загрязнением экологии;
— Установить доверительные взаимоотношения с местным населением и органами природоохранной сферы;
— Получить возможность пользоваться определенными льготами и субсидиями для компаний, вносящих значительный вклад в охрану природы;
— Выйти на международные стандарты управления по вопросам экологии, связанных с вкладом отечественных предприятий в систему международной экономики и экологической безопасности.
Правила и порядок ведения документации по экоаудиту, внедрение новаторских аудиторских программ и применение полученных данных поможет существенно изменить ситуацию экологии в стране. В основном это касается предприятий промышленности, организаций и субъектов, которые могут нести угрозу загрязнения природной среды.
В комплексе экоаудит представляет собой независимую документальную проверку с оценкой хозяйствования и выполнения всех нормативов в области экологии с последующими рекомендациями, направленными на корректировку природоохранной политики.

Читайте также:  6-НДФЛ за 2021 год — подробная инструкция и образец заполнения

Данная процедура классифицируется в зависимости от того, контроль над чем она осуществляет. Аудит может контролировать:

  • Соблюдение стандартов. Производится с помощью сравнения экологического состояния с положениями международных и государственных стандартов. Целью метода является выработка мероприятий по приведению экологической ситуации к стандартам, а также повышение эффективности работы компании.
  • Ответственность. Этот тип аудита подразумевает исследования на предмет ответственности предприятия за нанесенный им экологический вред.
  • Экологическое страхование. Осуществляется во время подготовки страхового договора. Он основывается на разработке мер по уменьшению экологических рисков. Кроме того, этот вида аудита используется при страховых случаях для определения степени ущерба.
  • Экологическую сертификацию. Используется для выявления соответствия сертифицируемой фирмы установленным стандартам.
  • Территорию. Необходим для оценки реального состояния природы на территории предприятия.
  • Соглашения о разделе проекции. Используется для тщательного изучения экологической ситуации на предприятии как объекте предполагаемого инвестирования. В таком случае аудиторская проверка может включать в себя анализ грунтов, животного и растительного мира. Кроме того, эксперты анализируют уровень вреда, причиняемого данной фирмой для окружающей среды, стоимость нарушенных природных объектов и затраты на приведение их в нормальное состояние.

Есть другие виды экологического аудита, которые применимы ко всем предприятиям, воздействующим на окружающую среду и причиняющим ей вред. Кроме производства, он касается строительных работ, ликвидации и консервации хозяйственных построек и проектов по освоению новых территорий.

Регулирование деятельности

Деятельность в данной области подлежит государственному регулированию. В качестве специального уполномоченного госоргана для регулирования экоаудита выступает Министерство природы. Его основными функциями являются:

  • Издание нормативно-правовых актов, согласно которым осуществляется регулирование экологического аудита.
  • Организация аттестации, обучения и повышения уровня аудиторов, а также лицензирование аудиторской деятельности.
  • Организация системы контроля над соблюдением лицензионных требований индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями.
  • Разработка порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов уполномоченному государственному лицу.
  • Введение государственных реестров экологических аудиторов, а также аудиторских организаций и учебных центров.

Почему предприятия заказывают экологический аудит

Основные виды процедур экологического аудита на предприятии в России чаще всего обязательные. Они заказываются с целью получить заключение. Далее его можно предъявить в Росприроднадзор и другие контролирующие органы. Но постепенно набирает популярность добровольное обследование природоохранной деятельности, направленное на:

  • Снижение рисков

Регулярное обследование природоохранной деятельности позволяет снизить риск возникновения утечек опасных сбросов. А также попадание отходов в водные объекты и других аварий. Регулярная проверка документации уменьшает число вопросов у проверяющих.

  • Оптимизацию и снижение затрат

Использование более эффективных технологий очистки стоков и выбросов позволяет избежать штрафов за превышение нормативов. В рамках экоаудита рекомендуются и другие меры оптимизации затрат.

  • Улучшение имиджа

Сегодня экология воспринимается как преимущество. Покупатели охотнее покупают продукцию предприятий, заботящихся о природе. Потенциальные квалифицированные работники в приоритете рассматривают их предложения о работе.

  • Подтверждение работы по охране экологии мировым стандартам

Какие различают типы экоаудита

На практике существует такие виды экологического аудита:

1. Аудит соблюдения стандартов. Осуществляется методом сравнения качества состояния экологии и положений из международных и национальных стандартов. Целью методики сопоставления является выработка мероприятий по приведению эко-ситуации к соответствующим стандартам и повышение эффективности деятельности компании.

2. Аудит ответственности. Задачи экологического аудита этого типа включают исследования по установлению ответственности за нанесенный урон окружающей среде.

3. Аудит при экологическом страховании. Проводится на этапе подготовки страхового договора, основанного на разработке превентивных мер с целью уменьшения экологических рисков. Проводится при определении степени ущерба, при страховых случаях, при поступлении исков о загрязнении предприятием природы.

4. Аудит в системе экологической сертификации. Применяется для установления соответствия сертифицируемой компании, установленным эко-стандартам.

5. Аудит территории. Производится для оценки реальной экологической обстановки на территории компании.

6. Аудит при подготовке соглашений о разделе продукции. Применим для детального изучения ситуации с экологией на предприятии как объекта для предполагаемых инвестиций. Аудиторская проверка включает анализ грунта, растительности, животных. Также экоаудиторы оценивают ранее причиненный данным предприятием экологический ущерб, стоимость поврежденных экологических объектов и затраты на их восстановление.

Также существуют и другие виды экологического аудита, которые применяются на всех предприятиях, несущих угрозу природе и непосредственно воздействующих на нее. Это касается строительных программ, работ по реконструкции, ликвидации и консервации хозяйственных сооружений и проектов освоения новых территорий.

Какие виды экологического аудита нужно знать

Согласно существующим положениям, экоаудит включает две категории мероприятий – обязательные и инициированные.

Обязательный экологический аудит осуществляется:

— При выполнении обязательств, имеющих отношение к экологии и природоохранной деятельности на уровне межгосударственных отношений;

— По инициативе госорганов для определения степени экосанации промышленной компании или производства;

— Для анализа эко-факторов на региональных или национальных предприятиях, готовящихся к приватизационным процессам;

— При оформлении банкротства предприятия;

— Для получения предприятием страхового эко-полиса;

— В процессе проектирования и осуществления инвест-проектов на основании условий, предусмотренных в договоре.

Обязательный экоаудит инициируется национальным органом эко-экспертизы. Кроме того, процедура используется, если необходимо оценить уровень состояния экологии.

Инициативное аудирование проводится по решению руководства предприятия или других уполномоченных на то лиц.

Следует отметить, что инициативный экоаудит может проводиться не только принудительно, но и в добровольном порядке. По этому принципу разделяют экоаудит:

— внешний (проводимый в обязательном порядке);

— внутренний (по решению руководства самого предприятия).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *