Как рассчитывается налог на имущество физических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитывается налог на имущество физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Льгoты пo нaлoгy нa имyщecтвo бывaют фeдepaльными, ycтaнoвлeнными oтдeльным кaтeгopиям гpaждaн и в oтнoшeнии oтдeльныx видoв имyщecтвa, и ycтaнaвливaeмыми мecтными и peгиoнaльными влacтями. Нaпpимep, нa фeдepaльнoм ypoвнe пpинятo ocвoбoждeниe oт yплaты нaлoгoв для Гepoeв Coвeтcкoгo Coюзa. 3нaчит, люди, oблaдaющиe этим звaниeм, бyдyт ocвoбoждeны oт yплaты нaлoгa, нeзaвиcимo oт мecтa житeльcтвa в пpeдeлax Poccии. A члeны мнoгoдeтныx ceмeй, y кoтopыx в coбcтвeннocти ecть нecкoлькo oбъeктoв нaлoгooблoжeния, ocвoбoждaютcя oт yплaты нaлoгa пo oднoмy из тaкиx oбъeктoв нa cвoe ycмoтpeниe – нo тoлькo нa тeppитopии Кpacнoдapa. Пoтoмy чтo тaкaя льгoтa пpeдycмoтpeнa мecтным зaкoнoдaтeльcтвoм.

Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Самаре за 2018 год площадью 60 м². Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р.

Применим налоговый вычет, для этого необходимо рассчитать кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р.

Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р.

Ставка налогообложения для квартир в Самаре равна 0,1%

Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.

Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р.

Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.

Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р.

А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25. Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р.

Чтобы получить льготу, нужно подать заявление в налоговый орган. Это необязательное требование — налоговая сама проверит, нет ли у гражданина права на льготу.

«Граждане, имеющие право на налоговую льготу, могут не направлять заявление. Тогда льгота предоставляется им на основании имеющихся у налогового органа сведений, в том числе полученных им по запросу. В этом случае льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога», — отметил Степан Хантимиров.

Так что, если гражданин хочет выбрать объект налогообложения, на который будут распространяться льготы, уведомление лучше подать. К тому же подача заявления ускорит проверку. Заявление подается не позднее 31 декабря текущего года. К нему нужно приложить документы, которые подтверждают право на получение льготы (например, удостоверение инвалида), и документы на облагаемое налогом имущество.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Читайте также:  Предписание за тонировку в 2023 году

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

От чего зависит размер налога, кто может его оплатить?

В случае с недвижимым имуществом размер налога зависит от его кадастровой стоимости на начало отчетного года (то есть предшествующего тому году, в котором производится оплата). Если в течение этого года кадастровая стоимость менялась, это должно найти свое отражение в конечной сумме к уплате.

При этом для разных объектов недвижимости действуют разные правила (они подробно описаны в ст. 403 НК РФ). Например, налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры или части дома. Для комнаты уменьшение производится на 10 квадратных метров, для жилого дома (целиком) – 50 квадратных метров.

В случае с транспортными средствами размер налога зависит от их мощности.

Если объектов недвижимости, транспортных средств или земельных участков больше одного, налоги начисляются на каждый из них, высылаются отдельные квитанции. Оплачивать налог может только собственник.

Статья 402. Налоговая база

1. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.23

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.820

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

2. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

3. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Объекты налогообложения

Налоговым кодексом РФ в качестве объектов налогообложения определены:

  • единый недвижимый комплекс;

  • квартира, комната или иного рода жилое помещение;

  • жилой дом (к данной категории может быть причислено любое жилое строение, возведенное на территории, выделенной под личное подсобное или дачное хозяйство, занятие огородничеством или садоводством);

  • гараж или парковочное место;

  • недостроенный недвижимый объект;

  • прочие здания, строения и помещения, в том числе коммерческая недвижимость, если речь идет о юридических лицах – налогоплательщиках.

Плательщики налога. Плательщиками налога признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество.

Ставки налога.Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным.

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства и др.

Налоговое уведомление из ФНС

Апрель-ноябрь — это период, когда из федерального ведомства должны поступать уведомления относительно того, какой суммой отчислений в местный бюджет облагается квартира. Приходить они должны, пока до конечной даты остаётся хотя бы 30-дневный период. При желании можно выяснить у сотрудников ИФНС, на когда запланировали выполнение рассылок.

Рассылка по почте не осуществляется для физлиц, которые получат уведомления по электронке.

Не получив извещения из ИФНС, придётся поступать согласно требованиям ФЗ № 52, принятого в 2014 году. Понадобится известить налоговиков, что располагаете недвижимостью, пока не наступило 31 декабря. К заявлению, адресованному местной ИФНС, прилагается подтверждающая владение документация.

По давней собственности уведомление из ИФНС также может не поступить. Понадобится прилагать усилия самостоятельно, чтобы налоговики выполнили положенные расчёты. Уклонение от выполнения гражданского долга может обернуться штрафными санкциями, которые составят до 1/5 от суммы, которую налоговики начислили или должны были начислить.

Налог на имущество физических лиц

Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты налога на имущество физических лиц, в 2004 г. являлся Закон о налогах на имущество физических лиц.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Плательщиком налога может быть одно из указанных лиц, определяемое по соглашению между ними.

Читайте также:  Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В главе излагается порядок исчисления и уплаты важнейшего местного налога — налога на имущество физических лиц. Рассматриваются плательщики налога, налоговая база и ставки налога. Подробно рассказывается о предусмотренных в федеральном законодательстве льготах по налогу, а также о порядке уплаты налога в бюджет.

Налог на имущество физических лиц установлен в Российской Федерации с 1992 г. в качестве местного налога. Это один из немногих налогов, правовая основа которого была заложена на заре формирования налоговой системы России и с тех пор не претерпела принципиальных поправок, за исключением, пожалуй, ставок налога. Налог на имущество физических лиц единственный в российской налоговой системе, исчисление и сбор которого регулируются не Налоговым кодексом РФ, а принятым в 1991 г. Федеральным законом. В связи с этим муниципальным органам предоставлены не очень большие права по установлению элементов данного налога. В частности, они могут устанавливать конкретные ставки налога, но в пределах определенного Федеральным законом диапазона. Вместе с тем федеральное законодательство несколько ограничило права муниципальных органов по предоставлению льгот по данному налогу.

Годовая налоговая ставка

Ее пределы устанавливаются для различных видов имущества на законодательном уровне, при этом четкие ставки налога закрепляются органами местного самоуправления. Представители местных органов власти могут разграничивать размер ставки по различным критериям.

Определяя ставки налога на имущество физических лиц, стоит узнать стоимость, используемую для целей налогообложения. В нынешний момент считается, что для этого нужно использовать его инвентаризационную стоимость.

Ее определить может БТИ. Также существует такое понятие, как инвентаризационная суммарная стоимость. Она представляет собой суммарное количество инвентаризационных стоимостей помещений, сооружений и строений, расположенных на территории органа самоуправления. Размер налоговой ставки ежегодно устанавливается в процентах к минимуму заработной платы, которая существует на 1 января.

Порядок исчисления налога на имущество физических лиц

С ростом благосостояния физических лиц в России все больше граждан приобретают и строят дома, коттеджи, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также покупают транспортные средства.

В современной налоговой системе Российской Федерации также все большее место начинают занимать имущественные налоги. Налогообложение имущества физических лиц является одним из компонентов имущественного налогообложения и имеет важнейшее значение для граждан.

Налоги на имущество граждан были одним из первых механизмов изъятия средств в виде обязательных платежей. Причин тому было несколько. Главная состояла в том, что имущество (движимое и недвижимое, в том числе и земля) было одним из немногих объектов, которые могли подвергнуться воздействию со стороны государства. Неразвитость товарно-денежных отношений и превалирование товарообменных сделок приводили к тому, что таких экономических категорий, как прибыль и добавленная стоимость, не существовало.

Другой причиной можно назвать отсутствие коллективного производства как постоянной производственной структуры, что делало возможным обложение только граждан и исключительно их реального имущества. При этом под имуществом понималось не только недвижимое имущество, но и скот, рабы, золото и т.п. В древневавилонском государстве, где впервые, еще в первой половине XIII в. до н.э. взимание имущественных налогов было закреплено юридически (хотя тогда они носили характер податей), они представляли собой обязательные платежи с имущества и уплачивались в натуральной или денежной форме (золотом). Эти подати платили в царскую казну и казну местной знати. Размер подати, как правило, составлял 10% всего имущества. Подати платили свободные землевладельцы и ремесленники. Таким образом, субъектом податей были физические лица, а объектами — материальные объекты.

Налогообложение имущества граждан не утратило своего фискального и регулирующего значения и в настоящее время, занимая важное место в большинстве налоговых систем развитых и развивающихся стран, эффективность системы имущественного налогообложения заключается не только в фискальном значении. При правильной организации эти налоги являются важнейшим механизмом регулирования экономических отношений, содержат элементы экономического стимула. Регулирующие возможности обусловлены двумя важнейшими характеристиками имущественных налогов: относительной неизменностью объектов обложения и определенностью плательщиков данных налогов.

Определенность имущества позволяет государству четко установить возможные налоговые поступления от данного налога, а жесткая взаимосвязь объекта имущества и его владельца позволяет ему определить, кто эти платежи будет уплачивать, т.е. на кого ляжет налоговое бремя. С помощью этого рычага можно снизить налоговые выплаты для отдельных категории плательщиков или перераспределить платежи между группами плательщиков.

В настоящее время налоговые взаимоотношения физических лиц — собственников имущества и государства регулируются Налоговым кодексом РФ и Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 с учетом внесенных в него изменений и дополнений, а также измененной Инструкцией МНС Российской Федерации № 54 от 2 ноября 1999 г. «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»». В соответствии с Налоговым кодексом налог на имущество физических лиц является местным.

Это единственный налог, который не установлен Налоговым кодексом РФ и действует уже более 17 лет. Указанным Законом органам местного самоуправления предоставлены значительные права по установлению ставок налога, в частности, установлены предельные ставки налога на отдельные виды имущества. Конкретные ставки налога устанавливаются представительными органами местного самоуправления. Вместе с тем несколько ограничены права местных органов по предоставлению льгот по налогу.

Читайте также:  Декретные в 2023 году увеличат

Плательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии с федеральным законодательством являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие строения, помещения и сооружения.

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иные граждане и лица без гражданства.

Принадлежность к гражданству Российской Федерации подтверждается паспортом гражданина РФ (удостоверением личности, а до их получения — свидетельством о рождении) в соответствии с Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ.

Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства.

Лицом без гражданства признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Поскольку гражданская правоспособность возникает с фактом рождения и сопутствует гражданам на протяжении жизни, дети (в том числе несовершеннолетние), а также и граждане преклонного возраста, недееспособные, ограниченно дееспособные в равной степени являются плательщиками всех видов налогов с физических лиц, в том числе и налога на имущество. Такие категории физических лиц привлекаются к уплате налогов на общих основаниях через своих представителей на основании п. 1 ст. 26 Налогового кодекса РФ, которым установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое физическое лицо соразмерно его доли в имуществе. При этом эти физические лица несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе (например, муж, жена, ребенок).

Если имущество находится в собственности физического лица и организации, то плательщиком налога на имущество признается физическое лицо соразмерно своей доле, а организация уплачивает налог на имущество в соответствии с главой 30 НК РФ.

К объектами налогообложении относятся следующие виды строений, находящихся в собственности физических лиц.

Вторым важнейшим показателем, на который опирается расчёт имущественного налога, является его ставка. Стандартный уровень ставки равен 0,1% в год, однако, власти регионов могут устанавливать дифференцированные ставки – в первую очередь они зависят от стоимости облагаемой налогом недвижимости.

Это значит, что точные значения ставок при той или иной стоимости будут зависеть от регионов, и нужно уточнять параметры, актуальные именно для вашего. Обычно, впрочем, стандартная ставка подходит для большей части недвижимости.

Но иногда налогоплательщик, которые живут в центральных районах, из-за высокой кадастровой цены их квартиры приходится платить по повышенным ставкам: так, в Москве при стоимости более 10 миллионов рублей налог будет установлен уже на уровне 0,15%, более 20 миллионов – 0,2%, и более 50 – 0, 25%. В Петербурге, соответственно, эти ставки будут действовать при превышении стоимостью порогов в 5, 10 и 20 миллионов рублей.

Подобная дифференциация позволила продвигать этот налог как социально справедливый, однако, на деле больше платить приходится каждому, включая и тех, для кого действует ставка в 0,1%.

Вычисление налога на имущество

Для того чтобы узнать, сколько вам придется заплатить в качестве налога на имущество, нужно обратиться к 406 статье Налогового Кодекса. Она определяет налоговые тарифы на имущество. В статье сказано, что имущественный налог является региональным. То есть, устанавливается и регулируется он законодательными региональными и городскими законодательными актами.

Также во втором пункте данной статьи можно найти информацию о максимальных налоговых ставках на различные виды собственности, если налогооблагаемая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества, находящегося в собственности у гражданина.

Из этого пункта вы узнаете, что налоговый тариф на недвижимость, будь то квартира, жилой дом, гараж и хозяйственные строения при дачах устанавливается в размере не более 0,1%. За имущество, кадастровая стоимость которого равна более 300 000 000 придется заплатить 2%, а налог на все остальные виды имущества равен половине процента.

Бывают и такие случаи, когда налоговая база рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости имущества. Тогда налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

  • если инвентаризационная стоимость имущества меньше или равна 300 тысячам — до 0,1%
  • если инвентаризационная стоимость имущества находится в пределах 300 — 500 тысяч — свыше 0,1% до 0,3%
  • если инвентаризационная стоимость имущества более 500 тысяч — свыше 0,3% до 2%.

Для того чтобы узнать, сколько придется заплатить в виде налога, вам для начала необходимо ознакомится с местными законами, регулирующие налоговые вопросы, а также прочитать 406 статью НК. Также рекомендуется ознакомиться с 220 статьей Налогового Кодекса России, которая устанавливает виды имущественных налоговых вычетов. И, если вы имеете право претендовать на один из них, тогда перед тем, как рассчитывать налог, нужно отнять сумму этих самых вычетов от налогооблагаемой базы.

Далее, чтобы провести финальный расчет налога на имущество, вам нужно узнать, каким образом в вашем регионе проживания определяется налоговая база: исходя из кадастровой или инвентаризационной стоимости имущества. Если в вашем городе налоги платят исходя из кадастровой стоимости, то эту самую стоимость вам нужно умножить на налоговую ставку, установленную в регионе. Вы получите сумму налогов за год.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *