Срок исковой давности по административным правонарушениям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок исковой давности по административным правонарушениям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обжаловала конституционность нормы КоАП жительница Москвы Ольга Мельникова. 22 декабря 2020 года женщина, управляя автомобилем, совершила резкий маневр и создала помеху движению городского автобуса. Водитель последнего успел затормозить и избежал столкновения, но люди в салоне потеряли равновесие, некоторые упали, а один пассажир сломал руку. Инцидент был квалифицирован как ДТП. Мельникова же покинула место происшествия, поэтому была лишена прав на один год. Решение суда она оспорила, указав среди прочего, что оно было вынесено по истечении трехмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП (к ответственности Мельникову привлекли 22 марта 2021 года, по прошествии трех месяцев и одного дня). Однако все вышестоящие суды, вплоть до Верховного, оставили постановление в силе.

Срок давности длящегося правонарушения

Из общего правила о начале срока давности с момента совершения правонарушения есть одно исключение – если нарушение имеет длящийся характер, то срок начинает исчисляться со дня его обнаружения проверяющими органами. В КоАП РФ нет четкого определения длящегося правонарушения, поэтому суды каждый раз сами оценивают, является ли нарушение таковым. И надо сказать, рядовые суды часто квалифицируют нарушение трудовых прав как длящееся. Но практика Верховного Суда РФ показывает, что большинство нарушений в сфере трудового права на самом деле длящимися не являются.

Наиболее острые споры о характере нарушения были по поводу несвоевременной выплаты заработной платы. В 2004 г. Верховный Суд РФ обратил внимание, что при рассмотрении иска работника о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что срок на обращение в суд не может быть пропущен, т.к. нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику зарплаты,…

Что такое административное правонарушение?

Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.

Административное нарушение отличается от преступления тем, что его совершение не наносит обществу большого вреда и не является общественно опасным в сравнении с понятием в смысле уголовного права. И всё же, некоторые действия могут быть признаны как нарушением, так и преступлением. Это будет зависеть от степени тяжести причинённого вреда.

Именно степенью опасности для общества отличается нарушение от преступления. Поэтому оно является наказуемым.

Если будет установлено, что подозреваемому можно было избежать нарушения и поступить в соответствии с законом, но он не сделал этого или сделал не полностью, то будет доказан факт правонарушения.

Нужно ли присутствовать в суде?

Согласно Закону об административных правонарушениях, решение по делу должно быть вынесено в присутствии нарушителя. Зная эту норму закона, многие пытаются избегать почтальона, уезжают в командировки, приносят справки о болезни, только бы не являться в суд.

Хотя суд признаёт вышеперечисленные причины уважительными, но у него есть право принимать решение без присутствия нарушителя, если срок давности истекает или же дело не может быть рассмотрено позднее определённой даты, а материалов достаточно, чтобы вынести решение. Во избежание возможных недоразумений лучше пойти на суд.

Но всё же в законодательстве предусмотрены случаи, когда решение, вынесенное в ваше отсутствие, может пересматриваться по вашему ходатайству, а именно:

  • извещение получено после даты, назначенной для рассмотрения дела в суде, и вы это можете доказать. Дело отправят на повторное рассмотрение.
  • извещение получили от сотрудника Госавтоинспекции, а явившись в назначенное время в указанный в извещении участок, вы узнаёте, что ваше дело рассматривается в другом месте. В этом случае принятое решение отменяется, даже если истёк срок давности, а дело пересмотрено.

Исковая давность по штрафам ГИБДД

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод о том, что нарушивший ПДД водитель обязан своевременно и в указанном в постановлении размере, оплатить возложенные на него финансовые обязательства. При этом, контроль за выполнением данного требования возлагается на службу ДПС. Однако, служба не всегда так тщательно отслеживает выполнение таких обязательств, в частности в случаях, когда штрафы незначительные.

В таком случае есть вероятность, что о нарушении просто забудут, а значит нарушение переходит в категорию тех, по которым можно не платить. То есть, период 80 дней уже заканчивается, а нарушитель так и не получил уведомление о необходимости уплаты штрафа. Это значит, что можно не спешить бежать в кассы и оплачивать нарушение, ведь документ, служащий основанием к этому, попросту отсутствует.

Читайте также:  Социальный контракт на развитие бизнеса для ИП и самозанятых граждан

Сроки давности по ст. 4.5 КоАП РФ

Часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ устанавливает следующие сроки давности привлечения к административной ответственности:

2 месяца. По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

3 месяца. Постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Для отдельных видов административных правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, установлены иные сроки:

1 год. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (например, за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ), о налогах и сборах, о защите прав потребителей и т.д.)

2 года. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения (например, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ и т.д.)

3 года. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.64 — 5.68 КоАП РФ), за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве)).

6 лет. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства РФ о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 КоАП РФ), за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции).

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. (п. 4 Постановления № 19[1]).

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, постановление об административном правонарушении за нецелевое использование средств не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.

Читайте также:  Власти Петербурга лишат финансовой поддержки часть многодетных семей

Некоторые вопросы применения сроков давности по административным делам освещает Постановление Пленума ВС №5. В частности, дается правовая оценка правонарушению в форме бездействия.

Срок привлечения к ответственности в таких случаях должен начинаться с даты, следующей за последним днем, в течении которого обязанность лица по совершению определенных действий должна была осуществится.

Отдельные административные нормы тесно переплетаются с другими отраслями права. Так, оскорбление (ст.5.61 КоАП) имеет давностный срок привлечения к ответственности 1 год. Но право на взыскание морального вреда в гражданском судопроизводстве сохраняется в течение 3х лет.

Такая же ситуация происходит при привлечении к административной ответственности виновника ДТП. Пропуск для наложения административного взыскания не аннулирует возможности истребовать материальную компенсацию по нормам ГК.

Следует помнить, что сроки исковой давности в административном праве применяются судами только в случае ходатайства одной из сторон (истец или ответчик). Третьи лица не вправе подавать подобные прошения.

Наличие нескольких административных правонарушений в одном исковом споре предусматривает течение срока давности для каждого противоправного действия в отдельности, начиная с даты их выявления.

Календарные дни вместо месяцев для привлечения к ответственности

Чтобы уйти от разночтений в сроках привлечения автомобилистов к ответственности за нарушения ПДД в правительстве разработали новый законопроект.
Так, в настоящее время КоАП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения водителем. А по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев. При этом количество дней в месяцах отличается.
Для обеспечения принципа равенства лиц перед законом, а также уточнения момента окончания течения срока давности привлечения к административной ответственности законопроектом предусматривается, что указанный сейчас в КоАП срок два месяца заменят на 60 календарных дней, а три месяца — на 90 календарных дней.
В настоящее время документ направлен в Госдуму. Он вступит в силу только при успешных рассмотрениях в трех чтениях и последующем подписании президентом России Владимиром Путиным.

Платных парковок станет больше

Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.
В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.

Что такое административное правонарушение?

Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.

Административное нарушение отличается от преступления тем, что его совершение не наносит обществу большого вреда и не является общественно опасным в сравнении с понятием в смысле уголовного права. И всё же, некоторые действия могут быть признаны как нарушением, так и преступлением. Это будет зависеть от степени тяжести причинённого вреда.

Именно степенью опасности для общества отличается нарушение от преступления. Поэтому оно является наказуемым.

Если будет установлено, что подозреваемому можно было избежать нарушения и поступить в соответствии с законом, но он не сделал этого или сделал не полностью, то будет доказан факт правонарушения.

Виды административного наказания

Административные правонарушения не имеют столь жёстких мер воздействия на виновника как уголовные. Найти виновника и предъявить ему требования необходимо в чётко установленный срок, иначе он может истечь, тогда виновник останется безнаказанным.

Самые распространённые меры воздействия – денежные, назначаются в виде административного штрафа, но есть и другие:

  • первичное и повторное предупреждение;
  • задержание на 15 или 30 суток;
  • ограничение в занимаемой должности или полномочиях;
  • дисквалификация;
  • депортация на родину, если человек не является гражданином России;
  • привлечение к общественным работам и другое.

Срок привлечения к административной ответственности — в 2019 году, исковая давность, нарушение ПДД

Административные правонарушения имеют не менее распространенную тенденцию среди населения, что и любой другой вид. В каждом отдельном случае предусматривается определенный вид наказания в зависимости от тяжести преступления, а также существуют виды истечения сроков привлечения к административной ответственности. Этот нюанс также зависит от совершенного деяния.

Срок привлечения к административной ответственности описывается в ст. 4.5-4.6 КоАП РФ. Эти моменты необходимы для того, чтобы вовремя привлечь к наказанию нарушителя, иначе многие административные дела могли бы растянуться на несколько лет.

Читайте также:  Срок подачи претензии потребителем

Статья 4.5 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.6 КоАП РФ. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Сроки давности нужны также для того, чтобы обвиняемый в правонарушении знал период окончания, в течение которого его могут привлечь за совершенное деяние. Стоит отметить, что далеко не для всех административных преступлений предусматривается срок давности, что также расписывается в законодательных актах.

Давность привлечения к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 4.5 КоАП, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, составляет два месяца, а по делам, рассматриваемым судьями, — три месяца .

В виде исключения из этого правила за наиболее грубые нарушения безопасности дорожного движения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП, которые существенно нарушают охраняемые общественные отношения, ныне установлен специальный давностный срок, равный одному году.

Для разных по характеру деяний различна и точка отсчета срока давности привлечения к административной ответственности. Для простых одномоментных правонарушений началом течения данного срока является день совершения правонарушения.

При длящихся административных правонарушениях этот срок начинает исчисляться иначе — со дня обнаружения правонарушения. Согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, длящимся является такое правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом (п. 14). Оно продолжается непрерывно и может быть окончено как фактически (обязанность выполнена), так и юридически (виновный наказан).

Подчеркнем, что указанный срок распространяется лишь на те дела, которые рассматриваются в судах по первой инстанции в соответствии с их компетенцией, определенной в ч. ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП, и не касается случаев рассмотрения судами дел по жалобам и протестам на постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях.

В числе длящихся административных правонарушений в области дорожного движения без труда могут быть названы такие, как: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра (ст. 12.1 КоАП); управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (ст. 12.2 КоАП).

Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3 КоАП); управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (ст. 12.5 КоАП); управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.7 КоАП); управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП), а также перевозка крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов с нарушением установленных правил и норм (ст. ст. 12.21.1, 12.21.2 КоАП).

Исчисление срока давности по уголовному делу начинается с 00:00 часов дня, который следует да датой совершения преступления. Завершается этот период после вынесения судебного приговора и его вступления в законную силу.

Если совершено еще одно правонарушение, то сроки давности исчисляются по каждому конкретному эпизоду по отдельности. При рассмотрении дел, касающихся тяжких преступлений, судья вправе не учитывать срок давности, даже если тот уже истек, и назначить любое наказание.

Если расследуется продолжаемое преступление, которое состояло из ряда повторяющихся действий, объединенных общей целью, срок давности начинает исчисляться с момента совершения последнего действия.

Для длящегося преступления, состоявшего из протяженных во времени деяний, началом срока давности становится окончание либо пресечение незаконного поведения лица.

Из срока давности исключается период, в течение которого виновный скрывается от правоохранителей. Только после его задержания или явки течение срока давности восстанавливается.

Таким образом, исчисление срока давности стартует с момента окончания преступления и завершается реальным применением уголовного наказания.

Сумма штрафа за несвоевременное представление декларации по НДС

ООО Газпром применяет общую систему налогообложения Декларацию по НДС за III квартал 2015 года представили 28 февраля 2016 года В тот же день сумма налога была перечислена в бюджет Сумма налога к доплате по этой декларации составила 120 000 руб.

Так как 25 октября 2015 года – воскресенье то срок подачи декларации – 26 октября 2015 года Продолжительность просрочки составляет пять месяцев: октябрь ноябрь и декабрь 2015 года а также январь и февраль 2016 года.

Сумма штрафа по статье 119 Налогового кодекса РФ равна:

30 000 руб (5% × 120 000 руб × 5 мес.)

Непредставление налоговым агентом декларации по НДС влечет приостановление операций по счету

ФНС РФ в своем письме № СА-4-7/16692 от 22.08.2014 разъясняет имеет ли право налоговый орган приостанавливать операции по счетам у налоговых агентов за непредставление налоговой декларации по НДС.

В случае если налогоплательщики в том числе налоговые агенты лица не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика осуществляют операции по реализации товаров (работ услуг) с выставлением счетов-фактур непредставление декларации по НДС влечет приостановление операций по расчетным счетам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *