1.2 Дознание как форма предварительного расследования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.2 Дознание как форма предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Комментарий к ст. 150 УПК РФ

1. Предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (см. ч. 2 ст. 20) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (см. коммент. к ст. ст. 318 — 319).

2. Форма расследования как система организации данной стадии может быть усложненной (предварительное следствие) или упрощенной (дознание) в зависимости от общественной опасности преступления. Общественная опасность определятся квалификацией преступления по конкретной норме Особенной части УК (о предметной подследственности см. коммент. к ст. 151).

3. Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 УПК. Об исключениях см. коммент. к ч. 4 ст. 150. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее недопустимость полученных доказательств (ч. 3 ст. 7), прекращение дела, постановление оправдательного приговора, отмену обвинительного приговора (ст. 381). Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, ОВД, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. См. коммент. к ст. ст. 38 и 151.

4. О дознании см. коммент. к ст. 223.

5. По делам частного обвинения дознание производится в тех случаях, когда эти дела возбуждены дознавателями ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151) с согласия прокурора в связи с неспособностью пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу зависимого, беспомощного состояния, невозможностью самостоятельно установить преступника или иным причинам (ч. 4 ст. 20 УПК). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319). См. коммент. к ч. 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, ст. 147; ч. 3 ст. 318.

Норма, предусмотренная п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК, конкурирует с нормами, предусмотренными п. п. 11 — 12 ч. 2 ст. 37. Из сопоставления этих норм следует вывод, что прокурор вправе дать письменное указание о производстве дознания по преступлениям небольшой или средней тяжести (не указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150) только до того момента, как по ним началось предварительное следствие. Согласно ст. 37 УПК (п. п. 11 — 12 ч. 2) передача уголовного дела от органа следствия органу дознания невозможна. В связи с этим дача указания прокурором о производстве дознания на основании п. 2 ч. 3 ст. 150 возможна в двух случаях:

— в стадии возбуждения уголовного дела при вынесении постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37);

— после проведения органом дознания неотложных следственных действий до передачи уголовного дела руководителю СО (ст. 157).

6. Дознание не производится по тем преступлениям, по которым установлена обязательность предварительного следствия по персональному признаку (о понятии персональной подследственности см. коммент. к ст. 151). В настоящий момент таких случаев два:

1) производство предварительного следствия обязательно по делам лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (ч. 1 ст. 434 УПК), — следователями тех органов, к предметной подследственности которых относится данное деяние;

2) производство предварительного следствия обязательно по делам о преступлениях, совершенных в отношении лиц, указанных в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК в связи с их профессиональной или служебной деятельностью.

7. Прокурор может дать указание о производстве следствия вместо дознания, если за сокращенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела или если уголовное дело имеет особое общественное значение.

Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Формы предварительного расследования (предварительное следствие и дознание)

В соответствии со ст. 150 УПК РФ формами предварительного расследовании являются предварительное следствие и дознание. Правильное определение того, предварительное следствие или дознание должны проводиться по тому или иному преступлению — важнейшая предпосылка законности дальнейшего производства по уголовному делу.

Предварительное следствие

Предварительное следствие, регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.

Предварительное следствие представляет собой систему процессуальных действий и решений следователя, которые состоят в принятии уголовного дела к производству, выполнении следственных и иных процессуальных действий, предъявлении обвинения, применении мер процессуального принуждения, приостановлении и окончании предварительного следствия, а также исполнении итоговых решений по уголовному делу.

Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования

Предварительное следствие представляет собой основную форму предварительного расследования. Помимо общих условий предвари тельного расследования, для предварительного следствия характерны некоторые специальные правила. К таковым относятся: сроки предварительного следствия, порядок осуществления расследования следственной группой, общие правила производства следственных действий, судебный порядок разрешения на производство следственных действий и некоторые другие (гл. 22 УПК). Первые два рассматриваются в данном параграфе, а остальные будут рассмотрены ниже при характеристике следственных действий.

Сроки предварительного следствия. Для осуществления предвари тельного следствия законодатель устанавливает определенные процессуальные сроки. Их соблюдение является одним из условий законности всех производимых процессуальных мероприятий и всех принимаемых решений. Следовательно, сроки предварительного следствия создают гарантии своевременного выполнения соответствующих процессуальных процедур, способствуют быстрому и эффективному решению задач уголовного судопроизводства, обеспечивают надлежащую защиту прав и законных интересов участников процесса. Несоблюдение процессуального срока предварительного следствия обусловливает признание полученных таким образом результатов не имеющими силы, а также влечет применение к должностным лицам органов предварительного следствия мер юридической ответственности.

Срок предварительного расследования исчисляется с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается в момент завершения предварительного следствия в установленных законом формах. Так, в случае направления уголовного дела для последующего рассмотрения в суд с обвинительным заключением или для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера окончанием срока предварительного следствия считается момент передачи его материалов прокурору. В случае прекращения уголовного дела срок оканчивается в день вынесения соответствующего постановления (ч. 2 ст. 162 УПК). Время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено, а также время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК, при исчислении процессуальных сроков не учитывается (ч. 3 ст. 162 УПК).

Согласно ч. 1 ст. 162 УПК по любому уголовному делу, расследующемуся в форме предварительного следствия, установлен срок расследования — два месяца. Если в указанный срок производство предварительного следствия завершить не представляется возможным, то законодатель предусматривает специальные основания и порядок его продления. Правом продления процессуальных сроков предварительного следствия наделены руководители следственных органов различного уровня: чем на более длительное время продлевается срок расследования, тем более высокий руководитель правомочен принять подобное решение.

Так, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем соответствующего следственного органа до трех месяцев (ч. 4 ст. 162 УПК). Это означает, что решение о продлении срока в этом случае вправе принять руководитель любого уровня, непосредственно возглавляющий следственный орган, в производстве которого находится уголовное дело. Решение о продлении срока до трех месяцев может быть, например, принято руководителем следственного органа по району, городу. Это решение может быть принято и любым вышестоящим руководителем следственного органа.

По уголовным делам, расследование которых представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ (приравненным руководителем следственного органа) до 12 месяцев (ч. 5 ст. 162 УПК).

В исключительных случаях срок предварительного следствия может быть продлен Председателем Следственного комитета РФ или иным руководителем следственного органа федерального уровня, а также их заместителями более чем на 12 месяцев (ч. 5 ст. 162 УПК).

Таким образом, законодатель не устанавливает предельно допустимого срока предварительного следствия. Это положение означает, что по особо сложным и объемным уголовным делам в случае наличия соответствующих оснований срок расследования может быть продлен на весьма значительный период времени. Вместе с тем подобное правило не может расцениваться как позволяющее продлевать сроки производства по уголовному делу произвольно и безосновательно.

Порядок продления сроков предварительного следствия регламентирован ч. 7, 8 ст. 162 УПК. Так, при невозможности окончить расследование в отведенный период времени следователь не позднее чем за пять суток до истечения прежнего срока выносит соответствующее постановление и представляет его на утверждение руководителю следственного органа. О продлении сроков предварительного следствия письменно уведомляются подозреваемый (обвиняемый), его за щитник, а также потерпевший и его представитель.

Помимо правил продления, закон регламентирует специальные процедуры по установлению дополнительного срока следствия после возобновления предварительного расследования (ч. 6 ст. 162 УПК). Так, в случае возвращения уголовного дела в порядке ч. 11 ст. 211, ч. 1 ст. 214 или п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК руководитель следственного органа может установить по нему срок дополнительного следствия, который необходим для исполнения соответствующих указаний прокурора или обжалования его решения. Этот срок не может превышать одного месяца со дня поступления материалов дела к следователю. В случае возобновления прекращенного или приостановленного производства, а также при возвращении уголовного дела для произ водства дополнительного расследования руководитель следственного органа вправе установить по нему срок дополнительного следствия также до одного месяца. При этом необходимо отметить, что независимо от общего срока расследования решение об установлении срока дополнительного следствия может принять руководитель следственного органа любого уровня, непосредственно осуществляющий ведомственный контроль за уголовным делом. Дальнейшее продление сроков по возобновленному делу осуществляется в общем порядке (схема 3).

Предварительное расследование является самостоятельной стадией уголовного процесса, которая выступает строго регламентированной уголовно-процессуальным законом совокупностью следственных действий, направленных на собирание, закрепление и оценку доказательств, чтобы воссоздать истинную картину преступления, установить виновных лиц и обеспечить условия для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в суде.

Субъекты стадии предварительного расследования – это государственные органы и должностные лица, полномочия которых заключаются в уголовно-процессуальной деятельности.

Осуществление предварительного расследования происходит только в пределах уголовного дела и в форме предварительного следствия либо дознания.

Читайте также:  Работа женщин и лиц с семейными обязанностями

Дознание проводят дознаватели, которые относятся к органам внутренних дел РФ, пограничным органам федеральной службы безопасности, органам службы судебных приставов, Государственной противопожарной службе, следователи прокуратуры, дознаватели (следователи) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ (ч.3 ст. 150 УПК[1]).

Предварительное следствие производят следователи, которые служат в прокуратуре, органах ФСБ, органах внутренних дел РФ и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Подследственность является совокупностью признаков уголовного дела, согласно которому конкретное уголовное дело может расследовать дознаватель или следователь того или иного органа в пределах свои полномочий.

Согласно теория уголовного процесса признаки подследственности уголовного дела состоят из предметного (родового), территориального (местного) и персонального (например, при совершении преступления следователем). Для определения подследственности конкретного уголовного дела производится одновременная оценка этих признаков в их совокупности. Правила о подследственности созданы для распределения дел между органами предварительного расследования, чтобы обеспечить полное, всестороннее, объективное и быстрое расследование уголовного дела (схема Приложения А[2]).

Уголовные дела, подследственные дознанию относятся к делам небольшой и средней тяжести и перечисляются в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

На определение подследственности уголовных дел тем или иным органам предварительного следствия влияет тяжесть совершенного преступления и лица, его совершившего и определяется ст. 151 УПК РФ.

Согласно статье 152 УПК РФ определяется произведение предварительного расследования по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Наряду с этим, есть и исключения. Например, в случае начала преступления в месте деятельности одного дознавателя или следователя, а окончание в месте деятельности другого, расследование уголовного дела проводится по месту окончания преступления (как при совершении хищения товаров из вагона движущегося грузового поезда). К месту деятельности дознавателя или следователя относят территорию или местность, закреплённую за соответствующим органом, который является местом работы того или иного дознавателя либо следователя.

При невозможности определения места совершения преступления или при совершении преступлений в разных местах, то решение прокурора определяет местом расследования уголовного дела по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Проведение предварительного расследования может происходить по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей чтобы обеспечить его полноту, объективность и соблюсти процессуальные сроки (примером служит выезд дознавателя или следователя в командировку в какой-либо населенный пункт доя быстрого и полного расследования уголовного дела).

Началом предварительного расследования считается момент возбуждения уголовного дела. Должностное лицо, которое производит расследование по поручению, выносится постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. При получении следователем либо дознавателем уже возбужденного дела, выносится постановление о принятии его к своему производству. Таким образом, наблюдается прочная связь стадии возбуждения уголовного дела и его расследования через непрерывность течения процессуальных сроков.

Далее рассмотрим дознание в сокращенной форме, которое относится к новой форме предварительного расследования.

Производство дознания в сокращенной форме осуществляется:

1) при возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица;

2) при признании подозреваемым своей вины, характера и размера причиненного преступлением вреда, а также при отсутствии оспаривания правовой оценки деяния, приведенного в постановлении о возбуждении уголовного дела;

3) при отсутствии обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме.

К обстоятельствам, исключающим производство дознания в сокращенной форме относятся:

1) несовершеннолетие подозреваемого;

2) наличие оснований для производства о применении принудительных мер медицинского характера;

3) отношение подозреваемого к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства;

4) подозрение лица в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не относится к преступлениям, расследуемым органами дознания;

5) незнание подозреваемым языка ведения уголовного судопроизводства;

6) возражение потерпевшего против производства дознания в сокращенной форме.

Ведение уголовных дел при сокращенной форме дознания является более лёгким, что объясняется «экономией» процессуальных сил и средств и «минимальным» предметом доказывания.

Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подаётся в следующем порядке:

1. Право на заявление данного ходатайства принадлежит подозреваемому, который ознакомлен до начала первого допроса через дознавателя с данным правом, порядком и правовыми последствиями производства дознания в сокращенной форме, о чем протокол допроса подозреваемого имеет соответствующую отметку. Ходатайство подаётся подозреваемым в течение 2 суток. Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подается дознавателю в письменном виде и подписывается подозреваемым и его защитником.

2. Поступившее от подозреваемого ходатайство рассматривает дознаватель в срок не более 24 часов с момента его поступления. После рассмотрения дознаватель выносит одно из следующих постановлений:

1) удовлетворить ходатайство и произвести дознание в сокращенной форме;

2) отказать в удовлетворении ходатайства при обстоятельствах, препятствующих производству дознания в сокращенной форме.

3. Уведомление об удовлетворении ходатайства подозреваемого и о производстве дознания в сокращенной форме необходимо направить прокурору и потерпевшему в течение 24 часов с момента вынесения соответствующего постановления. Уведомление потерпевшему содержит разъяснение порядка и правовых последствий производства дознания в сокращенной форме, а также права на возражение против производства дознания в сокращенной форме[9].

Процесс доказывания отличается объёмом собираемых доказательств, достаточным для установления события преступления, характера и размера причиненного вреда, а также виновности лица в совершении преступления.

Согласно ст. 226.5 УПК РФ учитывая конкретные обстоятельства уголовного дела, дознаватель имеет право:

1) не проводить проверку доказательств при отсутствии оспаривания их подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;

2) не проводить допрос лиц, которые в ходе проверки сообщения о преступлении дали объяснения, кроме случаев необходимости установления дополнительных, имеющих значение для уголовного дела фактических обстоятельств, сведения о которых отсутствуют в материалах проверки сообщения о преступлении, либо нуждаются в проверке доказательства, достоверность которых оспаривает подозреваемый, его защитник, потерпевший или его представитель;

3) не совершать назначение судебной экспертизы относительно фактов, которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении, кроме следующих случаев:

а) необходимости установить по уголовному делу дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства;

б) необходимости проверить выводы специалиста, достоверность которых подозреваемый, его защитник, потерпевший или его представитель ставят под сомнение;

в) наличия оснований для обязательного назначения судебной экспертизы;

4) не совершать проведение иных следственных и процессуальных действий, чтобы установить фактические обстоятельства, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, при соответствии таких сведений требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Это говорит о минимальности предмета доказывания при сокращенной форме дознания, по сравнению с предметом доказывания при дознании в общем порядке.

Срок дознания в сокращенной форме должен быть не больше 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме (ст. 226.6 УПК РФ). Этот срок составляет время со дня, когда выносится постановление о производстве дознания в сокращенной форме до дня, когда уголовное дело направляется прокурору с обвинительным постановлением. При условии удовлетворения одного из ходатайств, которое заявляют обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель при ознакомлении с материалами уголовного дела, данный срок может быть продлен до 20 суток. Прокурор должен получить Постановление о продлении срока дознания в сокращенной форме не позднее, чем за 24 часа до истечения срока.

Итоговый документ при производстве по уголовному делу в сокращенной форме дознания выражается обвинительным постановлением, с такой же структурой, что и обвинительный акт. Обвинительное постановление подписывает дознаватель и утверждает начальник органа дознания. Обвинительное постановление составляется не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. Не позднее 3 суток со дня составления обвинительного постановления обвиняемого и его защитника следует ознакомить с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, что отмечается в протоколе ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела[10].

Следующая особенность дознания в сокращенной форме заключается в расширении процессуального статуса лиц, которые имеют самостоятельный правовой интерес в уголовном деле в лице обвиняемого и его защитника, потерпевшего. Предположительно, это объясняется минимальным количеством действий дознавателя в области доказывания обстоятельств совершения преступления. Указанные участники согласно ч. 6 ст. 226.7 УПК РФ имеют право на ходатайство на окончательном этапе при ознакомлении с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, в котором содержится:

1) признание доказательств, указанных в обвинительном постановлении, недопустимые из-за нарушения закона, которые допущены при получении такого доказательства;

2) запрос на право производить дополнительные следственные и иные процессуальные действия для восполнения пробела в доказательствах по уголовному делу, имеющих объёме достаточный для составления заключения о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности обвиняемого в совершении преступления;

3) запрос на право производить дополнительные следственные и иные процессуальные действия, чтобы проверить доказательства с сомнительной достоверностью, от чего зависит законность итогового судебного решения по уголовному делу;

4) запрос на право производить пересоставить обвинительное постановление при его несоответствии требованиям УПК РФ[11].

Дознание является формой предварительного расследования, которая проявляется как уголовно-процессуальная деятельность органа дознания по делам с необязательным предварительным следствием, или как его процессуальные полномочия, которые реализует дознаватель в системе органа дознания. Отличие дознания от предварительного следствия заключается в субъекте, который реализует производство, круге расследуемых преступлений (подследственности) и объеме прав участников процесса.

Юридическое значение процессуальных актов органов дознания и собранных ими доказательств в рамках предоставленной законом компетенции и актов и результатов предварительного следствия совпадает.

По сравнению с предварительным следствием дознание – это прощённая и укороченная по срокам форма расследования, подчиняющаяся специальным правилам производства по уголовному делу. При этом юридическая сила действий и решений, принятых при дознании, и осуществленных при производстве предварительного следствия одинакова.

Несмотря на соответствие современной модели дознания после нескольких поправок уголовно-процессуального закона потребностям правоприменительной практики, всё ещё остаются некоторые проблемы, которые необходимо решить законодательно, для чего предлагается:

— изменение способа законодательной техники по вопросу регламентации порядка производства дознания, без перечисления в ч.1 ст.223 УПК РФ необходимых для этого глав, с указанием порядка производства дознания, которое определяют общие условия предварительного расследования и правила, которые устанавливает Кодекс для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными гл.32 УПК РФ;

— исключение из ст.223-1 УПК РФ требования о сроке, отведённом дознавателю на допрос подозреваемого по существу подозрения, из-за необоснованного усложнения процедуры дознания;

— регламентация возможности обеспечить при дознании безопасность потерпевшему, его представителям, свидетелям, их близким родственникам, родственникам и близким лицам в случаях, предусмотренных ч.9 ст.166 УПК РФ, включив в качестве отдельного положения в ст.223 УПК РФ;

— установление при сложности или большом объеме производства дознания по уголовному делу возможности поручить его на основании постановления прокурора группе дознавателей в порядке, установленном ст.163 УПК РФ.

Основываясь на мировом опыте, отечественный уголовный процесс требует процедуру упрощенного и ускоренного производства по уголовным делам о преступлениях небольшой тяжести для максимального сокращения промежутка времени между совершением преступления и принятием по нему соответствующего судебного решения с соблюдением всех законных прав и интересов всех участников уголовного судопроизводства.

В настоящий момент актуальным с точки зрения теории и практики уголовного судопроизводства является необходимость разрабатывать предложения, направленные на совершенствование нормативного регулирования в УПК РФ вопросов, устанавливающих возбуждение уголовных дел органами дознания, порядок и организацию расследования отдельными органами дознания, разграничение полномочий органов следствия и дознания.

Проблемы определения сроков производства предварительного расследования в форме дознания

В последующем, в результате рассмотрения законопроекта в трех чтениях в Государственной Думе РФ, возврата Советом Федерации РФ законопроекта в Государственную Думу РФ и работы согласительной комиссии, законопроект был принят в изменённом виде, не отвечающем, на наш взгляд, тем целям, которые первоначально ставились инициаторами законопроекта при его разработке.

Действительно, реформа норм УПК РФ, регламентирующих подследственность уголовных дел, по которым производится дознание, повлекла за собой и необходимость реформирования норм о порядке производства дознания. Возникла необходимость изменения сроков производства дознания, введения возможности их продления.

Читайте также:  Ответственность за причинение значительного ущерба по статье 167 УК РФ

Вместе с тем, в действующей на настоящий момент редакции УПК РФ начальник органа дознания, возглавляя соответствующий орган дознания, лишен полномочий по установлению и продлению сроков дознания.

Начальнику органа дознания определена «созерцательная роль» за сроками производства дознания подчиненными ему дознавателями.

На практике имеют место быть случаи, когда дознавателем предоставлялись прокурору материалы уголовного дела для продления срока дознания, при этом продление срока дознания было не мотивировано, а вызвано лишь халатным отношение дознавателя к своим должностным обязанностям, и срок дознания истек, а перечень необходимых следственных действий дознавателем не выполнен.

Прокурор вынужден продлевать срок дознания, так как законодателем ему не предоставлено иных вариантов поведения.

На наш взгляд, «именно ведомственный контроль начальника органа дознания за действиями дознавателя и возложение на него полномочий по первоначальному продлению срока дознания до 30 суток, могли бы устранить возможные варианты халатного отношения должностных лиц к обязанностям по производству дознания»1.

Начальнику органа дознания необходимо предоставить и аналогичные права по установлению срока дознания при возобновлении ранее приостановленного дознания.

Указанные полномочия позволят начальнику органа дознания более ответственно контролировать сроки производства по уголовным делам, находящимся в производстве органа дознания. Кроме того, перечень должностных лиц органов прокуратуры, уполномоченных на продление сроков дознания, недостаточно конкретизирован в кодексе. Предусмотрено, что срок расследования уголовного дела может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями.

К вышеуказанному перечню не относятся прокуроры транспортных и иных специализированных прокуратур.

Вместе с тем, прокуроры транспортных прокуратур осуществляют надзор за производством дознания дознавателями таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте.

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 137 (ред. от 28 декабря 2007 г.) установлено, что сроки дознания до 6 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев – прокурорами субъектов РФ и приравненными к ним прокурорами, то есть перечень должностных лиц, уполномоченных продлять сроки дознания, обоснованно расширен1.

По нашему мнению, пробел в процессуальном законодательстве в данном случае подлежит устранению внесением изменений в закон.

Предлагается установить следующую последовательность продления сроков дознания: 1. При возбуждении уголовного дела срок дознания составляет 30 суток и может быть продлен на срок до 30 суток мотивированным постановлением начальника органа дознания. 2. По истечении указанного периода, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города, приравненным к ним военным, иным специализированным прокурором и их заместителями. 3. По истечении 6 месячного срока, срок дознания может быть продлен до 12 месяцев прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным, иным специализированным прокурором, но только в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи. Соответствующие поправки необходимо внести в УПК РФ и изложить статью 223 УПК РФ в следующей редакции: «3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен мотивированным постановлением начальника органа дознания до 30 суток. 4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным, иным специализированным прокурором и их заместителями до 6 месяцев

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

Права и обязанности прокурора

Действия вышестоящего лица считаются неправильными в случае, если, присутствуя на месте преступления при осмотре или выполнении следственного эксперимента, оно отдает приказания следователю, который, в свою очередь, выполняет только процессуальное оформление действий. Прокурор может вмешиваться в ход процесса тогда, когда следователь допускает какие-либо нарушения уголовных норм и закона, процессуальные ошибки, оставляет невыясненными обстоятельства, имеющие значение для разбирательства по делу.

Если вышестоящим должностным лицом было принято производство на себя в полном объеме, оно несет ответственность за объективность и всесторонность процесса. Прокурор при проверке уголовного дела обращает внимание на качество проведения следствия, его полноту, дает указания, обязательные к исполнению. Однако данные действия не должны ограничивать процессуальную самостоятельность нижестоящего сотрудника. Следователь не может ставиться в такие условия, при которых ему необходимо выполнять предписания вопреки своим внутренним убеждениям.

Особенности производства дознания

Дознание – это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме. В отличие от предварительного следствия дознание, производимое в общем порядке (гл. 32 УПК РФ), обладает особенностями, которые можно объединить в три группы.

1.Условием для производства дознания является небольшая общественная опасность преступления (как правило, небольшая или средняя тяжесть преступлений – ч. 3 Ст. 150 УПК РФ).

2.Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание – это:

— дознаватели ОВД, пограничной службы, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 Ст. 151 УПК РФ). Производство дознания возможно и группой дознавателей (Ст. 223.2 УПК РФ);

— следователи следственного комитета РФ (проводят дознание в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (проводят дознание по указанию прокурора).

Раздел VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Процессуальная деятельность суда, направленная на исследование полученных доказательств и установление фактических обстоятельств деяния, считается центральным звеном судопроизводства. Судебное следствие позволяет создать фундамент, на котором базируются дальнейшие предусмотренные законом процедуры. Речь, в частности, о прениях сторон и вынесении приговора. Законность и обоснованность итогового постановления по делу во многом определяются качеством судебного следствия.

Общие сведения об участниках уголовного судопроизводства

Согласно определению, представленному законодателем в п. 59 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, участники уголовного судопроизводства – это лица, принимающие участие в уголовном процессе.

УПК РФ в зависимости от наличия собственных интересов, выполнения процессуальных функций, реализации соответствующих прав и осуществления возложенных на них обязанностей всех участников уголовного судопроизводства делит на следующие группы:

1. Суд

2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения:

  • прокурор;
  • следователь и руководитель следственного органа;
  • орган дознания;
  • дознаватель и начальник подразделения дознания;
  • потерпевший;
  • частный обвинитель;
  • гражданский истец;
  • представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты:

  • подозреваемый;
  • обвиняемый;
  • законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;
  • защитник;
  • гражданский ответчик и его представитель.

4. Иные участники уголовного судопроизводства:

  • свидетель;
  • переводчик;
  • понятой;
  • эксперт;
  • специалист.

В последующих публикациях мы более подробно рассмотрим процессуальный статус некоторых из вышеперечисленных участников уголовного судопроизводства.

P.S. В дополнение к данной консультации предлагаю прослушать доклад научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Марии Шклярук на тему «Уголовное следствие в России: теория и практика».

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24— 29 УПК, с изъятиями, предусмотренными законом. Дознание производится по уголовным лазам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК. Этот перечень включает 93 состава преступлений, предусмотренных Особенной частью УК. Кроме того, дознание производится по письменному указанию прокурора по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести. Таким образом, дознание проводится по значительному числу составов преступлений

.

Деятельность дознавателей по уголовным делам осуществляется по двум группам дел:

  1. по делам, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 38 УПК), проводятся неотложные следственные действия;
  2. по уголовным делам, не требующим предварительного следствия, расследование производится в полном объеме в форме дознания.

Дознание производится по следующим уголовным делам:

2) об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.

Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (в исключительных случаях — следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. В случае сложности или большого объема уголовного дела дознание может быть поручено группе дознавателей в порядке ст. 223.2 УПК.

Дознание производится по делам небольшой и средней тяжести, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, с учетом относительно невысокой общественной значимости и незначительной степени сложности их раскрытия. Предварительное следствие для установления обстоятельств их совершения может не производиться, если это не признает необходимым прокурор (ч. 4 ст. 150 УПК). В соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание проводится по тем же правилам, что и предварительное следствие, за исключением некоторых процессуальных особенностей, регламентированных гл. 32 УПК.

К особенностям этой формы предварительного расследования от носятся: сроки дознания, процедура направления уведомления о подозрении в совершении преступления, особенности применения к подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу и специфические формы окончания дознания.

Сроки дознания. Для осуществления дознания законодатель так же, как и для следствия, устанавливает определенные процессуальные сроки. С учетом характера уголовных дел, подлежащих расследованию в этой форме, и упрощенной процедуры производства сроки дознания менее длительны, чем сроки предварительного следствия. Согласно ч. 3 ст. 223 УПК изначально установленный срок дознания составляет 30 суток. При невозможности окончить дознание в этот срок он может быть продлен прокурором еще на 30 суток.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором районного уровня или его заместителем до шести месяцев. И наконец, в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи, направленного в порядке ст. 453 УПК, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ или приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Условия соблюдения сроков дознания и порядок их продления аналогичны соответствующим положениям предварительного следствия и регламентируются ст. 162 УПК. Различия заключаются только в двух следующих аспектах: во-первых, решение о продлении сроков дознания находится в ведении прокурора; во-вторых, срок дознания имеет установленный законом предел (6 или 12 месяцев). Поэтому если срок дознания полностью истек, а дознаватель не смог выполнить все необходимые следственные действия и закончить досудебное производство, то в этой ситуации представляется логичной смена формы предварительного расследования — передача уголовного дела следователю.

Направление уведомления о подозрении в совершении преступления. Для дознания, помимо трех общих процедур (п. 1—3 ч. 1 ст. 46 УПК), предусмотрена еще одна специфическая процедура закрепления за лицом статуса подозреваемого — направление уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 2231 УПК). Данный механизм служит процессуальной альтернативой предъявления обвинения. Он используется в том случае, если уголовное дело не было возбуждено в отношении конкретного лица, если это лицо ранее не задерживалось по подозрению в совершении преступления и если ему не избиралась мера уголовно-процессуального пресечения.

Так, в случае если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему соответствующие права, предусмотренные ст. 46 УПК. О вручении уведомления и разъяснении прав составляется протокол. В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить его по существу подозрения. В уведомлении о подозрении в со вершении преступления должны быть указаны: 1) дата и место его составления; 2) фамилия и инициалы дознавателя; 3) фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения; 4) описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию; 5) пункт, часть, статья УК, предусматривающие ответственность за данное преступление. При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными нормами уголовного закона, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из норм уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления направляется прокурору.

Читайте также:  Штраф за превышение скорости в 2023 году

Особенности применения к подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу. В процессе дознания при наличии достаточных к тому оснований в отношении подозреваемого может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Порядок решения этого вопроса, и в частности судебной процедуры его рассмотрения, регламентируется общими правилами, установленными ст. 108 УПК, за исключением одной особенности, предполагающей направление в суд соответствующего ходатайства дознавателя ��олько с согласия прокурора (ч. 1 ст. 224 УПК).

Уголовное дело, по которому необходимо производство дознания, возбуждается в общем порядке. Дознаватель выносит соответствующее постановление, его копию направляет прокурору.

Если дело возбуждено в отношении конкретного лица, то это лицо сразу же становится подозреваемым. Если дело было возбуждено по факту и подозреваемый установлен позже, необходимо соблюсти порядок его уведомления, установленный ст. 223.1 УПК РФ:

  1. Дознаватель готовит письменное уведомление, вручает его копию подозреваемому, разъясняя при этом все права. Существует специальная процессуальная форма уведомления. В нем обязательно должны быть указаны все преступления, в которых подозревается конкретное лицо, а также доказательства обоснованности подозрения. Другие требования к уведомлению – ч. 2 ст. 223.1 УПК РФ. Помимо подозреваемого, копия уведомления направляется прокурору.
  2. В течение 3 суток с момента вручения уведомления подозреваемый должен быть допрошен в этом статусе. Зачастую вручение уведомления и допрос совпадают по времени.
  3. Если подозреваемых несколько, уведомления вручаются каждому из них, и все они должны быть допрошены в течение 3-х суток.

Предварительное расследование — что нужно знать

Подозреваемый может быть задержан в порядке ст. 91 УПК РФ на 2 суток. В рамках дознания действует такой же порядок, как и на следствии.

Задержание возможно, если санкция соответствующей статьи предусматривает лишение свободы. Если задержание совпало с моментом вручения уведомления о подозрении, то правило о допросе в течение 3 суток не применяется – допрос должен состояться в течение 24 часов (ч. 2 ст. 46 УПК РФ).

До истечения срока задержания (48 часов) дознаватель должен принять решение об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого. Как правило, это либо подписка о невыезде и (или) освобождение, либо обращение в суд с ходатайством об аресте.

Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу возможно по тем же основаниям, что и на следствии. Порядок одинаковый. Дознаватель вправе обратиться в суд независимо от того, был ли задержан подозреваемый в порядке ст. 91 УПК РФ. Правда, как правило, первично все-таки следует задержание.

Арест подозреваемого в рамках дознания – редкость. Это сокращает срок дознания – оно должно быть завершено в 10-дневный срок. Это правило равноценно требованию предъявления в 10-дневный срок обвинения при аресте подозреваемого в рамках следствия. При этом срок исчисляется с момента задержания подозреваемого, если такое задержание было, или с момента ареста судом.

Если 10-дневный срок соблюсти невозможно и требуется продолжить дознание или нужно время на составление обвинительного акта, то возможны два варианта:

  • Мера пресечения отменяется и подозреваемый освобождается. Далее дознание продолжается в общем порядке, и должно быть либо завершено в 30-дневный срок с момента возбуждения дела, либо продлено еще на 30 суток.
  • Срок ареста продлевается судом до 6 месяцев в таком же порядке, как и продлевается арест в ходе следствия. Как правило, этому предшествует продление срока дознания. Постановление дознавателя о продлении срока ареста согласовывается с прокурором. Он же принимает решение о продлении срока дознания.

При невозможности дознавателем завершить расследование и составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента ареста (задержания) подозреваемого, допускается еще один вариант действий. Прокурор изымает уголовное дело и передает его в орган следствия для продолжения расследования, но уже в форме предварительного следствия. В этом случае следователь будет принимать решение – отменить меру пресечения, изменить ее или оставить в силе. В последнем случае подозреваемому обязательно должно быть предъявлено обвинение при соблюдении 10-дневного срока.

Дознание завершается составлением обвинительного акта. Этот документ можно сравнить с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого на предварительном следствии, но формально в нем много общего с обвинительным заключением.

Обвинительный акт составляется в 30-дневный срок с момента возбуждения уголовного дела или в 10-дневный срок с момента ареста (задержания) подозреваемого. Либо в 60-дневный срок, если срок дознания продлевался. Требования к обвинительному акту – ст. 225 УПК РФ. После его составления дознаватель предъявляет документ теперь уже обвиняемому и его защитнику, которые одновременно знакомятся и с актом, и с материалами уголовного дела. Если потерпевший заявил ходатайство, то обвинительный акт и материалы дела предъявляются также и ему для ознакомления.

После завершения процедуры ознакомления с делом дознаватель направляет материалы прокурору для утверждения акта и направления дела в суд.

Скачать обвинительный акт дознания (бланк/образец)

Следственные процедуры представляют собой ряд активных мероприятий, предпринимаемых компетентными кадрами правоохранительных органов в рамках возбуждённого уголовного дела при наличии преступления и подозреваемых в этом деянии. Как правило, данные действия характеризуются по следующим признакам:

  • Обследование места преступления.
  • Сбор доказательств по настоящему делу.
  • Опрос очевидцев и свидетелей.
  • Поиск пропавших вещей, например, после кражи, и приобщение их к общим материалам.
  • Организация очных ставок.
  • Проведение процедуры дознания в отношении подозреваемого и его сообщников.
  • Выявление соучастников преступления, которые устанавливаются при детальном анализе преступления.
  • Формирование материалов УД для суда.

Следователь и подозреваемый

Несмотря на широкий спектр полномочий сотрудников оперативной группы, они должны выполнять ряд определённых правил, в частности:

  • Ни один участник в ходе активных оперативных процедур не может быть подвергнут опасности в результате их проведения.
  • В случае, если отсутствуют особые обстоятельства, мероприятия не могут проводиться в ночное время суток.
  • В ходе следствия могут проводиться обыски и допросы, для которых уполномоченным сотрудникам непременно потребуются ордера или ориентировки, дающие основания для вторжения в частную жизнь граждан.

Любые процедуры, инициированные сотрудниками правоохранительных органов, должны проводиться в рамках внутреннего регламента органов МВД и не нарушать закон, а также личные права и свободы граждан в соответствии с Конституцией РФ.

Согласно букве закона, дознаватель должен провести только те процедуры, отказ от которых впоследствии может повлечь полную и бесповоротную утрату:

  • следов злонамеренного противоправного деяния;
  • доказательств вины подозреваемого и обвиняемого;
  • аналогичного рода объектов.

Имеет право обозначенное должностное лицо также отказываться от допроса граждан, которые предоставили объяснения в ходе проверки по поводу преступления.

Если же на протяжении проверочного этапа, проходившего до начала следствия, имели место быть различные исследования, и специалисты дали по ним заключения, то дознаватель может отказаться от назначения судебной экспертизы.

В настоящее время различают две формы дознания по уголовным делам – дознание в полном объеме (глава 32 УПК РФ) и сокращенное дознание (дознание в сокращенной форме — глава 32. 1 УПК РФ).

Дознаватель в Министерстве обороны РФ (армии)

В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Деятельность указанных субъектов в качестве органов дознания раскрывается в Приказе Министра обороны РФ от 19 декабря 2003 г. № 446 «Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации»; кроме того, имеются указания Министра обороны РФ от 24 марта 2006 г. № 205/2/65, утвердившие Методические рекомендации по вопросам взаимодействия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с представителями органов предварительного расследования. Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных, подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Один из них назначается старшим дознавателем, ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

  1. на полк (корабль 1-го ранга) — 5 — 6 дознавателей;
  2. на отдельный батальон (корабль 2-го ранга) — 3 — 4 дознавателя;
  3. на отдельную роту (корабль 3-го ранга, дивизион кораблей 4-го ранга) — 1 — 2 дознавателя;
  4. на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2 — 5 дознавателей.

Сущность понятия «дознание»

Определение 1
Дознание – это форма предварительного расследования, которая осуществляется следователем (дознавателем) по уголовному делу, если производство предварительного следствия является необязательным (п. 8 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса).

В законодательстве предусмотрено, что в форме предварительного следствия могу рассматриваться не все уголовные дела. Производство по преступлениям, которые не представляют большой социальной опасности (даже сложных для расследования), органами дознания может осуществляться в полном объеме.

В форме дознания предварительное расследование проводится в общем, установленном для предварительного следствия порядке, с изъятиями, которые предусмотрены УПК (гл. 32).

Комментарии к ст. 223 УПК РФ

1. В настоящее время дознание осуществляется не только по очевидным преступлениям, то есть и в том случае когда не известно лицо, совершившее преступление. Дознание может быть осуществлено лишь в том случае, когда уголовное дело возбуждено по признакам одного или нескольких преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК. Если хотя бы одно из преступлений, по признакам которых возбуждено уголовное дело, подследственно следователям, предварительное расследование по делу осуществляется в форме предварительного следствия, а не дознания.

2. Деятельность органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, является одной из форм предварительного расследования и именуется дознанием в полном объеме.

3. Общее у дознания в полном объеме и предварительного следствия:

— момент начала и окончания;

— перечень, основания и порядок производства следственных действий;

— перечень, основания, процедура избрания, изменения и отмены основных (за исключением предусмотренной ст. 104 УПК) мер пресечения и применения иных мер процессуального принуждения;

— при производстве дознания так же, как во время предварительного следствия, участвует защитник;

— требования к составляемым в ходе расследования процессуальным документам и др.

4. Этот вид дознания во многом повторяет предварительное следствие, за следующими исключениями:

— орган дознания может в определенных законом случаях не составлять постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, по окончании дознания составить обвинительный акт;

— гражданский истец и гражданский ответчик, а также их представители не знакомятся с материалами уголовного дела;

— эту форму предварительного расследования может осуществлять дознаватель, который не обладает процессуальной самостоятельностью. Он вправе обжаловать любое указание прокурора, но обязан, несмотря на это обжалование, немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения (см. также о процессуальной самостоятельности следователя комментарий к ст. 38 УПК).

5. Есть и другие несущественные отличия, связанные с тем, что предварительное расследование, к примеру, по преступлениям, совершенным военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, осуществляется следователями.

6. При производстве дознания не может быть избрана такая мера пресечения, как наблюдение командования воинской части.

7. Дознание не может быть завершено направлением дела в суд для рассмотрения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

8. Есть и другие отличия.

9. См. также комментарий к ст. ст. 150, 162 — 170, 176 — 214 УПК.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *