Судебная практика по ст. 199 УК РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная практика по ст. 199 УК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с примечанием 2 ст. 199 УК РФ «Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ».

Отвественность за налоговое преступление

За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:

  • штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

  • принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;

  • арест сроком до шести месяцев;

  • лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

Субъект уголовного преступления по ст. 198, 199 УК РФ

УК РФ предусматривает два схожих состава преступления в виде уклонения от уплаты налогов — ст. 198 и ст. 199. Основное отличие составов — субъект преступления.

Разъяснения по данному вопросу, содержащиеся в пп. 6, 7 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения…» (далее — постановление № 64), сведены в таблицу:

Ст. 198 УК РФ

Ст. 199 УК РФ

Физлицо, достигшее 16 лет, имеющее обязанность по уплате налогов и представлению налоговой декларации (например, ИП, адвокат)

Руководитель

Представитель такого лица, который был обязан выполнить соответствующую обязанность (законный или уполномоченный)

Главный бухгалтер (бухгалтер)

Лицо, фактически осуществлявшее предпринимательскую деятельность через подставное лицо (исполнитель)

Иные лица, уполномоченные на подписание налоговой отчетности организации

Подставное лицо, через которое велась предпринимательская деятельность, если его умыслом охватывалось уклонение от налогов (в качестве пособника)

Лица, составлявшие первичные документы бухучета (в качестве пособников)

Как определяется крупный и особо крупный размер

Состав преступления в виде уклонения от уплаты налогов — материальный, преступление считается оконченным в момент неуплаты налога в крупном или особо крупном размере в установленный срок (т. е. возникновения ущерба бюджету), а не в момент представления неверно составленной декларации или выполнения иных действий соответствующей направленности (п. 3 постановления № 64). В таблице представлены значения, предусмотренные статьями УК РФ (проценты определяются от общей суммы подлежащих уплате налогов, страховых взносов и сборов):

Ст. 198 УК РФ

Ст. 199 УК РФ

Крупный размер

>900 тыс. руб.(>10%);

>2 млн 700 тыс. руб.

>5 млн руб.(>25%);

>15 млн руб.

Особо крупный размер

> 4,5 млн руб.(>20%);

>13,5 млн руб.

>15 млн руб. (>50%);

>45 млн руб.

Адвокат по уклонениям от уплаты налогов и ст. 199 УК РФ в Екатеринбурге

Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.

Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.

Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.

Нарушения в рассмотрении дела сработают

Определение ВС РФ №4-КГ16-32 от 22.11.2016 г.

Нижестоящие суды не указали, на основании каких доказательств они пришли к выводу взыскать с обвиняемого по ст. 199.2 УК РФ почти 13,2 млн. рублей. Не привели расчеты суммы ущерба, что является существенным нарушением норм процессуального права. Поэтому дело отправлено на пересмотр в апелляцию.

Апелляционное постановление Волгоградского областного суда Решение по делу 22-283/2017 от 12.01.2017г.

Руководитель компании осужден по ч.1 ст.199 УК РФ и ему назначен штраф. На основании ст.78 УК РФ он освобожден от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Защита также увидела многочисленные нарушения в рассмотрении дела:

  • Отсутствуют доказательства того, что руководитель получал от неустановленных лиц и в неустановленном месте поддельные бухгалтерские документы, а также, что контрагенты являются фирмами-однодневками, не ведущими реальную хозяйственную деятельность. Не доказана фиктивность сделок;
  • Директор одного из контрагентов подтвердил сотрудничество с компанией обвиняемого. А суд не принял во внимание эти показания, хотя они были подтверждены другими доказательствами;
  • Директор другого контрагента отрицал взаимоотношения с осужденным. Однако нашлись свидетели, документы и фотографии, которые подтверждали факт знакомства и реальности хозяйственных операций между компаниями;
  • Не проведена оценка установление доли неуплаченных налогов и по отношению к сумме налогов, подлежавших уплате за тот же период. А в соответствии с примечанием 1 к ст.199 УК РФ это является обязательным для решения вопроса о наличии в действиях лица состава данного преступления;
  • Протокол судебного заседания не подписан судьей.

Поэтому с учетом всех вышеизложенных аргументов защиты, дело отправили на пересмотр.

  • Руководство ООО МФК «ИнкассоЭксперт» выражает благодарность Аудиторской компании «Камертон-АК» за проведение аудита за 2017 год. Аудиторская проверка показала, что специалисты «Камертон-АК» обладают высоким профессиональным уровнем, доброжелательны, дисциплинированы и ответственны Ясаков С.С Генеральный директор ООО МФК «ИнкассоЭксперт»
  • Специалисты компании «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы бухгалтерского учета и финансового обеспечения нашего учреждения; разъяснили требования действующего законодательства, провели качественный правовой анализ заключенных учреждением хозяйственных договоров; оказали необходимую консультационную помощь администрации учреждения в организации и учета финансово-хозяйственной деятельности. Майоров А.Н. Директор ГБУ ЦД «Личность»
  • При оказании услуги по разработке проектов Учетной политики, специалисты «Камертон- АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности. Прохорова Н.Д. Главный бухгалтер ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации»
  • Консультационные услуги в сфере организации бухгалтерского учета и налогообложения. оказывались специалистами ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» своевременно и на высоком качественном уровне. Учитывая результаты анализа качества и своевременности оказания консультационных услуг, мы предлагаем продолжить сотрудничество с ООО Аудиторская компания «Камертон-АК», заключив консультационный договор на 2013 год Урин В.Г. Генеральный директор ГБУК г. Москвы «МАМТ»
  • В процессе осуществления аудиторских мероприятий специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» оказывали необходимую консультационную помощь в организации бухгалтерского учета нашего автономного учреждения, разъясняли положения и требования действующего законодательств, недостаточно четко прописанные в нормативных документах, давали полезные советы по решению текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности. Дытынис Г.Д. Директор ГАУ НО «Управление госэкспертизы»
  • В период аудиторской проверки специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы налогового и бухгалтерского учета нашего учреждения. Оказали необходимую консультационную помощь, разъяснили требования действующего законодательства, недостаточно четко прописанные в нормативных документах. Османов С.П. Начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»
  • Специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» провели детальный анализ остатков по счетам бухгалтерского учета КП «Спортивный комплекс «Крылатское» с целью качественного и полного переноса их на счета бухгалтерского учета созданного на его базе ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта Будилин В.Г. И.О. Генерального директора ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта
  • В период аудиторской проверки специалисты Аудиторской компании «Камертон- АК» на достаточно высоком уровне произвели все необходимые аудиторские процедуры в отношении системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности нашего учреждения. По результатам проверки отмечаем высокий профессиональный уровень специалистов ООО «Камертон-АК», а также достойное качество оказанных ими аудиторских услуг Молодкин К.А. Генеральный директор ООО «Лидера»
  • Сотрудники «Камертон-АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; определили и порекомендовали наиболее оптимальные в условиях нашей финансово-хозяйственной деятельности методики организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности Домогарова Т.В. ФГБУ «ФНИЦЭМ им Н.Ф. Гамалеи»
  • В период аудиторской проверки, несмотря на определенные сложности в получении необходимой информации в связи со сменой руководства бухгалтерией нашего учреждения, а также периодической смены в проверяемом периоде применяемых нами бухгалтерских баз данных, специалисты ООО Аудиторскакя компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы финансового обеспечения, бухгалтерского и налогового учета. Мазур А.И., Московский драматический театр имени А.С.Пушкина
Читайте также:  Расчет алиментов: примеры и калькулятор

Комментарий к Ст. 199 Уголовного кодекса

1. Большинство признаков данного состава преступления совпадает с соответствующими признаками ст. 198 УК.

2. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса РФ организации.

3. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.

Встаёт вопрос: что делать? Как спасаться?

Клиенты очень часто задают вопросы:

а если мы заплатим в бюджет часть суммы налоговой задолженности, чтобы сумма долга составил менее 45 млн руб (чтобы переквалифицировать на ч. 1 ст. 199 УК РФ и констатировать истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности)?

Или другой вопрос:

прекратит ли следователь уголовное дело, если оплатить часть задолженности, и она составит менее 15 млн руб, необходимой для части 1 ст. 199 УК РФ)?

Наш ответ на эти вопросы — нет. Частичное погашение задолженности не поможет переквалифицировать уголовное преступление.

Если обосновать это по научному, то ст. 199 УК РФ является формальной, и преступление является оконченным с момента неуплаты налогов в установленный Налоговым кодексом срок.

Если проанализировать нормы УК и УПК РФ регулирующие освобождение от уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений, то исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 76.1, пункта 2 примечаний к статье 198, пункта 2 примечаний к статье 199 УК РФ и части 2 статьи 28.1 УПК РФ под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, предусмотренного статьями 198 – 199.1 УК РФ, следует понимать уплату в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом/экспертом по уголовному делу расчета размера недоимки, пеней и штрафов.

Таким образом, если погашение налоговой задолженности будет произведено частично, то не будут выполняться условия предусмотренные вышеприведенными нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Частичное возмещение ущерба в соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 61 УК РФ может быть признано следствием/судом лишь только обстоятельством, смягчающим наказание.

Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, а также следователя с согласия руководителя следственного органа, прекратить уголовное дело по статьям 198-199.1,199.3, 199.4 УК РФ в случае возмещения причиненного вреда. Поскольку законы не говорят о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, поэтому фактически это возможно до удаления суда в совещательную комнату.

Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов (ст. 199.2 УК РФ), то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба (ст. 76.1 УК РФ).

Комментарий к Статье 199 УК РФ

1. Объект преступного посягательства — финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями.

2. Предметом посягательства являются установленные налоги и (или) сборы, уплачиваемые организациями (см. коммент. к ст. 198).

3. Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (далее — иностранные организации) (п. 2 ст. 11 НК).

3.1. К организациям, о которых говорится в коммент. статье, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц.

3.2. Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК).

3.3 Юридическое лицо действует через свои органы, порядок назначения или избрания которых определяется законом и учредительными документами (ст. 53 ГК).

3.4. Не являются юридическими лицами представительства и филиалы, которые наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, указываются в его учредительных документах, действует на основании утвержденных им положений, а руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ст. 55 НК).

3.5. Филиалы и представительства российских юридических лиц в соответствии с налоговым законодательством не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов и сборов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

4. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

4.1. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащийся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные, указанные в законе, реквизиты. Фактами наличия, отсутствия или несоответствия определенных документов, а также содержащихся в них показателей данным бухгалтерского учета и отчетности применительно к конкретным условиям и обстоятельствам совершения хозяйственных операций проверяется достоверность указываемых налогоплательщиком сведений о реальной налогооблагаемой базе, суммах, подлежащих уплате, и фактически перечисленных налогов и сборов.

4.2. Альбомы унифицированных форм первичной документации утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 «О первичных учетных документах» .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3448.

5. С объективной стороны преступление выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации только указанными в законе способами, которые аналогичны тем, которые определены в ст. 198.

6. О моменте окончания рассматриваемого преступления см. коммент. к ст. 198.

7. Обязательным условием наступления УО за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации является предельный размер неуплаченных налогов и сборов, устанавливаемый дифференцированно в зависимости от суммы неуплаты за период трех финансовых лет подряд от общей суммы подлежащих уплате платежей.

Размер неуплаченных сумм платежей должен составлять более 500 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 1 млн. 500 тыс. руб. (см. коммент. к ст. 198).

8. Квалифицированный состав преступления образует то же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35); б) в особо крупном размере, т.е. когда сумма налогов и (или) сборов составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышает 7 млн. 500 тыс. руб. (см. коммент. к ст. 198).

8.1. По смыслу закона уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации может быть признано в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченных налогов и (или) сборов образует указанные последствия по какому-либо одному из видов налогов и (или) сборов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом нескольких различных налогов и (или) сборов. Это положение распространяется и на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в особо крупном размере (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

Читайте также:  Как взыскать алименты с гражданского мужа

9. К субъектам преступного посягательства могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

9.1. В тех случаях когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 (см. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика, иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сбора), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии на то оснований привлечены к УО по соответствующей части ст. 199 как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33), умышленно содействующие его совершению. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного коммент. статьей, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующим частям ст. 33 и 199 (см. п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

9.2. Руководители филиалов организации, не являющихся налогоплательщиками, не могут быть непосредственными исполнителями комментируемого преступления, но могут выступать в качестве соучастников преступления.

10. О субъективной стороне уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации см. коммент. к ст. 198.

11. В том случае если руководитель или главный (старший) бухгалтер уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с организации, а также от уплаты налогов и (или) сборов, подлежащих уплате им как физическим лицом, то его деяния надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199.

Уклонение от уплаты налогов (статьи 198-199 УК РФ)

Занятие предпринимательской деятельностью сопряжено с многочисленными трудностями разного порядка — от простой рыночной конкуренции за клиентов до противодействия со стороны недобросовестных или просто не в меру придирчивых чиновников. Одной из самых потенциально опасных проблем для рядового предпринимателя является вопрос уплаты налогов.

В то время как во многих странах Европы представители налоговых служб реально помогают предпринимателям, советуя им как избежать ошибок при уплате налогов, отечественные чиновники действуют с точностью до наоборот.

Нередко они прикладывают максимум усилий, чтобы отыскать малейшую неточность или ошибку в налоговых документах и оштрафовать предприятие на большую сумму или даже возбудить уголовное дело против его руководства.

Преступления в сфере уплаты налогов рассматриваются 198-й и 199-й статьями УК РФ. Это одни из самых молодых и потому наиболее качественных статей в отечественном уголовном кодексе.

В 198-й статье регламентируется мера ответственности за неуплату налогов на доходы физических лиц. Преступным деянием может выступать неподача налоговой декларации либо других документов, которые необходимо представлять согласно требованиям закона. Кроме того, преступное деяние может состоять во внесении в указанные документы заведомо недостоверной информации.

Уголовная ответственность по этой статье наступает при неуплате в крупном либо особо крупном размере, под которыми понимается соответственно 900 тыс. рублей и 4 млн. 500 тыс.

рублей при условии, что это число составляет более 10% и 20% соответственно от суммы, которую преступник обязан был уплатить в течение трехлетнего финансового периода, либо сумма, превышающая 2 млн. 700 тыс.

рублей и 13 млн. 500 тыс. рублей соответственно.

В 199-й статье рассмотрены преступления в сфере неуплаты налогов на доходы предприятий. Преступное деяние здесь также будет состоять в неподаче налоговых документов либо указании в них недостоверной информации.

Уголовная ответственность здесь также наступает при неуплате в крупном либо особо крупном размере, под которыми понимается соответственно 5 млн. рублей и 15 млн.

рублей при условии, что это число составляет более 25% и 50% соответственно от суммы, которую предприятие обязано был уплатить в течение трехлетнего финансового периода, либо сумма, превышающая 15 млн. рублей и 45 млн. рублей соответственно.

Во всех прочих случаях предусмотрена административная ответственность.

Задача существования этих двух статей уголовного кодекса состоит в охране законного порядка налогообложения физических и юридических лиц, т.е. в обеспечении исполнения ими одной из своих главных обязанностей перед государством. Действие этих статей распространяется на все виды деятельности (в том числе коммерческой), предполагающие получение доходов, подлежащих налогообложению.

Согласно российским законам, для наступления ответственности за неуплату налогов необходимо наличие у подозреваемого прямого умысла на это путем неподачи или фальсификации соответствующих документов.

Суть преступного деяния состоит в наступлении общественно опасных последствий, а именно в том, что госбюджет не получит значительную сумму денег, необходимых для выполнения государством своих обязательств перед гражданами и предприятиями.

В связи с тем, что одним из ключевых элементов налогового преступления считается его результат — неуплаченный налог — такого рода деяния имеют в своем составе материальный аспект.

Иными словами, вина злоумышленника состоит не в фальсификации налоговых документов или их неподаче, а в намерениях таким способом избежать уплаты положенных ему налогов.

Отсюда следует, если злоумышленник сначала не предоставил налоговую декларацию либо внес в нее недостоверные данные, но потом всё же уплатил налог, в таком случае уголовной ответственности для него не будет. Такая ситуация трактуется законом как отказ от совершения преступного деяния.

Непосредственным объектом преступления в обеих статьях УК выступают общественные отношения в сфере уплаты налогов, но с некоторыми отличиями. Так, если в 198-й статье объект — это налогообложение физлиц, то в 199-й статье им является налогообложение уже предприятий и организаций.

В обеих статьях предметом злодеяния выступает налог, сборы и страховые взносы, выплат которых стремится избежать преступник. При этом применяется сложный порядок расчета значимости суммы налога, которая не была уплачена. А уже от того, каков был размер этой суммы, зависит мера наказания.

Собственно сам размер налога для физических лиц определяется на основе подаваемой им декларации о доходах.

В свою очередь декларация представляет собой официальное заявление налогоплательщика о тех доходах, которые он получил, а также о другой важной налоговой информации, от которой зависит размер налога.

Каждый налогоплательщик обязан заполнять декларацию, если только законом не предусмотрен другой порядок подачи налоговой информации.

С точки зрения закона, доходом является получение отнюдь не только денежных средств, но вообще любых материальных ценностей.

Причем не важно, был ли доход результатом физического или умственного труда, либо материальное имущество и денежные средства были получены в качестве подарка, наследства или иным законным способом.

Таким образом, доход — это вообще любая экономическая выгода, которую налогоплательщик получил деньгами или в натуральной форме, подлежащей оценке.

Вопросы налогообложения отдельных видов доходов физлиц регламентируются Налоговым Кодексом. Соответственно уклонения от уплаты положенных по ним налогов и подпадает под действие 198-й статьи УК РФ.

А если имеет место ведение незаконной предпринимательской деятельности, прибыль от которой скрывается от государства, то такой гражданин привлекается к ответственности сразу по двум статьям УК — 171 (занятие бизнесом в нарушение закона) и 198 (неуплата налогов физлицами).

Налоговая сумма, причитающаяся юридическому лицу, определяется на основе его бухгалтерской документации, где должна быть отражена информация обо всех его доходах, расходах и объектах налогообложения.

Закон требует от предприятий строгого соблюдения определенных правил ведения бухгалтерии и внесения в финансовые документы только достоверной информации в объеме, необходимом для правильного расчета налоговой суммы.

В то время как для физлиц формой налогового преступления будет неподача декларации или внесение в нее недостоверных данных, для предприятий и организаций формой преступления будет нарушение правил бухучета. Эти правила указаны в специальном законе, который так и называется — «О бухгалтерском учете».

Когда бухучет ведется согласно всем правилам, предусмотренным законом, такая документация квалифицируется как достоверная. А вот допущение грубых нарушений в бухгалтерских документах, внесение в них недостоверных сведений, в том числе умалчивание истинных размеров дохода, обычно считается признаком умысла на уклонение от налогов.

Данные, внесенные в бухгалтерские документы, считаются заведомо недостоверными и искаженными, если такие документы оформлены согласно всем требованиям закона и подготовлены для подачи в налоговые органы. Также заведомо недостоверными признаются данные, базирующиеся на сознательном игнорировании либо искажении объективных фактов, к примеру, прямое занижение кассовой выручки.

Читайте также:  как суды применяют постановление Пленума ВС об ОСАГО

В то же время не будут считаться заведомо недостоверными те данные, которые были получены из-за спорного трактования правовой природы соответствующих фактов или спорного толкования соответствующих правовых актов. В таких ситуациях решение о том, как следует трактовать факты/правовые акты, выносит суд.

Моментом окончания преступлений, описанных 198-й и 199-й статьями УК РФ, считается момент, когда истек предусмотренный законом срок уплаты налога за соответствующий финансовый период. Таким образом, еще раз подчеркивается, что преступление состоит именно в неуплате налога, а не в подаче ложной налоговой информации или ее неподаче в принципе.

Этот момент является принципиальным, так как сроки уплаты налогов всегда отличаются от сроков подачи деклараций и прочих финансовых документов. Таким образом, чтобы подозреваемый был признан виновным, он должен не только фальсифицировать налоговые документы либо уклониться от их подачи, но также уклониться от непосредственной уплаты самого налога.

Обвинения в уклонении от уплаты налогов являются одной из самых больших опасностей, с которыми могут столкнуться современные российские предприниматели. Как минимум такие обвинения могут обернуться крупным штрафом, а нередко — и тюремным сроком.

Профессиональная юридическая помощь налоговых адвокатов фирмы «I.D.E.A. Legal Group» вам может понадобиться, если:

  • Ваше предприятие или один из ваших контрагентов стал объектом повышенного внимания со стороны налоговых органов, что выражается в:
    • направлении налоговыми органами официального запроса на предоставление финансовых документов,
    • проведении обыска либо выемки финансовых документов,
    • вызове руководителей, бухгалтера или других работников предприятия в органы следствия для дачи объяснений по финансовым делам предприятия,
    • направлении налоговыми органами запроса в обслуживающий банк о траниях на счетах предприятия.
  • На вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка с привлечением представителей правоохранительных органов.
  • Налоговые органы инициировали в отношении вашего предприятия процедуру банкротства.
  • Против руководства и главного бухгалтера вашего предприятия возбуждено уголовное дело в связи с подозрением в уклонении от уплаты налогов.
  • В отношении руководства или работников вашего предприятия начат судебный процесс по налоговому делу.

Наши юристы и адвокаты готовы оказать юридическую поддержку и защиту на любом этапе развития проблемы. В частности мы:

  • подготовим юридически выверенный ответ на поступивший от налоговых органов запрос или требование;
  • проконсультируем руководство и рядовых работников предприятия по вопросам подготовки к предстоящей или возможной проверке;
  • подготовим руководство и рядовой персонал предприятия к возможным и запланированным допросам по налоговым делам;
  • срочно выедем на место проведения обыска, выемки или иного следственного/проверочного мероприятия;
  • обучим ваших сотрудников соблюдению требований налогового законодательства;
  • проанализируем вашу финансовую документацию и проконсультируем вас на предмет юридической чистоты используемых вами бизнес-схем, порекомендуем варианты устранения возможных налоговых рисков;
  • обеспечим адвокатскую защиту на этапе следствия и судебного процесса.

Преимуществом обращения в компанию «I.D.E.A. Legal Group» является возможность получить поддержку по-настоящему компетентных юристов, специализирующихся именно на экономических и налоговых преступлениях.

Практика применения статьи 199 УК РФ — Уклонение от уплаты налогов с организации

Органы государственной власти Российской Федерации неоднократно отмечали общественную опасность уклонения от уплаты налогов как умышленного неисполнения конституционной обязанности каждого гражданина платить законно установленные налоги. В настоящее время практика применения статьи 199 Уголовного кодекса РФ в национальном судопроизводстве носит далеко не эпизодический характер.

Несмотря на динамичность изменений налогового законодательства, уголовный закон остается стабильным, а правоохранительные органы и судебная власть сформировали единый и устойчивый взгляд по вопросу его применения.

В данной публикации автор – адвокат Павел Домкин предлагает ознакомиться с основными моментами практики расследования уголовных дел за совершение уклонения от уплаты налогов и сборов.

Следует отметить, что первостепенную роль в вопросе инициации и расследования уголовных дел по статье 199 УК РФ играют налоговые органы.

В большинстве случаев поводом для возбуждения уголовного дела является направление налоговым органом информации о неисполненном в срок решении о взыскании выявленной недоимки, штрафов и пеней.

Подобное сообщение направляется налоговой инспекцией в правоохранительные органы в силу требований закона, а целью данного сообщения является проверка наличия в действиях налогоплательщика-неплательщика признаков состава преступления по статье 199 УК РФ.

В сообщении налоговой орган представляет информацию о размере задолженности налогоплательщика перед бюджетом РФ, которая возможно будет использоваться правоохранительными органами при исчислении размера ущерба бюджетной системе и инкриминироваться в официальном обвинении.

Как правило, перед поступлением информации из налогового органа в орган следствия, она является предметом предварительной проверки со стороны сотрудников полиции.

В данной стадии уполномоченными лицами главным образом осуществляется проверка сообщения инспекции на предмет умышленности действий руководящих лиц налогоплательщика, допустившего нарушение налоговой дисциплины.

Служебными целями органа дознания является проверка информации, например, об умышленном неправомерном отнесении к расходной части при расчете подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль, о сознательном неправомерном применении вычета по НДС, о причинах фальсификации документооборота с контрагентами и т.д. Полученная в рамках доследственной проверки информация впоследствии передается в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с п.п. «а», п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. 199 УК РФ, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации. Предварительное расследование уголовного дела производится по месту совершения преступления, а именно в месте, где налогоплательщик состоит на налоговом учете.

Прекращение уголовного дела по п. а,б ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов)

Периодически те или иные организации и, соответственно, их руководители/учредители попадают в бдительное поле зрения налоговых инспекторов и/или сотрудников правоохранительных органов.

Ситуация крайне неприятная не только сама по себе, но и в связи с тем, что никто и никогда не будет слушать ваши доводы о том, что осуществляемая деятельность легальна, законна, прозрачна. Что Вы взаимодействуете только с проверенными контрагентами и надежными участниками рынка.

Чем активнее и успешнее Ваша деятельность – тем сложнее избежать неприятного общения с правоприменителями. При должном усердии проверяющие всегда найдут несколько, по их опять же мнению, «неблагонадежных» контрагентов и вот тут-то и начинаются настоящие проблемы.

А уж если у правоохранителей вдруг появится какая-то заинтересованность в исходе дела со стороны (кроме служебной), то ситуация точно перетечет в разряд просто катастрофических.

Статья 199 УК РФ является наиболее применяемой из всех имеющихся на сегодня налоговых составов. Однако схема выявления данного преступления излишне зарегулирована и неэффективна. Должным образом разделить полномочия между налоговой службой, полицией и следственным ведомством не удалось, да и вряд ли было возможно. Материалы налоговых органов, только на основании которых можно возбудить уголовное дело, формируются посредством контрольной работы, в них не проработаны вопросы установления умысла, противоправной схемы, соучастия иных лиц, сокрытия следов противоправного деяния и т.д. А имеющиеся ограничения в полномочиях налоговых органов по проведению повторных налоговых проверок одной организации практически не позволяют учитывать выявленные оперативным или следственным путем новые эпизоды противоправных деяний в сфере налогообложения и, соответственно, корректировать итоговую сумму крупного или особо крупного размера уклонения. Кроме того, в ходе реформирования органов внутренних дел отдельное направление по борьбе с налоговыми преступлениями было ликвидировано. Таким образом, сегодняшний «механизм» противодействия налоговой преступности — разрозненные остатки некогда единой системы, единого цикла от выявления налогового преступления до направления дела в суд.

Классификация уклонения

С 2017—2018 годах действуют новые поправки в указанных статьях, ужесточающие меры преследования и санкции в отношении уклонистов от уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица рассматривается в ст. 198 УК РФ. Следующая, 199 ст. УК РФ, посвящена уклонению от уплаты налогов и (или) сборов с организацию (юридических лиц).

Суровость применяемых наказаний зависит от нескольких факторов: как долго лицо или группа лиц уклонялись от налогообложения, были ли эти действия умышленными, каков размер задолженности.

Уклонение от уплаты налогов юридическим лицом имеют отличные признаки от того же деяния со стороны частных граждан:

Нормативный акт Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ
Определение крупного размера 900 тыс. руб. – 2,7 млн руб. 5 – 15 млн руб.
Процент невыплаченных налогов от суммы 10% 25%
Определение особо крупного размера 4,5 – 13,5 млн руб. 15 – 45 млн руб.
Процент невыплаченных налогов от суммы 20% 50%
Состав преступления Не предоставление декларации о доходах Не предоставление декларации о доходах организации
Предоставление заведомо ложных сведений о доходе Предоставление заведомо ложных сведений о доходе

Основной проблемой судебной практики по таким делам становится определение сроков давности. Уклонение в размере до крупного имеет срок давности 2 года, крупные и особо крупные – 10 лет.

Для следствия представляется сложным определить точно дату отсчета сроков исковой давности, в связи с чем для уклонистов появляется шанс уйти безнаказанными.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *