§ 6. Ограничение по военной службе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§ 6. Ограничение по военной службе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии со ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом осужденный обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Цели исполнения уголовного наказания в виде ограничения по военной службе

Система мер наказаний в России постоянно совершенствуется, обогащается и характеризуется повышенным вниманием к личности человека, нарушавшего закон. Меры воздействия, применяемые к нему, направлены на то, чтобы, используя их эффективность и воспитательный заряд, как можно быстрее вернуть его к честному труду. Военнослужащие как субъекты рассматриваемого вида наказания не являются исключением. Преследуя конкретные цели наказания, законодатель не всегда просчитывает эффективность тех или иных видов наказания, а внедрение их в практику аргументируется чет, что они более прогрессивны [47, с.17-18; 67, с.48-49]. Отказ от более строгих карательных мер не способствует снижению роста преступности, тем более подобная политика не всегда оправдывается исходя из увеличения количества совершаемых преступлений. Соглашаясь в целом с внедрением в практику прогрессивных видов наказания в отношении военнослужащих, необходимо всестороннее изучение эффективности их воздействия на лиц, к которым они будут применяться, и достижения поставленных перед ними целей.

Принципы, определяющие порядок, основания и формы привлечения к труду осужденных, отбывающих лишение свободы, сформулированы в международных правовых актах по обращению с осужденными. В ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) подчеркивается, что работа или служба лиц, находящихся в местах лишения свободы по законному приговору суда, не относится к принудительному или обязательному труду. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными отмечается, что труд заключенных не должен приносить им страданий, на заключенных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. Обеспечиваемая заключенным работа должна быть по мере возможности такой, чтобы повышать или давать им квалификацию, позволяющую им заняться честным трудом после освобождения. Европейские пенитенциарные правила (2006 г.) в п. 26.3 устанавливают, что характер предоставляемой работы должен поддерживать или развивать навыки, которые позволят заключенному зарабатывать себе на жизнь после освобождения.

Указанные положения позволяют сформулировать следующие международные принципы организации труда осужденных к лишению свободы:

1) обязательность труда;

2) общественная полезность труда;

3) труд не должен приносить осужденным физических страданий;

4) сочетание труда и профессионального обучения;

5) признание труда в качестве средства исправления;

6) использование осужденными полученных в местах лишения свободы трудовых навыков после освобождения.

Большинство из них закреплены в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве как в нормах Общей части УИК РФ (ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 12), так и в специальных нормах гл. 14 УИК РФ и Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», определяющих основания и формы привлечения к труду осужденных к лишению свободы (на собственных производствах исправительных учреждений; на предприятиях учреждений, исполняющих наказания; на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и вне их; по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и СИЗО; в форме предпринимательской деятельности: индивидуальной трудовой деятельности, общества с ограниченной ответственностью), а также условия и оплату их труда, а также деятельность администрации исправительных учреждений по его организации.

Обязательность труда осужденных к лишению свободы зафиксирована в ч. 1 ст. 103 УИК РФ. Исключение здесь составляют осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I и II групп, которые привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством о труде и законодательством о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные, осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей, также привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).

Принцип обязательности труда реализуется и в ч. 6 ст. 103 УИК РФ, которая запрещает осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Вч. 1ст. ЮЗ УИК РФ подчеркивается обязанность администрации исправительного учреждения привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Общественно полезный труд означает выполнение осужденным различной социально значимой, полезной для других людей работы, процесс и результаты которой приносят удовлетворение самому осужденному и востребованы обществом. К сожалению, в последнее десятилетие в условиях экономической нестабильности в стране проблема обеспечения осужденных таким трудом становится все более острой.

Принцип сочетания труда и профессионального обучения нашел закрепление в ч. 1 ст. 108 УИК РФ, где подчеркивается, что в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Читайте также:  Привлечение к исполнению договора третьих лиц

Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных. Эта установка получила развитие в ч. 5 ст. 103 УИК РФ, в которой определяется, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных, а также в ст. 1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», констатирующей, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

В настоящее время наиболее остро стоит вопрос переориентации производства органов и учреждений, исполняющих наказания, на решение проблем трудовой адаптации и социальной реабилитации осужденных. В этих целях Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“» скорректированы формы организации труда осужденных к лишению свободы. Теперь осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Данные положения конкретизированы в ст. 17 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которой исправительные учреждения привлекают осужденных к оплачиваемому труду. Согласно этой норме исправительные учреждения привлекают осужденных к оплачиваемому труду: 1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания; 2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы; 3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов (рис. 8).

Ограничение по военной службе как основной вид наказания.

Статья 51 УК РФ оговаривает сравнительно недавно появившийся вид наказания — ограничение по военной службе. Важная особенность этой санкции заключается в том, что таким образом может быть наказан только военнослужащий-контрактник. Военнослужащий, направленный для прохождения службы как призывник, такому виду наказания не подлежит.

Ограничение по военной службе не подразумевает под собой ни ограничение свободы, ни тем более ее лишение и позволяет заменить приговоренному такой вид наказания как исправительные работы (по тем статьям

Особенной части Кодекса, где такое наказание предусмотрено). Суть его заключается в удержании в доход государства установленной судом части из оплаты труда, которую получает военнослужащий и одновременно ограничивает его продвижение по карьерной лестнице. Ведь срок службы в таком случае исключается из срока выслуги лет военного, одновременно в период прохождения службы, сопряженный с наказанием, он не повышается в звании и не может продвигаться вверх по карьерной лестнице. Но это вовсе не означает, что указанный вид наказания можно назвать снисходительным. Ведь, если разобраться, на осужденного за совершение одного преступления одновременно налагается два наказания – уменьшение заработка и ограничение в военной карьере во время прохождения им контрактной службы.

Признанные эксперты по статье 51 УК РФ

Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.

Применение ограничения по военной службе.

Можно выделить три важных аспекта применения данного вида наказания:

  • применение наказания в виде ограничения по воинской службе возможно только к такому осужденному военнослужащему, который служит по контракту, это условие обязательно как на момент совершения преступления, так и на дату вынесения приговора;
  • ограничение по воинской службе может быть применено как отдельное самостоятельное наказание в тех случаях, когда лицо осуждено по статье за преступления против военной службы. Их перечень указан в Главе 33 УК РФ и при внимательном их изучении становится очевидно, что практически каждая указанная в этом разделе статья содержит в себе такую санкцию как ограничение по военной службе, различаются только сроки.
  • ограничение по военной службе назначается осужденным как замена исправительных работ в случаях, когда лицо осуждено по любой статье Особенной части УК РФ, санкции которой предусматривают исправительные работы. Не стоит забывать, что статья 50 часть 5 УК РФ накладывает запрет на наказание в виде исправительных работ на всех военнослужащих во время прохождения ими службы, это касается и службы по контракту. Но как же выносить решение суду, если санкция статьи предусматривает именно такую меру? Вот тогда на помощь и приходит статья 51 УК РФ, позволяющая взаимозаменять наказания.

Особенности наказания

Применяется наказание в первую очередь к тем, кто относится к соответствующим категориям ограничения годности к военной службе по статьям нормативно-правовых актов.

Из дохода осужденного военного отчисляют не более 20% от его заработка в пользу государства. Его запрещают повышать в должности, а период исполнения наказания не включается в общий период времени для получения нового звания.

Этот вид наказания определяется только по приговору суда. Копия документа направляется командиру воинской части. Он, в свою очередь, должен в течение 3 дней издать приказ, в котором указывается следующая информация:

  • на каком основании и в течение какого времени лицо не может продвинуться далее по карьерной лестнице в армии;
  • какой период ему не засчитывается в срок выслуги лет для получения воинского звания;
  • какая конкретно сумма будет удерживаться из заработка служащего во время исполнения наказания.

Порядок привлечения военнослужащих к уголовной ответственности

Преимущественно разбирательства армейских преступлений производятся в судебных инстанциях ВС. Подсудность определяется, согласно ФКЗ №1 «О военных судах» и УПК.

Кто возбуждает уголовные дела в отношении военнослужащих, зависит от обстоятельств дела.

Военсуд ведет разбирательства по правонарушениям:

  • в сегменте прав, интересов и свобод действующих военнослужащих;
  • совершенным армейцами на службе и при исполнении обязанностей;
  • содеянным во время военных сборов;
  • относящимся к их подсудности по правовым нормам;
  • группы, если хотя бы один из ее членов является военным (когда невозможно выделить дело в отдельное производство).
Читайте также:  Теория и практика: изменения в сдаче экзаменов на права в 2023 году

Расследованием занимается военная полиция и прокуратура.

За исполнение выбранной меры отвечает:

  • военная полиция, если это арест или помещение в ДВЧ;
  • начальник текущей части, когда назначено ограничение;
  • командование текущей части, если армеец осужден условно.

За прокуратурой закреплен контроль над соблюдением закона вышеперечисленными ответственными. Полномочие на надзор за отсутствием нарушений прав военных в местах осуждения имеют общественные комиссии (76 ФЗ).

Наказание назначается судом, и подтверждается приказом командования (по месту службы/осуждения).

При реализации меры путем ДВЧ ее командир должен получить от начальника полиции:

  • сопроводительные документы;
  • приговор суда;
  • судебное распоряжение (о вступлении приговора в юридическую силу или актуальности апелляции);
  • мед. книжку;
  • учетную карту:
  • военный билет;
  • характеристику;
  • личные вещи по описи (3 экземпляра документа).

Суд должен быть уведомлен о начале исполнения приговора начальником полиции ВС, изданный по части приказ представляется в инстанцию. Родственники извещаются о прибытии в ДВЧ военного в 10-дневный срок.

Если мерой избрано ограничение, то к сроку ее окончания формируется приказ, и за 3 дня до снятия наказания передается суду.

Когда преступление совершено армейцем, служащим за границей РФ, применяют уголовную ответственность, утвержденную УК РФ (либо международным договором).

Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ)[1] возлагает на граждан обязанность и долг по защите отечества. Институт защиты отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как особого вида государственной службы. Деятельность военнослужащих (военная служба) носит государственный характер и военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым в обеспечении возможности реформирования российского общества на основах демократии и права.

Опасность противоправного поведения военнослужащих объективно связана с ослаблением воинской дисциплины, с дискредитацией воинских отношений, снижением боеготовности и, как следствие, невозможностью надлежащего выполнения войсками своих конституционных обязанностей и реализации мирной оборонной доктрины государства. Боеготовность и обороноспособность важны не только как факторы защиты от внешней угрозы, они оказываются значимым показателем национального здоровья и внутренней устойчивости страны.

Учитывая исторические традиции и современные реалии в организации деятельности ряда органов государственной власти, используются элементы военной службы, что приводит к похожести работы их сотрудников на военную службу. Однако, специфика исполнения и отбывания воинских наказаний, определяемая уголовно-исполнительным законодательством, распространяется именно на категории лиц, относящиеся к военнослужащим, и деятельность, которая считается военной службой. Данный факт необходимо учитывать при решении вопроса привлечения к уголовной ответственности и определения особенностей отбывания наказаний.

Объектом исследования в курсовой работе являются правоотношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

Предметом исследования в курсовой работе являются нормы права, регулирующие исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

Цель курсовой работы: анализ особенностей исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:

— раскрыть понятие и правовое регулирование организации военной службы;

— изучить уголовную ответственность военнослужащих;

— рассмотреть уголовно-правовые и криминологические аспекты исполнения наказаний в отношении военнослужащих;

— выявить проблемы назначения и исполнения наказаний в отношении военнослужащих.

В ходе изучения исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих используются следующие методы: системно-структурный нормативный.

Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ, УИК РФ[2], федеральные законы РФ.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы при дальнейшем изучении исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Пример по применению ст. 51 УК РФ.

В качестве примера, как применяется в судебной практике ограничение по военной службе, можно привести приговор от 26.07.2016 года, вынесенный Краснореченским гарнизонным военным судом (Хабаровский край).

Согласно ему, был осужден некий гражданин М., который находился в одной из частей Хабаровского края для прохождения там контрактной военной службы. М. похитил деньги с чужой банковской карты, причинив значительный материальный ущерб потерпевшему, таким образом совершив преступление, которое предусматривает статья 158 ч. 2 п. «в» УК РФ. В суде по представленным доказательствам признали гражданина М. виновным и назначил ему такой вид наказания как исправработы сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Одновременно судья учел, что гражданин М. является контрактником и по этой причине заменил исправработы сроком на один год на такой вид наказания как ограничение по военной службе, также сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Так было использована статья 51 УК РФ. М. остался в той же воинской части и продолжил службу по контракту.

Я.В. Лобов. Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания: сущность, правовые последствия, порядок исполнения

Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания: сущность, правовые последствия, порядок исполнения
Я.В. Лобов, профессор кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук, подполковник юстиции

Рассматриваемый вид наказания наиболее мягкий из всех специальных видов наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим, и заключается в определенных ограничениях прав военнослужащего, связанных с прохождением военной службы. Эти ограничения распространяются на право: а) получения полного денежного довольствия; б) повышения в должности; в) повышения в воинском звании; г) включения срока службы в период отбывания наказания в выслугу лет для присвоения очередного звания.
2. Ограничение в праве на получение полного денежного довольствия означает, что из денежного довольствия военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе, производятся удержания в доход государства в размере, определенном судом, но не более 20 %.

Особенности ограничения по военной службе. Отличия и сходства с исправительными работами

Наказание в виде ограничения по военной службе имеет общие черты с исправительными работами (общее у них – денежные удержания с осужденного). Однако эти два наказания назначаются различным субъектам и при различных условиях.

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, в то время как исправительные работы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет. Кроме того, особенностями ограничения по военной службе являются следующие обстоятельства:

  • продолжение осужденным военной службы на прежнем месте службы, но уже на принудительной основе;
  • удержание в доход государства из денежного довольствия осужденного военнослужащего сумм, установленных приговором суда, но не превышающих 20%;
  • исключение возможности повышения в должности и воинском звании. Срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Читайте также:  Как оформить дарственную на квартиру — полный гайд от Юником24

Указанные ограничения по военной службе должны назначаться в полном объеме, возможности применять эти ограничения частично действующее законодательство не предусматривает.

Кроме этого, уголовный закон не позволяет устанавливать осужденным военнослужащим каких-либо иных ограничений по военной службе.

Пример по применению ст. 51 УК РФ.

В качестве примера, как применяется в судебной практике ограничение по военной службе, можно привести приговор от 26.07.2016 года, вынесенный Краснореченским гарнизонным военным судом (Хабаровский край).

Согласно ему, был осужден некий гражданин М., который находился в одной из частей Хабаровского края для прохождения там контрактной военной службы. М. похитил деньги с чужой банковской карты, причинив значительный материальный ущерб потерпевшему, таким образом совершив преступление, которое предусматривает статья 158 ч. 2 п. «в» УК РФ. В суде по представленным доказательствам признали гражданина М. виновным и назначил ему такой вид наказания как исправработы сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Одновременно судья учел, что гражданин М. является контрактником и по этой причине заменил исправработы сроком на один год на такой вид наказания как ограничение по военной службе, также сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Так было использована статья 51 УК РФ. М. остался в той же воинской части и продолжил службу по контракту.

Особенности наказания

Применяется наказание в первую очередь к тем, кто относится к соответствующим категориям ограничения годности к военной службе по статьям нормативно-правовых актов.

Из дохода осужденного военного отчисляют не более 20% от его заработка в пользу государства. Его запрещают повышать в должности, а период исполнения наказания не включается в общий период времени для получения нового звания.

Этот вид наказания определяется только по приговору суда. Копия документа направляется командиру воинской части. Он, в свою очередь, должен в течение 3 дней издать приказ, в котором указывается следующая информация:

  • на каком основании и в течение какого времени лицо не может продвинуться далее по карьерной лестнице в армии;
  • какой период ему не засчитывается в срок выслуги лет для получения воинского звания;
  • какая конкретно сумма будет удерживаться из заработка служащего во время исполнения наказания.

Общие наказания военнослужащих включает в себя все виды, предусмотренные для гражданских лиц.

  • За совершение общеуголовных преступлений – уголовную ответственность;
  • За административные правонарушения – административную;
  • За совершение правонарушений, связанных с исполнением служебных обязанностей – дисциплинарную.

Основание для назначения являются статьи уголовного кодекса или кодекса об административных правонарушениях, ведомственные должностные инструкции и регламент несения воинской службы и поведения в воинской части в условиях мирного времени.

  1. Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекций. В двух томах. — 3-е изд., перераб. и доп. — М .: Юридическая литература, 2004. — Т. 1. Общая часть. — С. 359. — 496 с. — ISBN 5-7260-1022-1
  2. Ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ.
  3. Ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ
  4. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М .: Юристъ, 2006. — С. 373. — 540 с. — ISBN 5-7975-0777-3

Ограничение по военной службе

Первый вид наказания применяется к военнослужащим контрактной службы. Он может быть назначен на срок от 3 месяцев до 2 лет не только за преступления против военной службы (содержащиеся в главе XII УК РФ), но и за совершение общеуголовных преступлений, в качестве меры ответственности за которые предусмотрены исправительные работы на срок не более 2 лет.

Суть ограничения по военной службе состоит в том, что по приговору суда командование воинской части, в которой служит военнослужащий, вводит в отношении его предусмотренные ст. 51 УК ограничения:

  • Ежемесячные материальные удержания из денежного довольствия контрактника (но не более 20%);
  • Приостановку повышения в воинском звании, классном чине или должности;
  • Срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания или начисления военной пенсии.

Обычно осужденный к этому виду наказания военнослужащий продолжает исполнять свои должностные обязанности. В редких случаях, когда они связаны с руководством другими военнослужащими, чтобы не нарушать принципа этичности подчинении осужденному лицу, военнослужащий-контрактник может быть перемещен на другое место службы.

Перемещение на другое место службы может быть применено в случаях повышенной ответственности осужденного контрактника на время несения боевого дежурства, участия в военных операциях, при несении гарнизонной службы, связанной с управлением боевой техникой или оборотом оружия.

Уголовная ответственность военнослужащих

  • При совершении деяния (действия/бездействия), запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, человек несет уголовную ответственность.
  • В отечественном уголовном законодательстве, как и во многих законодательствах мира, помимо общих составов преступлений, применимых к любому человеку, есть группы преступлений, совершают которые или в случае наличия определенных полномочий (например, если эксперт пишет заведомо ложно заключение) или если человек находится в определенных условиях (вряд ли можно совершить побег из мест лишения свободы, если человек не осужден и не отбывает наказание).
  • В Уголовном кодексе РФ целая глава посвящена преступным правонарушениям, которые могут совершить только военнослужащие.

Военнослужащий – это лицо, проходящее военную службу по контракту или по призыву (Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Изучив Главу 33 УК РФ можно узнать о всех моделях поведения военнослужащего, признаваемых государством преступными.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *