Новые требования к специалисту по БДД. Приказ Минтранса №282

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к специалисту по БДД. Приказ Минтранса №282». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.

На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.

Если компания использует автотранспорт для внутренних нужд?

Банк, который был оштрафован, требовал отменить решения Госавтоинспекции и всех судов на основании того, что весь автотранспорт банка не используется для перевозки пассажиров и грузов. Автомобили используются для внутренних нужд.

Верховный Суд РФ посчитал этот довод не состоятельным, сославшись на пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции». В этом постановлении чётко обозначено, что на ИП и юрлица, которые заключают договор перевозки или не заключают его (для собственных нужд), также распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

В каких организациях должен быть ответственный за БДД

Ответственного за БДД назначают в каждой организации, которая эксплуатирует транспортные средства (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Для этого издают приказ.

Если организация транспортная, для профилактики дорожно-транспортных происшествий, взаимодействия с ГИБДД и управлением государственного автодорожного надзора (далее — УГАДН) по вопросам безопасности дорожного движения в организациях создают службу БДД при транспортном цехе. Для организаций, которые занимаются транспортными перевозками, УГАДН является контролирующим органом. Он имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, если они не выполняют требования федерального законодательства.

Требования предъявляемые к специалисту по БДД (ответственному за БДД)

В соответствии с Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» специалист ответственный за обеспечение БДД должен знать и уметь:
«16. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
16.1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать:

  • нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
  • основы трудового законодательства;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
  • назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
  • правила технической эксплуатации транспортных средств;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
  • порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

16.2. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь:

  • разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
  • анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
  • осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;
  • разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;
  • организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;
  • информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
  • устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
  • контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;
  • организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;
  • контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей;
  • организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
  • организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Читайте также:  02.01.2023 Выплаты муципальным служащим — последние новости

16.3. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» , и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

Изменения в обязанностях ответственного за БДД с сентября 2021 года

В обязанности ответственного за безопасность дорожного движения были внесены изменения с 1.09.2021:

  • Специалист должен разрабатывать программы вводного инструктажа, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности пассажирских и грузовых перевозок.

Теперь ответственный за БДД не только разрабатывает программы инструктажей, но и ведет журнал учета инструктажей водителей. В этом журнале указывается дата проведения и вид инструктажа, должность, Ф. И. О. сотрудника, который проводил инструктаж, Ф. И. О. водителей и их подписи.

  • Ответственный за БДД продумывает порядок стажировки водителей.

Стажировка водителей должна соответствовать условиям п. 7-13 профессиональных и квалификационных требований (приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 282). Кроме того, должны быть назначены наставники, при необходимости они проходят повышение квалификации.

  • Специалист проводит подготовку к проведению агитационно-массовой работы по безопасности дорожного движения.

Важно, чтобы сотрудник заблаговременно заказал либо сделал стенды. На них будет содержаться информация, соответствующая требованиям п. 12.1-12.2 Приказа № 282. Такие стенды нужно повесить в кабинете ответственного за БДД, в классах и прочих местах, где проводятся инструктажи, а также в гараже.

  • Специалист разрабатывает и утверждает планы мероприятий по предупреждению ДТП, следит за их выполнением.

Требования, предъявляемые к специалисту

Лицо по обеспечению безопасности дорожного движения должно быть обучено и аттестовано, если в уставе вашей компании указан пункт «Услуги перевозки». Если же такого вида деятельности не обозначено, то у вас такой обязанности нет. Также если в уставе нет такого пункта, а по факту вы осуществляете перевозки на сторону, то в устав вам необходимо внести соответствующее дополнение и назначить ответственного. Данное лицо должно быть компетентным в вопросах безопасности дорожного движения на предприятии. Этот сотрудник должен иметь соответствующее образование или опыт, записанный в трудовую книжку. Для тех, у кого нет подобного опыта или образования, назначают обучение, на основании которого человеку можно поручить данные обязанности. Иначе существует риск, что в случае возникновения внештатной ситуации (ДТП), сотрудник может обратиться в суд, и он признает назначение данного лица на должность незаконным. Аттестовывать сотрудника в этом случае необязательно.

План по обеспечению безопасности дорожного движения

Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.

В план могут быть включены следующие направления:

  • работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
  • работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
  • работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.

Кого можно назначить ответственным за БДД

Логично возложить обязанности ответственного за БДД на специалистов, которые занимаются схожей деятельностью. Если в организации такие есть. Это могут быть:

  • руководители и заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения;
  • начальники отделов эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов;
  • диспетчеры и механики отдела технического контроля;
  • механики колонн и отрядов.

Если таких должностей нет, обязанности специалиста, ответственного за БДД, может выполнять любой сотрудник предприятия, чьи функции близки к функциям перечисленных выше работников. Отвечать за БДД может главный инженер организации, директор или зам. директора.

Однако назначенный на должность человек должен соответствовать ряду требований, которые предъявляются к образованию и стажу.

Требования к выпускникам колледжей и техникумов:

  1. Профессия или специальность из группы «Техника и технологии наземного транспорта»:
  • Организация перевозок и управление на транспорте,
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
  • Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог,
  • Автомеханик,
  • Водитель городского электротранспорта,
  • Машинист дорожных и строительных машин,
  • Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей,
  • Машинист локомотива

и др.

  1. Если образование получено по другой специальности, нужно пройти профессиональную переподготовку на специалиста, ответственного за обеспечение БДД, и аттестацию на право занимать соответствующую должность.
  2. Стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет.

Требования к выпускникам вузов:

  1. Диплом об образовании по одному из направлений подготовки:
  • Технология транспортных процессов
  • Наземные транспортно-технологические комплексы
  • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
  1. Если высшее образование получено по другой специальности, также требуется пройти профессиональную переподготовку на специалиста, ответственного за обеспечение БДД и аттестацию.

Требований к стажу работы выпускников вузов не предъявляется.

Какие документы должны быть в организации для обеспечения БДД

Чтобы обеспечить соблюдение безопасности дорожного движения, в организации не только должны быть специалисты, отвечающие за неё, но и пакет документов, в соответствии с которыми эти работники будут выполнять свои ежедневные обязанности. Перечень документов по БДД довольно объемный. Он включает:

  • должностные инструкции ответственного за БДД и других работников, связанных с эксплуатацией транспорта;
  • приказы о назначении ответственных лиц;
  • инструктажи по мерам безопасности при эксплуатации разных категорий транспорта;
  • инструктажи по особенностям работы в разных дорожных и природных условиях;
  • план мероприятий по БДД и предупреждению ДТП на год;
  • приказы о стажировках водителей;
  • документы, регламентирующие прохождение водителями медосмотров;
  • путевые листы для разных видов транспорта;
  • графики проведения ТО;
  • документы, связанные с обучением и повышением квалификации водителей в области БДД;
  • журналы учета ДТП и нарушений ПДД водителями организации

и еще около 50 документов с актами, положениями и приложениями.

На инженера по безопасности дорожного движения возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление систематического контроля за соблюдением трудового законодательства в автохозяйстве, за выполнением работниками автохозяйства правил дорожного движения и правил технической эксплуатации автомобилей, инструкций, приказов и других руководящих материалов в части обеспечения безопасности движения и принятие необходимых мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

2.2. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, разработка мероприятий по их устранению.

2.3. Участие в разработке проектов перспективных и текущих планов по обеспечению безопасности движения на автотранспорте автохозяйства.

2.4. Изучение условий работы водителей на рабочих местах, участие во внедрении рациональных режимов труда и отдыха водителей с учетом специфики производства и рекомендаций научно-исследовательских учреждений по организации труда.

2.5. Участие в проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий с выездом на места их совершения.

2.6. Проведение в коллективе разбора дорожно-транспортных происшествий и допущенных водителями нарушений правил дорожного движения.

2.7. Осуществление контроля за соблюдением водителями на линии правил дорожного движения и обеспечение в соответствии с графиком выездов на линию работников автохозяйства для проведения проверок соблюдения водителями правил дорожного движения.

2.8. Осуществление контроля за выполнением предписаний межведомственного и ведомственного контроля за соблюдением правил по охране труда.

2.9. Оказание методической помощи службам автохозяйства в разработке инструкций по безопасности труда водителей, участие в составлении программ обучения водителей безопасным методам работы и в проведении практического обучения.

2.10. Организация изучения правил дорожного движения и других материалов по обеспечению безопасности движения работниками автохозяйства.

2.11. Участие в аттестации по безопасности движения работников служб автохозяйства, в составлении раздела коллективного договора, касающегося вопросов улучшения условий труда.

Читайте также:  Что дают за рождение 3 ребенка в 2023 в Уфе

2.12. Осуществление проверки качества работы контрольных пунктов (постов) при выпуске автомобилей на линию и их возврате в гараж.

2.13. Участие в работе аттестационных комиссий по присвоению водительских квалификаций.

2.14. Организация распространения опыта безаварийной работы.

2.15. Ведение учета и отчетности по безопасности движения.

2.16. [Другие должностные обязанности].

Ответственный специалист по БДД (безопасности дорожного движения) – должность, обязательная на любом предприятии или в организации, имеющих на балансе автомобили. Другое дело, что если автопарк незначительный, эту должность может занимать нештатный сотрудник или лицо, назначенное из числа работников, – по совместительству. В любом случае человек должен иметь специальную подготовку и пройти аттестацию в органах Управления госавтодорнадзора (УГАДН). Конкретно – в Федеральном бюджетном учреждении «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс»). То же касается и руководителя, который решил сэкономить и проигнорировал требование об обязательном наличии специалиста по БДД. В этом случае административная ответственность за функционирование автопарка ложится на него, включая дорожно-транспортные происшествия, совершенные водителями данного предприятия.

На инженера по безопасности дорожного движения возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление систематического контроля за соблюдением трудового законодательства в автохозяйстве, за выполнением работниками автохозяйства правил дорожного движения и правил технической эксплуатации автомобилей, инструкций, приказов и других руководящих материалов в части обеспечения безопасности движения и принятие необходимых мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

2.2. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, разработка мероприятий по их устранению.

2.3. Участие в разработке проектов перспективных и текущих планов по обеспечению безопасности движения на автотранспорте автохозяйства.

2.4. Изучение условий работы водителей на рабочих местах, участие во внедрении рациональных режимов труда и отдыха водителей с учетом специфики производства и рекомендаций научно-исследовательских учреждений по организации труда.

2.5. Участие в проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий с выездом на места их совершения.

2.6. Проведение в коллективе разбора дорожно-транспортных происшествий и допущенных водителями нарушений правил дорожного движения.

2.7. Осуществление контроля за соблюдением водителями на линии правил дорожного движения и обеспечение в соответствии с графиком выездов на линию работников автохозяйства для проведения проверок соблюдения водителями правил дорожного движения.

2.8. Осуществление контроля за выполнением предписаний межведомственного и ведомственного контроля за соблюдением правил по охране труда.

2.9. Оказание методической помощи службам автохозяйства в разработке инструкций по безопасности труда водителей, участие в составлении программ обучения водителей безопасным методам работы и в проведении практического обучения.

2.10. Организация изучения правил дорожного движения и других материалов по обеспечению безопасности движения работниками автохозяйства.

2.11. Участие в аттестации по безопасности движения работников служб автохозяйства, в составлении раздела коллективного договора, касающегося вопросов улучшения условий труда.

2.12. Осуществление проверки качества работы контрольных пунктов (постов) при выпуске автомобилей на линию и их возврате в гараж.

2.13. Участие в работе аттестационных комиссий по присвоению водительских квалификаций.

2.14. Организация распространения опыта безаварийной работы.

2.15. Ведение учета и отчетности по безопасности движения.

2.16. [Другие должностные обязанности].

Кого назначить ответственным за БДД?

В каждой организации, эксплуатирующей грузовые автомобили и автобусы, должен быть работник ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения согласно п. 2 новой редакции ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.

Ответственное лицо назначается даже индивидуальными предпринимателями. При этом не важно, сколь интенсивно используется транспорт, его количество также не имеет значения. Если вы — организация с грузовичком грузоподъёмностью 990 кг, – назначайте ответственного; ИП с десятиместным фургоном – проходите аттестацию.

Поскольку профилактика дорожно-транспортных происшествий является частью мероприятий по охране труда, существует мнение, что ответственным за БДД должен быть специалист по охране труда. Однако это не совсем так. Специалиста по ОТ можно назначить и ответственным за обеспечение БДД, только для этого его нужно направить на соответствующее обучение и аттестацию.

Если отдельную штатную единицу не организовать, то ответственным можно назначить начальника транспортного участка или главного механика.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *