9) Конфликт интересов на государственной службе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «9) Конфликт интересов на государственной службе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Госслужащие не вправе принимать кадровые решения в отношении близких родственников. Однако чиновница, работавшая в отделе кадров госоргана, в полномочия которой входил прием сведений о доходах работников, приняла их от коллеги — бывшего мужа и не сочла эту ситуацию конфликтом интересов, поскольку формально бывшие супруги родственниками не являются.

Сотрудница отдела кадров приняла сведения о доходах другого служащего, который в прошлом являлся ее мужем

Узнав об этой ситуации, наниматель объявил сотруднице выговор, который позднее признал законным и суд.

Признавая ситуацию конфликтом интересов, суд исходил из того, что хоть супруги формально и не являются близкими родственниками, у них нередко сохраняются имущественные и личные отношения. В рассматриваемом случае сотрудница и ее бывший муж, у которого она приняла сведение о доходах, продолжали совместно владеть квартирой и воспитывали общую дочь. Эти обстоятельства делают привлеченную к ответственности чиновницу заинтересованной в сокрытии доходов ее бывшего мужа и их совместного ребенка. Таким образом, налицо конфликт интересов.

Понятие конфликтов интересов

Государственная гражданская служба предполагает ряд четко регламентированных обязанностей, которые возлагаются на конкретное должностное лицо в рамках его полномочий. Отсюда могут возникнуть разногласия между личными взглядами и служебными обязанностями.

Конфликты интересов при прохождении государственной гражданской службы представляют собой ситуации, при которых личные интересы государственного служащего могут помешать объективному, надлежащему и беспристрастному исполнению должностных обязанностей. Лицо при этом в силу своих полномочий обязано разрешать подобные споры,

Обратите внимание! Личные интересы следует рассматривать в данном случае как возможность получения денег, имущества, услуг имущественного характера, выполнение работ и так далее.

Субъектами, на которые возлагается обязанность по устранению рассматриваемых разногласий, являются:

  • государственные, муниципальные служащие;
  • сотрудники государственных корпораций, Центробанка РФ, ПФ РФ и так далее;
  • работники организаций, задачи которых определяются федеральными органами власти;
  • иные лица, если обязанность установлена действующими нормами закона.

Таким образом, подобные ситуации могут коснуться только определенных людей, имеющих статус чиновника или иного должностного лица.

Общий порядок разрешения

Чтобы понять принцип, по которому действуют госорганы, разрешая разногласия, достаточно обратиться к положениям действующего закона.

Для устранения конфликта следует помнить, что:

  • должностное лицо обязано принимать меры по устранению проблемы, это не его право, и проигнорировать конфликт для служащего недопустимо;
  • обязательно осуществляется уведомление работодателя в установленном порядке о том, что возникли противоречия интересов, что также рассматривается, как обязанность, а не его право;
  • отстранение служащего от работы или даже должности на время путем вынесения распоряжения. Кроме того, лицо самостоятельно может сделать отвод, что также подтверждается соответствующих документов, подписывается работодателем.

Кроме того, лицу достаточно сообщить о споре и самостоятельно принять меры, устраняя его. Таким образом, порядок предусматривает отстранение лица от конкретной работы, независимо, от его желания.

Если говорить о государственной службе, особенно о возникновении споров в ее среде, объясняется это признаками такой работы, а именно специфическим статусом работников органов власти. Закон предусматривает массу ограничений для чиновников, служащих и так далее. Отсюда и формируется большинство спорных ситуаций. Следовательно, чем больше ограничений, тем большая вероятность развития тех или иных разногласий.

Еще одна особенность рассматриваемых ситуаций – это определение таковых. Речь идет о заинтересованности госслужащих, носящей личный характер, что возможно установить в половине из всех возможных проблемных ситуациях. Пример – получение денег должностным лицом, которое достигается посредством использования служебного положения.

Отсюда можно сделать вывод о том, что установить разногласия на государственной службе можно только определив характер полномочий должностного лица. А также доказав наличие личной заинтересованности.

Сам факт возникновения потенциального конфликта интересов – это естественное явление. Ведь каждый чиновник остается членом различных социальных групп, имеющих собственные цели и интересы. Первостепенной важностью обладает то, что превратится ли потенциальный конфликт интересов в реальный, и как ситуация будет решена. Для выбора должностным лицом этического поведения решающим значением обладают характеристики элементов, которые составляют целостную систему противодействия коррупции:

  • качество и эффективное исполнение антикоррупционного законодательства,
  • профессиональная этика;
  • эффективность местных стратегий противодействия коррупции – то есть набор процедур, которые устанавливает система в законах, то, что она называет социально желательным и то, какие законные способы решения ситуации реального конфликта интересов предлагаются.
Читайте также:  Гражданам предоставят социальные вычеты по НДФЛ по упрощенным правилам

Следующая типовая ситуация – чиновник собирается выполнить какие-либо оплачиваемые действия в учреждении, в котором непосредственно осуществляет государственное управление. Он обладает правом на это лишь в случае, если это не вызывает конфликта интересов. Если же последний имеет место быть, чиновник обязан проинформировать об этом нанимателя и начальника. Заявление составляется в письменной форме. Это влечет за собой юридические последствия. И если выясняется, что конфликт действительно имеет место быть, чиновник должен отказаться от выполнения оплачиваемых действий в своем учреждении.

Если же такие действия уже выполняются, ему также нужно уведомить об этом начальство – это его прямая обязанность по закону. После он должен отказаться от продолжения такой работы. Если же родственные лица государственного служащего выполняют оплачиваемую работу в организации, в которой он трудится, он также должен уведомить об этом свое начальство. Если мер по профилактике конфликта интересов принято не было, чиновника отстраняют от должности.

Наличие личной заинтересованности у чиновника оказывает негативное влияние на то, как он исполняет свои служебные обязанности. Это вызывает сомнения в беспристрастности его действий, объективности. Закон не содержит запрета на трудоустройство родственных лиц в государственные структуры. Однако это провоцирует конфликты интересов.

Не всегда предотвращение конфликта интересов на государственной службе возможно. Иногда ситуация заходит слишком далеко. Поскольку конфликты интересов на государственной службе – это оценочная категория, к ней возможны разные подходы. Так, для урегулирования ситуации могут созываться специальные комиссии. Право создавать комиссии имеют только государственные органы. В состав её входят:

  • представитель нанимателя или его уполномоченный;
  • представитель органа государственной власти, в котором возник конфликт;
  • независимые эксперты, которые могут быть в составе по приглашению нанимателя (специалисты в области гражданской службы, лица из образовательных и научных учреждений).

Разрешение конфликтов интересов

Человек, ведущий диалоги с другими людьми и руководствуясь девизом «Чужое мнение не интересует», совершает ошибку. Часто такой человек жалуется на других людей, на то, что они его не понимают и пытаются все время возразить. Он с удовольствием описывает ситуации, в которых люди были вроде как неправы. Но если попросить человека пересказать чужое видение ситуации, то он скажет, что «это не важно, и я могу рассказать, как все действительно было». Данное поведение говорит лишь о том, что человеку не важно другое мнение, у него есть свое, а людей он не желает слушать.

Такой человек в любом споре настаивает на своем, не желает даже слушать точку зрения оппонента, всегда сам принимает решение, касающееся всех участников беседы, и не терпит возражений. Он либо кричит, либо высказывает свою точку зрения и уходит, либо монотонно твердит одно и то же. Человек не дает сказать другому ни слова, а если и дает, то не слушает, потому что полагает, что все, сказанное другим человеком, будет неправильным.

Свое мнение – это здорово. Каждый человек имеет полное право на него. Только вот почему многие люди своим правом пользуются, а другим его не дают?

Даже самые гениальные умы не могут знать всего на свете. Они, конечно, во многих вещах являются экспертами, но не во всех. А значит, существуют люди, которые могут удивить даже таких гениальных людей.

Тот, кто не прислушивается к другому человеку, совершает ошибку, так как не позволяет себе узнать своего оппонента. Возможно, что у другого человека будут дельные предложения и хорошие идеи. Даже если вам и кажется, что это нереально, все равно послушайте. Вы тем самым узнаете человека получше. Чем он живет, как мыслит, к чему стремится. Разве это неинтересно, особенно если вашим собеседником является любимый человек? Вы можете так и прожить, не прислушиваясь к другому и не зная его сущности. Со временем ваш партнер может показаться вам совершенно незнакомым человеком. И все почему? Потому что вы не желаете его слышать, так как не считаете это нужным.

У вас, конечно, есть право иметь свое мнение и не соглашаться с чужим. Хорошим признаком зрелости является наличие самостоятельного и независимого мышления. Но неумение принимать чужое мнение, выслушивать точку зрения другого человека, настаивать на своем, наоборот, демонстрирует вашу незрелость.

Нетерпимость в данных случаях становится недостатком, нежели достоинством. Если вы не желаете слышать чужого мнения, возможно, вы стараетесь защититься, спрятать страхи, которые говорят о том, что вы не уверены в том, во что верите. Стараясь заставить другого молчать, вы можете говорить свое мнение, не будучи в нем уверенным. Но если вдруг заговорит оппонент, тогда это станет для вас катастрофой. Разногласия в процессе общения – естественное явление. Одно дело, если это кому-то вредит. Но зачем переубеждать человека, если его мнение не принесет бед никому?

Читайте также:  04.01.2023 Выплаты инвалидам — последние новости

Избегайте однозначности и категоричности. Ничто на планете не является однозначным. И по любому поводу найдется как минимум два мнения, каждое из которых будет верным. Лучше приучите себя прислушиваться к точке зрения своих оппонентов.

Конфликты, возникающие в период служебной деятельности, предполагают схожий характер с другими видами социальных разногласий. Чтобы определить тип спора, нужно оценить личные интересы затрагиваются или общественные.

К видам рассматриваемых обстоятельств можно отнести следующие:

  • Организационные. Здесь речь идет о том, что организация или группа лиц, в данном случае служащих, не может исполнять те или иные обязанности. Это мешает беспристрастности и объективности из-за наличия конкретных личных интересов.
  • Личные. В данном случае индивидуальные интересы конкретного должностного лица встают в разрез с обязанностями по службе.

При этом государственная служба может продемонстрировать примеры каждого из представленных типов.

С учетом особенностей госслужбы определяются также и признаки рассматриваемого понятия, к которым можно отнести следующее:

  • разногласия, касающиеся личных интересов и общественных, связанных с исполнением должностных обязанностей;
  • заинтересованность должностного лица;
  • материальный характер личной заинтересованности служащего (стремление получить деньги, имущество, услугу и так далее);
  • отсутствие возможности объективно и беспристрастно исполнить обязанности.

Указанные признаки отражают конфликт интересов, возникающий непосредственно при прохождении государственной гражданской службы.

Урегулирование конфликтов

Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект – представитель нанимателя.

Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления. Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения. Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.

Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.

Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.

Как предотвратить и разрешить конфликт

Примеры конфликтных ситуаций их описание и решение
Существуют способы предотвращения и разрешения конфликта интересов. Их довольно много, все они подкреплены законами Российской Федерации. Человек, который знает о конфликте интересов, но не имеет возможности урегулировать данную ситуацию, вместе с тем не сообщает о нем высшему руководству, тоже несет ответственность, иногда даже не только административную. Не существует таких ситуаций, способных регулироваться самостоятельно.

В первую очередь, следует понимать, что, несмотря на четкий механизм действий в процессе регулирования конфликтов, поведение участников данной ситуации не всегда предсказуемо. Поэтому часто возникают внештатные ситуации, в которых рекомендуется разбираться профессионалам, как на юридическом, так и на политическом поприще:

  • Самой первой мерой по предотвращению конфликта является полная прозрачность сделки. Должно быть ясно, где происходила закупка товаров, какова их себестоимость, какие ресурсы были потрачены на выполнение тех или иных работ, с какими фирмами проводилось сотрудничество, и нет ли среди них налоговых «ям» и т.д.
  • Должен проводиться постоянный анализ организации. Его может делать специально нанятый сотрудник, а может им заниматься непосредственно руководитель предприятия.
  • Рекомендуется контролировать процесс принятия на работу наемных служащих, чтобы среди них не было людей, состоящих в близких родственных отношениях.
  • Ввести в нормативные документы предприятия запрет на получение подарков, финансовой помощи и других различных благ.
  • На предприятии обязательно должен быть составлен Кодекс этики, с которым следует ознакомить всех сотрудников.
  • Если при заключении договора или возникновении спорной ситуации присутствуют лица, относящиеся предвзято к происходящему, их необходимо отстранить на время решения конфликта.
  • Госслужащий не должен содержать все активы предприятия.
Читайте также:  Как проводить собеседование при приеме на работу: инструкция для работодателей

Какие могут возникать типовые ситуации, представляющие собой конфликт интересов?

По закону госслужащий обязан в письменном виде уведомить свое непосредственное начальство и представителей тех лиц, которым оказываются услуги, о ситуациях, имеющих потенциальную возможность возникновения КИ. Степень личной заинтересованности остается полностью на совести служащего, он же несет все последствия юридического характера.

Если же госслужащий, участвующий в ситуации конфликта интересов, не предпринимает никаких мер, чтобы бороться с ним, не предотвращая конфликтную ситуацию, то это правонарушение. В качестве наказания может последовать ряд мер, в том числе увольнение служащего с госслужбы.

Важно! Если имело место нарушение дисциплинарного характера либо же административное правонарушение, то по месту работы проводится инициированная руководством служебная проверка, после чего назначается взыскание. Помимо этого, сведения о нарушении могут переданы в органы правопорядка.

Случаи, связанные с имуществом и судами

Ситуация может складываться таким образом, что сам госслужащий так или иначе управленчески связан с учреждением, перед которым у него или его родных есть обязательства имущественного характера.

Важно! Для того чтобы урегулировать очевидный конфликт, нужно обязательно завершить все возможные обязанности по отношению к учреждению – расплатиться с любыми долгами, аннулировать аренду и так далее. Если это по каким-то причинам не представляется возможным, то информацию представляют, как и в других случаях, нанимателю и своему начальству.

В этой ситуации начальство обычно выносит вердикт об отстранении сотрудника от выполнения им своих обязанностей по отношению к искомой организации. Это будет продолжаться до тех пор, пока он несет имущественные обязанности.

Комиссия по урегулированию конфликта интересов

Комиссии по урегулированию конфликта интересов организовываются, чтобы контролировать выполнение работниками госслужбы условий, налагаемых на их поведение. Такие комиссии формируются и работают на основании Положения, принятого в соответствии с указом Президента РФ. С 2010 года функционирует указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» от 01.07.2010 г. № 821.

Состав комиссии должен исключать риск образования конфликта интересов, оказывающего влияние на проводимые комиссией мероприятия и выводы по их итогам. В комиссию по урегулированию конфликта интересов включаются: представитель нанимателя, а также получившие соответствующие полномочия госслужащие, в том числе представители юридической службы, отдела кадров, подразделения, в котором госслужащий – сторона конфликта занимает должность, приглашенные независимые эксперты.

Новое Положение о комиссиях относительно прежнего значительно расширило их компетенцию. Теперь комиссии рассматривают не только вопросы нарушения требований к служебному поведению и присутствия личной заинтересованности, но и проверяют достоверность сведений, предоставляемых кандидатами на вакансии госслужбы, разбирают заявления госслужащих о невозможности предоставить информацию о доходах.

Урегулирование конфликтов

Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект – представитель нанимателя.

Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления. Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения. Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.

Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.

Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *