Социальная защита пожилых людей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная защита пожилых людей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С возрастом физические возможности людей угасают. Снижение многих функций происходит из-за болезней, да и просто в силу физиологических причин. Именно поэтому на данном этапе жизни многим людям требуется помощь государства.

Социальная помощь пожилым людям и ее виды

В Гражданском Кодексе Российской Федерации прописаны виды соцпомощи пожилым людям, в частности:

  • социальная помощь престарелых людей на дому;
  • оказание помощи в стационарах, а также интернатах и приравненных к ним организациях (пансионатах и т.п.);
  • полустационарная помощь для пребывания в светлое время суток;
  • срочная социальная помощь и поддержка — разовая;
  • оперативная помощь в виде консультаций для инвалидов.

Для лучшей адаптации пожилых людей в обществе работают специализированные территориальные центры. Они созданы непосредственно для оказания всесторонней социальной помощи пенсионерам и инвалидам. В их обязанности входит постановка престарелых людей на учет и контроль за тем, чтобы остро нуждающиеся своевременно получали помощь от государства. Территориальные центры оказывают услуги исходя из условий проживания пожилых, их насущных проблем, которые решаются в индивидуальном порядке.

Дома для престарелых в Подмосковье

Сеть пансионатов для пожилых людей предлагает дома для престарелых, которые являются одними из лучших в плане комфорта, уюта и расположены в красивейших местах Московской области.

Мы готовы предложить:

  • Комфортабельные пансионаты по уходу за пожилыми людьми в Москве и МО. Предложим все возможные варианты для размещения близкого Вам человека.
  • Большую базу квалифицированного персонала по уходу за пожилыми людьми.
  • Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).
  • Если Вы в поиске работы, мы предлагаем вакансии сиделок.
  • 1-2-3-местное размещение в пансионатах для пожилых людей (для лежачих специализированные удобные кровати).
  • 5-разовое полноценное и диетическое питание.
  • Ежедневный досуг: игры, книги, просмотр кинофильмов, прогулки на свежем воздухе.
  • Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.
  • Еженедельный осмотр профильных врачей.
  • Комфортные и безопасные условия: благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух.

Сегодня положение дел в сфере социальной защиты людей преклонного возраста нельзя оценить однозначно. В нашей стране наряду с хорошо наработанной базой нормативных и правовых документов, гарантирующих пожилым членам общества достойные условия жизни, имеет место тенденция неисполнения предписанных требований. Очевидным является и ощутимое отставание российского законодательства от европейского уровня правовой защиты стариков в вопросах охраны здоровья, имущественных и семейных отношений. Данные исследований свидетельствуют: подавляющее большинство граждан в возрасте 55–80 лет считают, что законы либо не действуют, либо их эффективность недостаточна. Одной из причин низкой результативности является слабая конкретизация установленных норм. В значительном числе случаев принятые в законах положения по защите пожилых граждан не имеют разъяснений, привязки к реальным жизненным ситуациям, что затрудняет, а порой и делает невозможным реализацию социального обеспечения людей преклонного возраста.

В соответствии с 5-й статьёй упомянутого закона, к данной категории граждан относятся женщины, достигшие 55-летнего возраста и мужчины, достигшие 60-летнего возраста.

Пожилые люди вправе воспользоваться услугами социальной помощи в соответствующих организациях, осуществляющих уход за данной категорией граждан, нуждающейся в постоянной либо временной помощи в связи с утратой трудоспособности и возможности самостоятельного удовлетворения жизненных потребностей. Поэтому пожилые люди вправе обратиться в органы социальной защиты за получением необходимой помощи, но также могут и отказаться от неё.

Также рекомендуется прочесть статью про матерей одиночек.

В 2014 году был опубликован ежегодный доклад Минтруда, в котором были проанализированы такие показатели, как качество жизни пожилых людей за прошлые годы, их уровень занятости, материальная обеспеченность и частота заболеваний у данной категории граждан. На основании результатов исследования были произведены следующие меры социальной поддержки:

  • дважды проиндексированы трудовые пенсии в сторону их увеличения;
  • увеличены социальные пенсии на 1,8 %;
  • увеличен прожиточный минимум пенсионеров;
  • появились социальные доплаты к пенсиям;
  • проведены мероприятия по повышению социальной активности пожилых людей, финансируемые из госбюджета.

О многодетных семьях читайте другую статью.

Для обеспечения достойного отношения к тем, кто считается пожилым человеком и проявлению их социальной активности, планируется реализовать социальные меры по следующим направлениям:

  • разработка обучающих программ по уходу за пожилыми людьми для их членов семьи;
  • развитие социальных организаций, предоставляющих соцуслуги;
  • организация межпоколенческой поддержки пожилых граждан вкупе с их вовлечением в волонтёрскую деятельность;
  • организация центров досуга с возможностью их посещения с членами семьи.

Есть у пожилых людей и собственный государственный праздник, который отмечается с 1990 года 1 октября — День пожилого человека. В этот день проводятся всевозможные фестивали, организаторами которых являются ассоциации по защите прав пожилых граждан, проходят конгрессы и конференции, устраиваются благотворительные акции.

Что считается малоимущей семьей? Узнайте тут.

Информация от 23 января 2015 г.

Как отмечено выше, государство гарантирует пенсионное обеспечение всем гражданам, достигшим определенного возраста. Основной источник дохода российских пенсионеров – это страховые пенсии. Однако для их получения человек должен иметь определенный страховой стаж (на данный момент он составляет 9 лет, а к 2024 году достигнет 15 лет), а также определенное количество пенсионных баллов. Многие люди, достигающие пожилого возраста, в силу разных причин не имеют необходимого стажа, и для них государством предусмотрена система социальных пенсий.

Социальная пенсия по старости назначается всем женщинам, достигшим 60 лет и всем мужчинам, достигшим возраста 65 лет, которые проживали не менее 15 лет на территории России (для представителей малочисленных народов Севера соответственно 55 и 60 лет). Размер социальной пенсии был проиндексирован с 1 апреля 2021 года и составляет сейчас 5180,24 рубля в месяц. Однако размер социальной пенсии может быть увеличен в следующих случаях:

  • в местности, где проживает пенсионе, установлен районный коэффициент, на величину которого увеличивается выплата;
  • на момент достижения 60 (65) лет пенсионер получал трудовую пенсию по инвалидности. Социальная пенсия по старости в таком случае будет не ниже получаемой ранее пенсии;
  • прожиточный минимум в регионе, где проживает пенсионер, выше размера социальной пенсии. В таком случае пенсия увеличивается до прожиточного минимума.

Последний пункт – самый важный в части установления социальных пенсий. Так, прожиточный минимум в целом по России установлен на начало 2021 года в размере 8726 рублей в месяц, что выше социальной пенсии по старости. При этом в разных регионах величина прожиточного минимума может быть выше или ниже этого значения. Самое низкое значение в 2021 году отмечено в Тамбовской области – 7489 рублей, самое высокое – в Чукотском автономном округе – 19000 рублей. Если прожиточный минимум в регионе ниже общероссийского значения, к социальной пенсии производится федеральная социальная доплата (ФСД), если выше – региональная социальная доплата (РСД).

Важно, что при определении суммы доплаты к социальной пенсии учитываются все получаемые от государства доходы пенсионера:

  • непосредственно назначенная социальная пенсия;
  • при наличии – ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), включая набор социальных услуг (НСУ);
  • дополнительные выплаты по материальному обеспечению;
  • дополнительные меры социальной поддержки на уровне региона;
  • компенсации по оплате ЖКХ, расходов на транспорт и другие.
Читайте также:  Доходы от продажи унаследованной недвижимости освободят от НДФЛ

Таким образом, любой человек, достигший пенсионного возраста, сможет претендовать на выплаты в размере прожиточного минимума, даже если не имеет страхового стажа.

Граждане пенсионного возраста, как и другие граждане России, при условии низкого дохода могут оформить субсидии на оплату услуг ЖКХ. Главное условие – размер оплаты за жилье и ЖКХ должен быть больше 22% от суммы доходов. Это относится как к одиноко проживающим гражданам, так и к семьям (в этом случае процент рассчитывается от общего дохода всех членов семьи). Назначение субсидий регулируется статьей 159 Жилищного кодекса РФ.

Для назначения субсидии не важно, где проживает пенсионер – в собственном жилье, по договору социального найма, или в частном жилье. Также субсидия может быть назначена пенсионерам, которые являются членами жилищного кооператива. Главное условие назначения субсидии – отсутствие задолженности по оплате услуг ЖКХ.

Налоговые льготы для пенсионеров подразделяются на федеральные и региональные. На федеральном уровне пенсионеры не платят налог на недвижимость, которая находится в их собственности. Эта льгота распространяется на все объекты недвижимости, которые находятся в собственности пенсионера. Также пенсионеры освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц.

На уровне субъектов РФ устанавливаются налоговые льготы по земельному налогу и транспортному налогу. Льготы в зависимости от региона заключаются либо в полном освобождении от налога, либо в снижении налоговых ставок.

В силу возраста не каждый пожилой человек может сам себя обслуживать, для многих обязательно нужна периодическая или постоянная помощь других людей. Для этой категории населения законодательство предлагает воспользоваться услугами по социальному обслуживанию.

Для людей пожилого возраста закон предполагает такие виды социального обслуживания:

  • обслуживание на дому – оказание помощи по покупке и доставке продуктов питания, лекарств, помощь в уборке квартиры, сопровождение в больницу;
  • полустационарное социальное обслуживание – возможность посещать соответствующие учреждения дневного или ночного пребывания, получая социально-бытовое обслуживание, медицинскую помощь, питание и отдых, поддержание социальной активности;
  • стационарное обслуживание – дома-интернаты, пансионаты и подобные учреждения для пожилых людей;
  • срочное социальное обслуживание в стационарных учреждениях или на дому – горячее питание, одежда, обувь, помощь с жильем, помощь юриста;
  • социально-консультативная помощь – юридическая помощь, помощь в организации досуга, консультации по другим вопросам.

Для женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет, которым необходима посторонняя помощь, эти услуги бесплатны.

Для людей преклонного возраста (старше 80 лет) есть возможность получить дополнительные льготы – бесплатные путевки на лечение, выезд на дом медицинского работника, медицинскую помощь вне очереди, компенсацию части стоимости медикаментов и протезов.

Организация социальной помощи пожилым людям в развитых странах

С 1 января 2020 года страховые пенсии неработающим пенсионерам будут проиндексированы на 6,6%, что значительно превысит уровень ожидаемой инфляции 2019 года (3,8%). Среднегодовое увеличение размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составит в среднем 1 тыс. рублей. Индексация коснется порядка 31 млн неработающих пенсионеров.

С 1 апреля 2020 года планируется индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии, в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера в 2019 году (предварительно на 7%). Повышение затронет почти 4 млн пенсионеров, из которых 3,2 млн являются получателями социальных пенсий.

Исходя из общей тенденции старения населения и сокращения трудовых ресурсов, с каждым годом будет нарастать потребность экономики в использовании труда пожилых людей.

Стимулирование занятости граждан пожилого возраста является одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации и имеет большое значение как с позиции обеспечения доходов пожилых людей, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала в интересах экономики страны, так и с точки зрения социализации пожилых людей, их интеграции в жизнь общества.

За последние пять лет доля лиц старше трудоспособного возраста в численности занятых выросла с 8,5% до 9,6%.

С целью продления трудовой деятельности работников старшего поколения и получения знаний и навыков, соответствующих современным требованиям работодателей, с 2014 года органы службы занятости организуют профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) незанятых граждан, которым назначена пенсия и которые стремятся возобновить трудовую деятельность. Регионы финансируют обучение из собственных средств.

С 2019 года при поддержке федерального бюджета в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» проводится профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста (граждане в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).

Участники мероприятий — как работники организаций, проходящие обучение по направлениям работодателей, так и граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения.

Граждане обучаются востребованным в экономике навыкам и компетенциям.

В реализации мероприятий по обучению принимают участие органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения и в сфере образования, Союз «Ворлдскиллс Россия», образовательные организации, работодатели.

Ежегодно, с 2019 года, обучением будут охвачены не менее 75 тыс. граждан предпенсионного возраста. Таким образом, к концу 2024 года мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию будет охвачено не менее 450 тыс. человек. На эти цели из федерального бюджета выделяется 5 млрд рублей ежегодно.

Плановое значение по обучению граждан предпенсионного возраста при содействии органов службы занятости на этот год — 50 тыс. человек. По состоянию на конец сентября 2019 года заключены договоры на обучение 76,5 тыс. человек. Прошли или продолжают обучение 58,7 тыс. человек.


Минтруд России проинформировал о ходе работы над повышением уровня и качества жизни пожилых граждан и совершенствованием их образа жизни.

С 1 января 2020 гг. страховые пенсии неработающим пенсионерам будут проиндексированы на 6,6%. Среднегодовой размер пенсии по старости увеличится на 1 тыс руб.

Прогнозируется потребность экономики в использовании труда пожилых людей. С 2014 г. органами службы занятости организуются профобучение и дополнительное профобразование для незанятых граждан, которым назначена пенсия и которые хотят работать. С 2019 г. профобучение проводится для граждан предпенсионного возраста.

Получили широкое развитие стационарозамещающие технологии. Приобретается автотранспорт для доставки в медорганизации лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности. В 2019-2024 гг. во всех регионах будут созданы гериатрические центры и отделения.

В рамках данного вопроса представлены статистические данные.

Качество жизни является интегральным понятием, отражающим не только выра-женность симптомов заболевания, но и функциональное состояние пожилого человека, состо-яние его физического и психического здоровья, социальную активность, способность к само-обслуживанию, материальное обеспечение и условия жизни, а также удовлетворенность ощущением собственного физического и психического благополучия.

Основные принципы социальной геронтологии и социальной защиты геронтов

(лиц старших возрастных групп) базируются на правах человека (личности) и правах пациента:

· -обеспечение социальных (экономических, бытовых) и медицинских вопросов;

· -выявление индивидуальных проблем (потребностей) в медицинской, социальной помощи и обслуживании;

· -обеспечение условий для личностного самовыражения;

· -способствование развитию само- и взаимопомощи пожилых.

В основе концепции социальной защиты лежат принципы ООН (1991 г.).

Люди пожилого и особенно старческого возраста в силу своих физиологических особенностей относятся к социально-уязвимой группе населения и нуждаются в поддержке общества. В РБ вопросами социаль­ной помощи, реабилитации граждан «третьего возрас­та» занимаются: Министерство социальной защиты населения РБ, МЗ РБ.

По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

  • пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет;
  • пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
  • пособиями по беременности и родам;
  • пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • пособиями по болезни и временной нетрудоспособности,
  • выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;
  • пособиями по безработице;
  • пособиями на погребение.
Читайте также:  Контроль обеспечения радиационной безопасности

Средства государственного социального страхования состоят из обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан, а также физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в государственные страховые фонды, доходов от капитализации средств и других поступлений.

Средства государственного социального страхования хранятся в государственных внебюджетных страховых фондах, создаваемых актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь. В Республике Беларусь для финансирования расходов на государственное социальное страхование образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Средства этого фонда состоят в основном из обязательных взносов нанимателей и граждан. Вместе с тем, социальное обеспечение некоторых категорий граждан осуществляется за счет средств государственного бюджета, например, государственных служащих, военнослужащих. Для выплаты пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями создан специальный Фонд предупредительных (превентивных) мероприятий по страхованию этих случаев.

Гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия.

Остаться дома среди привычных вещей

По данным центра НАФИ, в России живет около 7 миллионов одиноких пожилых людей. Они не ведут активную социальную жизнь: после 60 лет больше половины из них — 70% — замыкается на доме и быте. Усложняется ситуация и тем, что из-за проблем со здоровьем пожилые люди теряют мобильность. Фактически человек остается один, при этом остро нуждаясь в помощи извне.

82-летняя Софья Васильевна Рощина (фамилия изменена по просьбе героини. — Прим. ТД) живет в Твери в своей квартире на 12-м этаже. Она инвалид первой группы по зрению. Женщину беспокоят постоянные сильные боли в спине, груди и шее, из-за них ей тяжело передвигаться. Последние 17 лет она живет с внуком. Несколько лет назад он получил серьезную травму на заводе и теперь прикован к постели.

«Я за ним ухаживала сама. Это сложно, не каждый сможет поднять лежачего человека, обработать тело, поменять подгузник, — говорит Софья Васильевна. — В какой-то момент мне стало совсем тяжело. Еще и мои болезни обострились. Из-за головокружений на улицу выйти одна не могла — падала несколько раз. За внуком ухаживать сил не осталось. Социальный работник приходила два раза в неделю, приносила еду.

Родственников, кроме 84-летнего брата, у меня и нет — все умерли. Думала, как нам выжить

Началась сильная депрессия, которую пришлось лечить в психоневрологическом диспансере».

Бытовой помощи, которую сейчас соцработники оказывают маломобильным людям на дому, просто недостаточно, считает руководитель направления надомного ухода фонда «Старость в радость» Кира Белелюбская. В 2017 году фонд предложил концепцию системы долговременного ухода за пожилыми людьми. «Сначала вошла в президентские поручения и комплекс мер по системе долговременного ухода. В прошлом году ее включили в пилотный проект в рамках нацпроекта “Демография”, — отмечает эксперт. — Все адресаты системы нуждаются в посторонней помощи. Речь идет о людях с ментальными, физическими и сенсорными нарушениями».

В пилотных регионах подопечный может получать по программе помощь на протяжении четырех часов в день: по данным Белелюбской, примерно столько времени нужно, чтобы действительно помочь пожилому маломобильному человеку. «Благодаря этой помощи он сможет остаться жить дома, не переезжая в интернат, — объясняет она. — Это огромная радость для многих, ведь дома всегда лучше: ближе к своему привычному окружению, образу жизни».

Кроме фонда «Старость в радость», в проекте участвует родственный ему фонд «Старшие». Он разрабатывает методологию, обучает специалистов по всей России — от чиновников до помощников по уходу. Со стороны государства проект курируют Минтруд и Минздрав, региональные администрации и Агентство стратегических инициатив.

Сейчас в проекте «Система долговременного ухода» участвует 20 регионов. К 2022 году его хотят распространить на все 85 субъектов России.

Оставлять ли сиделку на время пандемии?

Ольга Ткачева, директор российского геронтологического научно-клинического центра, главный гериатр Минздрава России, объясняет, что нельзя останавливать работу сиделки во время пандемии, потому что люди нуждаются в уходе

Но, по ее словам, необходимо уделять особое внимание мерам безопасности. Эксперт отмечает, что семье необходимо контролировать состояние здоровья работника, измерять его температуру.

«Суть работы с пожилыми людьми — это близкий контакт, тактильность, общение. И когда вы приходите к пожилому человеку, дистанцию два метра соблюдать сложно», — признает гендиректор сети гериатрических пансионатов Senior Group Алексей Сиднев. По его мнению, из средств индивидуальной защиты сиделка должна обязательно использовать резиновые перчатки и пластиковый экран, который закрывает лицо, и, конечно, не использовать один и тот же комплекс защиты у разных подопечных.

когда вы приходите к пожилому человеку, дистанцию в два метра соблюдать сложно

Если есть возможность ухаживать за пожилым человеком самостоятельно, Ольга Ткачева все же советует отказаться от услуг сиделки на время пандемии. «Для всех опасно, когда заходит чужой человек в квартиру, извне — в данном случае», — говорит специалист.

В квартире, где живут несколько человек, пожилым людям все равно необходимо соблюдать режим самоизоляции. «Если вы, например, вынуждены работать, то нужно стараться соблюдать максимальный режим изоляции: с дистанцией, с мытьем рук, — перечисляет Ольга Ткачева. — Может быть, в разное время принимать еду и каждому завести свою посуду. Правила — это дистанция, это повязка, это мытье рук, это обработка поверхностей».

Книги по социальной поддержке

Сегодня в продаже:

  • Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. Учебное пособиеИздательство: Проспект. Год: 2019.

    Данное учебное пособие является комплексным исследованием учений о договорах в сфере семейного права, трудового права и права социального обеспечения. Эти договоры имеют общую с гражданско-правовыми договорами цивилистическую основу, но в то же время обладают существенными отличиями. Отличия обусловлены единством частных и публичных начал в правовом регулировании семейных, трудовых и социально-обеспечительных отношений. Изложение учений об отраслевых…

  • Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержкуИздательство: Каро. Год: 2005. Серия: Педагогическая серия.

    Пособие раскрывает основные направления деятельности работников сферы образования по соблюдению прав детей в сфере дополнительного образования, социально-педагогической поддержки. Охарактеризованы нормативные основы соблюдения прав детей, информационные ресурсы экспертизы соблюдения прав детей на дополнительное образование и социально-педагогическую…

Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это гарантируется Конституцией Российской Федерации (статья 7).

До 1991 года отдельные аспекты социального обслуживания реализовывались в системе профсоюзов, учреждений социального страхования и общественных организаций.

Современный этап развития теории и практики социальной работы в России характеризуется: целенаправленными усилиями государства на всех уровнях (от федерального до муниципального) по обеспечению здоровой социальной среды для жизни человека, созданию системы поддержки людей; инициацией потенциала самопомощи человека (семьи), оказавшегося в трудной жизненной ситуации; оказанием социальной помощи человеку или группе людей через поддержку, консультирование, реабилитацию, социальный патронаж и использование других видов социальных

Социальное обслуживание является одной из форм социальной защиты в России.

В современных условиях социальные службы выступают в качестве одного из важных принципов социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности. Фирсов М.В. Введение в профессию социального работника — Москва: КНОРУС, 2011.

Читайте также:  «Лужковские выплаты» молодым семьям при рождении ребенка в Москве в 2022 году

В словаре социальной работы Р. Баркера социальная служба определяется как «предоставление конкретных социальных услуг людям с целью удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может обеспечить себя сам)». Баркер Р. Словарь по социальной работе. — Москва, 1994.

Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», социальное обслуживание — это деятельность, включающая в себя социально-экономическую поддержку, предоставление социальных, медицинских, социально-психологических и юридических услуг, а также осуществление социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в соответствии с основными видами, определенными настоящим Федеральным законом. Платонова Н.М. Теория и методология социальной работы. — Москва: Издательский центр «Академия». 2010.

К середине 1990-х годов была создана правовая база основных отраслей социальной сферы, заложены основы правового регулирования социально-экономического положения отдельных категорий населения (пенсионеров, беженцев, инвалидов, престарелых, вынужденных переселенцев и т.д.). Прежде всего, это базовые законодательные акты, которые закладывают основы правового регулирования в сфере социального обслуживания населения, повышения уровня социальной защиты граждан или отдельных категорий, а также установления для них экономических, социальных и правовых гарантий и определения механизмов их реализации.

В 1990-х годах были разработаны и реализованы специальные федеральные программы по содействию занятости и помощи пожилым людям и инвалидам («Старшее поколение» и «Социальная помощь инвалидам»). С 1993 года реализуется программа «Дети России», а через год после ее запуска она получила статус президентской.

В последующие годы были изданы следующие нормативно-правовые документы:

* Федеральный закон от 19.02.93 № 4528 — 1 «О беженцах»;

* Закон Российской Федерации от 19.02.93 № 4530 — 1 «О вынужденных переселенцах»;

* Закон РФ от 19.04.91 № 1032 — 1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

* Федеральный закон № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах».

* Федеральный закон № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

* Федеральный закон № 122-ФЗ от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов

* Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

* Федеральный закон № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

* Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.95.

* Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

* Федеральный закон № 120 от 24.06.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

* Федеральный закон № 178 от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».

Сущность социальной политики государства: цели, задачи, принципы

Основным направлением государственной политики является социальная политика, целью которой является гармонизация социальных интересов различных групп населения. Платонова Н.М. Теория и методология социальной работы. — Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

Социальная политика — это разработанный и реализуемый комплекс целей, направленных на улучшение жизни людей в стране, регионе или компании.

Основной целью социальной политики государства является гармонизация общественных отношений. Его основное направление — создание социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан. Целью государственной социальной политики в отношении инвалидов и пожилых людей является устойчивое повышение уровня и качества жизни на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социальных и демографических групп населения, а также рациональное использование финансовых и иных ресурсов. Обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и иных прав и свобод, установленных Конституцией Российской Федерации и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К 2015 году должен быть решен ряд основных задач

стабилизация материального и социального положения пожилых граждан путем совершенствования механизма нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, пенсионного обеспечения, здравоохранения, доступной занятости, предоставления адресной помощи и широкого спектра социальных услуг, способствующих достойному образу жизни в старости

Продолжение совершенствования существующих и создание новых институциональных структур для жизнеобеспечения, поддержания жизнеспособности и здоровья, социализации и социальной коммуникации пожилых людей;

Утвердить позитивное отношение к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества и повысить готовность всего населения к происходящим демографическим изменениям.

Это создаст условия для достижения независимости, активного участия в жизни общества, обеспечения необходимого ухода, реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства российских граждан в пожилом возрасте.

Это требует согласованных, целенаправленных действий со стороны органов власти, муниципалитетов, общественных институтов и граждан, действующих в рамках своих полномочий и возможностей.

Основы государственной социальной политики Российской Федерации в отношении инвалидов и пожилых людей базируются на следующих принципах.

Принцип ответственности государства. Создание условий для надежной социальной защиты и улучшения социального положения граждан старшего поколения в соответствии с изменениями в обществе, выполнение обязательств по предотвращению бедности и лишений в связи с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Принцип равенства всех граждан старших поколений — равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, принятие решений по вопросам их жизнедеятельности независимо от социального статуса, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений, экономического вклада, обеспечение равных возможностей для самореализации в социально-трудовой сфере и общественной деятельности.

Принцип преемственности государственной социальной политики и стабильности действий в отношении граждан старшего поколения — сохранение и реальная финансовая жизнеспособность социальных гарантий поддержки пожилых граждан и постоянный учет интересов пожилых людей как особой категории населения.

Принцип сочетания правового и этического регулирования — соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов для реализации политических решений в отношении граждан старших поколений в сочетании с обеспечением условий для справедливого отношения к пожилым людям и использования уникального опыта пожилых людей.

Организация пенсионного обеспечения

В России каждый гражданин имеет право на получение пенсии по достижении им определенного возраста.

Каковы законодательные аспекты социальной защиты престарелых граждан в части пенсионного обеспечения?

  • Закон гласит, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на начисление ему базовой пенсии, размер которой не зависит от его трудового стажа и величины заработной платы. Ее определяет Правительство РФ и Пенсионный фонд. Базовая часть пенсии в 2019 году составляет 5334,19 руб. Это тот минимум, который могут получать все граждане РФ, достигшие пенсионного возраста. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии регулярно индексируется. Задачей Правительства является увеличение размера базовой пенсии до размера прожиточного минимума.
  • Пенсия имеет также страховую часть. Размер страховой части пенсии у всех граждан индивидуален, он рассчитывается по определенной формуле, которая включает такие показатели, как величина трудового стажа и заработной платы, наличие льгот (к примеру, надбавки получают люди, имеющие несколько лет трудового стажа сверх установленной государством нормы, ветераны или участники ВОВ, инвалиды и т.п.).
  • Кроме того, существует третья часть пенсии – накопительная. Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *