Социальные отчисления в Республике Казахстан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальные отчисления в Республике Казахстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Так, работодатели платят за работников 3% от размера заработной платы. Однако облагаемый доход не может превышать 10 МЗП (700 000 тенге), то есть максимально возможное отчисление работодателя составит 21 000 тенге в месяц.

Как производятся уплата и исчисление

Расчет социального налога производится следующим образом:

налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект

Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».

Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.

Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.

Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.

Таблица новых размеров пособий и выплат на 2023 год

Вид Размер
Пенсия
Минимальная 77 417 тенге
Солидарная 53 076 тенге
Базовая 24 341 тенге
Пособие по инвалидности
Первая группа 77 889 тенге
Вторая 62 068 тенге
Третья 42 190 тенге
Выплата по рождению ребенка
На 1, 2, 3 ребенка 131 100 тенге
4 и более 217 350 тенге
Пособие по уходу за ребенком
Первый ребенок 19 872 тенге
Второй 23 495 тенге
Третий 27 083 тенге
Четвертый и более 30 705 тенге
Пособие по потере кормильца
При 1 нетрудоспособном члене семьи 34 888 тенге
При двух 60 445 тенге
При трех 75 049 тенге
При четырех 79 512 тенге
При пяти 82 352 тенге
При шести 85 597 тенге

Нельзя умолчать о том, что некоторые наши сограждане глубоко недовольны действующей социальной страховой «обязаловкой» и вычетами по соцналогу. Например, Валентина Сиврюкова, президент Конфедерации НПО Казахстана, президент Гражданского альянса Казахстана, в прошлом году высказала такое мнение: «Несмотря на то, что отчисление в Госфонд соцстрахования идет персональное, никакой персонификации в самом фонде не происходит. Средства попадают в общий котел и не влияют ни на что. Независимо от того, кто сколько в этом фонде накопил, социальные выплаты при страховом случае будут производиться по установленным ставкам». Вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов в мае прошлого года заявил, что социальный налог «дышит предпринимателям в затылок», и что будет лучше « если эти деньги работодатель выплатит своим работникам в довесок к зарплате».

Наконец, некоторые предприниматели откровенно признаются, что из-за специфики налогообложения в нашей стране, в том числе манипуляций с социальным налогом, они не заинтересованы в повышении оплаты труда. Экономист Мурат Алейбеков достаточно исчерпывающе прокомментировал и этот момент: «Неадекватный Налоговый кодекс трижды облагает налогом фонд зарплаты. Во-первых, у работника из оклада изымается часть денег в виде подоходного налога. Во-вторых, на зарплату начисляется социальный налог. В-третьих, вся сумма вместе с отчислениями в бюджет облагается еще налогом на добавленную стоимость. В том числе облагается налогом и социальный налог, который у нас, почему-то, считается частью добавленной стоимости». Поэтому неудивительно, что предпринимателю всегда выгоднее платить меньше. Это снижает себестоимость продукции или услуг, повышает его конкурентоспособность.

«Зарплатные» налоги и социальные платежи в 2021 году

Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).

За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.

Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

[свернуть]

Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в

  • форме 200, каждый квартал;
  • исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
  • а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).

Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.

Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:

  • за 1 квартал 2021 года — до 15 мая 2021 года;
  • за 2 квартал 2021 года — до 15 августа 2021 года;
  • за 3 квартал 2021 года — до 15 ноября 2021 года;
  • за 4 квартал 2021 года — до 15 февраля 2022 года.

Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.

Как изменился расчет заработной платы в 2021 году?

Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.

Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).

Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.

ОСМС – это процедура, позволяющая за счет регулярных финансовых отчислений формировать активы, которые будут оплачивать полученную медпомощь. Население РК сможет не только получать медицинские услуги за счет сделанных взносов, но и самостоятельно выбирать организации здравоохранения, в которых удобнее наблюдаться и получать помощь.

Нововведение утверждено Законом об обязательном медицинском страховании №405-V, который был введен в действие 16 ноября 2015 года. Основанием для его разработки стал Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Законодательные нормы очерчивают круг правил и обязанностей для плательщиков взносов. Приказ Министерства здравоохранения РК № 478 от 30.06.2017 года разъясняет, как рассчитать размер выплат и перечислить их в бюджет и уточняет размеры штрафных санкций при не своевременных начислениях.

Единственным нормативным актом, устанавливающим налоговый режим, является контракт на недропользование.

Налогообложение недропользователей осуществляется согласно двум моделям.

Первая модель предусматривает уплату недропользователями всех видов налогов и других обязательных платежей, определенных Налоговым кодексом.

Вторая модель предусматривает уплату (передачу) недропользователями доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату налогов и других обязательных платежей, установленных Налоговым кодексом, за исключением:

  • акциза на сырую нефть и другие полезные ископаемые;
  • налога на сверхприбыль;
  • земельного налога;
  • налога на имущество.

Первая модель налогового режима устанавливается во всех контрактах, за исключением контрактов о разделе продукции, для которых применяется вторая модель налогового режима.

Уровень налоговых обязательств недропользователя должен быть равным независимо от применения одной из двух моделей налогового режима.

Специальные платежи и налоги включают бонусы (подписные и коммерческие), роялти, налог на сверхприбыль, долю Республики Казахстан по разделу продукции.

ВЗНОСЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ ПО ОСМС В 2023 ГОДУ

Плательщик Объект исчисления Лицо Сумма Комментарий

Работодатель (отчисления)

Начисленный доход работника ( до 10 МЗП) – 700 000

3%

max 21 000

Из средств работодателя

Работник (взносы)

Начисленный доход работника ( до 10 МЗП) – 700 000

2%

max 14 000

Из дохода работника

ФЛ по договору ГПХ (взносы)

Начисленный доход ( до 10 МЗП ) – 700 000

2%

max 14 000

Из дохода физлица

ФЛ самостоятельно ( не ЕСП) (взносы)

1 МЗП — 70 000

5%

3 500

Из средств физлица

ИП, в т.ч. КФХ

1,4 МЗП – 98 000

5%

4 900

Из средств ИП

ИП, в т.ч КФХ – приостановление деятельности, бездействующее

1 МЗП – 70 000

5%

3 500

Из средств ИП

Лицо, занимающееся частной практикой ( ЛЧП) — взносы

1,4 МЗП – 98 000

5%

4 900

Из средств ЛЧП

Лицо, занимающееся частной практикой (ЛЧП) – приостановление деятельности (взносы)

1 МЗП – 70 000

5%

3 500

Из средств ЛЧП

Расчет налогов и платежей с ЗП в 2021 году

Согласно изменениям текущего года начиная с января и вплоть до 01.01.25, ставка НС будет равняться 9,5%. С 01.01.25 она будет увеличена до 11%. Данное требование не относится к ИП, которые работают по СНР. Эта категория рассчитывается с государством по отдельной формуле.

Плательщики СН, не являющиеся юридическими лицами, производят исчисления налога 1 МРП (месячный расчётный показатель) за каждого сотрудника и 2 МРП за себя.

В том случае, когда ИП в отчётный период не получал доходов, он освобождается от необходимости уплаты социального налога. Это же относится и к налогоплательщикам, приостановившим предоставление отчётности в налоговые органы.

Расчет социального налога производится следующим образом:

налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект

Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».

Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.

Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.

Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.

Юридические лица могут воспользоваться одним из 2 способов начислений СН:

  1. По СНР, когда составляется упрощённая декларация.
  2. По стандартной общепринятой схеме.

ИП также могут действовать по одной из 2-х предусмотренных для них схем:

  1. С упрощённой декларацией по СНР.
  2. Налоги начисляются по стандартным расчётам, предусмотренным для ИП.

Второй способ делает возможным использование коэффициентов МРП (если организация зарегистрирована как физическое лицо).

Для расчётов можно использовать онлайн-калькулятор, с помощью которого проще выбрать оптимальный вариант.

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

I. Доходы

11 656 462 803

1

Налоговые поступления

8 420 620 726

01

Подоходный налог

2 326 401 400

1

Корпоративный подоходный налог

2 326 401 400

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

4 918 717 937

1

Hалог на добавленную стоимость

4 261 402 746

2

Акцизы

125 015 260

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

451 812 703

4

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

66 627 653

5

Налог на игорный бизнес

13 859 575

06

Hалоги на международную торговлю и внешние операции

1 129 843 665

1

Таможенные платежи

1 110 579 878

2

Прочие налоги на международную торговлю и операции

19 263 787

08

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

45 657 724

1

Государственная пошлина

45 657 724

2

Неналоговые поступления

139 759 507

01

Доходы от государственной собственности

105 174 199

1

Поступления части чистого дохода государственных предприятий

9 051 636

3

Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

21 643 836

4

Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

6 316 672

5

Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

58 125 855

6

Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

700 000

7

Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

2 670 166

9

Прочие доходы от государственной собственности

6 666 034

02

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 546 681

1

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 546 681

03

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

84 084

1

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

84 084

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

1 967 943

Категория

Наименование

Сумма,
тыс. тенге

Класс

Подкласс

I. Доходы

11 907 753 852

1

Налоговые поступления

9 064 741 442

01

Подоходный налог

2 501 500 500

1

Корпоративный подоходный налог

2 501 500 500

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

5 210 774 858

1

Hалог на добавленную стоимость

4 505 308 674

2

Акцизы

133 016 237

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

491 143 230

4

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

66 892 759

5

Налог на игорный бизнес

14 413 958

06

Hалоги на международную торговлю и внешние операции

1 304 982 051

1

Таможенные платежи

1 284 157 897

2

Прочие налоги на международную торговлю и операции

20 824 154

08

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

47 484 033

1

Государственная пошлина

47 484 033

2

Неналоговые поступления

145 090 886

01

Доходы от государственной собственности

108 742 048

1

Поступления части чистого дохода государственных предприятий

8 941 691

3

Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

24 701 376

4

Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

6 517 276

5

Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

58 178 475

6

Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

700 000

7

Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

2 476 560

9

Прочие доходы от государственной собственности

7 226 670

02

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 546 681

1

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 546 681

03

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

87 447

1

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

87 447

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

2 046 661

1

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора

2 046 661

05

Гранты

84 890

Сноска. Приложение 4 в редакции Закона РК от 24.05.2021 № 44-VII (вводится в действие с 01.01.2021).

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

1

2

3

ВСЕГО

1 721 036 747

1

Налоговые поступления

1 666 447 988

01

Подоходный налог

693 456 844

1

Корпоративный подоходный налог

693 456 844

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

972 991 144

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

972 991 144

2

Неналоговые поступления

6 588 759

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

6 588 759

2

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, на организации нефтяного сектора

6 588 759

6

Поступления от продажи финансовых активов государства

48 000 000

01

Поступления от продажи финансовых активов государства

48 000 000

1

Поступления от продажи финансовых активов внутри страны

48 000 000

— 3-х уровневая пенсия в Казахстане

В Казахстане пенсия складывается из 3-х уровней:

1. уровеньбазовый. Базовая пенсия — эта часть выплачивается из государственного бюджета. Базовая пенсия зависит от трудового стажа.

2. уровень — обязательный. Пенсии из солидарной системы и ЕНПФ (Единого накопительного пенсионного фонда) за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

— 1) Солидарная пенсия выплачивается из республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года. Именно с этого периода начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ всеми работающими.

— 2) выплаты из ЕНПФ за счёт пенсионных накоплений работников.

3. уровень — добровольный. Это выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

Как рассчитать социальный налог в РК в 2021 году

Статья 29. Статус фонда

Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.

Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда

1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.

2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:

1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:

образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);

не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;

2) для главного бухгалтера:

образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);

не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.

3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:

1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

2) не имеющее безупречной деловой репутации.

Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;

3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;

4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Статья 31. Деятельность фонда

Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.

Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.

Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.

Фонд осуществляет следующие виды деятельности:

1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;

2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;

3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.

В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.

Статья 32. Права и обязанности фонда

1. Фонд имеет право:

1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;

2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;

Статья 37. Разрешение споров

Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании

Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 39. Переходные положения

1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количес��ва иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.

Калькулятор расчета заработной платы в Республике Казахстан

  • Как избавиться от долгов

  • Карты рассрочки – в чем выгода

  • Как научиться экономить и вести семейный бюджет

  • Страхование имущества

  • Как лучше платить – карточкой или наличными

  • Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки

  • 5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома

  • Ипотека по программе «7-20-25»

  • Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита

  • Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат

  • Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?

  • Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата

  • Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?

  • Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение

  • Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст

  • Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить

  • Налог на имущество физических и юридических лиц

  • Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы

  • Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка

  • Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане

  • Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане

  • Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно

  • Как защититься от коллекторов в Казахстане

  • Как получить квартиру от государства в Казахстане

  • Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане

  • Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты

  • Кредитная история: как узнать и очистить плохую?

  • Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи

    Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

    Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

    Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

    В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

    Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

    Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:

    1. юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
    2. индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;

    Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).

    По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размере 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.

    Плательщиками социального налога не являются:

    1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
    2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
    3. ИП, работающие на основе патента.

    Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

    Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

    От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

    Особенности расчета социального налога с 01.01.2020 года

    Социальный налог — это термин, который применяется в Казахстане и некоторых других странах.

    Данный вид налогообложения имеет отношение к субъектам, совершающим хозяйственную деятельность на территории РК.

    В январе 2021 года в законодательную базу касательно социального налога были внесены изменения.Пересмотрены налоговые ставки, что должны взять во внимание сотрудники компаний и предприятий, занимающиеся ежемесячным отчислением средств в государственные фонды.

    По состоянию на 2021 год социальный налог (СН) государство обязывает перечислять из своих доходов следующих субъектов государства:

    • Юридических лиц.
    • Частных нотариусов.
    • Профессиональных медиаторов.
    • Адвокатов.
    • Частных судебных исполнителей.
    • Индивидуальных предпринимателей.

    МРП, МЗП, прожиточный минимум на 2023 год в Казахстане

    Категория

    Наименование

    Сумма, тыс. тенге

    Класс

    Подкласс

    I. Доходы

    11 656 462 803

    1

    Налоговые поступления

    8 420 620 726

    01

    Подоходный налог

    2 326 401 400

    1

    Корпоративный подоходный налог

    2 326 401 400

    05

    Внутренние налоги на товары, работы и услуги

    4 918 717 937

    1

    Hалог на добавленную стоимость

    4 261 402 746

    2

    Акцизы

    125 015 260

    3

    Поступления за использование природных и других ресурсов

    451 812 703

    4

    Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

    66 627 653

    5

    Налог на игорный бизнес

    13 859 575

    06

    Hалоги на международную торговлю и внешние операции

    1 129 843 665

    1

    Таможенные платежи

    1 110 579 878

    2

    Прочие налоги на международную торговлю и операции

    19 263 787

    08

    Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

    45 657 724

    1

    Государственная пошлина

    45 657 724

    2

    Неналоговые поступления

    139 759 507

    01

    Доходы от государственной собственности

    105 174 199

    1

    Поступления части чистого дохода государственных предприятий

    9 051 636

    3

    Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

    21 643 836

    4

    Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

    6 316 672

    5

    Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

    58 125 855

    6

    Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

    700 000

    7

    Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

    2 670 166

    9

    Прочие доходы от государственной собственности

    6 666 034

    02

    Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

    2 546 681

    1

    Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

    2 546 681

    03

    Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

    84 084

    1

    Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

    84 084

    04

    Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

    1 967 943

    Категория

    Наименование

    Сумма,
    тыс. тенге

    Класс

    Подкласс

    I. Доходы

    11 907 753 852

    1

    Налоговые поступления

    9 064 741 442

    01

    Подоходный налог

    2 501 500 500

    1

    Корпоративный подоходный налог

    2 501 500 500

    05

    Внутренние налоги на товары, работы и услуги

    5 210 774 858

    1

    Hалог на добавленную стоимость

    4 505 308 674

    2

    Акцизы

    133 016 237

    3

    Поступления за использование природных и других ресурсов

    491 143 230

    4

    Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

    66 892 759

    5

    Налог на игорный бизнес

    14 413 958

    06

    Hалоги на международную торговлю и внешние операции

    1 304 982 051

    1

    Таможенные платежи

    1 284 157 897

    2

    Прочие налоги на международную торговлю и операции

    20 824 154

    08

    Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

    47 484 033

    1

    Государственная пошлина

    47 484 033

    2

    Неналоговые поступления

    145 090 886

    01

    Доходы от государственной собственности

    108 742 048

    1

    Поступления части чистого дохода государственных предприятий

    8 941 691

    3

    Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

    24 701 376

    4

    Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

    6 517 276

    5

    Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

    58 178 475

    6

    Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

    700 000

    7

    Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

    2 476 560

    9

    Прочие доходы от государственной собственности

    7 226 670

    02

    Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

    2 546 681

    1

    Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

    2 546 681

    03

    Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

    87 447

    1

    Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

    87 447

    04

    Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

    2 046 661

    1

    Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора

    2 046 661

    05

    Гранты

    84 890

    Сноска. Приложение 4 в редакции Закона РК от 24.05.2021 № 44-VII (вводится в действие с 01.01.2021).

    Категория

    Наименование

    Сумма, тыс. тенге

    Класс

    Подкласс

    1

    2

    3

    ВСЕГО

    1 721 036 747

    1

    Налоговые поступления

    1 666 447 988

    01

    Подоходный налог

    693 456 844

    1

    Корпоративный подоходный налог

    693 456 844

    05

    Внутренние налоги на товары, работы и услуги

    972 991 144

    3

    Поступления за использование природных и других ресурсов

    972 991 144

    2

    Неналоговые поступления

    6 588 759

    04

    Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

    6 588 759

    2

    Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, на организации нефтяного сектора

    6 588 759

    6

    Поступления от продажи финансовых активов государства

    48 000 000

    01

    Поступления от продажи финансовых активов государства

    48 000 000

    1

    Поступления от продажи финансовых активов внутри страны

    48 000 000

    Планы ФНС на 2021-2023 годы: вас вышвырнут из тени

    Возьмем обычного работника, который работает по основному месту работы. Написано заявление на стандартный налоговый вычет в 1 МЗП. Подробнее об этом в расчете зарплаты. Работодатель — ТОО на ОУР. Зарплата 60000 тенге.

    1. Вначале нам надо рассчитать ОПВ и социальные отчисления.
      ОПВ = ЗП * 0.1 = 60000*0.1 = 6000
    2. СО = (ЗП — ОПВ)*0.035 = (60000 — 6000) = 1890 тенге.
    3. ВОСМС = 60000*2%=1200 тг
    4. СН = (ЗП — ОПВ — ВОСМС)* 0.095 = (60000 — 6000 — 1200) * 0.095 = 5016 (тиыны по правилам округляются до тенге).
    5. СН к уплате = СН — СО = 5016 — 1890 = 3126 тенге
    6. Теперь то же самое, но работодатель ИП на ОУР.
      СН = 1 МРП, СН к уплате = СН — СО = 2971 — 1890 = 1081 тенге;

    По социальному налогу есть минимальный предел — не меньше 9,5% от 1 МЗП. Т.е. даже если доход работника 1 тенге, СН все равно будет 9,5% от 1 МЗП. Это касается юридических лиц (ТОО и т.д.). ИП платят фиксированную ставку за работника, неважно сколько они ему платят.

    №1. Что такое социальный налог?

    Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

    Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

    Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

    В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

    Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *