Можно ли изменять существенные условия госконтракта: изменения с 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли изменять существенные условия госконтракта: изменения с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса приведено понятие существенных условий. Под такими условиями здесь понимаются условия о предмете контракта; условия, названные существенными или необходимые для включения в договора этого вида, и все условия, относительно которых стороны должны договориться.

Изменение цены контракта по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ позволяет назначить новую цену договора в ряде случаев:

  • При подписании соглашения с иностранной организацией, по которому гражданину РФ будут предоставляться медицинские услуги за пределами страны. Тогда цена может измениться в любую сторону при наличии соответствующих медицинских показаний. Отметим, что данную возможность нужно изначально зафиксировать в договоре.
  • При наличии соответствующего решения Правительства РФ, если цена контракта, целью которого является обеспечение федеральных нужд в течение минимум 3 лет, равна либо превышает установленный Правительством РФ предел в 10 миллиардов рублей. При этом работа по соглашению является невозможной по независящим от его участников обстоятельствам без поправки условий.
  • На основании решения высшего исполнительного органа региональной власти, если для обеспечения нужд субъекта был заключен контракт на 3 года и более, а его цена составляет или превышает размеры, зафиксированные на правительственном уровне. Такая максимальная сумма составляет 1 млрд рублей. Кроме того, без изменения условий контракта по 44-ФЗ его исполнение невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.
  • После решения городской администрации, когда для обеспечения муниципальных нужд заключен договор на год и более, а его цена равна или выше 500 миллионов рублей, что является предельным порогом, установленным Правительством РФ для такого типа контрактов. В данном случае работы по соглашению также должны быть неосуществимы без изменения условий по причине обстоятельств, на которые стороны не могут повлиять.

Необязательные условия контракта

Контракт включает в себя множество различных условий. Часть из них — существенные требования к предмету закупки и поставщику, часть — не слишком важны. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Также в контракт иногда включаются:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Этапы и сроки заключения контракта

Первый этап контракта един для всех видов закупок. Сначала заказчик составляет проект контракта, который размещается в ЕИС и на ЭТП вместе с иной закупочной документацией. В нём прописаны все обязательные и дополнительные условия. После объявления победителя контракт дополняется новой информацией — в него включают наименование и реквизиты исполнителя, цену и предмет контракта. Затем поставщик вносит обеспечение и подписывает контракт. Сроки подписания зависят от формы и способа проведения закупки.

Так, в соответствии со статьёй 51 Закона о контрактной системе по результатам электронного конкурса или аукциона контракт заключается не ранее чем через десять дней (если настоящим законом не установлено иное) с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки или протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).

При проведении электронного запроса котировок контракт заключается не позднее одного рабочего дня, следующего за днём его подписания участником закупки, с которым заключается контракт, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днём размещения в ЕИС протокола подведения итогов котировки.

Существенные условия договора: что это в широком смысле?

Любой договор — это совокупность условий. Есть среди них особые — существенные, о которых законодатель говорит в статье 432 Гражданского кодекса.

Читайте также:  Примеры заявления на отгулы в счет отпуска на полдня, 1, 2 дня

Там нет прямого определения этого понятия (как и в принципе нигде в законе), но текст нормы даёт нам понять, что существенными будут те условия, без которых договор в принципе не сможет состояться. Они разбиты на 3 группы:

  • условие о предмете — сделка не может быть из серии «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», она всегда конкретна;
  • условия, предусмотренные нормативными правовыми актами, как объективно необходимые для договоров конкретного вида — «существенные» и «необходимые» в данном случае синонимы;
  • условия, которые становятся существенными в силу того, что какая-либо из сторон этого требует — если вы не согласны подписать договор аренды помещения без задатка, такое условие будет существенным, хотя и субъективно.

Если с первым и последним пунктом все более-менее понятно, то на втором следует остановиться подробнее (хотя первое и имеет непосредственное отношение ко второму).

Существенные условия контракта по закону о контрактной системе

Однако если мы рассматриваем существенные условия именно контрактов, то нужно учесть, что понятие «контракт» хоть и является составной частью понятия «договор», но не тождественно ему.

Термин можно понимать как договор в предпринимательской сфере или бизнес-договор. Но чаще он все-таки используется в рамках федерального закона о контрактной системе в сфере государственных закупок (сокращенно).

Это такой договор, который государство или его муниципалитеты заключают с частными поставщиками, подрядчиками, исполнителями услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. То есть все, что мы говорили выше, относится и к контрактам, но последние будут иметь свои особенности.

Упомянутый закон не предлагает нам определения существенного условия, зато он содержит целый ряд таких условий. Однако перечень не исчерпывающий, и в зависимости от конкретного случая заказчик или исполнитель может внести условие, на котором он особенно настаивает, в проект контракта. Вот какие условия обязательно должны быть в любом подобном контракте, согласно пункту 13 статьи 34 закона:

  • как и в какой срок должен быть оплачен заказ;
  • как и в какой срок заказчик должен принять товар, работу, услугу по количеству, комплектности, объему, изначально предусмотренным контрактом;
  • как и в какой срок должны быть оформлены результаты такой приемки;
  • какие гарантийные обязательства берет на себя поставщик, подрядчик или тот, кто предоставляет услугу;
  • о размере аванса по каждому из этапов выполнения заказа (если предполагается поэтапное исполнение) в процентном соотношении от стоимости выполнения каждого из этапов;
  • о том, что исполнитель заказа, кто бы он ни был (просто гражданин, ИП, организация), освобождается от необходимости уплатить соответствующий налог, сбор или другой обязательный платеж в бюджет государства, если по правилам налогового законодательства такой платеж должен быть осуществлен.

По смыслу определения существенных условий, они обязаны быть прописаны в контракте и оставаться неизменными во весь срок его действия.

Но закон о контрактной системе в пункте 1 статьи 95 предлагает нам исключения из правила, когда по соглашению сторон такое условие может быть изменено:

  • возможность вносить изменения предусмотрена самим контрактом и документацией о закупке;
  • отсутствие объективной возможности иначе исполнить соглашение с Российской Федерацией, заключенное на срок не менее трех лет и на сумму не менее 10 миллиардов рублей (согласно Постановлению Правительства РФ № 1186), — в этом случае изменения может внести Правительство;
  • отсутствие объективной возможности иначе исполнить контракт, заключенный с субъектом РФ не менее чем на 3 года и на сумму не менее 1 миллиарда рублей — здесь решающее слово за правительством субъекта;
  • отсутствие объективной возможности иначе исполнить соглашение, заключенное с муниципалитетом на срок не менее 1 года и на сумму не менее 500 000 000 рублей — решает муниципалитет;
  • изменение по закону цен и тарифов на предоставляемые услуги, товары, работы;
  • расширение или уменьшение перечня медицинских услуг, которые должны быть по контракту с другим государством предоставлены нашему соотечественнику за рубежом — только если соглашение изначально допускает такое.

Мы перечислили не все условия, при которых допускается внесение изменений в обязательные пункты соглашения — полный список в статье 95 закона. Но, в принципе, сталкиваются с ними не часто.

Существенные условия договора, в том числе в сфере госзакупок — условия, без которых невозможно прийти к соглашению по объективным (закон) и субъективным (мнение сторон) причинам.

Контракт в сфере госзакупок, без сомнения, относится к тем договорам, к которым законодатель предъявляет больше всего требований.

Где и как отображается исполнение контракта в ЕИС

Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ должен быть опубликован в ЕИС.

Отчет формируется с учетом Постановления Правительства №1093 от 2013 года. Согласно требованиям законодательства, отчетность формируется в электронном виде и подписывается ЭЦП. Отчет для ЕИС может быть трех типов:

Читайте также:  Сроки уплаты авансов по транспортному налогу в 2023 году юридическими лицами

К отчету прилагаются документы о приемке результатов контракта.

После исполнения контракта сведения об этом включаются в реестр подписанных контрактов. Заказчику следует уложиться в трехдневные сроки. В реестре должна отображаться следующая информация:

Сведения в реестр направляются заказчиком посредством личного кабинета в ЕИС. За проверку поступившей информации и ведение реестра отвечает Казначейство.

Если контракт находится на стадии реализации, приемки или оплаты, то ему присваивается статус «Исполнение». Выполненная закупка получает статус «Завершено». Если контракт расторгается, то ему присваивается статус «Прекращено».

Особенности работы с государственным контрактом

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Вопрос: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), принимающей участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции, внесение денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, если она не победила в этом аукционе?
Организацией на специальный счет, открытый в банке, перечислены денежные средства в размере 350 000 руб. Сумма обеспечения заявки составила 250 000 руб.
Посмотреть ответ

Дату расторжения контракта нужно определять согласно ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а также с учетом ст. ст. 191 и 193 ГК РФ

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Статья 191 ГК РФ устанавливает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если же последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Если контрагент в установленный срок исправил нарушение условий контракта, заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе

Мы уже говорили ранее о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, обязывающей заказчика отменить принятое им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если контрагент в отведенный ему десятидневный срок устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения заказчиком. Расторжение контракта заказчиком в таком случае является неправомерным.

Перечень существенных условий

В части 13 ст. 34 закона 44-ФЗ определены следующие существенные условия госконтракта:

  • предмет закупки;
  • фиксированная цена контракта;
  • порядок и сроки расчетов с исполнителем;
  • процедура приемки товара, работы или услуги;
  • сроки предоставления исполнителем гарантийных обязательств;
  • размер аванса (при наличии);
  • положение о предоставлении налогового вычета или иных льготных условий исполнителю;
  • ответственность сторон и гарантии.

К предмету закупки относят наименование товара, работы или услуги, которые требуется доставить или выполнить для заказчика, а также параметры и технические характеристики, позволяющие однозначно определить предмет закупки по классификации ОКВД-2.

Например, если предметом закупки является товар, то приводятся его наименование, размеры, материал изготовления и т. д. Для работ приводится перечень с описанием требуемого результата.

При описании порядка и сроков оплаты важно учитывать, что срок перечисления средств исполнителю не может быть более 30 дней со дня подписания акта приемки. Если предметом закупки являются работы, прием которых разбит на несколько этапов, то размер аванса для каждого этапа нужно также указывать в контракте.

Условия предоставления исполнителю налогового вычета и иных льгот описывается, если исполнитель имеет право на такие льготы, например, являясь представителем малого бизнеса или выполняя социально значимый заказ.

К условиям об ответственности и гарантиях сторон относят:

  • порядок выплаты неустойки при нарушении сторонами условий контракта;
  • условия и сроки возврата обеспечения заявки;
  • сведения о привлечении субподрядчиков, цена услуг которых превышает 10% цены контракта;
  • порядок соблюдения прав третьих лиц и гарантии при их нарушении.

Важнейшим условием контракта также является обязательство сторон соблюдать действующее законодательство.

Способ 2. Получите сертификат ТПП о форс-мажоре

Подтвердите обстоятельства форс-мажора через ТПП. Этот способ вы можете использовать в любом случае. Либо сразу можете обратиться в ТПП минуя заказчика, либо когда заказчик уже не принял ваши объяснения о невозможности исполнить контракт.

Это более сложный способ, но при наличии сертификата ТПП, заказчик не вправе начислить неустойку и отправить данные в РНП. При этом вам не придется приводить заказчику дополнительные аргументы и доказывать обстоятельства непреодолимой силы.

Читайте также:  Как найти электронный больничный лист

ТПП России выдает сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах только по внешнеторговым контрактам. Когда нужно засвидетельствовать обстоятельства по внутрироссийскому контракту, обратитесь в торгово-промышленную палату субъекта РФ. В регионах все ТПП получили право выдавать подтверждение форс-мажора по внутренним контрактам. Например, Московская ТПП выдает заключения о наличии или отсутствии обстоятельств непреодолимой силы (п. 10 ст. 6 Закона г. Москвы от 27.03.2002 № 17, Закон от 07.07.1993, протокол Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20.03.2020 № 3).

Способ 5. Уменьшите обеспечение контракта

Когда исполняете контракт, вы вправе изменить способ обеспечения – с денежного залога на банковскую гарантию и наоборот. Также разрешено предоставить новое обеспечение в меньшем размере. Эти правила не новые, но именно сейчас о них полезно вспомнить. Если не хватает денег на хозяйственные операции – получите банковскую гарантию и внесите ее вместо денег, которыми обеспечили контракт. Другой вариант – верните часть денег по обязательствам, которые исполнили.

Уменьшать обеспечение контракта заказчик вправе при двух условиях:

  1. Контрагент заплатил неустойку, если заказчик требовал выплатить штраф или пени.
  2. Заказчик принял товары, работы или услуги в объеме выплаченного аванса, если контрактом предусмотрен аванс.

Получить банковскую гарантию поможет рекомендация, уменьшить размер денежного обеспечения – правила и пример. Право уменьшить размер обеспечения или заменить вид обеспечения прописано в части 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.

Можно ли корректировать существенные условия

  1. До начала торгов изменению подлежат любые условия предложенного заказчиком проекта контракта.
  2. После подведения итогов победитель обязан подписать контракт, сформированный в точном соответствии с тендерной документацией и собственным ценовым предложением. Редактировать какие-либо пункты в этот момент запрещено, даже если обе стороны согласны.
  3. Изменение положений договора во время его исполнения возможно по причинам, перечисленным в статье 95 закона 44-ФЗ. Например:
  • Если это предусмотрено в тексте самого документа, а в случае закупки у единственного поставщика:
    — при снижении стоимости с сохранением качества и объемов поставки;
    — при варьировании объемов поставки в пределах 10% с пропорциональной коррекцией оплаты.
  • Если стоимость меняется по независящим от сторон причинам.
  • При изменении цены единицы продукции согласно обновленным тарифам на регулируемые услуги.
  • При урезании оплаты по контракту в связи с корректировкой бюджета.

Недостатки при организации закупок.

В ходе проверки данного вопроса контрольные органы в сфере закупок довольно часто выявляют:

– несоблюдение принципа профессионализма в контрактной системе и неприменение профессиональных стандартов. Напомним, что до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим могло быть лицо, имеющее профессиональное либо дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе). Начиная с указанной даты работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе). Отметим, что с 01.07.2016 профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника, которые предусмотрены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ. Бюджетные учреждения обязаны соблюдать установленные Законом о контрактной системе требования к образованию сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих, а также руководителя организации, если он исполняет трудовые функции по обеспечению закупочных процедур;

  • нарушения порядка формирования комиссии (комиссий) по осуществлению закупок, формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих), а также выбора специализированной организации и наделении ее соответствующим функционалом. Довольно распространенными ошибками являются принятие решения о создании комиссии по осуществлению закупки после размещения извещения об осуществлении обозначенной закупки, несоответствие количества членов комиссии по осуществлению закупок требованиям ч. 3 ст. 39 упомянутого закона, а также неправомочное осуществление комиссией своих функций в случае присутствия на заседании менее 50% общего числа ее членов;
  • нарушения порядка организации централизованных закупок (ст. 26 Закона о контрактной системе);
  • нарушения порядка организации совместных конкурсов и аукционов (ст. 25);
  • несоблюдение требований по осуществлению закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30);
  • неприменение национального режима при осуществлении закупок товаров (предоставление преференций участникам закупки, предлагающим для поставки товары иностранного производства) (ст. 14);
  • отсутствие утвержденных требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков (ст. 19).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *