Установление опеки и попечительства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установление опеки и попечительства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Далеко не каждый будет иметь право опекать ребенка. Основные требования – это достижение совершеннолетия, наличие достаточного дохода и хорошее состояние здоровья. Однако есть и другие факторы, которые могут повлиять на отказ в опекунстве.

Порядок установления опеки и попечительства

Человек, решивший взять на попечение гражданина, нуждающегося в поддержке, должен предоставить в отдел опеки и попечительства массу документов, среди которых:

  • ходатайство, в котором прописана просьба назначения опекуном;
  • справка с места работы с указанием следующих сведений: должность, величина средней зарплаты за последний год. При отсутствии места официального трудоустройства необходимо предоставить иной документ для подтверждения дохода. К примеру, пенсионерам нужно подать удостоверение и справку из ПФ РФ с указанием суммы пенсионного обеспечения;
  • письменное подтверждение права пользования жилой недвижимостью;
  • справка об отсутствии судимости за совершение умышленного преступления, направленного против жизни и здоровья человека;
  • медицинское заключение, в котором отражены результаты обследования, предусмотренного регламентом Минздрава и соцразвития РФ. По стандартам требуется пройти в: психоневрологическом, наркологическом и инфекционном диспансерах;
  • свидетельство о регистрации отношений – актуально, если заявитель состоит в браке;
  • письменное согласие от других членов семьи на проживание с опекаемым на одной жилой площади;
  • письменное подтверждения соответствия жилой площади требованиям санитарных, пожарных и иных служб;
  • характеристика с места работы/учебы;
  • автобиография.

Важно: вышеуказанный перечень не является закрытым, так как в зависимости от обстоятельств сотрудники ведомства могут запросить дополнительные сведения.

Что дает попечительство над несовершеннолетним?

Конечно, ни один самый подготовленный опекун или член семьи не заменит ребенку родителей. Особенно сложно в моральном плане переносить полную потерю ближайших людей – смерть, пропажу без вести, лишение родительских прав.

Важно понимать, что в этих случаях оформляется полное опекунство, когда попечитель несет полную ответственность за малыша и, впоследствии, может усыновить ребенка.

Понятие же временного опекунства относится к случаям, когда нужно воспитывать и заботиться о ребенка лишь определенный отрезок времени. Как говорилось выше, такие обстоятельства возникают, когда один или оба родителя имеют серьезные проблемы со здоровьем и нуждаются в лечении, не могут заниматься ребенком полноценно из-за работы. Также часто временное опекунство оформляется бабушками и дедушками – если родители сами еще не являются совершеннолетними.

Родительские права могут быть частично ограничены и будут полностью восстановлены, когда мать и отец решат свои проблемы и докажут, что могут вновь воспитывать свое чадо.

Особенности правового статуса опекаемого ребенка

Обычно в замещающей семье опекаемого ребенка любят, как родного. Но с юридической точки зрения у него остаются права и обязанности по отношению к кровной семье. Ребенок претендует на наследство кровных родителей и обязан содержать их после наступления совершеннолетия, если они окажутся недееспособными.

  • Права и обязанности попечителя и опекаемого прекращаются, как только последнему исполняется 18 лет.
  • Если попечитель умирает, то его статус не переходит к родственникам — им придется повторить процесс оформления документов, для того, чтобы оставить ребенка в семье.
  • Опекун должен управлять имуществом опекаемого в его интересах. Например, если у ребенка есть денежные активы, необходимо обеспечить их сохранность от инфляции.
  • Опекун должен отчитываться об управлении активами опекаемого, а также о расходовании пособий на него.
  • Опекаемый имеет право на получение жилья от государства, только если за ним не закреплена никакая недвижимость.
  • Опекаемый имеет право поступить в ВУЗ вне конкурса.
  • Опекаемый не наследует имущество опекуна, если тот не составил в отношении него завещание.

Если вы решили получить право опеки над ребенком, но не знаете, с чего начать процедуру оформления — обратитесь в наше агентство. Наши юристы проконсультируют вас по условиям и порядку передачи детей в семью. Если органы опеки отказываются поставить вас на учет в качестве кандидата в опекуны, мы поможем подготовить письменное обращение с обоснованием неправомерности их действий. Также наши юристы помогут подготовить исковое заявление в случае нарушения закона органами опеки, руководством учреждения соцзащиты, кровными родственниками опекаемого ребенка.

Кто готовит ребёнка к семейному устройству

Согласно действующему законодательству, вся деятельность по подготовке документов ребёнка для усыновления или опеки лежит на органах опеки и попечительства. Запрещается требовать от потенциальных усыновителей или опекунов, попечителей какие-либо документы, связанные с усыновляемым или потенциальным подопечным. Все, абсолютно все документы на ребёнка должны быть подготовлены органом опеки и попечительства (вместе с организацией, где ребёнок находится).

Недопустимо (в том числе с точки зрения сохранения тайны усыновления) «поручать» усыновителям разыскивать «пропавших» родителей ребёнка, требовать от них получения каких-либо «отказов» или «согласий». Не вправе потенциальный усыновитель собирать медицинские документы на ребёнка, оформлять свидетельство о рождении и т.п. любые документы, связанные с ещё не усыновлённым им ребёнком т. к. до момента назначения их законными представителями ребенка они являются ему посторонними гражданами и не имеют никаких полномочий, и это может расцениваться как доступ к данным, составляющим информацию о частной жизни другого гражданина. То же можно сказать и про кандидатов в опекуны или попечители.

Читайте также:  Смена фамилии и отчества ребенка без согласия отца

Опека и попечительство это основной способ защиты детей, которые остались по ряду причин без родителей. Опекун (попечитель) – это гарант в осуществлении прав и свобод ребенка. Оформить опеку или попечительство над несовершеннолетним ребенком достаточно сложно. При этом лишиться права исполнять обязанности попечителя (опекуна) очень легко. Семейный и Гражданский кодексы РФ направлены на максимально возможную защиту прав детей, оставшихся без родителей[31].

Прекращение опеки и попечительства связаны с несколькими факторами. Основания прекращения описаны в статьях 39 и 40 ГК РФ.

Над малолетними подопечными опека прекращается по достижению ими 14-ти лет. Согласно п. 2 ст. 40 ГК РФ гражданин-опекун, после достижения ребенком возраста 14-ти лет автоматически становится попечителем несовершеннолетнего. Переквалификация опекуна в попечители происходит без принятия дополнительного решения об этом. Не требует особого решения и прекращение попечительства при достижении подопечным 18-ти лет (п. 3 ст. 40 ГК РФ)[32].

Так же основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними гражданами являются:

— эмансипация (приобретение несовершеннолетним полной дееспособности до достижения им восемнадцатилетнего возраста);

— вступление в брак несовершеннолетним[33].

Причинами для прекращения опеки и попечительства могут являться:

1) освобождение попечителей или опекунов от исполнения ими обязанностей (добровольно и при особых условиях);

Данное освобождение производится органом опеки и попечительства в случаях возвращения подопечного родителям или при передаче его на усыновление. Помещение подопечного в лечебное, воспитательное учреждения или учреждения защиты населения может привести к принятию органом опеки и попечительства решение об освобождении попечителя (опекуна) от исполнения его обязанностей, при условии, что это не противоречит интересам подопечного. Опекун (попечитель) при наличии уважительных причин, таких как: изменение имущественного положения, болезнь или отсутствие взаимопонимания с подопечным, может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по личной просьбе, направленной в орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 39 ГК РФ).

2) ненадлежащее выполнение попечителем или опекуном возложенных на него обязанностей;

3) использование попечительства или опеки в корыстных целях;

4) оставление опекуном (попечителем) подопечного без необходимой помощи или надзора[34].

Выявление вышеприведенных причин обязывает орган опеки и попечительства принять решение о прекращении исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей и принять меры необходимые для привлечения виновного гражданина к ответственности, установленной законом (п. 3 ст. 39 ГК РФ)[35].

В Уголовном кодексе РФ содержится статья 156, предусматривающая наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, связанных с воспитанием несовершеннолетних опекунами или попечителями.

Отказ от передачи бывшего подопечного органу опеки и попечительства, после прекращения опекуном (попечителем) исполнения своих обязанностей, приводит к обращению соответствующего органа в суд с иском об отобрании ребенка.

Отстранение от исполнения опекунских или попечительских обязанностей влечет за собой невозможность для отстраненных лиц в дальнейшем выступать в роли приемных родителей, усыновителей и опекунов (попечителей).

Орган опеки и попечительства не всегда выносит верные решения, действуя, якобы в интересах ребенка и тут не лишней будет помощь адвоката по семейным делам. Благодаря помощи адвоката по семейным делам опекун (попечитель) может восстановить свои права и доказать в судебном порядке неправомерность или неверность действий и решений, принимаемых органом опеки и попечительства[36].

1. Настоящее Положение регулирует отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, недееспособными или ограничено дееспособными гражданами, отношения по установлению, осуществлению и прекращению патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином, а также вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, патронажу.

2. Нормы настоящего Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к учреждениям и организациям, в которые помещены под надзор несовершеннолетние дети, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, в том числе к учреждениям и организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. В настоящем Положении используются следующие понятия и термины:

«кандидат в опекуны и попечители» — гражданин желающий принять несовершеннолетнего на воспитание и внесенный территориальным подразделением уполномоченного органа по защите детей в Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в качестве кандидатов в опекуны и попечители;

«нуждающиеся в установлении опеки и попечительства лица» — совершеннолетние недееспособные граждане, ограниченные в дееспособности граждане, несовершеннолетние, которым в силу обстоятельств требуется уход, забота, воспитание, совершение установленных законодательством действий в их интересах и от их имени;

«подопечный» — гражданин, в отношении которого установлены опека, попечительство или патронаж;

«территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей» — государственный орган, осуществляющий функции опеки и попечительства (далее — территориальное подразделение).

4. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Семейным кодексом Кыргызской Республики, Кодексом Кыргызской Республики о детях, Гражданским кодексом Кыргызской Республики и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также настоящим Положением.

5. Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) добровольное принятие гражданином обязанностей по опеке и попечительству;

2) контроль за осуществлением обязанностей по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

Разница опекунства и попечительства

31). Органы власти, выполняющие функции органов опеки и попечительства, могут назначить опекунов или попечителей детям, родители которых обратились к ним с такой просьбой, имея уважительную причину (48-ФЗ ст. 13), или если родители (СК ст. 121): лишены или ограничены в своих правах; длительно или безвестно отсутствуют; не могут исполнять свои обязанности по причине болезни или недееспособны; уклоняются от обязанностей по воспитанию и обучению; своими действиями или бездействием угрожают их жизни и здоровью препятствуют и мешают нормальному развитию и воспитанию. Опекунов назначают детям до 14 лет (детям 10 лет и старше опекунов назначают с их согласия), а попечителей — несовершеннолетним от 14 до 18 лет (СК ст.

Читайте также:  Как вписать детей в паспорт: необходимые документы и подробная инструкция

Под опекой понимается наблюдение и уход за людьми, которые не в состоянии обеспечить себе его самостоятельно. Опека устанавливается над лицами, которые были признаны судом недееспособными, частично дееспособными, а также над детьми до достижения ими 14 летнего возраста. Цель опеки – обеспечить должный уход, подопечного, а в случаях с детьми – гарантировать воспитание и образование.

Уважаемые читатели! В статье рассказаны типичные способы того, как решать юридические проблемы. Ваш случай индивидуален.

Чаще всего в опеке нуждаются дети

  • Дети. , по тем или иным причинам оставшемуся без родителей, по закону положен опекун. Если говорить об опеке, то опекуна назначают детям до 14 лет. Если ребенок уже достиг этого возраста, говорят о попечительстве (опекуны имеют больше прав распоряжаться имуществом от имени ребенка и проводить сделки).
  • Люди с тяжелыми Медицинская комиссия и суд должны официально признать лицо недееспособным. То есть если в ходе психического заболевания человек теряет способность принимать решения самостоятельно, отвечать за свои действия, а также заботиться о себе в полной мере, ему положен опекун.
  • . Лица с тяжелой степенью инвалидности или в результате травмы пострадавшие настолько, что не в состоянии осуществлять уход за собой также имеют право на опекуна. Чаще в этом случае говорят о патронаже.
  • Люди с пристрастием к азартным играм, алкоголю или наркотикам. Если степень зависимости настолько велика, что человек не контролирует себя, наносит вред своей семье (в том числе материальный), его могут признать частично недееспособным.

Контроль над деятельностью ООП

Органы попечительства/опеки должны нести ответственность в случае нарушения своих обязанностей. Контроль над их выполнением осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с Административным регламентом № 957 от 24.09.2010 года.

В данном документе указывается, что проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором).

Информацию о данной службе можно найти в сети на официальном сайте, получить при личной консультации в отделении, по телефону или в письменной форме.

Роспотребнадзор вправе проводить проверки, запланированные и вне плана, на которых устанавливаются нарушения в деятельности ООП, сведения о которых направляются в компетентные органы для их устранения. Срок проведения данной процедуры — не более 20 рабочих дней (исключения составляют сложные случаи, прописанные в данном регламенте).

Органы попечительства и опеки могут проверяться планово не чаще, чем раз в год. При этом список таких мероприятий ежегодно выставляется Роспотребнадзором как общая доступная информация для всех.

В случае если подопечному в результате бездействия или незаконных действий органов опеки и попечительства нанесен вред, то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (Глава 59 ГКФ).

История органов опеки и попечительства

Своего рода органы попечительства и опеки стали появляться на Руси еще при правлении Владимира Святого, который наделил духовенство обязанностью общественного призрения.

Во времена Ивана Грозного эта функция уже была возложена на государство, а попечительством занимались монастырские общины и частные лица.

Но детские специализированные учреждения для сирот стали появляться только в 18-м веке, при Петре Первом. В это время они назывались воспитательными домами. Екатерина Вторая продолжила открывать такие приюты, а также утвердила законом право отдавать детей на воспитание в семьи.

Уже в конце 19-го века сформировались основные формы оказания помощи нуждающимся гражданам. Были созданы специализированные училища, лечебницы, дома-приюты для слепых и глухих детей и другие заведения социального характера.

Конечно, самое актуальное время работы органов опеки в нашей стране — это период ВОВ и этап после нее. В эти годы государство было заполонено бедными, нуждающимися в крове сиротами. После войны постепенно количество детских домов сокращалось, и упор делался на индивидуальное воспитание в приемных семьях.

Чем занимается отдел опеки

Граждан, которые испытывают потребность в дополнительной поддержке, интересует, какими нормами руководствуются работники отдела, и каких мер стоит ожидать в ответ на обращение.

Есть четкое определение сущности, чем занимаются органы опеки. Согласно ФЗ №48 от 24.04.2008 года (ст. 8) государственная инстанция осуществляет:

  1. Поиск и ведение учета граждан, которым требуется посторонняя поддержка.
  2. Взаимодействие с судебной инстанцией при решении вопроса об установлении недееспособности или ограниченной дееспособности, либо прекращении такого статуса.
  3. Согласование опекунства и передача подопечных достойным претендентам.
  4. Надзор за работой опекуна и условиями жизни переданных подопечных.
  5. Прекращение статуса опекуна или попечителя, если будут установлены основания считать, что они не справились с обязательствами.
  6. Согласование сделок, в которые вовлечены опекуны и их опекаемые. Без письменного разрешения со стороны надзорной структуры любая сделка по отчуждению имущества подопечных будет признана недействительной.
  7. Передача в доверительное управление собственности опекаемых согласно ст. 38 ГК РФ.
  8. Выступление перед инстанциями в интересах несовершеннолетних, когда опекун или попечитель, в силу обстоятельств, не вправе исполнять эти функции. Аналогично организовано участие работников ООП при представлении и защите интересов недееспособных граждан.
  9. Решение вопроса о допустимости отдельного проживания опекаемых от своих представителей (на основании ст. 36 ГК РФ).
  10. Проверка условия проживания детей, следить за выполнением обязательных мероприятий и устройства жизни в семье согласно установленным нормам.
  11. Помощь в реализации прав и льгот, положенных по закону.
Читайте также:  Как изменятся пенсии по инвалидности в 2023 году

То или иное решение ООП, при несогласии заинтересованных лиц, подлежит оспариванию в судебном порядке.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Однако не всегда можно выяснить, какие именно подразделения органов местного самоуправления выполняют те или иные конкретные функции.

Ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР в ст. 120 указывал, что «органами опеки и попечительства являются исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов». При этом осуществление функций по опеке и попечительству возлагалось на отделы народного образования — в отношении несовершеннолетних лиц, на отделы здравоохранения — в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на отделы социального обеспечения — в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья. Такое же распределение функций по опеке и попечительству было закреплено в Положении об органах опеки и попечительства РСФСР .

Утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. N 175 // СП РСФСР. 1986. N 15. Ст. 109.

Данные акты утратили силу. Ст. 34 действующего Гражданского кодекса РФ устанавливает, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Порядок создания таких органов, их структура, компетенция, порядок деятельности определяются согласно ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» : «Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Семейный кодекс РФ, устанавливая правила защиты интересов несовершеннолетних членов семьи, в ст. 121 также указывает, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 107. Установление опеки и попечительства

1. Опека и попечительство устанавливаются органами опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. В отдельных случаях опека и попечительство могут быть установлены по месту жительства опекуна (попечителя).

2. Суд обязан в течение трех дней с момента вступления в законную силу решения о признании лица недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого лица для установления над ним опеки и попечительства.

3. Опека и попечительство устанавливаются в течение месяца с момента, когда соответствующим органам стало известно о необходимости установления над лицом опеки или попечительства.

4. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Статья 122. Ребенок (дети), над которым устанавливается патронат

1. Предварительный выбор ребенка (детей) для передачи его по договору патронатным воспитателям осуществляется лицами, желающими принять ребенка (детей) в семью, по согласованию с органом опеки и попечительства.

Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

2. Передача ребенка (детей) патронатным воспитателям осуществляется с учетом его мнения. Ребенок (дети), достигший возраста десяти лет, может быть передан только с его согласия.

3. Ребенок (дети), переданный патронатным воспитателям, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. При отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствия с жилищным законодательством.

Ребенок (дети), переданный патронатным воспитателям, обладает также правами, предусмотренными статьями 52 — 54, 59 настоящего Закона.

Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.

Полномочия органов опеки и попечительства:

  • Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
  • Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
  • Право на установление опеки ребенка. Установление попечительства с назначением попечителя ребенка;
  • Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
  • Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
  • Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества, долей которого владеет ребенок;
  • Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
  • Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
  • Проверка всех условий проживания детей в семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
  • Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
  • Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
  • Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *