Учетная политика организации: как составить на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика организации: как составить на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.

Правила оформления электронных первичных документов

Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):

  • квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);

  • простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.

В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:

1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;

2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).

Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).

Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).

Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.

В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.

При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:

Изменения электронного первичного документа

Обоснование

Изменение размера граф и строк

Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091

Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой

Добавление вкладных листов

Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры

Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:

  • для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
  • для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
  • для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)

Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:

  • новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
  • внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
  • смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный

В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.

Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.

В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.

Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.

Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.

Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.

Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):

  • рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
  • конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации соответствующей организационно-распорядительной документацией. В частности, учетная политика может утверждаться приказом или распоряжением генерального директора организации (п. 8 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Все существенные способы ведения бухучета, утвержденные в учетной политике, подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).

Учетная политика на 2021 год: что учесть учреждениям бюджетной сферы

  1. Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
  2. Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
  3. Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.

Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ.

Штрафы — не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.

Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь!

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Читайте также:  Ставится ли печать на справке 2-НДФЛ?

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Изменения в учётной политике в 2021 году

Учетная политика организации формируется отдельно для бухгалтерского и налогового учета. Это могут быть 2 отдельных приказа или составные части одного документа. Какой бы вариант оформления ни выбрала организация, учетная политика утверждается руководителем.

Для чего нужна учетная политика (УП)? В некоторых случаях предприятию предоставлено право выбрать один из возможных или разработать свои методы учета различных операций. Отменена необходимость применять большинство унифицированных форм первичных документов. Состав и детализация данных бухгалтерской отчетности также перестали жестко регламентироваться.

Таким образом, фирмам дано право выбора по многим вопросам бухучета и налогообложения. Правильно сделанный в УП выбор позволит не только сократить трудозатраты, связанные с учетным процессом, но и минимизировать налоговую нагрузку.

На какой срок принимается учетная политика предприятия? УП не имеет срока действия, достаточно принять ее один раз и при необходимости вносить изменения и дополнения. Изменения в УП также утверждаются приказом руководителя.

Однако в условиях сильно меняющего законодательства или при кардинальном изменении деятельности юрлица поправок становится слишком много. В этом случае целесообразно издать новый приказ об УП.

Важно! При наличии филиалов, представительств и т. д. УП утверждается в головной компании и применяется во всех подразделениях (п. 9 ПБУ 1/2008).

Рассмотрим подробнее, как составить учетную политику на 2020 — 2021 год компании на ОСНО.

Формирование учетной политики для бухучета осуществляется в соответствии с ПБУ 1/2008 и другими стандартами бухучета. Утвердить ее надо до начала года, в котором она будет применяться. Новые юрлица должны утвердить УП в течение 90 дней с даты госрегистрации.

Изменения и дополнения вносятся в УП в следующих случаях:

  • при изменении законодательства;
  • существенном изменении условий деятельности предприятия, в том числе появлении новых видов деятельности;
  • разработке новых методов ведения учета.

В первых двух случаях поправки, внесенные в УП, применяются c начала действия соответствующих изменений, а в третьем — с начала очередного календарного года.

Как правило, структура УП состоит из двух блоков: организационных и методологических положений. Состав каждого блока представлен в таблице.

Организационные положения

Организация системы бухучета в компании: способы обработки информации, распределение ответственности за учетный процесс и т. д.

Организация системы внутреннего контроля

Формы первичных документов

Порядок документооборота

Рабочий план счетов

Формы учетных регистров

Порядок и сроки проведения инвентаризации

Состав бухгалтерской отчетности

Методологические положения

Группировка фактов хозяйственной жизни

Оценка каждого вида имущества при их поступлении, создании и выбытии

Оценка обязательств

Порядок отнесения материальных ценностей к ОС и запасам

Способы начисления амортизации ОС и НМА

Порядок учета доходов и расходов

Формирование резервов

Оценочные обязательства

Принципы формирования бухотчетности

Составляя учетную политику на 2021 годы, следует учесть вступающие в силу новации законодательства.

Продолжается переход на применение стандарта ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Обязанность применять его в работе возникнет в 2022 году. Но при желании можно начать применять его с 2021 года или с начала деятельности предпиятия, если оно создано в 2020. Принятое решение надо закрепить в УП.

Еще одно изменение касается учета МПЗ. Приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н утвердил новый стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он заменил ПБУ 5/01 и Методические рекомендации по учету МПЗ, утвержденные приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н. При желании новый стандарт можно применять и 2020 году, но с 2021 году его применение станет обязательным.

Налоговые и бухгалтерские изменения-2022

По УСН сдавать декларацию за 2021 год потребуется на новом бланке.

Также планируется, что с июля 2022 года будет действовать новый налоговый режим — УСН.онлайн. Он будет предназначен для микропредприятий с численностью работников до 5 чел. и годовыми доходами до 60 млн. руб. ИФНС будет администрировать его в упрощенной форме аналогично НПД — без отчетной декларации и через удобный сервис.

По данному налогу будут обновленные отчетные формы:

  • 6-НДФЛ для работодателей;
  • 3-НДФЛ для физлиц и ИП.

Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.

К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.

Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.

Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.

Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.

Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:

  • для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
  • для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.

Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:

  • заявления на льготу по налогу на имущество;
  • заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
  • заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
  • сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

  • при назначении;
  • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Формы взаимодействия:

  • запрос информации;
  • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.
Читайте также:  Что делать, если приставы сняли все деньги

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Приходно-расходная смета

Приходно-расходная смета товарищества – это его финансовый план. Она определяет суммы затрат на приобретение (создание) общего имущества и на текущие расходы товарищества. В итоге смета будет содержать два соответствующих раздела.

«Кассовый» подход к учету подразумевает, что расходы осуществляются в пределах денежных средств, непосредственно поступивших в распоряжение товарищества. Такой принцип препятствует возникновению дефицита бюджета СНТ и напоминает порядок признания доходов и расходов по мере оплаты, предусмотренный пунктом 18 (абз. 2) ПБУ 10/99.

Справочно

Применение упрощенной системы налогообложения освобождает СНТ от уплаты налога на имущество.

Работа со сметой в СНТ имеет сезонные особенности. Как правило, на зимний период активность товарищества замирает, однако полностью избежать текущих расходов невозможно – таких, как затраты на охрану, освещение, уборку снега. Между тем правление составляет смету в конце календарного года на предстоящий год и вынуждено ей следовать до момента ее утверждения на общем собрании, которое созывается в конце весны – начале лета. Таким образом, первоначально правление руководствуется проектом сметы.

Предположим, затраты понесены (оплачены), но собрание соответствующую статью сметы не утвердило (например, сочло расходы на уборку снега завышенными). В этой ситуации – на основании решения общего собрания членов СНТ — списание целевого финансирования сторнируется и на сумму затрат товарищество предъявляет претензию членам правления: ДЕБЕТ 76 субсчет «Претензии к правлению» КРЕДИТ 08, 26 (п. 2 ст. 24 Закона № 66-ФЗ).

Образцы бухгалтерской учетной политики организации на УСН

Внимание! ИП бухгалтерскую политику не утверждают.

Учетная политика может утверждаться как одна общая для бухгалтерского и налогового учета, так и по отдельности для каждого вида учета.

Отдельные учетные политики имеют ряд преимуществ:

возможность не пересматривать ежегодно учетную политику в отношении одного из видов учета (например, на законодательном уровне изменения в правила ведения бухучета вносятся гораздо реже, чем в правила, отраженные в Налоговом кодексе, это значит, что бухгалтерскую учетную политику можно пересматривать раз в несколько лет);
возможность возложить ответственность за соблюдением норм учетной политики в отношении налогового и бухгалтерского учета на разных специалистов (организационная структура некоторых предприятий предусматривает наличие в штате отдельных специалистов по налоговому учету).

У нас на сайте вы можете скачать образцы учетных политик для целей бухгалтерского учета для различных видов деятельности.

Бухгалтерский учет в снт в 2021 году с проводками

Финансовая сторона Естественно, финансовая сторона будет прозрачной, ведь это обязательное условие для ревизоров, которые выбраны на общем собрании. Любые платежи проводятся по безналу, для этого используется открытый счет.

Взносы бывают членскими, которые тратятся на текущие проблемы, а также целевыми, позволяющими улучшить инфраструктуру. Ранее существовали вступительные взносы, но сейчас они не имеют законного основания.

Новый закон даст шанс сберечь все в прежнем объеме, любые расходы должны быть одобрены на общем собрании.

Инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин дает более скромную оценку — 200—300 млрд рублей ежегодно. «Это достаточно крупная сумма, но существенного влияния на приток ликвидности она не окажет. Для сравнения, это 0,7—1,1% от объема депозитов физических лиц, размещенных в банках», — поясняет Бахтин.

Не слишком значительная для рынка цифра может стать серьезным источником фондирования для одного банка, полагает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский. «Следует учитывать, что это среднесрочные остатки, которые будут лежать на банковских счетах и тратиться постепенно.

Такой источник бесплатных пассивов будет значим даже для крупного госбанка», — отмечает аналитик. Оформить в собственность недвижимость — или совершить с ней какую-либо сделку — в 2021 году будет возможно, но только придется пройти обязательную процедуру по определению границ участка.

Существенные изменения и последствия с точки зрения бухгалтерского учета: Ст.3, п.7 217-ФЗ Взносы — денежные средства, вносимые гражданами … на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества; Ст.14, п.3.

217-ФЗ Членские взносы вносятся членами товарищества … на расчетный счет товарищества.

Причина такой популярности — Инфо-Бухгалтер учитывает все особенности ведения учета и налогообложения в СНТ и ОНТ, применяющих как ОРН (общий режим налогообложения), так и УСН (упрощенную систему налогообложения).

Рекомендуем прочесть: Выдается Ли Льгота Ветеран Труда После 2021 Года

СНТ садовое некоммерческое товарищество — некоммерческая структура, учрежденная на добровольных началах с целью помощи ее членам в решении различных хозяйственных и социальных задач при ведении огородничества, садоводства или дачного хозяйства. К числу таких вопросов относится обеспечение участников объединения водой, электричеством, теплом, газом и пр.

Но для целей применения нормативов бухучета СНТ рассматривается как некоммерческая структура. Порядок ведения бухгалтерского учета в СНТ отдельными положениями законодательства не определен. Поэтому необходимо руководствоваться едиными нормами в сфере бухучета, на основании которых следует разработать локальный нормативный документ — учетную политику компании.

Согласно п.

Проводки при этом выглядят следующим образом: Дт 08 Кт 60 — куплен объект ОС у продавца включая суммы НДС ; Дт 08 Кт 60, 76 — отражены прямые затраты на закупку актива транспортные, консультационные и проч. Дт 86 Кт 83 — целевые средства, направленные на капвложения, учтены как увеличение добавочного капитала; Дт 83 Кт 01 — отражено выбытие объекта капвложения, купленного за счет целевых поступлений.

Дт 86 Кт 83 — целевые средства, направленные на капвложения, учтены как увеличение добавочного капитала;. Дт 83 Кт 01 — отражено выбытие объекта капвложения, купленного за счет целевых поступлений. Все операции по движению объектов ОС оформляются первичными документами.

Организации на УСН должны внести изменения в учетную политику по бухгалтерскому учету 2021 в связи с применением ФСБУ 5/2019 «Запасы». А вот в части расчета и уплаты налога при УСН изменений, влияющих на учетную политику, не было.

Отчетность СНТ в 2021 году

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Как вести учет в садоводческом некоммерческом товариществе (СНТ)

Между огородниками и садоводами проводится существенная граница. В соответствии с законом, садоводы смогут воздвигать на участках жилые постройки (с фундаментом), в которых можно будет прописаться. Огородники же не смогут этого делать. На огородных участках можно будет воздвигать небольшие самостоятельные строения, не имеющие фундамента: сараи, парники, павильоны, бани и т.д.

В наступающем году осуществлять регулярные или целевые платежи можно будет только посредством перечисления денежных средств на банковский счет товарищества. Это создаст определенные трудности людям преклонного возраста, которые не умеют пользоваться банковской картой. Кроме того, возникнет необходимость регулярно добираться до ближайшего отделения банка.

Согласно принятому правовому акту, индивидуалы обязаны платить все членские и целевые взносы наряду с остальными. То есть, помимо налогов необходимо будет оплачивать общие расходы товарищества, а также работу членов самоуправления. Кроме того, придется оплачивать налоги.

Читайте также:  Правила пересечения границы России с Казахстаном в 2023 году

Таким образом, лица, не состоящие в СНТ, будут платить на 6% больше членов СНТ.

Некоторым садоводам и СНТ придется получать лицензию на скважины и колодцы. Однако эта процедура будет необходима в редких случаях. Как отмечает заместитель директора ГУП «Экосистема» Алмаз Хафизов, существует 4 условия, при выполнении которых скважину регистрировать не нужно:

  • владелец скважины – физическое лицо;
  • она пробурена не на централизованный водоносный горизонт;
  • используется только в личных целях;
  • из скважины поднимается не более 100 кубометров воды в сутки.

Большинство личных колодцев соответствует таким требованиям, т. е. регистрировать придется лишь скважины общего пользования.

Что ждёт дачников в 2021 году

Рассмотрим ответы на ряд практических вопросов деятельности СНТ.

Вопрос №1. Как определяются размер членских взносов и их учет при отсутствии сметы?

Величина взносов устанавливается общим собранием членов и может быть принята без утверждения сметы. Для учета поступлений и расходов заводится журнал учета операций, позволяющий определить распределение сумм по счетам затрат.

Вопрос №2. Чем подтверждается факт уплаты взносов, если прием осуществляется по ведомости?

СНТ может принять форму на общем собрании членов товарищества. В большинстве объединений оформляют членские книжки, куда вносится запись об уплате взноса.

Вопрос №3. Являются ли поступления от членов СНТ на покрытие оплаты за электроэнергию и земельный налог доходом товарищества?

Нет, не являются. Суммы вносятся в составе членских взносов, о чем должно быть указано в Уставе товарищества.

Вопрос №4. Каким образом покрываются расходы СНТ при превышении потребности над доходами, установленными по годовой смете?

Размер целевых поступлений членов товарищества зависит от установленной суммы, принятой общим собранием участников. В случае недостаточности средств потребуется собрать кворум членов СНТ и пересмотреть установленную на год сумму взносов.

Платит ли СНТ налог на имущество?

Да, СНТ обязано уплачивать налог на все имущество, которым оно владеет. Следует понимать, что налог на имущество является региональным налогом, поэтому его размер устанавливается региональным законодательством.

Также следует помнить, что налог не может быть выше 2,2%. Земельный налог. Каждый владелец земельного участка также обязан платить налог на землю. Этот налог также является региональным.

До 31 декабря 2020 года (№66-ФЗ «О дачных некоммерческих объединениях граждан») С 1 января 2020 года (№217-ФЗ «О садоводческих товариществах»)
Минимальное количество участников товарищества 7 человек 7 человек с возможностью ликвидации через суд при нарушении правила
Срок правления председателя товарищества 2 года 5 лет
Численность органа правления товарищества Устанавливалась решением Общего собрания Не менее 3 человек, но не более 5% от числа участников товарищества
Право изменить СНТ (ОНТ) на ТСЖ Нет Да, по решению Общего собрания

Их коды содержатся в приложении № 4 к приказу № 66н.

Упрощенный баланс содержит укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без детализации), поэтому код строки в нем нужно указывать по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя (п. 5 приказа № 66н). Обратите внимание, что с 17 мая 2020 г.

из отчетности, в т. ч. из упрощенного бухбаланса, исключена подпись главбуха. Теперь его подписывает только руководитель организации.

Учетная политика в СНТ (нюансы)

Формировать УП для целей налогообложения обязаны налогоплательщики, которые применяют ОСНО. Упрощенцам этот документ важен, когда нужно выбирать способ учёта конкретных операций при применении УСН или ЕСХН.

УП для целей налогообложения предполагает выбор из возможных вариантов налогового учёта, предложенных законом, например:

  • метод определения доходов и расходов (кассовый или начисления);
  • способы признания, оценки и распределения доходов и расходов;
  • выбор других показателей, без которых учёт будет неполным или неверным. Например, показателя для расчёта доли прибыли по обособленному подразделению.

Пример 1.

Организация в бухучёте применяет унифицированные бланки документов, а налоговый учёт ведет в самостоятельно разработанных регистрах. Поэтому в её УП будет записано: «Налоговый учёт ведётся обособленно от бухгалтерского в аналитических регистрах налогового учёта, разработанных организацией самостоятельно. Перечень регистров налогового учёта и их формы приведены в приложении № 1 к Учётной политике для целей налогообложения».

Также в УП для целей налогообложения определяется порядок налогового учёта в тех случаях, когда Налоговый кодекс отдаёт его «на откуп» налогоплательщику. Например:

  • состав прямых расходов, уменьшающих выручку от реализации;
  • порядок формирования стоимости незавершенного производства;
  • организация раздельного учёта при исчислении НДС.

Предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учёт и не обязаны формировать учётную политику для бухгалтерского учёта. В налоговом учёте таких исключений нет ни для кого. Если ИП платит налоги в рамках ОСНО, он обязан формировать учётную политику.

И только если деятельность ИП не предполагает использования разных вариантов учёта и ведения раздельного учёта, предприниматель вправе не утверждать учётную политику для целей налогообложения. Например, такое может быть при применении УСН (доходы) или патентной системы налогообложения (ПСН).

Правилам внесения изменений в УП в целях бухгалтерского учёта посвящён третий раздел ПБУ 1/2008. Корректировать учётную политику нужно, если:

  • изменилось законодательство или бухгалтерская нормативка. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
  • существенно изменились условия хозяйствования организации, например, произошла реорганизация или изменились виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента изменения условий хозяйствования;
  • организация разработала новый способ учёта, который повышает качество бухгалтерской информации. Изменения в УП действуют с начала следующего года.

Пример 2.

C 1 января 2021 года вступил в силу ФСБУ 5/2019 «Запасы». Этот факт нужно отразить в УП организации следующим образом.

  1. Исключить упоминание нормативных актов, которые утратили силу: ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов (приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические указания по бухгалтерскому учёту специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (приказ Минфина от 26.12.2002 № 135н).
  2. Выбрать метод перехода на новый стандарт. Пунктом 47 ФСБУ 5/2019 предусмотрен ретроспективный (корректировка входящих остатков по новым правилам как если бы новый стандарт применялся всегда) и перспективный (новые правила применять только к новым фактам хозяйственной деятельности) варианты перехода.
  3. Указать какие отступления от требований стандарта будут использоваться, если организация имеет право на такие отступления. Например, пункт 2 ФСБУ 5/2019 разрешает не применять стандарт для запасов, которые предназначены для управленческих нужд, и списывать их стоимость на расходы периода. Если такое решение принято, нужно отразить его в учётной политике.
  4. Скорректировать правила признания и оценки запасов в соответствии с новым стандартом. Например, если незавершенное производство в 2020 году оценивалось по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, нужно выбрать другой метод, так как в ФСБУ 5/2019 этот способ отсутствует. То же относится к списанию общехозяйственных расходов на себестоимость выпуска.

Бухгалтерская отчетность

Годовая бухгалтерская отчетность СНТ состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Причем СНТ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Следовательно, СНТ может руководствоваться Информацией Минфина России N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (письмо Минфина России от 29.12.2015 № 07-01-06/77013), в том числе — использовать упрощенные формы отчетности, предусмотренные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». предусматривает и упрощенные формы.

Обратите внимание

Статьей 23 Закона № 66-ФЗ на председателя правления садоводческого некоммерческого объединения возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности. Следовательно, его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица (письмо Минфина России от 25.12.2017 № 03-15-05/86790).

В балансе СНТ раздел III именуется как «Целевое финансирование» и включает в себя две статьи – «Целевые средства» и «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества».

По статье «Целевые средства» отражаются неиспользованные на отчетную дату целевые средства, предназначенные для обеспечения садоводческим товариществом целей, ради которых оно создано. Использование средств целевого финансирования, полученного СНТ в виде инвестиционных средств на приобретение и (или) создание основных средств, включая общего пользования, раскрывается как уменьшение по группе статей «Целевые средства» и соответственно как увеличение статьи «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества» (п. п. 15, 16 Информации ПЗ-1/2015).

В отчете о целевом использовании средств раскрывается информация о целевом использовании садоводческим товариществом полученных средств (по форме, структуре, составу источников поступления и направлениям использования). Пояснения о порядке формирования показателей этого отчета – в разделе V Информации ПЗ-1/2015.

Ну а в приложениях к балансу и отчету о движении денежных средств будут уместны сведения о числе членов СНТ, о площади его территории, об износе основных средств, об особенностях расчетов за электроэнергию, а также о величине сомнительной задолженности по взносам членов СНТ, если оно ведет учет взносов по фактической оплате. Необходимо уведомить пользователей отчетности и о сроках ее представления общему собранию для утверждения.

Р.S. С 1 января 2019 года Закон № 66-ФЗ утрачивает силу. На смену ему приходит Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *