Какие доплаты и компенсации полагаются педагогам в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие доплаты и компенсации полагаются педагогам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Каждый год в феврале-марте правительство проводит индексацию зарплат бюджетников, чтобы она обгоняла темпы инфляции. В прошлом году из-за коронавируса индексацию перенесли на октябрь и увеличили зарплаты всего на 3 процента, что было ниже инфляции.

Разъяснение Министерства просвещения

В ежегодном послании Федеральному собранию Президент особо отметил роль классного руководителя и посчитал необходимым с 1 сентября 2020 года ввести доплату в размере 5000 рублей из средств федерального бюджета.

Министерство просвещения дает следующие разъяснения и четкие методические рекомендации для начисления денег на местах. При существующем уровне заработной платы в этой сфере, очень востребована любая материальная поддержка со стороны государства.

Глава выступил с соответствующей инициативой на высоком уровне:

  • четко определил источник финансирования;
  • обозначил условия;
  • указал, какие конкретные шаги будут сделаны.

Ежемесячную выплату в размер пяти тысяч рублей будут получать все классные руководители, у которых есть класс или класс-комплект. При этом сохраняются все выплаты, уже установленные на уровне регионов. Размер не зависит от количества учеников в классе.

Также обязательно сохраняются все ранее установленные надбавки. Особое внимание Министерство просвещения обращает на недопущение уменьшения оплаты труда. Начисление производится в соответствии с количеством отработанных дней за месяц, вместе с заработной платой.

Денежные средства включаются в расчет среднего заработка для начислений отпускных и оплаты больничных листов. Работа признается как дополнительная, и не входит в круг основных обязанностей. Может быть возложена только с письменного согласия педагога, на основании приказа.

Период приостановления учебных занятий – не повод для снижения размера доплат.

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных школ, а также периоды отмены (приостановления) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодным отпуском педагогических работников, являются для них рабочим временем.

Соответственно, за время работы в указанные периоды оплата труда производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены занятий по названным выше причинам, с учетом денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. и других выплат за классное руководство.


[1] См. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, утв. Письмом Минпросвещения РФ от 12.05.2020 № ВБ-1011/08.

[2] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н.

Проект «Земский учитель»

Сколько:

  • подъемные 1 млн рублей и 2 млн рублей (при переезде на Дальний Восток);
  • единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.

Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.

Как получить:

  • переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
  • учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.

Звания «Почётный работник» и «Заслуженный учитель»

Сколько: 10 процентов и не менее 15 процентов от оклада соответственно и фиксированная сумма ежемесячных выплат на пенсии (в зависимости от региона).

Кто может рассчитывать:

  • воспитатели ДОУ;
  • учителя и педагоги различных учебных заведений, в том числе дополнительного образования;
  • профессора вузов.

Как получить:

  • иметь высшее образование;
  • стаж непрерывной работы 12 лет для «Почетного работника»;
  • от 20 лет — для «Заслуженного учителя»;
  • неоспоримые достижения в профессии.

Заслуги можно условно разделить на несколько категорий, из которых формируют портфолио. В нем учитывают:

  • результативность освоения программы учениками;

Она должна быть стабильно выше среднего уровня. Прикладывают дипломы победителей/призеров региональных и всероссийских олимпиад, конференций, научных и творческих конкурсов.

  • наличие публикаций;

Минфин запретил тратить доплаты за классное руководство на отпускные

Для правильного вычисления размера отпускных педагогам разработан специальный механизм, согласно которому сумма общей выплаты будет рассчитываться по формуле:

Легче всего рассчитывать отпускные тем педагогам, которые на протяжении всех 12 месяцев не выходили на больничный лист, не отлучались в командировки и не оформляли отпуск без сохранения заработной платы. Для таких случаев формула иная:

Сумма отпускных = Общая сумма годового заработка / 12 * 29,3 * Количество дней отпуска.

Для тех случаев, когда педагогический сотрудник отработал неполный расчётный период, формула также несколько меняется:

Сумма отпускных = Среднемесячный заработок / Количество отработанных дней в неполных месяцах * Количество дней отпуска.

Особенности расчета отпускных выплат учителям

Учитель математики Сергей Иванович работает в 402 гимназии уже три года. Оклад его, как учителя математики составляет 18 тысяч рублей, но за последние полгода Сергей Иванович получал доплату за классное руководство 3 тысячи рублей. Летом учитель хочет взять отпуск на 42 дня. Какие отпускные он получит?

Доплата за классное руководство будет входить в расчет отпускных. Поэтому среднемесячный заработок Сергея Ивановича равен 19 тысячам 500 рублям. Среднедневная зарплата — 663 рубля. Отпускные будут равняться 27 тысячам 846 рублям.

Чтобы высчитать средний ежедневный заработок педагога, пользуются формулой, основными компонентами которой являются общая сумма начислений за весь период, длительность расчётного периода и среднемесячное число календарных дней.

Следует отметить, что до 2013 года за среднемесячное число календарных дней было принято считать величину равной 29,4. В связи с тем, что количество праздничных дней было увеличено, то в Трудовой кодекс были внесены изменения, в частности, такая величина с апреля 2014 года составляет 29,3.

Для педагога, который отработал полный расчётный период, средний ежедневный заработок вычисляется путём деления общей суммы начисления на 12 и 29,3.

Для педагога, расчётный период которого составляет менее 12 месяцев, средний ежедневный заработок высчитывается иначе. Общая сумма заработка за расчетный период делится на 29,3, умножается на количество календарных месяцев, которые были полностью отработаны педагогом, а также на количество календарных дней в неполных месяцах.

Для того чтобы рассчитать количество отработанных дней в неполных месяцах, нужно 29,4 разделить на количество дней в этом месяце и умножить на фактическое количество отработанных дней.

Все выше обозначенные моменты легли в основу Инструкции по начислению отпускных педагогическим работникам:

  1. Высчитать общую сумму дохода педагога за расчётный период (12 месяцев), учитывая выплаты, которые принимаются и не принимаются в расчёт.
  2. Определить средний заработок педагога за один день, разделив общую сумму дохода педагога за расчётный период на 12 и среднее количество дней (показатель 29,3).
  3. Средний ежедневный заработок умножить на количество отпускных дней (42 или 56 календарных дней).
Читайте также:  Налоги в СНТ: полный гид для дачников

Педагог получает заработную плату 35000 р. Отпуск составляет 56 календарных дней. За истекший период педагогический работник не был на больничном, не отлучался в командировки, не оформлял отпуск без сохранения заработной платы. В учебном учреждении работает длительный промежуток времени, поэтому расчётный период составляет 12 месяцев.

Чтобы высчитать размер среднего ежедневного заработка 35000 р. делят на 29,3 и получают 1194,54 р. Остаётся полученный результат умножить на количество отпускных дней: 1194,54 р. * 56 = 66894,20 р. Следовательно, перед выходом в отпуск педагог может рассчитывать на сумму 66894,20 р.

Расчет отпускных: примеры расчета в 2021 году и калькулятор

По ст.21 ТК все сотрудники учреждений образовательной сферы располагают правом на оплачиваемый ежегодный отпуск.

Но при этом наличествует ряд существенных для соблюдения норм:

  • сотрудники предварительно извещаются о сроках предоставления отпускного периода;
  • все положенные выплаты совершаются до начала отпуска;
  • отпуск педагогу предоставляется более длительный.

На период отпуска за учителем сохраняется его должность и стабильный оклад. Руководство не вправе перевести педагога на иную должность или уволить.

Перед уходом преподавателя в отпуск с ним должна быть согласована учебная нагрузка на предстоящий год.

Это необходимо, поскольку к моменту начала учебного года создается рабочий график и должны быть рассчитаны параметры по расчету зарплаты.

К особенностям оформления учительского отпуска относятся такие моменты:

За две недели до начинающихся отпусков составляется график И каждый преподаватель знакомится с ним под роспись
Отпускной график корректируется При согласовании с коллективом
Со всех учителей собираются заявления На предоставление ежегодного отпуска
Формируется приказ об утверждении графика отпусков Заверяется подписью руководителя, и весь штат знакомится с приказом под роспись

Также необходимо знать, что педагог обладает правом на отпуск длительностью до одного года. Таковой дается не реже, чем раз в 10 лет.

Обязанности классных руководителей (кураторов)

В примерный перечень обязанностей классного руководителя (куратора) в студенческих группах техникумов и колледжей может входить следующее:

  • анализ успеваемости студентов;
  • организация учебно-воспитательного процесса в группе;
  • изучение индивидуальных особенностей личности студентов, условий их жизнедеятельности в семье и техникуме;
  • своевременное выявление девиантного поведения студентов, а также осуществление психолого-педагогической коррекции;
  • оказание помощи студентам в решении жизненных проблем и ситуаций;
  • вовлечение педагогов-предметников и родителей в учебно-воспитательный процесс в группе;
  • регулярное информирование родителей или законных представителей о текущем положении дел студентов;
  • организация плановых и внеплановых родительских собраний;
  • контроль посещения учебных занятий студентами группы;
  • координация работы педагогов-предметников, работающих в группе для исключения неуспеваемости студентов и оказания им своевременной помощи в учебе;
  • регулярное проведение классных часов и других внеурочных и внеаудиторных мероприятий с группой;
  • ведение документации по группе (журнал учебных занятий, зачетные книжки, студенческие билеты), а также по воспитательной работе (планы работы куратора, отчеты, справки, характеристики, разработка воспитательных мероприятий и т. д.);
  • ведение работы по заполнению и корректировке информации по студентам группы в автоматизированных информационных системах.

Данный перечень является далеко не полным, и в каждом учебном учреждении дополняется с учетом конкретных обстоятельств.

На какие учреждения СПО распространяются доплаты

Однако анализ данных разъяснений приводит к следующему вопросу: а не будет ли это касаться только федеральных образовательных учреждений СПО? Другими словами — это будет касаться всех техникумов и колледжей (в том числе региональных) или только финансируемых из федерального бюджета?

В СССР, а затем и в постсоветской России система среднего профессионального образования находилась на полном государственном обеспечении. Поэтому большинство техникумов и колледжей (в том числе и некоторые училища) буквально до 2012 года являлись федеральными образовательными учреждениями.

Но в период примерно с 2008 по 2012 год произошла плавная передача системы СПО на уровень регионов. И уже теперь учредителями этих учреждений почти всегда являются регионы. Которые и осуществляют финансирование колледжей из своих региональных бюджетов.

По результатам проведенных реформ в образовании некоторые колледжи вошли в состав высших учебных заведений в виде подразделений (филиалов). В качестве примера можно привести Кунгурский государственный художественно-промышленный колледж в Пермском крае, который является филиалом федерального ВУЗа — «Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова».

Или, например, Пермский финансово-экономический колледж, который является филиалом другого федерального ВУЗа — «Финансового университета при Правительстве Российской Федерации». Можно предположить, что находясь в составе федеральных ВУЗов эти колледжи финансируются из федерального бюджета.

Рассматривая разъяснения от Минпросвещения можно сказать, что «кураторские» доплаты в обязательном порядке будут положены федеральным государственным учреждениям СПО. Но сложно сказать, будут ли они относятся и к региональным учреждениям СПО.

С другой стороны в разъяснениях имеются оговорки о том, что трансферты бюджетных средств вроде бы будут производиться в регионы на региональные и муниципальные учреждения СПО. Вот только каков общий объем средств, выделяемых на это?

Если предположить, что кураторам ежемесячно будут платить по 5 тысяч рублей, то в рамках только одного некрупного колледжа, где может быть 20-30 групп СПО, в месяц будет уходить 100-150 тысяч. А в год — до 1,5 млн на кураторов только одного колледжа. А сколько их в России? По самым скромным подсчетам годовая сумма исчисляется миллиардами рублей. Потому и вопрос: а все ли учебные заведения попадут в эту программу?

Думается, что практика выплат все расставит на свои места уже в ближайшее время.

Выплаты, которые не принимаются в расчет

Согласно Положению о начислении отпускных существуют выплаты, которые не учитываются при определении размера отпускных начислений. К таким выплатам относятся:

  • суммы, которые были начислены за расчётный период, когда за педагогом сохранялась средняя заработная плата согласно трудовому законодательству;
  • пособия по беременности и родам, а также больничные;
  • суммы, дополнительно начисленные для ухода за детьми, которые имеют инвалидность или являются инвалидами с детства;
  • социальные выплаты, которые не имеют отношения к непосредственной оплате труда (проезд, оплата коммунальных услуг, материальная помощь и другие);
  • премии, не связанные с учебным процессом, а предоставляемые к юбилейным датам или ко Дню учителя.

Новые выплаты за классное руководство не отменяют ранее установленные субъектами РФ

Денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб. будет выплачиваться дополнительно к выплате за классное руководство, установленной по состоянию на 31.08.2020 из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается.

Причем Минпросвещения рекомендует установить такой порядок выплаты из бюджета субъекта РФ, при котором размер выплаты не должен зависеть от количества учеников в классе. Также субъектам РФ рекомендовано не допускать:

  • ухудшения ранее установленных условий оплаты труда;
  • снижения размеров индексации заработной платы;
  • отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

Доплата 5000 за классное руководство в 2021 году: кому положена и как будут платить

С 1 сентября 2020 года по поручению Владимира Путина учителям в школах выплачивается федеральная доплата в размере 5000 рублей за классное руководство дополнительно к существующим надбавкам. В 2021 году кураторы учебных групп в техникумах и колледжах также будут получать федеральную надбавку в 5 тысяч рублей, согласно последним новостям. В общей сложности на федеральную программу по поддержке классных руководителей в 2021–2023 годах выделят по 75 млрд рублей.

Читайте также:  Слова благодарности сотруднику уходящему на пенсию в прозе

Выступая 15.01.2020 с предложением о введении новой федеральной доплаты за классное руководство Президент отметил, что понятия «современная школа» и «современный учитель» неразрывно связаны между собой, именно поэтому профессия педагога должна иметь в обществе высокий престиж. Ближе всего к ученикам находятся классные руководители: они в большей степени ответственны за их воспитание, развитие и здоровье. Классный руководитель уделяет «подопечному» классу существенную часть рабочего, а иногда даже и личного времени.

Для выплаты вознаграждения следует издать соответствующий приказ. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяют в коллективном договоре, положении об оплате труда (другом локальном нормативном акте учреждения) и трудовом договоре с работником.

Принимая во внимание, что п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) устанавливает порядок распределения объемов учебной (педагогической) работы педагогических работников, при регулировании вопросов, связанных с возложением на педагогических работников общеобразовательных учреждений функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательного учреждения.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки, могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением функций классного руководителя:

  • при возложении на педагогических работников с их согласия функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе учитываются обеспеченность общеобразовательного учреждения соответствующими кадрами, а также другие условия работы в данном общеобразовательном учреждении;
  • выполнение возложенных в начале учебного года обязанностей по классному руководству не должно прекращаться по инициативе работодателя в течение учебного года, за исключением случаев сокращения количества классов;
  • в целях обеспечения стабильности выплаты вознаграждения за классное руководство оно не должно пересчитываться в течение учебного года с увеличением или уменьшением количества обучающихся в классе, поскольку уменьшение или увеличение этой выплаты является изменением существенных условий трудового договора, которое допускается только после предупреждения работника о таком изменении не менее чем за 2 месяца, по истечении которых вновь могут произойти изменения;
  • кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять функции классного руководителя, должны определяться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет выполнять эти функции;
  • выполнение возложенных в текущем учебном году обязанностей по классному руководству в конкретном классе не должно отменяться по инициативе работодателя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения количества классов;
  • при возложении на педагогических работников функций классных руководителей в новом учебном году должна соблюдаться преемственность выполнения этой работы в классах.

Внимание! При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них выполнять работу по классному руководству эти обязанности могут возлагаться на одного работника (с его согласия) в двух классах, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника, поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено. Размер вознаграждения за выполнение функций по классному руководству в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе.

В то же время имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.

Какие периоды могут быть включены в непрерывный стаж

Для предоставления длительного отпуска должен быть подтвержден стаж работы на одной из вышеуказанных должностей не менее 10 лет.

В этот стаж включаются периоды:

1. Фактически проработанное время. В случае увольнения и последующего устройства на педагогическую должность срок между увольнением и официальным трудоустройством не должен превышать 3 месяцев.

2. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

3. Время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы и должность (в том числе время вынужденного прогула при незаконном увольнении).

4. Производственная практика включается, если срок между ее окончанием и днем поступления на педагогическую работу не превысил 1 месяца.

Кто вправе оформить отпуск вне графика на 2023 год

Право на оплачиваемый отдых в соответствии со статьей 122 ТК РФ (Трудового Кодекса России) у сотрудника появляется при официальном трудоустройстве и после того, как пройдет полгода работы. В дальнейшем отпуск предоставляется в порядке очереди, согласно графику отпусков.

Вместе с тем, согласно действующему ТК РФ, некоторые сотрудники могут выбрать удобное время для отдыха. Кому эта гарантия положена согласно закону:

  • сотрудникам с тремя или более детьми, не достигшими совершеннолетия (если младший из детей не достиг 14 лет);
  • лицам, которые были отозваны из ежегодного отпуска;
  • женщинам по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • лицам, не достигшим совершеннолетия;
  • лицам, которые воспитывают ребенка-инвалида до 18 лет;
  • почетным донорам России;
  • гражданам с перенесенной лучевой болезнью, пострадавшим в результате катастрофы в Чернобыле;
  • инвалидам боевых действий.

Доплата классным руководителям 5000 рублей в 2021 году

Классное руководство не входит в прямые должностные инструкции педагога, а относится к его дополнительной работе, непосредственно связанной с деятельностью образовательного учреждения. Обычно классный руководитель обязан:

  • заполнять журнал;
  • организовывать питание школьников;
  • проводить классные часы по темам, обозначенным в плане воспитательной работы;
  • организовывать и проводить внеурочные мероприятия;
  • организовывать дежурства класса по школе;
  • работать с родителями учеников, проводить родительские собрания;
  • вести документацию по каждому ученику и так далее.

Ранее средства на доплату к зарплате классным руководителям выделялись только из местных бюджетов. Эти суммы до сих пор существенно отличаются от региона к региону.

ПримерВ Липецкой области региональная доплата равна 5000 или 6000 рублей в зависимости от наполняемости класса, в Приморском крае — 2000, в Смоленской области — 1000 рублей. Размер таких выплат может изменяться в отличие от количества обучающихся, наличия детей-инвалидов в классе и так далее.

Кроме того, дополнительные выплаты за классное руководство могут устанавливаться администрациями отдельных учебных заведений, поэтому иногда надбавки могут быть больше. Нередко в локальных документах указываются доплаты за ведение электронного журнала, организацию питания учеников и так далее.

Однако чаще всего размер региональной доплаты классным руководителям не соответствовал объему затрачиваемых сил и времени педагога. Именно поэтому и было решено дополнительно выплачивать по 5000 рублей учителям из федерального бюджета.

На сегодняшний день к числу изменений в размере заработной платы, который точно будет доступен учителям, следует отнести сентябрьское Распоряжение Правительства РФ об увеличении заработной платы педагогам на 3%. Действовать Распоряжение начало с 1 октября 2020 года, и это означает, что его влияние на сумму заработной платы учителя почувствуют как раз в начале 2021 года.

Остальные потенциальные изменения пока находятся на стадии инициатив, высказанных Всероссийским профсоюзом работников образования.

Так, в частности, предлагается ввести доплаты тем учителям, которые работают с детьми с особенностями развития. Речь идет о педагогах именно общеобразовательных школ, в обучении у которых находятся дети, относимые к нуждающимся в инклюзивном образовании, а не о педагогах, работающих в специальных образовательных учреждениях.

Еще одна инициатива, которая проходит сейчас чтение в Государственной думе и должна вылиться в изменения в трудовое законодательство, это корректировка порядка расчета размера заработной платы учителей в процентном соотношении базовой ставки и стимулирующих доплат.

Читайте также:  С 2023 года вступят в силу новые правила распространения бланков трудовых книжек

Следующей инициативой является установление пределов дифференциации заработной платы начинающих и самых опытных педагогов, стоящих во главе образовательного учреждения.

По предложению Всероссийского профсоюза работников образования, планируется установить ограничение по соотношению такой заработной платы в виде 1:4. Это означает, что если у молодого специалиста заработная плата составляет 20 тысяч рублей, то у руководителя образовательного учреждения максимальный уровень зарплаты не может превышать 80 тысяч рублей.

Также в число инициатив входит введение новых должностей учителей, работающих в системе образования:

  • учитель. Эта должность будет доступна выпускникам профильных образовательных учреждений и тем учителям, которые за свой педагогический стаж ни разу не проходили процедуру повышения квалификации;
  • старший учитель. Занять эту должность можно будет тому учителю, который, кроме работы с ученическим составом, еще и занимается разработкой методического обеспечения обучения своих учеников, в том числе разработкой методических программ и рекомендаций к ним для реализации процесса обучения той или иной возрастной группы;
  • ведущий учитель – это должностное лицо, которое занимается координацией работы своих коллег, в том числе организует весь процесс обучения. Должности ведущих учителей будут заняты, скорее всего, руководителями образовательных учреждений.

Наконец, завершает перечень планируемых инициатив установление федеральных параметров расчета заработной платы, чтобы не было существующего сейчас расхождения в уровне заработной платы, когда, например, в Москве средняя зарплата учителя составляет 116 тысяч рублей, а в Тульской области – чуть более 20 тысяч (при том, что Москва и Тульская область находятся друг от друга на расстоянии менее двухсот километров).

Заработная плата учителя состоит из нескольких блоков, среди которых основными являются:

  • оклад. Он зависит от количества учебных часов, которые педагог отработал за одну неделю. По всей Российской Федерации сегодня базовая ставка по своему предмету составляет не менее 18 часов. Если эта ставка ниже, то педагог должен «дотянуть» до ставки путем дополнительных занятий, в том числе с детьми, нуждающимися в особых условиях обучения, например, в надомном обучении;
  • надбавка за стаж и выслугу лет;
  • надбавка за методическую работу в образовательном учреждении;
  • доплаты за ведение внеурочных систем обучения (кружки, факультативные занятия);
  • региональные надбавки (например, северные или за особые условия труда – в северных и приравненных к ним регионах).

Если взять пример заработной платы учителя в Тульской области, о которой говорилось выше, то средний уровень (если брать общеобразовательные школы) составляет от 23 до 28 тысяч рублей в месяц.

В данную сумму входят следующие виды выплат:

  • окладная часть за полностью выбранную ставку в 18 часов (если педагог отработал в неделю меньше 18 часов, то и сумма оклада у него будет меньше и, как результат, остальных выплат);
  • разработка программ обучения и выполнение таких программ;
  • осуществление внеурочной деятельности от момента разработки программ такой деятельности до момента завершения ее в виде подведения итогов достигнутых с учениками результатов;
  • доплаты за стаж и выслугу лет (начинают начисляться после того, как человек отработал не менее пяти лет в качестве педагога);
  • в случае если педагог является классным руководителем, ему доплачиваются средства и за классное руководство в виде федеральной выплаты в 5 тысяч рублей.

Доплаты за внеурочную деятельность, разработку программ обучения, соответствующих федеральным стандартам образования, сегодня рассчитываются в виде процентного соотношения к окладу учителя.

Есть ли налог с доплаты за классное руководство

Согласно квалификационным характеристикам[2] классное руководство не входит в должностные обязанности учителей, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления им соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. из федерального бюджета.

Условие об осуществлении педагогическими работниками классного руководства с доплатой из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ относится к существенным условиям трудового договора. При надлежащем осуществлении классного руководства вносить какие‑либо изменения в трудовой договор без согласия работника не допускается.

При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства:

  • недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменения размеров выплат за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;

  • преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;

  • определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство, одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагог знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;

  • временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;

  • возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных школ, а также периоды отмены (приостановления) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодным отпуском педагогических работников, являются для них рабочим временем.

Соответственно, за время работы в указанные периоды оплата труда производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены занятий по названным выше причинам, с учетом денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. и других выплат за классное руководство.


[1] См. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, утв. Письмом Минпросвещения РФ от 12.05.2020 № ВБ-1011/08.

[2] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н.

Новая система оплаты труда или НСОТ действует в России с 01.12.2008 года. Согласно этой схеме за выполнение трудовых обязанностей учитель получает заработную плату, которая состоит из оклада, компенсационных начислений и стимулирующих платежей.

Установление оклада зависит от квалификационного уровня. Надбавки компенсационного характера положены за:

  • труд во вредных для здоровья условиях, а также в местностях со сложной климатической обстановкой (например, повышающие коэффициенты за работу на Крайнем Севере);
  • работу во внеурочное время;
  • одновременное выполнение обязанностей по нескольким различным направлениям, совмещение должностей.

Важно! Минимальная ставка оклада не может быть меньше показателя МРОТ, закрепленного в конкретном субъекте РФ.

К основаниям, которые дают право на материальную компенсацию, относится также выполнение работником дополнительных трудовых функций — классное руководство (далее сокращ. КР) и руководство методическим объединением, заведование школьными кабинетами и другие.

Последний блок — это стимулирующие премии и надбавки. Такая форма мотивации отличается нерегулярным характером, а проценты и ставки премирования назначаются по усмотрению руководства школы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *