Энергетики опасаются ограничений в электроснабжении Казахстана

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Энергетики опасаются ограничений в электроснабжении Казахстана». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приведенные правовые документы регулярно пересматриваются и редактируются. Это делается для того, чтобы обеспечить соответствие действующих государственных требований реальной ситуации в сегменте электроэнергетики, а также обязать работодателей применять наиболее актуальные методы защиты здоровья работников при эксплуатации промышленного оборудования. Аналогичные цели преследуются законодателем и при введении новых требований к организации обучения персонала в области электробезопасности.

18. Все вновь присоединяемые и реконструируемые электроустановки потребителей должны быть выполнены в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, обеспечены проектной и технической приемо-сдаточной документацией.

19. До пуска в эксплуатацию электроустановки должны пройти приемо-сдаточные испытания и быть приняты потребителем от монтажно-наладочной организации по акту.

Энергопередающая организация присоединяет к своим электрическим сетям для постоянной эксплуатации электроустановки после устранения потребителем выявленных недостатков и получения заключения экспертной организации и разрешения органа государственного энергетического надзора (далее — Госэнергонадзор).

Энергопередающая организация может присоединить к своим электрическим сетям электроустановки потребителей напряжением до 1000 В, с установленной мощностью до 100 кВт после получения положительного заключения экспертной организации.

20. Экспертная организация перед вводом в эксплуатацию энергопотребляющего оборудования проводит его экспертизу на соответствие требованиям государственных стандартов, действующим нормативным правовым актам и проектным данным, а также в установленные сроки в соответствии с нормативными правовыми актами дает экспертную оценку по показателям энергоэффективности действующим и строящимся объектам.

По результатам экспертизы Госэнергонадзор или энергопередающая организация в соответствии с пунктом 19 Правил принимает решение о вводе в эксплуатацию энергопотребляющего оборудования.

21. Подача напряжения на электроустановки с сезонным характером потребления электроэнергии производится после предоставления потребителем энергоснабжающей организации акта технического освидетельствования электроустановок потребителя экспертной организацией.

22. Порядок допуска электроустановок в эксплуатацию распространяется на вновь смонтированные и реконструированные электроустановки потребителей (субпотребителей), а также при изменении владельца электроустановок.

23. Допуск электроустановок в эксплуатацию возможен только при наличии у потребителя, независимо от формы собственности, электротехнического персонала соответствующей квалификации и лица, ответственного за надежную, безопасную работу электроустановок, либо договора на обслуживание электроустановки с организацией, имеющей лицензию на право заниматься этим видом деятельности.

При сдаче объекта (помещений) в имущественный найм (аренду), включая лизинг, доверительное управление и иные виды пользования, ответственность за надежную, безопасную работу электроустановок несет арендодатель, если иное не предусмотрено договором.

24. При обнаружении в электроустановках потребителей недостатков в монтаже, отступлений от выданных технических условий на присоединение и требований нормативно-технических документов, отсутствия обслуживающего электротехнического персонала с соответствующей профессиональной квалификацией, а также лица, ответственного за надежную, безопасную работу электроустановок, допуск их в эксплуатацию запрещается.

25. Поставка электрической энергии потребителям производится энергоснабжающей организацией непрерывно в соответствии с годовыми, квартальными, месячными планами и суточными графиками отпуска электроэнергии согласно заключенным договорам на электроснабжение.

26. При особом режиме работы объектов электроэнергетики электроснабжение потребителей осуществляется по разрабатываемым энергопередающими организациями схемам, обеспечивающим поставку электрической мощности в размере аварийной брони.

27. На оптовом рынке порядок ввода особого режима работы объектов электроэнергетики устанавливается системным оператором.

28. На розничном рынке порядок ввода особого режима работы объектов электроэнергетики устанавливается региональной электросетевой компанией.

59. Расчеты потребителей за поставленную им электрическую энергию производятся в соответствии с тарифами, определяемыми энергоснабжающей организацией в установленном порядке.

На оптовом рынке электрической энергии расчеты за балансирующую электроэнергию, а также за неконтрактные объемы электроэнергии производятся в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения между субъектами оптового рынка электрической энергии.

На розничном рынке электрической энергии расчеты за недоговорные объемы электроэнергии производятся в соответствии с заключенными договорами.

60. Энергоснабжающая организация вправе реализовывать потребителям, имеющим многотарифные приборы коммерческого учета, электрическую энергию по различным ценам (тарифам) соответственно по зонам суток в порядке, установленном действующим законодательством, потребителям.

61. Расчеты за потребленную электроэнергию потребителем производятся по платежному документу, выписанному энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов коммерческого учета согласно условиям договора.

62. Длительность расчетного периода, сроки, условия и формы расчетов за отпущенную электрическую энергию определяются в договоре на электроснабжение.

Сроки оплаты за потребленную электрическую энергию определяются в соответствии с условиями договора на электроснабжение по соглашению сторон.

63. Лицо, виновное в снижении качества электроэнергии, возмещает причиненный им субъекту розничного рынка реальный ущерб, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

64. При временном нарушении учета не по вине потребителя расчет за электроэнергию производится по среднесуточному расходу предыдущего или последующего расчетного периода, в котором средства и схема учета электрической энергии были исправны, если в договоре не предусмотрено иное.

Период расчета по среднесуточному расходу электроэнергии не должен превышать один месяц, в течение которого коммерческий учет должен быть восстановлен в полном объеме.

В случае, если коммерческий учет невозможно восстановить в указанный срок, то порядок расчета отпущенной потребителю электроэнергии и сроки восстановления учета должны быть установлены соглашением потребителя, энергоснабжающей и энергопередающей организации.

65. В случае просрочки платежей потребитель уплачивает пеню в соответствии с действующим законодательством и условиями договора.

66. Если потребитель отключен в установленном порядке за неоплату использованной им электроэнергии, то подключение его производится энергопередающей организацией после погашения долга и оплаты услуги за подключение.

67. Снятие показаний приборов коммерческого учета производят представители энергопередающей организации в присутствии представителей потребителя, если иное не предусмотрено договором.

68. При невозможности снятия показания приборов учета в течение двух расчетных периодов по вине потребителя, и если при этом потребитель не предоставит в энергопередающую организацию сведения о количестве израсходованной им электроэнергии, энергоснабжающая организация вправе производить расчет по среднесуточному расходу электроэнергии за предыдущий период с учетом сезонного графика нагрузок.

При этом период расчета по среднесуточному расходу электроэнергии не должен превышать одного расчетного периода, по истечении которого расход электроэнергии должен определяться по установленной мощности согласно техническим условиям потребителя, до сообщения показаний приборов коммерческого учета без последующего перерасчета.

69. По согласованию сторон допускается оплата потребителем электроэнергии по снятым им самим показаниям приборов коммерческого учета. Ошибки, допущенные потребителем при оплате за электроэнергию, исправляются энергоснабжающей организацией и (или) энергопередающей по мере их выявления.

70. Расчет платы за потребление и генерацию реактивной энергии производится в порядке, установленном законодательством. Условие и порядок расчета за реактивную энергию определяется в договоре на услуги по передаче электроэнергии (электроснабжение).

71. При обнаружении представителями энергопередающей организации повреждения расчетных приборов учета по вине потребителя, нарушения или отсутствия пломбы (пломбировочного устройства), повреждения стекла и корпуса, самовольного присоединения потребителем электроустановки помимо расчетных приборов учета, изменения схемы включения приборов учета, энергопередающая организация в установленном порядке отключает потребителя от электросети и производит перерасчет расхода электроэнергии по фактической максимальной нагрузке или присоединенной мощности электроустановок потребителя и числу часов работы потребителя за все время со дня последней замены расчетных приборов учета или инструментальной проверки схемы коммерческого учета.

Потребитель подключается к электросети после устранения нарушений в схеме и приборах учета электроэнергии.

Повышение тарифов за электроэнергию от 01.06.2021

5. Работникам, выполняющим работы в электроустановках, требуется наличие профессиональной подготовки, соответствующей характеру работы.

6. Порядок подготовки и контроля знаний персонала осуществляется установленные в соответствии с Правилами работы с персоналом в энергетических организациях Республики Казахстан утверждаемым в соответствии с подпунктом 38) статьи 5 Закона.

7. Рабочие и специалисты, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, проходят обязательные медицинские осмотры в порядке и сроки, установленные в Правилах проведения обязательных медицинских осмотров, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 128 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10634) и согласно Перечню вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры, утвержденному приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 175 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10987).

Сноска. Пункт 7 в редакции приказа Министра энергетики РК от 02.11.2016 № 470 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

8. Работники, производственная деятельность которых связана с электроустановками, осуществляют свою деятельность в соответствии с группой допуска по элекробезопасности электротехнического (электротехнологического) персонала и условия их присвоения, приведенной в приложении 1 к настоящим Правилам.

9. Лица, допущенные к выполнению специальных работ, имеют об этом запись в квалификационном удостоверении.

10. Не допускается привлекать к работам с вредными условиями труда лиц, не достигших 18-летнего возраста.

11. При опасности возникновения несчастного случая, работники находящиеся вблизи, соблюдая правила безопасности, принимают меры по его предупреждению (останавливают механизм, снимают напряжение), а при несчастном случае оказывают также доврачебную помощь пострадавшему, сохранив по возможности обстановку на месте происшествия. О случившемся работник сообщает руководителю (производителю) работ, оперативному персоналу.

12. Работники обеспечиваются по действующим нормам спецодеждой, спецобувью и индивидуальными средствами защиты в соответствии с характером работ и пользуются ими во время работы.

13. Работники, находящиеся в помещениях с действующим электрооборудованием (за исключением щитов управления, релейных и им подобных), в ЗРУ и ОРУ, в колодцах, туннелях и траншеях, а также участвующие в обслуживании и капитальных ремонтах ВЛ, пользуются защитными касками.

14. Вид оперативного обслуживания электроустановки, а также число работников из числа оперативного персонала в смене определяются руководством предприятия (организации) и закрепляются соответствующим распоряжением.

15. Для работ в электроустановках выше 1000 В допускаются работники из числа оперативного персонала, единолично обслуживающие электроустановку, или старшие по смене IV группы по электробезопасности, остальные работники в смене – III группы по электробезопасности.

16. Для работ в электроустановках до 1000 В допускаются работники из числа оперативного персонала, обслуживающие электроустановку с III группой по электробезопасности.

17. Для работ в электроустановках не допускается приближение людей, механизмов и грузоподъемных машин к находящимся под напряжением, допустимому расстоянию до токоведущих частей, находящихся под напряжением указанные в таблице 1 приложении 2 к настоящим Правилам.

18. Оперативные переключения в электроустановках выполняются оперативным и оперативно-ремонтным персоналом. В качестве вторых лиц к переключениям допускается привлекать ремонтный и электротехнический персонал потребительских организаций.

19. Единоличный осмотр электроустановок выполняют оперативный персонал, находящийся на дежурстве, а также административно-технический персонал с V группой по электробезопасности.

Единоличным осмотром электроустановок административно-техническому персоналу предоставляется распоряжением по предприятию.

20. Работники, не имеющие разрешение единоличного осмотра электроустановки, допускаются в помещение электроустановки в сопровождении работников, перечисленных в пункте 19 настоящих Правил.

Контроль за безопасностью работников, допущенных к работе в электроустановках, осуществляет сопровождающий работник.

21. При осмотре электроустановок напряжением выше 1000 В не допускается входить в помещения, камеры, не оборудованные ограждениями или барьерами, препятствующими приближению к токоведущим частям, на расстояния, менее указанных в таблице 1 приложения 2 к настоящим Правилам. Не допускается проникать за ограждения и барьеры. Разрешается открывать двери щитов, сборок напряжением до 1000 В, пультов управления и других устройств.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры в ипотеку

22. При замыкании на землю в электроустановках напряжением 3-35 кВ приближаться к месту замыкания на расстояние менее 4 м в ЗРУ и менее 8 м в ОРУ и на воздушных линиях допускается для оперативных переключений с целью ликвидации замыкания и освобождения людей, попавших под напряжение.

23. Операции с разъединителями, отделителями и выключателями напряжением выше 1000 В, имеющими ручной привод, выполняются в диэлектрических перчатках.

24. Снятие и установка предохранителей выполняются при снятом напряжении.

Под напряжением, но без нагрузки допускается снимать и устанавливать предохранители на присоединениях, в схеме которых отсутствуют коммутационные аппараты, позволяющие снять напряжение.

Под нагрузкой допускается заменять предохранители во вторичных цепях, предохранители трансформаторов напряжения и предохранители пробочного типа.

54. В электроустановках напряжением выше 1000 В, где напряжение снято со всех токоведущих частей, в том числе с выводов ВЛ и КЛ, и заперт вход в соседние электроустановки (сборки и щиты до 1000 В разрешается оставлять под напряжением), допускается выдавать один наряд для одновременной работы на всех присоединениях. Закреплять ответственного за выполнение работ при этом не требуется.

В электроустановках напряжением до 1000 В при полностью снятом напряжении со всех токоведущих частей допускается выдавать по одному наряду на выполнение работ на сборных шинах РУ, распределительных щитах, сборках, а также на всех присоединениях этих установок одновременно

55. В РУ 6-110 кВ с одиночной системой шин и любым числом секций при выводе в ремонт всей секции полностью разрешается выдавать один наряд для работы на шинах и на всех присоединениях этой секции. Разрешается рассредоточение бригады по разным рабочим местам в пределах этой секции.

56. При выводе в ремонт агрегатов (прокатного стана, электрической печи) и отдельных технологических установок (дробильной системы, транспортера) разрешается выдавать один наряд для работы в РУ на всех присоединениях, питающих электродвигатели этих агрегатов (установок).

Выдавать один наряд допускается для работы на электродвигателях одного напряжения и на присоединениях одного РУ.

57. Один наряд для одновременного или поочередного выполнения работ на разных рабочих местах присоединения одной электроустановки допускается выдавать в следующих случаях:

1) при прокладке и перекладке силовых и контрольных кабелей, испытаниях электрооборудования, проверке устройств защиты, измерений, блокировки, автоматики, телемеханики, связи;

2) при ремонте коммутационных аппаратов одного присоединения, в том числе, когда их приводы находятся в другом помещении;

3) при ремонте отдельного кабеля в туннеле, коллекторе, колодце, траншее, котловане;

4) при ремонте кабелей (не более двух), выполняемом в двух котлованах или в РУ и находящемся рядом котловане, когда расположение рабочих мест позволяет производителю работ осуществлять надзор за бригадой. При этом разрешается рассредоточение членов бригады по разным рабочим местам. Оформление в наряде перевода с одного рабочего места на другое не требуется.

58. Допускается выдавать один наряд для поочередного проведения однотипной работы на нескольких подстанциях или нескольких присоединениях одной подстанции. К таким работам относятся:

1) протирка изоляторов, подтяжка зажимов;

2) отбор проб и доливка масла;

3) переключение обмоток трансформаторов, проверка устройств релейной защиты, автоматики, измерительных приборов;

4) испытание повышенным напряжением от постороннего источника;

5) проверка изоляторов измерительной штангой: отыскание места повреждения КЛ. Срок действия такого наряда – 1 сутки.

Допуск на каждую подстанцию и на каждое присоединение оформляется в соответствующей графе наряда, указанного в приложении 3 к настоящим Правилам.

Каждую из подстанций разрешается включать в работу после полного окончания работы на ней по наряду.

59. При проведении работ по пунктам 54, 55, 57 настоящих Правил подготавливаются все рабочие места для допуска по наряду на выполнение работ. Не допускается опробование электродвигателей до полного окончания работ по наряду.

60. В случае рассредоточения членов бригады по разным рабочим местам, допускается пребывание имеющих III группу допуска к электроустановкам отдельно от производителя работ.

Членов бригады, которым предстоит находиться отдельно от производителя работ, последний приводит на рабочие места и инструктирует о мерах безопасности труда, которые необходимо соблюдать при выполнении работы.

61. Работа на участках ВЛ, расположенных на территории РУ, проводится по нарядам, выдаваемым оперативным персоналом, обслуживающим ВЛ. При работе на концевой опоре местный оперативный персонал инструктирует бригаду, проводит ее к этой опоре. В электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала, производителю работ линейной бригады разрешается получить ключ от РУ и самостоятельно проходить к опоре.

При работах на порталах ОРУ, зданиях ЗРУ, крышах комплектного распределительного устройства наружной установки (далее – КРУН) допуск линейной бригады с необходимым оформлением в наряде выполняет допускающий из числа оперативного персонала, обслуживающего РУ.

Выходить из РУ производителя работ с линейной бригадой разрешается самостоятельно, а отдельные члены бригады – в порядке, предусмотренном пунктом 111 настоящих Правил.

62. Работы на концевых муфтах и заделках КЛ, расположенных в РУ, выполняются по нарядам, выдаваемым персоналом, обслуживающим РУ. В тех случаях, когда РУ и КЛ принадлежат разным организациям, то эти работы проводятся в соответствии с требованиями, изложенными в настоящих Правилах.

Допуск к работам на КЛ во всех случаях осуществляет персонал, обслуживающий РУ.

Работы на КЛ, проходящих по территории и в кабельных сооружениях РУ, выполняются по нарядам, выдаваемым персоналом, обслуживающим КЛ. Допуск осуществляет персонал, обслуживающий КЛ, после получения разрешения от оперативного персонала, обслуживающего РУ.

63. Работы на устройствах связи, расположенных в РУ, проводятся по нарядам, выдаваемым персоналом средств диспетчерского и технологического управления. Допускается выдача таких нарядов персоналом, обслуживающим РУ. Исключения составляют работы на конденсаторах связи и высокочастотных заградителях, которые проводятся по нарядам, оформленным персоналом, обслуживающим распределительные устройства.

Подготовку рабочих мест и допуск на работу в устройствах средств диспетчерского и технологического управления, расположенных в распределительных устройствах, выполняет персонал, обслуживающий распределительные устройства.

8.1. Небольшие по объему ремонтные работы и работы по техническому обслуживанию, выполняемые в течение рабочей смены и разрешенные к производству в порядке текущей эксплуатации, должны содержаться в перечне работ. Перечень работ подписывается техническим руководителем или работником из числа административно-технического персонала (руководящих работников и специалистов), на которого возложены обязанности по организации безопасного проведения всех видов работ в электроустановках, в том числе оперативного и (или) технического обслуживания, ремонта, наладки, испытаний, в соответствии с действующими правилами и нормативно-техническими документами (далее — ответственный за электрохозяйство) и утверждается руководителем организации или руководителем обособленного подразделения.

Подготовка рабочего места и работа, разрешенная в порядке текущей эксплуатации к выполнению оперативным или оперативно-ремонтным персоналом, распространяется на электроустановки напряжением до 1000 В и выполняется только на закрепленном за этим персоналом оборудовании (участке) или в электроустановке до 1000 В потребителя в соответствии с пунктом 42.8 Правил.

8.2. Работа в порядке текущей эксплуатации, включенная в перечень работ, является постоянно разрешенной, на которую не требуется оформление каких-либо дополнительных указаний, распоряжений, проведения целевого инструктажа.

8.3. При оформлении перечня работ в порядке текущей эксплуатации следует учитывать условия обеспечения безопасности и возможности единоличного выполнения конкретных работ, квалификацию персонала, степень важности электроустановки в целом или ее отдельных элементов в технологическом процессе.

8.4. Перечень работ в порядке текущей эксплуатации должен содержать указания, определяющие виды работ, разрешенные к выполнению единолично и бригадой.

8.5. В перечне работ в порядке текущей эксплуатации должен быть указан порядок учета работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации (уведомление вышестоящего оперативного персонала о месте и характере работы, ее начале и окончании, оформлении работы записью в оперативном журнале).

9.1. Подготовка рабочего места и допуск бригады к работе могут проводиться только после получения разрешения от работника, имеющего право на выдачу разрешения на подготовку рабочего места и допуск к работам (порядок допуска к работам в устройствах ТАИ, средствах дистанционного управления (далее — СДУ), сигнализации и технических средств автоматизированных систем управления (далее — АСУ) приведен в главе XLIII Правил).

9.2. Разрешение на подготовку рабочего места и допуск к работе передаются работнику, выполняющему подготовку рабочего места и допуск бригады к работе, лично, по телефону, радио, с нарочным или через оперативный персонал промежуточной подстанции.

Не допускается выдача разрешений на допуск к работе до прибытия бригады на место работ.

9.3. Допуск бригады к работе разрешается только по одному наряду-допуску.

Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 253. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 апреля 2015 года № 10907.

В соответствии с подпунктом 17) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок.

2. Департаменту электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) направление на официальное опубликование копии настоящего приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;

3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр энергетики

Республики Казахстан

В. Школьник

Исполнение (отклонение в %):

  1. Затраты на производство товаров и предоставление услуг –31,31%.
  2. Материальные затраты – 50,15%.
  3. Расходы на оплату труда – 25,17 %.
  4. Прочие затраты – 24,35%.
  5. Прочие расходы – 21,43%.
  6. Расходы периода – 113,93%
  7. Всего затрат на предоставление услуг-24,82%.
  8. Объемы услуг – 26%.

Причины: в тарифе приняты затраты, не учитывающие всех потребностей предприятия для предоставления стабильных и качественных услуг; увеличение затрат.

Не исполнение (отклонение в %):

  1. Амортизация – 10,00%.
  2. Расходы периода – 12,83 % (отсутствие средств в виду убыточности).
  3. Ремонты – 69,33%

Гарантийное обязательство

Для потребителей, у которых задолженность по коммунальным услугам с 01 апреля 2016 года, есть возможность заключить гарантийное обязательство на погашение долга.

Адрес: Кар.Шоссе 47, кабинет № 7

Режим работы с 08-00 до 17-00

обед с 12-00 до 13-00

телефон 8 (7213) 99-62-72

суббота, воскресенье – выходной день

Список документов необходимых для заключения гарантийного обязательства

  1. Удостоверение личности собственника
  2. Справка о прописке с ЦОНа
  3. Справка с ЦОНа о зарегистрированных правах (обременений) на недвижимое имущество и его технических характеристик
  4. Документ собственности на квартиру
  5. Договор на поставку коммунальных услуг с ТОО Окжетпес – Т

Договор заключается только при наличии оригиналов и ксерокопий всех документов.

Правила пользования электрической энергией

Перед началом нового отопительного сезона, когда резко увеличивается нагрузка на электростанции и теплоцентрали, энергетики вновь напомнили о надежности единой электроэнергетической системы РК – они озабочены возможным дефицитом располагаемой мощности.

Читайте также:  ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

По согласованию сторон, договором может быть установлена и другая обоснованная граница ответственности, обусловленная особенностями эксплуатации электроустановок.

После устранения недостатков, указанных в акте о выявленных недостатках, строительно-монтажная организация (подрядчик) или потребитель направляет в энергопередающую (энергопроизводящую) организацию повторно уведомление (в произвольной форме) о выполнении технических условий и готовности к подаче напряжения на электроустановки.

При этом ответственность за техническое состояние, указанных в настоящем пункте соединений, несет организация, эксплуатирующая подстанции.

Изменения для нерезидентов

Подпункт 3 п. 9 ст. 645 и подпункт 3 ст. 654 НК дополнены условием, на основании которого освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов от обложения непосредственно КПН и ИПН применяется исключительно к дивидендам, начисленным по тем ценным бумагам, по которым за активный налоговый период проводились торги на бирже.

Исключены подпункты 4 и 5 п. 9 ст. 645 и подпункт 4 п. 9 ст. 654 НК, предусматривающие тотальное освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов.

Дополнена пунктами 4 и 5 ст. 646 НК, где предусмотрена льготная ставка налога на дивиденды нерезидентов, составляющая 10% при выполнении предусмотренных в перечисленных пунктах условий.

  • Вводится ограничение использования вычетов по нематериальным услугам, которые оказываются аффилированными лицами-нерезидентами, но не больше 3% от налогооблагаемого дохода (например, юридические, консалтинговые, управленческие и иные услуги). Установлены ограничения по расходам на покупку «нематериальных» услуг у определенных аффилированных лиц-нерезидентов.

В какие сроки организовать внеочередную проверку знаний

ПТЭЭП не содержат указаний, когда нужно проводить внеплановое обучение и экзамен для работников. Они дают отсылку к Приказу № 796, в котором точные сроки также не установлены.

Внеочередная проверка знаний проводится:

  • по решению руководителя — при вступлении в силу новых отраслевых актов в сфере электроэнергетики, знание которых обязательно по должности, в объеме новых требований;
  • при переводе работника на новую должность (для рабочих — на новое рабочее место), в другой филиал (представительство), структурное подразделение в пределах одной организации, если должностные обязанности (трудовые функции) работника требуют дополнительных знаний;
  • при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний работников — в объеме изменений;
  • по решению руководителя — при установлении фактов нарушений работниками требований к обслуживанию и эксплуатации оборудования, требований охраны труда и пожарной безопасности;
  • если необходимость проведения внеочередной проверки знаний указана в качестве противоаварийного мероприятия в акте расследования причин аварии в электроэнергетике или предусмотрена актом расследования несчастного случая на производстве;
  • на основании предписания Ростехнадзора;
  • при перерыве в работе по данной должности (рабочему месту) более 6 месяцев.

В каждом случае объем и порядок проведения внеочередной проверки знаний определяет председатель комиссии по проверки знаний.

Обратите внимание, что новые Правила обучения по охране труда № 2464 не распространяются на обучение по требованиям нормативных правовых актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного контроля (надзора) — п. 5 Правил № 2464. Установленные в них сроки в 60 дней не обязательно соблюдать при внеочередной проверке знаний по ПТЭЭП.

Мы рекомендуем руководствоваться тем, что ПТЭЭП относятся к обязательным требованиям по ст. 3 № 247-ФЗ от 31.07.2020. С момента их официального опубликования до вступления в силу дано три месяца, чтобы потребители электроэнергии могли провести все подготовительные мероприятия.

Мы считаем, что внеочередную проверку знаний по ПТЭЭП № 811 нужно завершить до 7 января 2023 года. В этих целях:

  1. Руководитель издает приказ о внеочередной проверке знаний. В нем он создает комиссию, определяет контингент (список работников).
  2. Председатель комиссии утверждает график внеочередной проверки знаний и ее объем.
  3. Результаты проверки знаний оформить протоколом и записью в удостоверении по Приказу Минэнерго № 796.

II. Определение потерь электроэнергии, неучтенных тарифами, в двухобмоточных трансформаторах

1. Для определения величины неучтенных потерь электроэнергии в двухобмоточных трансформаторах следует руководствоваться данными, приведенными в таблицах 1-9.

2. Расчет производится для активной и реактивной составляющей потерь.

3. В таблицах расчет потерь произведен для двухобмоточных трансформаторов мощностью от 25 до 1000 кВА, с номинальным напряжением U№ = 10/0,4 кВ.

4. При расчетах потерь в трансформаторах значения потери короткого замыкания (Ркз) взяты для случаев, когда схемы и группы соединения обмоток являются: звезда — звезда с заземленной нейтралью с выводом нулевого провода, «Y/Yн-0». Если обмотки силовых трансформаторов мощностью до 250 кВА соединены в схему Y/Zн-11, значение (Ркз) увеличить на 15%. Если обмотки силовых трансформаторов мощностью от 400 до 630 кВА соединены в схему (дельта)/Yн-11, значение (Ркз) увеличить на 10%.

5. При расчетах потерь в трансформаторах значения потерь холостого хода (Рxx) взяты для случаев, когда магнитопроводы трансформаторов изготовлены из холоднокатаной электротехнической стали, «Уровень потерь А».

6. При расчетах потерь в трансформаторах использованы — ГОСТ 12022-76 (технические условия); ГОСТ 11920-73 (технические условия); ГОСТ 27050-86 (общие технические требования).

7. Расчет трансформаторов производился для 3-х поколений выпуска выпуска 1976 года; с 01.01.87-91 годы; с 01.01.91-96 годы.

8. Расчет производился с пяти процентным увеличением нагрузки трансформатора в промежутке нагрузки от 5% до 100%.

Камеральный контроль и блокировка ЭСФ

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля

2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом.

Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля

2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом.

Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ.

Статья 96. Результаты камерального контроля

1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;

по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.

Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками.

Статья 96. Результаты камерального контроля

«1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска.

При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;

по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска;

по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания

выявленных нарушений и их степени риска.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»;

Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска.

По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение).

По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было).

Статья 96. Результаты камерального контроля

1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В пояснении должны быть указаны:

дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);

идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;

номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение;

обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение.

В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению.

Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется.

Статья 96. Результаты камерального контроля

«1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»;

«3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»;

«2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны:

дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем

личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);

идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об

устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;

номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,

с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.

В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»;

В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ.

Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска).

Статья 96. Результаты камерального контроля

Статья 96. Результаты камерального контроля

6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса.

При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ.

Отсутствует

Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур

1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.

2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом.

3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства».

4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом.

5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие.

Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления.

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска;

2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»;

2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.

Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.

Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года.

С 01.01.2023 года

Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска.

Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая.

Статья 158. Завершение налоговой проверки

Статья 158. Завершение налоговой проверки

«При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.

При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта).

В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола.

Читайте также:  Взыскание задолженности за коммунальные услуги

Номер документа: 143
Дата принятия: 25/02/2015
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 12/04/2015
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Область регулирования

В новых и старых Правилах область регулирования описывается по-разному.

Было Стало
1.1.2. Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно – правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а так же граждан – владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее – Потребители).

Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.

Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок – станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей.

1. Настоящие Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее – Правила) устанавливают требования к организации и осуществлению технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее – электроустановки) и распространяются на потребителей электрической энергии – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками, за исключением потребителей – физических лиц, указанных в пункте 3 Правил (далее – потребитель).

Правила не распространяются на потребителей – физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками напряжением ниже 1000 В и использующих данные электроустановки для удовлетворения личных или бытовых нужд.

В старых ПТЭЭП не было определения ключевого понятия «потребитель», оно появилось только в новых ПТЭЭП.

Управление электроустановками

В новых ПТЭЭП управление электроустановками это не есть только назначение ответственного лица. Сделана попытка прописать его именно, как процесс управления, введена норма, регламентирующая управление электроустановками.

Организационно-распорядительным актом потребителя должна быть определена организационная структура управления электроустановками, распределены границы эксплуатационной ответственности и функции по обслуживанию и контролю за техническим состоянием ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок между структурными подразделениями и должностными лицами потребителя – юридического лица, определены должностные обязанности персонала, отвечающего за эксплуатацию и контроль состояния ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок потребителя (п. 8).

Организационно-распорядительная документация (ОРД) – это обширный пласт документов, фиксирующих права и обязанности работников и их работодателей, их задачи, цели и функции. Они оформляются по определённым требованиям, которые сведены в ГОСТ по оформлению ОРД 7.0.97-2016 (ГОСТ Р 7.0.97-2016 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (с Изменением № 1), утв. Приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. № 2004-ст). Несоблюдение этих требований влечёт недействительность организационно-распорядительных документов.

Организационные документы необходимы для регламентирования деятельности организации. Именно с их помощью фиксируются права и обязанности работников и работодателей, закрепляется их взаимная ответственность.

Организационная документация – это уставы, штатные расписания, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка, многие другие документы, создаваемые внутри компании на основании действующего законодательства.

Распорядительные документы создаются при постановке конкретных задач внутри организации. В эту категорию входят распоряжения, решения, приказы, постановления и другие документы, издаваемые для решения тех или иных практических задач.

Ниже приведён перечень распространённых видов организационно-распорядительной документации. В него входят:

  • приказы о назначении;
  • положения;
  • руководства;
  • правила;
  • должностные инструкции персонала;
  • регламенты;
  • описания технологических процессов;
  • трудовые договоры и дополнения к ним;
  • инструкции по обеспечению охраны помещений;
  • объяснительные записки;
  • приказы о премировании и депремировании;
  • распоряжения о мерах, необходимых для непрерывности технологических процессов;
  • расписания несения дежурства на объектах.

Эффективность использования электроэнергии из-за концентрации производителей в одном месте и нахождении потребителей в другом, а также от большой разницы в пиковых потреблениях, во многом зависит от эффективности системы передачи электрической энергии, которая в Казахстане развита совершенно недостаточно и неравномерно. Большая часть ЛЭП построена еще в советское время и имеет износ (возрастание омического сопротивления от коррозии, ухудшение электроизоляции и пр.) порядка 75%.

Общая протяжённость электрических сетей общего пользования в Республике Казахстан составляет:

сети с напряжением 1150 кВ — 1,4 тыс. км (в настоящее время эксплуатируются на напряжении 500 кВ)

сети с напряжением 500 кВ — более 5,5 тыс. км

сети с напряжением 220 кВ — более 20,2 тыс. км

сети с напряжением 110 кВ — около 44,5 тыс. км

сети с напряжением 35 кВ — более 62 тыс. км

сети с напряжением 6—10 кВ — около 204 тыс.

При передаче и распределении электроэнергии имеются большие потери — 21,5 %, а для сельских линий типичным уровнем является 25 — 50% потерь.

Линии электропередачи и распределительные сети Казахстана разделены на 3 части: две на севере и одна на юге, каждая из которых соединена с какой-либо внешней энергетической системой (Единой энергетической системой России на севере и Объединённой энергетической системой Средней Азии на юге). Соединяются эти системы между собой только одной линией. В настоящее время ведётся строительство второй линии, соединяющей Северную и Южную энергосистемы и рассматривается возможность строительства линии, соединяющей Западную энергосистему с Северной.

Наиболее выгодным для Казахстана является расширение, модернизация и коренное улучшение инфраструктуры государственной системы электрических сетей, которая обеспечит доступность дешевой и стабильной электроэнергии для всех потребителей и полное использование мощности угольных и гидроэлектростанций.

Основными энергетическими компаниями казахстана являются:

  • Мангистауский Атомно-Энергетический Комбинат — генерирующая компания Актау, энергоснабжающая организация Мангистауской области
  • Самрук-Энерго — государственный энерго холдинг
  • KEGOC — национальный оператор сетей
  • Алатау Жарык Компаниясы — распределительная электросетевая компания Алматы
  • АлматыЭнергоСбыт — энергоснабжающая организация Алматы
  • Алматинские Электрические Станции — генерирующая компания Алматы
  • Актобе ТЭЦ — генерирующая компания Актобе
  • АстанаЭнергоСбыт — энергоснабжающая организация Астана
  • Атырау Жарык — распределительная электросетевая компания Атырау
  • Уран Энерго — сетевая компания


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *