Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как написать пояснение в налоговую?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.
Превышение допустимой доли вычетов
Безопасная доля вычетов по регионам в I и II кварталах 2021 года
Регион | I квартал | II квартал | Динамика* |
Российская Федерация в том числе: | 88,8 | 88,4 | –0,4 |
Центральный федеральный округ | |||
Белгородская область | 90,0 | 88,6 | –1,4 |
Брянская область | 89,3 | 90,1 | 0,8 |
Владимирская область | 86,1 | 83,6 | –2,5 |
Воронежская область | 91,2 | 91,7 | 0,5 |
Ивановская область | 91,5 | 91,6 | 0,1 |
Калужская область | 88,3 | 89,3 | 1,0 |
Костромская область | 87,7 | 87,7 | 0,0 |
Курская область | 94,5 | 91,7 | –2,8 |
Липецкая область | 104,3 | 104,2 | –0,1 |
Московская область | 88,3 | 88,9 | 0,6 |
Орловская область | 88,1 | 89,4 | 1,3 |
Рязанская область | 88,3 | 88,4 | 0,1 |
Смоленская область | 91,1 | 92,7 | 1,6 |
Тамбовская область | 95,2 | 93,6 | –1,6 |
Тверская область | 87,2 | 87,8 | 0,6 |
Тульская область | 96,8 | 96,3 | –0,5 |
Ярославская область | 86,5 | 89,3 | 2,8 |
город Москва | 88,8 | 89,4 | 0,6 |
СевероЗападный федеральный округ | |||
Республика Карелия | 71,3 | 70,2 | –1,1 |
Республика Коми | 80,0 | 77,0 | –3,0 |
Архангельская область | 85,4 | 91,2 | 5,8 |
Вологодская область | 99,7 | 102,2 | 2,5 |
Калининградская область | 63,9 | 64,3 | 0,4 |
Ленинградская область | 90,2 | 91,8 | 1,6 |
Мурманская область | 185,7 | 161,9 | –23,8 |
Новгородская область | 96,2 | 97,8 | 1,6 |
Псковская область | 92,1 | 91,5 | –0,6 |
город СанктПетербург | 88,4 | 88,4 | 0,0 |
Ненецкий АО | 110,8 | 108,0 | –2,8 |
СевероКавказский федеральный округ | |||
Республика Дагестан | 85,4 | 84,4 | –1,0 |
Республика Ингушетия | 95,7 | 93,6 | –2,1 |
КабардиноБалкарская Республика | 90,8 | 91,5 | 0,7 |
КарачаевоЧеркесская Республика | 91,0 | 88,6 | –2,4 |
Республика Северная Осетия — Алания | 86,6 | 87,9 | 1,3 |
Чеченская Республика | 96,8 | 95,1 | –1,7 |
Ставропольский край | 93,5 | 91,7 | –1,8 |
Южный федеральный округ | |||
Республика Адыгея | 87,4 | 85,5 | –1,9 |
Республика Калмыкия | 116,3 | 87,0 | –29,3 |
Республика Крым | 87,8 | 86,4 | –1,4 |
Краснодарский край | 91,6 | 91,8 | 0,2 |
Астраханская область | 78,5 | 76,6 | –1,9 |
Волгоградская область | 93,6 | 87,7 | –5,9 |
Ростовская область | 95,0 | 95,2 | 0,2 |
город Севастополь | 83,1 | 81,9 | –1,2 |
Приволжский федеральный округ | |||
Республика Башкортостан | 93,1 | 93,3 | 0,2 |
Республика Марий Эл | 89,6 | 90,4 | 0,8 |
Республика Мордовия | 89,3 | 90,4 | 1,1 |
Республика Татарстан | 92,0 | 91,3 | –0,7 |
Удмуртская Республика | 82,3 | 79,4 | –2,9 |
Чувашская Республика | 82,4 | 84,6 | 2,2 |
Кировская область | 84,8 | 85,4 | 0,6 |
Нижегородская область | 92,5 | 90,2 | –2,3 |
Оренбургская область | 75,3 | 72,1 | –3,2 |
Пензенская область | 87,6 | 86,9 | –0,7 |
Пермский край | 86,3 | 81,5 | –4,8 |
Самарская область | 84,3 | 82,9 | –1,4 |
Саратовская область | 86,8 | 86,8 | 0,0 |
Ульяновская область | 88,0 | 90,0 | 2,0 |
Уральский федеральный округ | |||
Курганская область | 85,2 | 85,1 | –0,1 |
Свердловская область | 91,6 | 91,6 | 0,0 |
Тюменская область | 84,2 | 82,2 | –2,0 |
Челябинская область | 89,9 | 89,8 | –0,1 |
ХантыМансийский АО — Югра | 66,8 | 60,4 | –6,4 |
ЯмалоHенецкий АО | 75,9 | 69,7 | –6,2 |
Сибирский федеральный округ | |||
Республика Алтай | 90,0 | 88,9 | –1,1 |
Республика Тыва | 81,3 | 88,9 | 7,6 |
Республика Хакасия | 85,6 | 84,5 | –1,1 |
Алтайский край | 89,0 | 88,1 | –0,9 |
Красноярский край | 83,4 | 81,6 | –1,8 |
Иркутская область | 78,9 | 79,7 | 0,8 |
Кемеровская область — Кузбасс | 93,8 | 92,6 | –1,2 |
Новосибирская область | 88,6 | 89,1 | 0,5 |
Омская область | 88,2 | 84,1 | –4,1 |
Томская область | 73,6 | 74,5 | 0,9 |
Дальневосточный федеральный округ | |||
Республика Бурятия | 93,1 | 92,6 | –0,5 |
Республика Саха (Якутия) | 86,9 | 87,2 | 0,3 |
Приморский край | 97,7 | 96,3 | –1,4 |
Хабаровский край | 90,8 | 89,1 | –1,7 |
Амурская область | 143,9 | 137,1 | –6,8 |
Камчатский край | 91,3 | 95,9 | 4,6 |
Магаданская область | 100,5 | 103,4 | 2,9 |
Сахалинская область | 91,9 | 92,8 | 0,9 |
Забайкальский край | 98,0 | 99,3 | 1,3 |
Еврейская автономная область | 86,2 | 83,3 | –2,9 |
Чукотский АО | 124,1 | 149,4 | 25,3 |
БАЙКОНУР | 75,2 | 72,5 | –2,7 |
* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС опубликованного на сайте ФНС. Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.
При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на региональный показатель.
Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.
Какие ошибки могут быть в отчете?
Сотрудники ФНС периодически рассказывают об ошибках, которые приводят к требованиям пояснений по НДС. Вот самые популярные из них:
- Ошибки в контрольных соотношениях. Они возникают, если данные попадают не в свои строки. В результате соотношения между определенными ячейками декларации не исполняются.
- Неправильное применение кодов видов операции, связанных с реализацией товара. Налогоплательщики ошибочно используют код 26 в тех ситуациях, когда необходимо применять код 01.
- Некорректное отражение в книге покупок восстановленного НДС по льготным операциям.
- Неправильные записи в книгах продаж и покупок при отражении НДС с аванса и его восстановлении после реализации.
- Неправильное отражение операций по ввозу товара.
- Несоответствие информации по сделке, указанной поставщиком и покупателем в своих декларациях.
Формализованное пояснение
Плательщику налога в случае подготовки пояснений к декларации по НДС по ошибкам, обнаруженным при ее камеральной проверке, следует отправлять ответ в электронном виде по определенному шаблону, разработанному ФНС (письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@). Такой формат ответа называется формализованным пояснением по НДС.
Это набор таблиц для внесения уточняющих сведений по проверяемому отчету по НДС отдельно по книгам покупок/продаж и дополнительным листам к ним, журналам учета счетов-фактур. Плательщику НДС следует заполнить конкретные листы по каждому моменту, вызвавшему вопросы инспектора, и в электронном формате .xml отправить в налоговую по каналам ТКС.
Пояснения по налоговому разрыву
Налоговый разрыв — это разница между налоговой нагрузкой компании и средним показателем по стране в этой отрасли. Т. е. это разница между суммой налогов, которые должны быть уплачены в теории, и суммой фактически уплаченных налогов, другими словами, низкая налоговая нагрузка.
Несколько лет на сайте ФНС России публикуются данные об уровнях средней налоговой нагрузки по отраслям в стране. Фискалы предлагают компаниям либо подать уточненки, либо пояснить расхождения, либо изменить первый код ОКВЭД в реестре, если код не соответствует реальному основному виду деятельности.
Конечно, причинами налогового разрыва могут быть низкая рентабельность, повышенные расходы в связи с особыми обстоятельствами, неэффективность управления и т. д. Следует регулярно анализировать и оптимизировать свои расходы. Лучше привести ОКВЭД в соответствие с действительностью.
По факту под один ОКВЭД может подпадать совершенно разная деятельность со своей спецификой, особенно если у бизнесмена собственное производство, существуют определенные особенности региона, уникальность подобного рода услуг на рынке, высокая конкуренция, непредвиденные расходы. Есть стандартные аргументы: рост цен, обновление производства и т. д.
Приложите надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие обоснование разрыва.
Вопрос – ответ по пояснениям по декларации НДС
Вопрос: 14.08.16 АО «Семафор» получил от ФНС требование о пояснении расхождений данных в х декларации по НДС и показателях, предоставленных контрагентом «Семафора» — ООО «Маркер». По факту полученного требования «Семафор» и «Маркер» произвели сверку расчетов, но расхождений не выявили. Должен ли «Семафор» подавать пояснение в ФНС?
Ответ: Да, «Семафор» должен подать в налоговую пояснение. В тексте документа необходимо указать, что между «Семафором» и «Маркером» произведена сверка, в результате которой расхождения не выявлены. К пояснению нужно приложить акт сверки.
Вопрос: В адрес ООО «Гамлет» поступило требование о пояснениях к декларации НДС. Пояснения необходимо дать относительно расхождений данных «Гамлета» и поставщика АО «Самба». Должен ли «Гамлет» прилагать к пояснению подтверждающие документы (счет-фактура, акт сверки)?
Ответ: Предоставление подтверждающих документов не является обязательством «Гамлета». В то же время их наличие существенно упростит процедуру проверки и подтверждение причин расхождений.
Вопрос: АО «Гарант» подает пояснение по декларации НДС в электронном виде. В каком формате «Гарант» должен оформить документ?
Ответ: В случае передачи пояснения через спецоператора «Гарант» должен подготовить документ в формате XML. Если пояснение будет дано в ином формате, в приеме документа будет отказано.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекторы могут потребовать пояснения к декларации по НДС. Хотя законодательство и не устанавливает для компаний ответственности за непредставление таких пояснений, их все же лучше подать в налоговую инспекцию в течение пяти рабочих дней. Это положительно повлияет на информацию, указанную в акте проверки. Предлагаем вашему вниманию образец ответа на требование о представление пояснений к декларации по НДС
13.05.2015Автор: Ирина Милакова, директор департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров компании «2К»
На практике встречается ситуация, когда инспекторы в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС выявляют:
- ошибки в декларации;
- противоречия между сведениями, содержащимися в представленных компанией документах;
- несоответствие сведений, представленных фирмой, сведениям, содержащимся в документах, имеющимся у налоговиков.
Общие правила исправления книги продаж и книги покупок
Скорректировать данные этих налоговых регистров необходимо и в том случае, когда обязанности в представлении уточненной декларации нет и налогоплательщику необходимо исправить технические ошибки. При обнаружении ошибок после окончания квартала, в котором они совершены, исправительные записи в книгу продаж или в книгу покупок производятся в дополнительных листах книги продаж (книги покупок), в которых были допущены ошибки (п. 4 Правил ведения книги покупок, п. п. 3, 11 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением N 1137)
Чтобы внести в книгу продаж или книгу покупок запись о ранее не включенных в них счетах-фактурах необходимо зарегистрировать «забытые» счета фактуры в дополнительном листе к книге продаж или книге покупок соответственно. А чтобы убрать ошибочную запись, в дополнительном листе к книге покупок (книги продаж) необходимо повторить «лишнюю» запись о счете-фактуре, указав числовые показатели счета-фактуры с отрицательным знаком.
Коды видов ошибок в декларации по НДС | |
0000000001 | Расхождение с данными контрагента |
0000000002 | Несоответствие данных раздела 8 (по книге покупок) и раздела 9 (по книге продаж) |
0000000003 | Расхождения между выставленными и полученными счетами-фактурами в разделах 10 и 11 |
0000000004 | Ошибка в конкретной графе отчета (номер строки декларации указан в скобках) |
0000000005 | Неверно указана дата выставления счета-фактуры в разделах 8-12 |
0000000006 | Дата заявки на вычет превышает допустимый срок в три года |
0000000007 | Дата счета-фактуры, заявленной на вычет по НДС, не соответствует периоду деятельности |
0000000008 | Некорректно указан код операции в разделах 8-12 декларации (кодификатор приведен в Приказе ФНС от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@) |
0000000009 | Неверно отражены аннулирующие записи в разделе 9 декларации |
Требование от ФНС уже содержит шифры недочетов, которые необходимо пояснить или устранить.
Как расшифровываются неточности в декларационной отчетности по НДС?
Форма пояснений к декларации по НДС: образец
Поскольку сейчас пояснения по НДС должны представляться строго по электронным каналам связи по форме, установленной ФНС, образцы бумажных пояснений, представленные ранее на профсайтах в интернете, потеряли свою актуальность.
Возможность подготовить электронные пояснения в нужном формате реализована в программе «Налогоплательщик ЮЛ».
Подробнее смотрите тут.
Кроме того, если вы пользуетесь услугами операторов электронного документооборота, то они тоже позволяют отправить пояснения. Например, если ФНС направляет запрос через «Контур», к сообщению присоединяется xml-файл, используя который можно сформировать ответ налоговой. Для уточнения, как отвечать налоговой, обращайтесь к оператору, через чью систему вы получили запрос.
Реализована эта возможность в «1С». Форму пояснений в 8-ке следует искать так: Справочники — Отчетность по НДС — Уточнение показателей декларации — Представление пояснений по требованию налогового органа.
Когда налоговая просит пояснения по представленному отчету по НДС
Условия, касающиеся дачи налоговикам пояснений к декларации по НДС, изложены в п. 3 ст. 88 НК РФ. После того как плательщик НДС представил в свою ИФНС декларацию, сотрудники налоговой в обязательном порядке проводят камеральную проверку документа. И если в ходе нее у них возникают вопросы, плательщику, подавшему декларацию, направляется запрос на разъяснение неясных налоговикам моментов.
Основные случаи, когда запрос на разъяснения по декларации точно будет направлен плательщику, такие:
- если в декларации обнаружены ошибки (например, несоответствие контрольных значений);
- если данные декларации не совпадают с информацией, имеющейся у налогового органа по данному плательщику (например, у налоговиков есть данные встречных проверок с контрагентами плательщика, по которым выходит одна сумма оборотов, а в представленном плательщиком расчете указана другая);
- по итогам представленной декларации получается сумма НДС к вычету (возврату) из бюджета;
- при подаче уточненной декларации уточненная сумма НДС к уплате в бюджет меньше, чем была в исходном расчете.
Получить требование о пояснениях к декларации по НДС можно по окончании очередной отчетной кампании. Формируются они автоматически и направляются налогоплательщикам через те же телекоммуникационные каналы связи (ТКС), по которым подаются декларации.
Тот факт, что документ получен, необходимо подтвердить. Для этого в систему ФНС направляется ответная квитанция-подтверждение. Важно соблюсти срок — 6 дней с той даты, когда налоговый орган направил свое требование. Поэтому после подачи отчета крайне важно проверять учетную систему на предмет возможных требований. С того дня, когда была направлена квитанция-подтверждение, пойдет отсчет срока на подготовку пояснения. Для этого дается всего 5 рабочих дней, так что следует поторопиться.
Если применяется льгота по НДС
Льготные категории плательщиков налога — отдельная тема. Они проверяются на предмет правомерности применения льгот. При этом налогоплательщику высылаются совершенно иные требования о пояснениях к декларации по НДС. Образец такого требования приведен в письме Налоговой службы от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10574.
Отвечать на такой запрос нужно совсем иначе. В качестве доказательства того, что компания имела право на льготы, она может направить в ФНС реестр подтверждающих документов. Это правило введено в 2020 году для реализации риск-ориентированного подхода к проверке льготных НДС-деклараций. Реестр должен быть составлен в соответствии с формой, разработанной ФНС. В нем указываются основные параметры операции — код, сумма, данные контрагента, а также наименование подтверждающего документа. К реестру прилагается список и формы типовых договоров по льготным операциям.
Налоговая служба рассмотрит полученный реестр и запросит некоторые из указанных в нем документов для проверки. Таким образом инспекция облегчает собственную задачу по обработке документов, а также снижает нагрузку на налогоплательщиков по их представлению. Если же компания не направит такой реестр или нарушит его формат, инспекция запросит для проверки документы в полном объеме. Сроки и порядок ответа на такое требование стандартные. В течение шести рабочих дней необходимо направить квитанцию-подтверждение, а в следующие пять рабочих дней — пояснения в виде реестра.
Что такое код ошибки в запросе ФНС
Кодировку и разбивку групп возможных ошибок представим в таблице.
Код |
Суть замечания |
Пример ситуации |
1 |
Несовпадение данных декларации плательщика с данными декларации его контрагента |
Контрагент, расчеты с которым учтены в вашей декларации, сдал за тот же период нулевой отчет или не сдал его вовсе |
2 |
Расхождения между данными из налоговых регистров — книги покупок (раздел 8) и книги продаж (раздел 9) |
Типичная ситуация — принятие к вычету НДС с авансов полученных, уплата налога по которым прошла в более ранних периодах |
3 |
Расхождения между данными из журналов счетов-фактур полученных (раздел 11) и выданных (раздел 10) |
У посредника учтен счет-фактура на всю сумму по посреднической сделке |
4 |
Прочие расхождения и неточности |
Например, нестыковка показателей в графах декларации. В таком случае, как правило, при указании кода 4 рядом в скобках указываются координаты места декларации, в котором имеется неясность |
5 |
Ошибки в датах счетов-фактур в разделах 8–12 |
Не указана дата счета-фактуры или указанная дата счета-фактуры превышает отчетный период, за который представлена декларация |
6 |
Вычет НДС просрочен |
Вы заявили вычет за пределами трех лет |
7 |
Вами заявлен вычет НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты госрегистрации |
— |
8 |
Некорректное указание в разделах 8–12 кода вида операции |
Подробнее о кодах см. здесь. |
9 |
Допущены ошибки при аннулировании записей в разделе 9 |
Сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, указанную в записи по счету-фактуре, подлежащему аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию |
Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам
Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.
Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.
Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.
Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.
Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС
С 24.01.2017 г. действует приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ- 7-15/682 об утверждении формата пояснений к декларации по НДС в электронной форме. Данный формат применяется всеми плательщиками НДС, подающими электронную отчетность. Порядок действий налогоплательщика при получении требования дать пояснения по декларации НДС подробно расписан в письме ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.
Каким бы ни был запрос налоговой инспекции: об обнаруженных ошибках, противоречиях между отчетными формами, о снижении суммы налога в уточненной декларации, или о причинах образования убытка, в любом случае отвечать на требование необходимо. Для отчетности, представляемой исключительно по телекоммуникационным каналам связи, предусмотрен электронный формат подачи пояснений по запросу налоговиков.