Пенсионная реформа в действии: дождутся ли россияне выхода на пенсию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионная реформа в действии: дождутся ли россияне выхода на пенсию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законодательством закреплена ежегодная индексация основных параметров, используемых при расчете пенсии по старости — пенсионного балла и фиксированной выплаты. Традиционно индексация этих величин осуществлялась с 1 февраля в соответствии с фактической инфляцией за предыдущий год, однако в период с 2019 по 2024 г. включительно корректировка величин будет производиться ежегодно с 1 января. Начиная с 2025 года схема индексации будет прежней — обязательно с 1 февраля, а при наличии бюджетных возможностей дополнительно еще и с 1 апреля.

Минимальный размер пенсии в 2023 году

Минимальным размер пенсии будет в том случае, если входящие в формулу величины будут иметь свои наименьшие значения. Следовательно, в формуле мы должны подставить минимальные требования к пенсионерам в 2023 году, т.е. количество баллов будет равно 25,8. Фиксированная выплата с 1 января 2023 года будет равна 7567,34 руб., а стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента — 123,77 руб. Таким образом:

СПст = 25,8 × 123,77 + 7567,34 = 10760,61 руб.

То есть минимальный размер страховой пенсии по старости в 2023 году составляет 10760,61 руб..

Ежегодно изменяются нормативы по минимальному количеству баллов, необходимому для назначения пенсии по старости. Изменения будут производить в соответствии с данными таблицы:

Есть заблуждение, что на размер пенсионного обеспечения влияет минимальный размер оплаты труда (МРОТ), но это не так. В пенсионном обеспечении данная величина используется исключительно для расчета страховых взносов в Пенсионный фонд России от самозанятого населения, которое заключило соответствующие договоры с ПФР и уплачивает страховые взносы за себя.

Как получить минимальную страховую пенсию

По пенсионному законодательству чем дольше человек работает, тем больше набирает пенсионных баллов, которые увеличивают размер пенсии. Соответственно, минимальной пенсией для работающего будет сумма, которая начисляется как только выполняются базовые условия получения пенсии.

Для получения пенсии должны быть выработаны минимальные пенсионные коэффициенты и стаж. До конца 2023-го они составляют 14 лет и 25,8 коэффициент. Стоит отметить, что на 2023 год придется один из трех запланированных периодов пенсионной реформы, когда в России ни один человек не выйдет на пенсию по возрасту, кроме выходящих на пенсию досрочно и тех, кто откладывал это решение.

Если пенсионер продолжит работать, то количество баллов будет увеличиваться, а после выхода на пенсию будет произведен перерасчет с учетом имеющихся баллов и пропущенных индексаций.

Кого затронет очередная пенсионная реформа, которую рассмотрит Госдума

Чиновники из Минфина и депутаты Госдумы объявили о том, что уже до конца текущего года будет представлен законопроект и иные нормативные документы, которые повлекут за собой проведение на территории всей страны пенсионной реформы, причем она будет самой крупной в своем роде. Такое событие повлияет на жизнь абсолютно всех граждан Российской Федерации без исключения.

В настоящее время на территории РФ есть две пенсии, одна из которых является обязательной социальной, которая выплачивается всем без исключения, а другая представляет из себя добровольную. На последнюю могут рассчитывать те, кто добровольно перечислял денежные средства в специальные фонды в надежде в будущем, при выходе на пенсию, зарабатывать на целый порядок больше. Однако система добровольной пенсии не пользуется среди граждан РФ большим спросом, что и собираются исправить российские власти, внедрив некоторые значительные и очень существенные новшества.

В конце декабря 2022 года Министерство финансов РФ представляет все документы, которые касаются крупнейшей пенсионной реформы в истории России по части добровольных накоплений на старость. Грядущие новшества затронут всех граждан РФ, потому что у жителей страны появится возможность обрести дополнительную уверенность в своем будущем при совершении добровольных отчислений в государственный бюджет. При этом российские власти, при внесении законопроекта на рассмотрение, готовы максимально оперативно его рассмотреть и принять в случае необходимости, чтобы как можно скорее изменить жизнь всех россиян в лучшую сторону. Таким образом, в теории, грядущая реформа произойдет уже в следующем году, она изменит все, что касается добровольной пенсии во всех российских субъектах.

Как обогнать государство?

Мы показали расчёт на зарплате, которая не менялась на протяжении пяти лет. Если бы зарплата работника индексировалась в том же темпе, что и предельная база, проблемы бы не было.

Выходит, что ради стабильного роста накоплений ИПК, надо добиваться регулярного роста зарплаты и заниматься повышением дохода всю свою трудовую карьеру.

Однако заниматься этим придётся самостоятельно, добиваясь повышения зарплат от руководителя предприятия, меняя должности или место работы. Поддерживать подобный темп на протяжении всей карьеры будет сложно.

С грустью можно констатировать, что обогнать государство в погоне за высокими пенсиями практически невозможно.

Для размышления.

С 2015 года предельную базу устанавливали по формуле: средняя зарплата по России, умножнная на 12 и на повышающий коэффициент. Причём повышающий коэффициент регулярно увеличивался. В 2015 году он составлял 1,7, а в 2021 — 2,3. Выходит, что предельная база растёт быстрее средних зарплат и значительно их опережает. Это говорит о том, что интенсивность накопления не снижается только у тех, кому удаётся каждый год значительно увеличивать зарплату (обогнать придётся и статистику, и коэффициент). Любопытное наблюдение: МРОТ привязан к медианной зарплате (50% населеняи получают больше, а 50% — меньше), а предельная база — к средней. В цифрах разница выглядит так: медианная зарплата — 32 422 рубля, средняя — 51 083 рубля. Это значит, что в реальности ситуация ещё печальнее, чем в теории.

Планируется ли снижение пенсионного возраста

Неутешительные результаты первых лет реформы стали источником предложений вернуть прежний пенсионный возраст, а сам ПФР ликвидировать. Экспертные мнения расходятся в необходимости этих действий: одни поддерживают, другие считают, что ПФР ликвидировать не стоит, а необходимо провести реорганизацию, объединив его с Фондом соцстраха.

Стало известно, что в Госдуму от партии «Справедливая Россия» внесен проект закона, отменяющий повышение пенсионного возраста и возвращение к прежним нормам: для женщин – 55 лет, для мужчин – 60.

Основными аргументами в их пользу является отсутствии положительных результатов введенной пенсионной реформы. Однако он еще не рассматривался, и будет ли принят – неизвестно.

Пенсионный балл и его стоимость

Понятие индивидуального пенсионного коэффициента появилось после проведения реформы пенсионной системы 2015 года. До этого основным законом, регулировавшим пенсионное обеспечение для трудящихся/трудившихся граждан, был ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно этому документу трудовая пенсия по старости рассчитывалась через так называемый пенсионный капитал — сумма страховых взносов, уплаченных работодателями за гражданина на протяжении всей его трудовой деятельности.

Однако вторая величина (ожидаемый период выплат) основывалась лишь на статистических данных и плохо справлялась с индивидуальным подходом к каждому пенсионеру. Поэтому после реформы эти понятия были упразднены, а на смену пенсионному капиталу пришел индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл).

Баллы формируются из отношения страховых взносов к максимальной взносооблагаемой базе. Следовательно, чем выше заработная плата и страховой стаж, тем большее количество баллов получится заработать гражданину за свою трудовую деятельность.

Кроме суммы пенсионных коэффициентов в формуле расчета размера страховой пенсии по старости существует еще одна важная величина — стоимость одного балла. Стоит отметить, что эта величина ежегодно индексируется, поэтому размеры пенсии, рассчитанные в разное время будут отличаться друг от друга даже при совпадении количества накопленных пенсионных баллов.

Пенсия по старости на льготных основаниях

Досрочно выйти на пенсию смогут четыре категории граждан:

  • безработные пенсионеры. Не все, право воспользоваться льготой дает трудовой стаж 20 и 25 лет для женщин и мужчин соответственно? при условии, что до пенсионного возраста им осталось менее двух лет;
  • имеющие длительный трудовой стаж. 42 года стажа (мужчины) и 37 лет (женщины) снижают возраст выхода на пенсию на два года.

Что примечательно, под обе эти категории подходят только женщины 1966 г.р. и мужчины 1961 г.р.

  • женщины с детьми. Еще одна категория граждан, которая имеет право на досрочный выход на пенсию в 2023 году. Количество детей, необходимых для получения льготы, зависит от года рождения женщины. Но трудовой стаж при этом должен быть не менее 15-ти лет;
  • выработавшие льготный стаж. Медицинские работники, педагоги, представители творческих профессий должны знать, что их профессий коснулись изменения – в 2023 году на пенсию им не выйти.
Читайте также:  Какой штраф за перевозку детей без кресла?

Кому в России хотят разрешить выходить на пенсию досрочно

Госдума РФ предложила снизить пенсионный возраст для ветеранов боевых действий. Парламентарии внесли законопроект, согласно которому некоторые категории военнослужащих будут иметь право на досрочный выход на пенсию. Инициатором нововведения стал заместитель руководителя ЛДПР Ярослав Нилов.

Если предложения народного депутата будут приняты парламентом, то необходимый стаж для выхода на пенсию будет сокращен на пять лет. Раньше военные мужчины и женщины могли выйти на пенсию в возрасте 65 и 60 лет соответственно.

Также будет сокращен стаж, необходимый для получения права на пенсию по старости для лиц, проходивших службу в зоне боевых действий. Теперь для оформления документов в Пенсионном Фонде Российской Федерации нужно обязательно отработать 15 лет. Это значительное сокращение по сравнению с предыдущим требованием — 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано. В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора — пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания. Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой. При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Можно ли было не проводить пенсионную реформу и сохранить возраст выхода на пенсию

Перед принятием закона о повышении пенсионного возраста складывалось ощущение, что даже те, кто за него выступали — не верили в то, что говорят. И действительно, их аргументы в пух и прах разбиваются при детальном рассмотрении. Ни один из аргументов за повышение пенсионного возраста не оказался состоятельным. Приводим таблицу опровержений, которые доказывают, что пенсионную реформу можно было бы не проводить.

Аргументы за пенсионную реформу Почему можно было не повышать пенсионный возраст
Пенсионный возраст «60 (55)» установлен в начале 1930-х, когда продолжительность жизни в СССР составляла около 40 лет, сейчас она — 72,7 года. Низкая средняя продолжительность жизни в 1920-е годы обусловливалась высокой младенческой смертностью и не связана с пенсионной проблематикой. Число «72,7» относится к прогнозируемой Росстатом продолжительности жизни родившихся в 2017 году, которым предстоит выход на пенсию в конце 21 века.
В странах Запада пенсионный возраст установлен на уровне 65 лет и выше. Почти все страны Восточной Европы и бывшего СССР на 2018 год также уже повысили пенсионный возраст. Лишь за 2010—2016 годы о росте пенсионного возраста было объявлено в 72 странах. Нельзя оперировать только одним параметром, скрывая другие: в большинстве из тех стран доходы населения и продолжительность жизни выше, чем в России. Также есть мнение, что больший календарный стаж на Западе сочетается с меньшим числом отработанных за год часов, а сравнение отработанных за весь стаж часов — не показывает значительного отличия от РФ.
Исследования, обосновавшие выбор пенсионного рубежа «60/55 лет», проводились давно — в 1920-е годы. Сейчас продолжительность жизни в России ощутимо повышается. Она заметно повышается только в сравнении с 1990-и годами, по сравнению же с 1960-ми повышение небольшое, причём свидетельств улучшения здоровья и работоспособности пожилых граждан нет, но есть многочисленные свидетельства обратного. Пенсионный возраст не был снижен в период резкого снижения продолжительности жизни в 90-е.
Из-за старения населения на одного пенсионера приходится меньше работающих членов общества, чем в советское время. Такие соотношения не показательны: они не учитывают возросшую за счет автоматизации производительность труда. Не учтено также сокращение числа детей, приходящихся на 1 работающего. В итоге доля иждивенцев в населении РФ почти не меняется, что значительно снижает расходы государства на воспитание и образование, а женщины при этом реже отрываются от работы для ухода за малышами.
Повышение пенсионного возраста является безальтернативным и срочным решением, так как без него вся пенсионная система РФ рухнет. Иные способы оздоровления пенсионной системы либо не дадут значимого эффекта, либо сделают страну уязвимой для падения цен на нефть. Существуют иные способы оздоровления пенсионной системы, включающие пресечение нелегальной занятости (сейчас из 77 млн работающих отчисления в ПФР платят 44 млн, остальные работают неофициально),введение прогрессивной шкалы налогообложения, увеличение выплат бизнеса в Пенсионный фонд,оптимизацию деятельности самого Пенсионного фонда РФ,введение государственной монополии на торговлю алкоголем
Повышение пенсионного возраста поможет бороться с ростом дефицита Пенсионного фонда и дотаций фонду из госбюджета Предполагаемый антиэффект от безработицы, снижения цены труда, медицинских и социальных проблем, уменьшения льгот пенсионерам перекроет все финансовые плюсы
Повышение пенсионного возраста выгодно уже вышедшим на пенсию лицам, а в перспективе и тем, кто выйдет на неё с задержкой Выгода пенсионеров сведётся к прибавке 12000 руб в год, а ежегодные потери их чуть более молодых родственников, лишённых пенсии (в допущении, что деньги на пенсии где-то нашлись бы без ущерба для экономики), превысят этот масштаб на порядок; потери граждан предпенсионного возраста за счёт лишения пенсионных льгот многократно превышают их будущую прибавку к пенсии.
Россияне 55-65 лет ещё вполне способны работать и являются активной категорией граждан Бывает по-разному, во многих регионах просто не найти работы после 50 лет, не говоря уже о 60. По опыту и наблюдениям людей, средняя продолжительность жизни в момент обсуждения реформы такова, что Пенсионный фонд нередко получает отчисления от граждан, но ничего им не выплачивает из-за смерти до достижения даже не повышенного пенсионного возраста.
Период дожития пенсионеров в РФ (продолжительность жизни после выхода на пенсию) сравним с аналогичным показателем в развитых странах Да, этот период сравним. И если рассматривать лишь тех, кто не умер до пенсии, то получается, что подъём пенсионного возраста влияет на продолжительность дожития слабо. Но ситуация в РФ отличается большой долей не доходящих до пенсионного рубежа мужчин (из-за бедности, плохих условий труда и медобслуживания), и в рассуждениях нельзя не учитывать вклад этих людей в пополнение ПФР
Читайте также:  Что полагается за третьего ребенка?

Как будет повышаться пенсионный возраст?

Итак, как мы уже кратко рассказали в предыдущем разделе, окончательная редакция принятого ФЗ № 350 предусматривает его поэтапное вступление в силу. Это сделано для уменьшения социального напряжения.

Потому что, представьте себе состояние человека, который собирался на пенсию через несколько месяцев, и вдруг узнал, что его право на «заслуженный отдых» в одночасье отодвинулось на целых пять лет. Как минимум, это бесчеловечно, как максимум – чревато массовыми беспорядками, ведь ежегодно в Росси достигают пенсионного возраста полтора миллиона человек.

В наших условиях этого не произойдет. Самая уязвимая возрастная группа – те, кто, согласно прежнему законодательству, должны были пойти на пенсию в 2022 -2020 годах, выйдут на нее всего на год-полтора позже запланированного срока, поскольку для них предусмотрены льготные условия.

Для большей наглядности предлагаем вашему вниманию сводную таблицу-график. Она демонстрирует корректировку пенсионного возраста в последующие 5 лет.

Время выхода на пенсию по прежнему законодательству

Увеличение пенсионного возраста (годы)

Новый пенсионный возраст (женщины/ мужчины)

Время выхода на пенсию, согласно новому закону

2019 (январь-июнь)

0,5

55,5/60,5

2019 (июль-декабрь)

2019 (июль-декабрь)

0,5

55,5/60,5

2020(январь-июнь)

2020(январь-июнь)

1,5

56,5/61,5

2021(июль-декабрь)

2020(июль-декабрь)

1,5

56,5/61,5

2022(январь-июнь)

2021

3

58/63

2024

2022

4

59/64

2026

2023

5

60/65

2028

Объединение фондов. Какие изменения ждут россиян?

Объединение Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования в один Социальный фонд России (СФР), несомненно, сделано для экономии бюджетных денег. Пока не понятно, будут ли в связи с этим серьезные сокращения сотрудников этих фондов, направят ли высвобождающиеся бюджетные средства, а также здания и прочее имущество на какие-то благие цели. Речь сегодня пойдет не об этом, а том, что же изменится для нас, простых россиян, от этой реформы.

Ну, начнем с работодателей. Для них однозначно упрощается порядок отчисления взносов, то есть сокращается количество платежей и сдаваемой государству отчетности. В совокупности процент отчислений в объединенный фонд остается прежним, в размере 30%.

На этом, в принципе, и заканчиваются все положительные моменты изменений.

Уже понятно, что, несмотря на то что совокупная ставка взносов остается прежней, фискальная нагрузка на работодателей все же вырастет. Все дело в том, что заботливые законодатели начиная со следующего года очень значительно (на 22,5%) повысили предельную базу начисления по взносам (с 1,565 до 1,917 миллиона рублей). То есть фактически взносы возрастут. А значит, работодатели, тем более в условиях нынешней ситуации, начнут экономить и кроить, то есть либо сокращать нам зарплату, либо переводить определенную часть ее в тень, чтобы сократить страховые платежи.

Но и на этом не все.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *