Как подавать уточненные декларации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подавать уточненные декларации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Нужны ли промежуточные «уточненки»

Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?

Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).

Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.

Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».

Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.

Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).

Подача уточнённых деклараций по периодам, которые завершились более трёх лет назад

В НК РФ нет запрета представления декларации по истечении трех после налогового периода. Поэтому ФНС должна принять исправленную декларацию за срок, ушедший в прошлое более, чем на три года, а так же обязан рассмотреть представленные плательщиком сопроводительные документы.

Не имеет значения, что проверка правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, давно закончилась или вступили в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности в силу налоговых нарушений по тем периодам.

Ещё в ПП ВАС от 30.05.2014 № 33 говорилось, что в силу ст. 173 НК РФ положительная разница, возникшая в силу превышения налоговых вычетов над суммами налога, подлежит возмещению плательщику из бюджета при условии подачи им декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Налоговые вычеты могут быть отражены в декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок периодов.

Норма ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи декларации должна соблюдаться плательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую исправленную декларацию. Учитывая позицию Пленума ВАС, если по прошествии трех лет после окончания налогового периода представлена уточненная декларация с налоговыми вычетами, ранее не заявленными, срок заявления сумм НДС к возмещению не рассматривается соблюденным, так как положение о максимальном трехлетнем сроке не соблюдается. Возможность правоприменения п. 4 рассматриваемой статьи и реализации права на зачет должна основываться на переплате по налогу на дату подачи исправленной декларации.

Читайте также:  Единый налоговый платеж (ЕНП) с 2023 года (законодательство)

Как оформить уточненную декларацию

Специальной формы для уточненной декларации не предназначено, но здесь надо учитывать, что подавать скорректированную информацию надо на бланке, который действовал в тот налоговый период (п. 5 ст. 81 НК РФ). Например, если вы в 2022 году обнаружили ошибку в декларации по УСН за 2017 год, то и подавать уточненную декларацию надо по форме, которая была актуальна в 2017 году.

В уточненной декларации не указывают разницу между ошибочными и верными значениями, а только новые правильные показатели. Отличаться будет еще и титульный лист, т. к. на нем необходимо указать другой номер корректировки. В первичной декларации в поле с номером корректировки прописывают «0», в первой уточненной декларации это будет «1». Если за этот же период будет подаваться еще одна уточненка, то значение соответствующего поля будет «2» и т.д. Количество уточнений декларации законом не ограничено.

Если вы подаете уточненную декларацию за период до 1 января 2014 года, когда действовали коды ОКАТО (сейчас их заменили коды ОКТМО), то указывайте именно их. Но если на основании этой скорректированной декларации вы должны заплатить недоимку по налогу за период до 2014 года, то в платежном поручении можно указывать только код ОКТМО.

Налоговый кодекс не требует при представлении уточненной декларации прилагать какие-либо пояснения, тем не менее, рекомендуется подать вместе с ней и пояснительную записку. Все равно налоговая инспекция с большой вероятностью запросит объяснения при камеральной проверке исправленной декларации.

В пояснительной записке укажите:

  • декларацию по какому налогу и за какой период вы подаете;
  • какие недостоверные сведения или ошибки содержатся в первичной декларации;
  • в каких полях уточненной декларации указаны первичные и исправленные значения показателей;
  • расчет налоговой базы и исчисленного налога (если эти суммы изменилась);
  • копии платежных документов об уплате недоимки и пени, если они были уплачена до подачи уточненной декларации.

Меняет ли уточненная декларация налоговые обязательства?

Все зависит от того, какие сведения корректирует уточненная декларация. По сути, она может как уменьшить, так и увеличить налоговые обязательства. К уменьшающим декларациям налоговики относятся с особым вниманием. По ним нередко требуют дополнительные документы и пояснения.

Тем не менее, любую уточненную декларацию, поданную без нарушения порядка и сроков сдачи отчетности, налоговая обязана принять и подвергнуть камеральной проверке. Раньше такая обязанность была у ФНС по умолчанию, но не находила законодательного подкрепления. ФЗ №120 от 01.05.2022 ситуацию изменил. Теперь позиция ФНС, представленная в письме ЕД-4-2/1797 от 29.06.2016 и касающаяся приема, проверки уточненных деклараций, закреплена законодательно. И если налоговая не скорректирует по результатам проверки уточненки налоговые обязательства, можно подать в суд.

Отмечу также ситуации, когда уменьшающие декларации принимаются, проверяются, а налоговые обязательства не корректируются на законных основаниях. Речь идет о нарушении сроков подачи заявления о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога. НК РФ (ст. 78) указывает на то, что запросить зачет или возврат можно в течение 3 лет от соответствующего периода. Если срок истек, налог не зачтут и не вернут. Но уточненную декларацию ИФНС примет и зарегистрирует. Формально, срок подачи такой отчетности не ограничен.


Когда уточненку можно не подавать

Если же исправления не уменьшили сумму налога либо привели к его переплате, то представление уточненки не является обязательным – подавать или нет уточненную декларацию по налогу на прибыль к уменьшению компания решает сама (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Как правило, такие ошибки предприятия учитывают и поправляют при возможности в декларации за текущий период. Это целесообразно и с практической точки зрения, поскольку по факту представления уточнений ИФНС обычно инициирует проверку по периоду, за который они подаются.

Для подтверждения произошедшей переплаты налога необходимо предъявить в ИФНС документы, послужившие основанием для уточнений (контракты, договоры, счета-фактуры, платежки и пр.), хотя за давностью лет эти документы могут и не сохраниться. Тем не менее, при существенных суммах переплаты и с полным пакетом подтверждающих документов предприятию лучше исправить ситуацию, подав уточнения, поскольку лишь оно заинтересовано в возврате или зачете средств.

Об условиях освобождения от ответственности

Положениями п. 3 и пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ определены условия, позволяющие организациям избежать налоговой ответственности при подаче уточненной декларации.

Условия освобождения от ответственности зависят от момента представления «уточненки», который сравнивается с установленными сроками подачи налоговой декларации и сроком уплаты налога.

К сведению:

Согласно ст. 289 НК РФ декларации по налогу на прибыль представляются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3), а по итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).

Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Итак, как было отмечено выше, условия освобождения от ответственности зависят от момента представления уточненной декларации в налоговый орган:

  • до истечения срока подачи налоговой декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ). В этом случае декларация считается поданной в день подачи «уточненки». Организация освобождается от ответственности, как говорится, по умолчанию;
  • после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога (п. 3 ст. 81 НК РФ). В отношении налога на прибыль правило, предусмотренное этой нормой, не работает, так как срок подачи декларации и срок уплаты налога совпадают;
  • после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога (п. 4 ст. 81 НК РФ). Согласно этой норме налогоплательщик освобождается от ответственности в двух случаях.

Чем грозит представление уточненной декларации

Всегда следует помнить, что вслед за сдачей уточненной декларации с уменьшенной суммой налога налоговые органы могут провести выездную налоговую проверку за уточняемый налоговый период, причем сделать они это могут, даже если данный период был уже проверен (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Читайте также:  Стали известны новые размеры больничных и декретных с 2023

До подачи уточненной декларации (если бухгалтер изначально занизил сумму налога) компании нужно будет доплатить налог в бюджет и, кроме того, заплатить пени. Штрафа организация может избежать, если:

  1. Успеет сдать уточненную декларацию до истечения срока подачи первичной (п. 2 ст. 81 НК РФ).
  2. Срок уплаты налога не истек и организация представила уточненку до того, как узнала об обнаружении ошибок налоговиками или назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).
  3. Уточненная декларация сдана после истечения срока уплаты налога, но до того, как компания узнала об обнаружении ошибок налоговым органом либо назначении выездной налоговой проверки. В этом случае нужно уплатить недоимку и пени до момента представления уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
  4. Срок уплаты налога истек, а уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Налоговый агент также может избежать ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, при соблюдении им вышеперечисленных условий (абз. 3 п. 6 ст. 81 НК РФ).

Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в корректируемом налоговом периоде (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Порядок внесения изменений в налоговую декларацию.

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации:

  • ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию;

  • ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе (но не обязан) представить «уточненку». При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Таким образом, если в 2018 году налогоплательщик обнаружит ошибку, допущенную в 2016 году, которая привела к излишней уплате налога за 2016 год, он имеет право провести корректировку в текущем периоде – 2018 году.

В этом случае у него отсутствует обязанность представления уточненной налоговой декларации за налоговый период совершения ошибки (Письмо Минфина России от 27.09.2017 № 03-02-07/1/62596), то есть за 2016 год. При этом, как следует из Письма Минфина России от 23.01.2012 № 03-03-06/1/24, не имеет значения, что период совершения ошибки можно определить.

Отметим, что, по мнению Минфина, при обнаружении нескольких ошибок (искажений), повлекших как занижение, так и завышение налоговой базы и суммы налога, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения) (см. письма от 15.11.2010 № 03-02-07/1-528, от 08.06.2010 № 03-03-06/1/388, от 05.05.2010 № 03-02-07/1-216).

Аналогичный подход можно найти в арбитражной практике. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 № 09АП-14786/2012-АК отмечено, что позиция налогоплательщика о правомерности взаимозачета ошибок, приводящих как к занижению, так и к завышению подлежащего уплате налога, противоречит точке зрения Минфина, изложенной в вышеупомянутых письмах.

Для наглядности все вышесказанное сведем в таблицу.

Ошибки, обнаруженные в первичной декларации

В каких случаях применительно к налогу на прибыль возникают ошибки

Исправление ошибки (п. 1 ст. 54)

Представление уточненной декларации

Приведшие к занижению суммы налога

Занижены доходы

и (или)

завышены расходы

В периоде совершения (абз. 2)

Обязанность налогоплательщика

Не приведшие к занижению суммы налога

Завышены доходы

и (или)

занижены расходы

В периоде совершения или в периоде обнаружения (абз. 3)

Право налогоплательщика

В уточненной декларации нужно указать правильные суммы налога, исчисленные с учетом изменений (а не разницу между правильно исчисленным налогом и налогом, отраженным в ранее представленной декларации).

Если в налоговом учете обнаружена ошибка…

У любой организации хотя бы раз возникала ситуация, когда в текущем периоде вдруг находилась ошибка, относящаяся к прошлым налоговым периодам.

Например, организация в 2018 году обнаружила документы за 2016 год, данные из которых не были включены в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль. Возникает вопрос: как исправить ошибку? Обязана организация подать «уточненку» за 2016 год или она имеет право включить эти расходы в базу 2018 года?

Обратимся к ст. 54 НК РФ, где даны два варианта исправления ошибок прошлых лет: в периоде совершения ошибки или в периоде обнаружения. Какие условия должны быть соблюдены при выборе того или иного варианта?

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения).

Иными словами, по общему правилу при обнаружении в 2018 году ошибки за 2016 год нужно скорректировать базу за 2016 год и подать за этот период уточненную декларацию.

Тем же пунктом (абз. 3) установлены исключения из приведенного общего правила, когда налогоплательщик вправе произвести перерасчет за период, в котором были обнаружены ошибки, не представляя «уточненку» за прошлые периоды:

– невозможно определить период совершения ошибок (искажений);

– допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Указанные положения ст. 54 НК РФ соотносятся с нормами ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок внесения изменений в налоговую декларацию.

Если обнаружены излишне уплаченные суммы налогов, ранее учтенные в прочих расходах…

На практике нередки ситуации, когда организация обнаруживает переплату за прошедшие периоды в отношении других налогов, которые учитывались при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (транспортный налог, налог на имущество, земельный налог, страховые взносы).

Например, организация в 2018 году обнаружила, что она начислила и уплатила излишние суммы налога на имущество за 2016 год. Она подала уточненную декларацию за 2016 год по этому налогу. Должна ли она подать еще и уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2016 год, ведь излишне начисленная сумма налога на имущество привела к занижению суммы налога на прибыль за этот период?

Ранее контролирующие органы отмечали, что выявление и декларирование суммы одного налога в размере, меньшем ранее заявленного, может повлечь обнаружение факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы другого налога. При этом налогоплательщик обязан провести перерасчет такого налога, внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган соответствующую «уточненку» в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. Налоговый орган на основании пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ вправе требовать от налогоплательщика представления уточненной налоговой декларации по указанному налогу (см. Письмо ФНС России от 22.01.2010 № ШТ-17-2/12@ вместе с Письмом Минфина России от 21.12.2009 № 03‑02‑07/2-209).

Читайте также:  Льготная пенсия для медиков по выслуге лет (последние новости)

Впоследствии подход поменялся (см. Письмо ФНС России от 12.02.2014 № ГД-4-3/2216@ вместе с Письмом Минфина России от 23.01.2014 № 03‑03‑10/2274) в связи с позицией Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 17.01.2012 № 10077/11.

Исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль (из Постановления Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10077/11).

В Письме № ГД-4-3/2216@ также было отмечено, что, исполнив обязанность по исчислению и уплате налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, налогоплательщик понес в предыдущих периодах затраты, отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, и в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ правомерно отнес их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы налога, соответствующей положениям перечисленных норм НК РФ, не может квалифицироваться как ошибка. Корректировка базы по этому налогу должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы земельного, транспортного налогов, налога на имущество, страховых взносов в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим.

В рассматриваемой ситуации организация не обязана представлять уточненную декларацию по налогу на прибыль. Переплату по налогам, учтенную в предыдущих периодах, нужно отразить во внереализационных доходах того периода, когда организация представит «уточненку» по другим налогам и (или) страховым взносам.

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Несколько слов про запоздавшие документы

Ситуация, когда неотражение какой-либо операции является следствием несвоевременного поступления документов в бухгалтерскую службу, довольно типична. Возникает ли в этом случае ошибка?

С точки зрения бухгалтерского учета без «первички» фиксация операций немыслима, поэтому если в отчетном периоде необходимая документация отсутствовала и, как следствие, факты хозяйственной деятельности не были отражены с помощью проводок, то об ошибках говорить не приходится (см. п. 1 ст. 9 Закона о бухучете).

Примечание. По мнению финансистов (Письмо от 12.05.2010 N 03-03-06/1/322), если на счетах бухгалтерского учета в 2010 г. отражены операции, подтвержденные документами, датированными 2009 г., то налогоплательщик должен использовать нормы п. 1 ст. 54 НК РФ.

В принципе аналогичный подход заложен и в гл. 25 НК РФ (см. п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 252, ст. 313), но есть факты, с которыми мы должны считаться.

По мнению высших арбитров, согласно ст. 272 НК РФ расходы при методе начисления признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Этой же статьей установлены особенности признания расходов в зависимости от их характера. Следовательно, во всех случаях расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, подлежат отражению в налоговом учете с соблюдением требований ст. ст. 54 и 272 НК РФ. Исключение составляют убытки (отрицательная разница между доходом и расходом) прошлых лет, выявленные в текущем налоговом периоде.

В результате Президиум ВАС в Постановлении от 09.09.2008 N 4894/08 посчитал, что действия общества по включению в состав внереализационных расходов 2004 г. расходов, относящихся к 2001 — 2003 гг., по причине несвоевременного представления контрагентами первичных документов, служащих основанием для исчисления налога, нельзя признать правомерными.

Примечание. По поводу доходов судебная практика на уровне ВАС нам неизвестна.

Часто суды поддерживают налогоплательщиков, учитывающих внереализационные и прочие расходы в периоде получения запоздавших документов (Постановления ФАС МО от 16.11.2009 N КА-А40/12057-09, ФАС ВСО от 20.10.2008 N А19-362/08-45-Ф02-4778/08). Объяснения следующие: согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления таких расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Интересный случай был рассмотрен ФАС УО в Постановлении от 12.01.2010 N Ф09-10662/09-С3. Общество в нарушение требований, определенных Законом о бухучете, ст. 313 НК РФ, не вело должным образом бухгалтерский учет осуществляемой деятельности (не составлялись необходимые первичные документы). Арбитры посчитали, что при таких обстоятельствах доначисление налога на прибыль на основании сведений, содержащихся в тетрадях общества и ежемесячных отчетах, а также показаний свидетелей необоснованно.

По поводу момента отражения опоздавших счетов-фактур единства позиции не наблюдается, по мнению финансистов и ряда судей, право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика с момента получения соответствующих счетов-фактур (Письма Минфина России от 02.04.2009 N 03-07-09/18, от 13.06.2007 N 03-07-11/160, Постановления ФАС ЗСО от 15.04.2009 N Ф04-2237/2009(4626-А75-25), ФАС ПО от 11.03.2009 N А12-17314/07 и др.).

То есть НДС следует предъявлять к вычету не ранее того налогового периода, в котором получен соответствующий счет-фактура.

Тем не менее широко распространен и другой подход: вычет НДС подлежит отражению налогоплательщиком в том налоговом периоде, в котором выполнены условия, определяющие право на налоговые вычеты (поставка товара (работ, услуг), оприходование), а не в ином налоговом периоде (Постановления ФАС ЗСО от 18.08.2008 N Ф04-4786/2008(9350-А27-42), Ф04-4786/2008(10472-А27-42), ФАС СКО от 02.03.2009 N А53-9737/2008-С5-46 и др.).

Как видим, арбитры зачастую сами не могут прийти к единому мнению по поводу момента отражения опоздавшей первички (счетов-фактур), поэтому принимайте самостоятельно решение о корректировке (некорректировке) налоговой базы с учетом арбитражной практики, складывающейся в вашем регионе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *